Педагогический проект «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДО»
проект
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Использование информационно-компьютерных технологий в работе
учителя-логопеда ДО»
Паспорт проекта
Тема проекта: «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДО»
Вид проекта: среднесрочный
Тип: коррекционный, познавательно-речевой, творческий, социальный, педагогический.
Сроки реализации: 3 месяца (с сентября по декабрь)
Руководитель проекта: учитель-логопед: Комарова М.А.
Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, музыкальные руководители, родители воспитанников.
Цель проекта:
Формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности в результате оптимизации коррекционного процесса средствами ИКТ.
Задачи проекта:
- Изучить литературу по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Формировать у детей коммуникативные навыки и практические умения правильной речи (развитие просодики, звукопроизношения, лексико –грамматического строя речи) с помощью ИКТ.
- Разработать планы- конспекты логопедической НОД с использованием ИКТ.
- Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес дошкольников к логопедическим занятиям.
- Создать банк конспектов, презентаций и мультимидийных материалов для работы с детьми и педагогами.
- Внедрить информационно-коммуникационные технологии в коррекционную работу.
Актуальность проекта
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
На сегодняшний день не все логопеды знают о возможностях ИКТ и применении их в логопедической работе. Поэтому возникла необходимость изучения возможностей ИКТ в логопедической работе.
Основные методические принципы реализации проекта:
Принцип активности ребенка в процессе обучения. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа с опорой на различные анализаторы
Принципом научности. Дети усвоивают реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Принцип наглядности. Используются мультимедийные презентации, компьютерные развивающие программы, слайд-шоу, видеофрагменты.
Принцип системности и последовательности обучения. Усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. ИКТ позволяют работать над звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико – грамматическими средствами языка артикуляционной моторикой, мелкой моторикой, связной речью. Мультимедийные презентации создаются и подбираются в соответствии с тематическим планом.
Принцип доступности обучения. Наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывается специфика детей с нарушениями речи.
Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются на индивидуальных занятиях и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
Принцип воспитывающего обучения. У детей воспитываются волевые и нравственные качества.
Обеспечение проектной деятельности:
Планирование, методическая литература, компьютер, компьютерные программы.
Предполагаемый результат:
1. Повышение эффективности логопедической работы.
2. Активизация познавательной деятельности детей, повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях.
Продукт проектной деятельности:
1. Создание медиатеки компьютерных презентаций, развивающих программ.
2. Создание авторских компьютерных презентаций.
3. Выступление на педсовете в ДО и на ММО учителей-логопедов.
Этапы реализации проекта:
-Предварительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.
Разработка методического материала и планов проведения проекта.
-Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.
-Основной. Проведение коррекционных занятий , мастер-классов, тренингов по плану, создание презентаций, буклетов, картотеки.
Взаимодействие с родителями ( консультации, родительские собрания с мастер-классом).
-Итоговый. Презентация в ДО на педсовете. Анализ результатов проекта. Выступление на ММО учителей-логопедов города.
Этапы реализации проекта
«Использование информационно-компьютерных технологий в работе
учителя-логопеда ДО
С сентября по декабрь
Этапы проекта | Срок | Задачи |
1 этап – Подготови-тельный | Сентябрь |
|
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы | Октябрь - ноябрь |
|
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов | декабрь |
|
4 этап - Презентация проекта |
|
«Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДО»
|
Использованная и рекомендуемая литература:
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционноразвивающим занятиям. – М., 1994.
2. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.
4. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003.
5. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.
6. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.
7. Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная комьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З.А. Репина, Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004, - № 5. – С. 285-287
8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. — М.: АРКТИ, 2001.
9. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: МозаикаС и н т е з , 2 0 1 1 .
10. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55. 11. Королёва Н., Петрова С. «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание », 2010, № 6
12. Коч Л.А., Бревнова Ю.А. «Дошколёнок + компьютер», изд –во « У ч и т е л ь » , В о л г о г р а д , 1 7 5 с т р .
13. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
14. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001. 191 с. 23 15. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда
Доклад на тему: «Использование элементов ИКТ - технологий в работе учителя - логопеда, как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в у...
Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.
В основе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании ИКТ. Информационные технологии принадле...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.
В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному развитию школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС»
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...
Использование эффективных современных технологий в работе учителя – логопеда как средство стимулирования речевой активности обучающихся с ООП
Выступление на ММО учителя-логопеда...