Разработка образовательного занятия "Создание нити"
план-конспект по технологии
Образовательное занятие, цель которого - объяснить учщимся как создается нить, что из нее изготавливают, ина практике показать как из тонкой ниточки получается полотно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательное занятие | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное занятие на тему «Создание нити»
Автор педагог доп. образования
Никитина Н.Н.
Цель: « Формирование понятия о процессе получения ткани»
Задачи:
-Познакомиться с историей развития ткани, с видами текстильных волокон, с процессом получения ткани полотняным переплетением
- Закрепить знания детей о том, что ткани ткут из ниток, рассказать о том, откуда берутся нитки
Оборудование: Иллюстрация хлопка, льна, тутового шелкопряда, нити (х/б,шерстяных , щелковых), вата, ткацкий станок.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о нити и попытаемся научиться ткать образец полотняного переплетения.
III Актуализация опорных знаний.
Учитель: Зачем нам нужны нити?
Дети: Шить, вышивать, вязать.
Учитель: Что же мы знаем о нити? Я буду называть слова, а вы - противоположные им по смыслу.
Учитель: Длинная.
Дети: Короткая.
Учитель: Толстая.
Дети: Тонкая.
Учитель: Крепкая.
Дети: Слабая.
Учитель: Гладкая.
Дети: Пушистая.
Учитель вывешивает таблицу «Свойства нити».
Свойства нити. |
длинная |
гладкая |
толстая |
слабая |
короткая |
пушистая |
тонкая |
крепкая |
Учитель: Мы назвали свойства нити. А теперь скажите. из чего сделаны эти нити?
(Учитель показывает шерстяные, хлопчатобумажные, льняные нити).
Дети: Изо льна, из хлопка, из шерсти.
Учитель: Как они называются?
Дети: Льняные, хлопчатобумажные, шерстяные.
Учитель: Из шерсти каких животных делают нити?
Дети: Из шерсти овцы, козы, собаки, кролика, верблюда.
IV. Объяснение нового материала.
Дети, внимательно посмотрите на свою одежду, из чего она сшита? . А вы знаете, что ткани ткут из ниток, на ткацком станке. А знаете ли вы откуда берутся сами нитки? (Провести опыт: намочить кусочек ваты и скручивать его пальцами немного растягивая). Что получилось? Нить. Вата – это хлопок (показать рисунок хлопка). Хлопчатник любит тепло и растет на юге. Как созреют, лопаются коробочки с семенами и в каждой – как будто кусочки ваты. Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн, потом отвозят на прядильную фабрику и прядут хлопчатобумажные нити (рассматривают нитки). Как вы думаете, как используют эти нитки? Ткут ткани, шьют, вяжут. В древние-предревние времена нить скручивали пальцами, потом изобрели веретено (показать), сейчас нитки прядут огромные прядильные машины. (рассматривают иллюстрации). Но хлопок в нашей стране появился 200 лет назад. Как же мы обходились без хлопка! Из каких волокон пряли нитки? (показать лен). Из льняных. До чего красив цветущий лен – поле в голубых цветочках! Отцветет лен, созреют на нем семена, тут его срезают, расчёсывают стебельки на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нитки. Посмотрите, какие красивые кружева вяжут из этих нитей. (Дети обследуют нитки, затем дать задание – найти ткани из льняных ниток). Какие ещё нитки вы знаете? Шерстяные. С помощью каких животных люди получают шерсть? Дети рассматривают изделия из шерсти и дают им определения. шелковую нить людям прясть не нужно, ее прядет гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом, называют тутовым, так как ест только листья тутового дерева. Перед тем, как превратиться в куколку, гусеница выпускает «изо рта» две тонюсенькие паутинки. Они склеиваются между собою в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног, получается шелковый кокон (показать рисунок), а люди тут как тут: разматывают кокон, а в нем км шелковой нити. Ее перематывают на катушки и везут на ткацкую фабрику (дети обследуют шелковую нить и находят ткань из нее).
Процесс получения ткани очень длительный. Из волокон получают пряжу, из пряжи - нить, из нити - ткань.
Сегодня на уроке мы рассмотрим процесс получения ткани. Этот процесс очень длительный.
Кто-то из вас видел, а какие инструменты и приспособления нужны для получения нити? (прялка и веретено).
