Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)
статья
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.
Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
Принципиальным отличием ФГОС ООО 2021 является конкретизация требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, формирование функциональной грамотности обучающихся, вариативность с ориентиром на углубленное изучение учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации.
Основная образовательная программа основного общего образования является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности.
В обновленных ФГОС сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования выложена на https://fgosreestr.ru/
Структура основной образовательной программы:
- Целевой раздел
- Содержательный раздел
- Организационный раздел.
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования содержит в себе
- Пояснительная записка:
- Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования
- Принципы формирования и механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования
- Общая характеристика основной образовательной программы основного общего образования
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: общая характеристика (личностные, метапредметные, предметные – требования к ним)
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (внутренняя и внешняя оценки, подходы к оценке, Особенности оценки метапредметных и предметных результатов, Организация и содержание оценочных процедур)
На что необходимо обратить внимание в этом разделе:
В особенностях оценки метапредметных результатов четко прописано что такое итоговый проект и критерии оценки проектной работы.
Проектная деятельность в обновленном ФГОС занимает значимое место. Она выступает как:
- одно из требований к метапредметным результатам;
- составная часть требований к предметным результатам;
- оцениваемая форма учебной деятельности;
- основная форма учебной деятельности, развивающая УУД;
- часть Программы формирования универсальных учебных действий обучающихся.
В подразделе «Организация и содержание оценочных процедур» помимо стандартных оценочных процедур достаточно подробно рассмотрено портфолио как процедура оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых учащимся.
Так большое внимание уделено характеристике учащегося (на основании чего готовится, что в ней отмечается).
Содержательный раздел программы основного общего образования содержит
- Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
- Программа воспитания
- Программа коррекционной работы
Остановлюсь подробно на 1 пункте: Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей. Обратите внимание здесь так же выкладываются рабочие программы внеурочной деятельности.
В примерной основной образовательной программе представлены примерные рабочие программы по предметам (без поурочного планирования). ПРП по учебным предметам основного общего образования одобрены решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 3/21 от 27.09.2021). Примерные рабочие программы соответствуют требованиям обновленных ФГОС и обеспечивают:
- равный доступ к качественному образованию;
- единые требования к условиям организации образовательного процесса;
- единые подходы к оценке образовательных результатов.
Общая структура рабочих программ:
1. Пояснительная записка:
- общая характеристика учебного предмета;
- цели и особенности изучения учебного предмета;
- место учебного предмета в учебном плане.
2. Содержание образования (по годам обучения).
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
- личностные результаты;
- метапредметные результаты;
- предметные результаты (по годам обучения).
4. Тематическое планирование:
- темы и количество часов, отводимое на их изучение;
- основное содержание;
- основные виды деятельности обучающихся.
Личностные результаты в ПРП представлены по сферам воспитательного воздействия (патриотическое, гражданское, духовно-нравственное, эстетическое и т.д. воспитание)
Метапредметные результаты в ПРП представлены в сферах:
- Универсальных учебных познавательных действий (базовые логические действия, базовые исследовательские действия; работа с информацией)
- Универсальных учебных коммуникативных действий (общение, совместная деятельность)
- Универсальных учебных регулятивных действий (самоорганизация учебной деятельности, самоконтроль, принятие себя и других, эмоциональный интеллект).
Предметные результаты в ПРП представлены по годам обучения, выражены в деятельностной форме, отражают сформированность у обучающихся определенных умений.
Представленные ПРП позволяют учителю:
- реализовать в процессе преподавания современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по ФГОС
- структурировать планируемые результаты обучения и содержания учебного предмета по годам обучения.
- разработать календарно-тематическое планирование с учетом потребностей конкретного класса, примерного распределения учебного времени на изучение раздела/ темы, предложенных основных видов учебной деятельности для освоения учебного материала.
Обобщение - что нового в требованиях к рабочим программам:
- в РП должны быть включены методы и формы организации обучения, характеристика деятельности обучающихся
- РП учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания
- В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы
- Требования к РП теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 32.1)
На что обратить внимание при работе с этим разделом в примерной основной образовательной программе:
- Внимательно читайте предложенные примерные рабочие программы по предметам: некоторые виды деятельности учащихся для образовательных организаций при исправительных колония не подходят по условиям режима пенитенциарных учреждений.
- В примерной основной образовательной программе отсутствует ПРП по основам духовно-нравственной культуре народов России. Данная ПРП выложена на портале «Единое содержание общего образования» для модуля «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-6 классов.
- В содержании многих предметов есть инвариантные модули (темы, обязательные к изучению) и вариативные
На портале «Единое содержание общего образования» имеется вкладка «Конструктор рабочих программ» - онлайн-сервис для создания авторских рабочих программ по учебным предметам начального общего и основного общего образования. В основу положены примерные рабочие программы по учебным предметам.
Организационный раздел программы основного общего образования содержит в себе:
1. учебный план программы основного общего образования
2. план внеурочной деятельности:
- план внеурочной деятельности
3. календарный план воспитательной работы (дан шаблон таблицы и примерные мероприятия по модулям)
- Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования
На что обратить внимание:
Деление предметов и курсов по предметным областям было другим. В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы. Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история».
В Примерной основной общеобразовательной программе в предложенных учебных планах отсутствует предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Согласно ФГОС эта предметная область обязательна.
Основные выводы:
- Основная общеобразовательная программа стала более конкретизирована по всем разделам
- Требования к результатам освоения программы расширили по всем видам результатов
- Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС.
Данная презентация может помочь администрации школы при разработки ООП ООО, а также при написании учителями рабочих программ....
Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...
Образовательная программа основного общего образования по русскому языку ФГОС
Данная программа содержит следующие разделы:Пояснительная запискаРезультаты освоения основной образовательной программыТематическое планирование с определением основных видов учебной деятельностиТемат...
Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).
Рабочая программа по учебному предмету математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, порядок, содержание, результаты и ...
Основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Чехломеевская ОШ» разработана на основе ст.12-16 Федерального закона «Об образовании в Российской ...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...
Основная образовательная программа основного общего образования (в соответствии с ФГОС)
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №2 (далее - ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основно...