Педагогические технологии в работе учителя
статья по технологии

Кожанова Лариса Павловна

В статье дается описание педагогических технологий, которые учитель применяет в своей работе. Также дается анализ применения перчисленных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx55.29 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.

Любое  обучение по своей сути  - это одно из главных  условий для развития личности. Качественное образование, обновление содержания образования требуют от учителей освоения новых технологий обучения и воспитания, обеспечивающих ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

В своей практической образовательной деятельности я ставлю цель: создание  условий для формирования практических навыков учащихся через проектную и информационную   направленность процесса обучения. Считаю необходимым добиваться того, чтобы мои ученики овладевали исследовательскими, проектными, информационно-коммуникативными умениями. Сформировать эти умения, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью применения новых методов и элементов различных современных образовательных технологий.

Сегодня  выпускник школы должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности (например, моделирования, конструирования, проектирования и т.д.), опыт эмоционально-ценностных отношений.

 Именно поэтому все большее значение приобретает ориентация на развитие умений самостоятельной работы, на умение учиться самому.

Необходимо построить учебный процесс так, чтобы знания, которые дает учитель ребенку, были нужны ему для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества.

В современном мире возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, инициативную личность.

Самостоятельность, как качество личности, необходима человеку во всех его социальных ролях. Компетентность в самостоятельной деятельности разного направления позволяет человеку самореализоваться в жизни.

Развивать самостоятельность как качество личности непросто, поскольку надо создать такие условия, при которых у школьника появится желание созидать и уверенность в том, что ему удастся достигнуть поставленной цели. Технология развития самостоятельности должна строиться поэтапно и сам процесс развития будет достаточно продолжительным.

На мой взгляд, в наибольшей степени этому способствует применение проектной технологии и ИКТ.

Метод проектов в последнее время привлекает внимание многих педагогов, потому что он служит обобщением всей работы по теме, требует самостоятельного поиска дополнительных материалов. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении предмету. Проектная методика ориентируется на личные способности  учащихся, требует демократического сотрудничества и внимательного отношения к творчеству, требует жизненного опыта и знаний учащихся.

Являясь наиболее продуктивным способом реализации личностно-ориентированного подхода, метод проектов является способом достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребёнка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применять их на практике.

На уроках технологии  используются различные типы проектов: исследовательские, творческие, игровые ролевые, информационные, проектно-ориентированные. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельным, развивает у них интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.

Это позволяет наиболее полно раскрыть способности учащихся в освоении различных видов рукоделия, кулинарии, шитье одежды, дизайне помещений и т.п. Метод проектов занимает  особое место в обучении школьников  технологии. При этом важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям школьника, а полученный результат оказался практически востребованным. 

Процесс выполнения творческих проектов на каждом этапе обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на занятиях по технологии, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также на свой пусть небольшой личный опыт. Выполнение проектов дает учащимся некое жизненно-практическое умение, полезное каждому выпускнику независимо от избранной им профессии, специальности и дальнейшей карьеры.

В процессе обучения школьники достигают более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется.  Например, если с 5 по 8 класс перечень тем для проекта  не выходит за рамки программы по предмету, то в старших классах учащимся предоставляется полная самостоятельность и свобода выбора темы, изделия и материалов. На этом этапе учащиеся выполняют проекты, реализующие связь технологии с другими предметами.

   Учащиеся 7 - 11 классов ежегодно принимают участие в районных и республиканских олимпиадах по технологии,  где одним из обязательных этапов является защита проектов.

Конечно, на уроках применяются также и элементы других современных технологий. Главное здесь – не переусердствовать, при этом необходимо учитывать и контингент учащихся, материально-техническую базу кабинета и школы в целом, а также условия той среды, которая окружает ребенка вне дома.

Технологии

Результат использования

Перспективное развитие обучения

Проблемное обучение.

Всестороннее гармоничное развитие школьника

Формирование Я-концепции личности учащегося

Технология  разноуровневого обучения.

Дифференцированный подход в обучении

Повышение качества обученности

Технология  проектного обучения

Выход проектов за рамки учебного предметного содержания, переход на уровень социально-значимых результатов

Выступления на муниципальных и региональных этапах олимпиад. Изготовление проектов для социума.

Технология  исследовательской направленности

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения

Выступления учащихся на конференциях различного уровня.

Информационно-коммуникационные технологии

Интенсификация процесса обучения, повышение мотивации к учебе, развитие информационной культуры учащихся

Продолжить конструирование урока с использованием ИКТ средств, развитие навыков работы с информацией

Система инновационной оценки «портфолио»

Получение инструмента самооценки собственного познавательного творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

Формирование индивидуального маршрута, в том числе  для одаренных детей.

Технология  обучение  в сотрудничестве

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Формирование коммуникативных навыков и культуры общения.

Здоровьесберегающая технология

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения

Повышение качества обученности, усиление здоровьесберегающего аспекта обучения.

Непременным условием качественного обучения на современном этапе является применение информационных технологий, которые активно применяются на разных этапах изготовления проектов учащимися, а также при подготовке и подаче учебного материала.

В  рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету использую два направления компьютеризации обучения. Первое направление включает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть умений современного человека. Это в полной мере проявляется в подготовке учащимися рефератов, докладов, презентаций и проектов по блокам программного материала в рамках предмета. Найти необходимую информацию, обработать ее, оформить в соответствии с предъявляемыми требованиями и представить в надлежащем виде – эти все отработанные в школе умения и навыки за рамками школы помогут ребенку самореализоваться в любом направлении.

Второе направление – компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно повысить его эффективность. Это уроки-презентации, дополнительные материалы к урокам, электронные учебники, видеоуроки, компьютерный журнал моделей «Leco», распечатки поурочных планов, электронные тесты для проверки знаний, участие в интернет-олимпиадах. Материалы, помогающие организации данного направления в работе, располагаются на различных  электронных образовательных ресурсах: 

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://1september.ru/

http://www.zavuch.ru/

http://stranamasterov.ru/about

http://infourok.ru/

http://info.olimpiada.ru/

http://edu03.ru/

http://www.rosolymp.ru/

http://www.uchmet.ru/events/item/270855/

Все это требует от самого учителя готовности к освоению ИКТ, постоянному обучению в рамках усвоения этих технологий, чему как раз и способствуют различные семинары и вебинары дистанционного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»

В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...

Презентация "Использование технологии педагогического дизайна в работе учителя-предметника"

Основной целью педагогического дизайна является создание и поддержка для обучающегося среды, в которой, на основе рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных р...

Современные педагогические технологии в работе учителя физической культуры

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности...

Презентация обобщения педагогического опыта «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё боль...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...