Сейчас нити вырабатывают на прядильных фабриках, из относительно коротких волокон непрерывной, ровной нити - пряжи, в которой волокна соединены между собой кручением. Этот процесс называется прядением. Процесс изготовления пряжи производится на специальных машинах. Затем из полученных ниток делают ткань. Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Способ получения ткани на ручном ткацком станке был известен с незапамятных времен.
Первые ткацкие рамы походили на челюсти животного-гиганта: два врытых в землю столба с зубьями, между которыми натягивали нити. Эти нити служили основой ткани. Их называли нити основы. А вторая нить проводилась вручную, заостренной палочкой. Эта нить носила название уточной (утка). До этого дошли ещё в IV тысячелетии до нашей эры.
Ремесло ткача с течением веков требовало, пожалуй, ещё больше выучки, ловкости, неутомимости, чем ремесло поставки пряжи. Ткачи могли рассчитывать только на свои руки. И руки, например, ткачей в Индии способны были создать нечто поразительное. В самом деле, название индийских тканей - "текущая вода", "вечерний туман", "сотканный воздух" - соответствуют тонкости, гладкости, нежности этих материй. Платье, сшитое из такого рода ткани, европейские щеголихи могли продевать сквозь перстень.
Попытки облегчить работу ткачей делались ещё в древности. Ткацкий станок постоянно совершенствовался. В конце 14 века был изобретен первый ткацкий станок - самолет. В России впервые текстильные предприятия были созданы Петром I. При московском текстильном институте существует особый музей. В нем собраны образцы ткацкого ремесла и все то, что к нему имеет отношение. Собранны в музее ткани, возраст которых исчисляется веками.
Ткани на производстве получают путем переплетения нитей. Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы, а расположенные поперек - нитями утка. С двух сторон ткани по долевой нити получаются неосыпающиеся края - кромки.
Основа на производстве испытывает большое натяжение. Поэтому для основы берется более прочная пряжа. Основа, состоящая из многих параллельно сложенных нитей, наматывается на большую катушку - навой. Сматывая с навоя, нити основы пропускаются через ремизки с отверстиями для нитей. С помощью ремизок одна часть нитей основы поднимается, а другая опускается. В образуемый ромбовидный зев пролетает челнок с поперечной уточной нитью. Уток специальным гребнем - бедром, прибивает к опушке ткани. Вслед за этими ремизками поднимают одни и опускают другие нити основы. Так в процессе переплетения нитей основы и утка производиться ткань, которая навивается на товарный валик.
Основная характеристика ткани зависит от способа переплетения нитей основы и утка. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетаются попеременно через одну друг с другом. Основные и уточные нити на поверхности ткани располагаются в шахматном порядке.
V. Практическая работа "Изготовление образца "ткани" полотняного переплетения".
Оборудование: модель ткацкого станка, нить с челноком.
ФИЗ-МИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Гимнастика для глаз.
Мы вязали узелки
В этом руки помогли,
А глаза за всем следили
Взглядом круг они ловили.
А теперь ты посмотри -
Волны слева, впереди,
Овал глазами начерти.
Закрой глаза, теперь открой.
VI Анализ изделия.
Учитель: Какую работу вы выполняли?
Дети: Мы учились ткать.
Учитель: У кого получилось переплетение? Что нужно было делать, чтобы оно получилось ?
VII Итог урока.
Учитель: Что необходимо для ткачества ткани?
Дети: Ткацкий станок, нить, челнок.
Учитель: Сегодня вы узнали много новых слов, попробовали спрясть нить, научились ткать полотняное переплетение. Все справились с заданием, досвидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме: «Разработка образовательной программы по прикладному обучению «Очумелые ручки» для воспитанников детского дома»
Личный план профессионального образования педагога дополнительного образования...
Методические материалы начинающему педагогу по разработке образовательной программы
Презентация на тему "Методические рекомендации начинающему педагогу по разработке образовательной программы"...
Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)
Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность, рассчитана на два года об...
Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.
Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В КОРЕКЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ С ОВЗ.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В КОРЕКЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ С ОВЗ....
Методическая разработка "Времен связующая нить"
Методическая разработка "Времен связующая нить" использовалась в рамках декады гуманитарных наук.Использование подобного материала возможно на внеклассных занятиях для развития интерес...
Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования....