Практические рекомендации по индивидуальному сопровождению обучающихся на уроках трудового обучения в специальной коррекционной школе VIII вида
статья по технологии
Диагностика на уроках технологии в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_tipologii.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
VIII ВИДА
В Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга определены государственные гарантии Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ. Одним из приоритетных направлений является развитие современных образовательных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время не вызывает сомнения, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют определенные потенциальные возможности для овладения элементарной по содержанию трудовой деятельностью не только в самообслуживании, но и в практической деятельности. А некоторые смогут продолжить обучение в специализированных технических училищах. Отсюда вытекает целесообразность и необходимость формирования у них навыков трудовой деятельности и использование ее в качестве важнейшего средства компенсаци дефекта.
Целью нашей работы является поиск эффективных способов диагностики особенностей учащихся для практического решения задачи коррекции индивидуальных недостатков, особенно в овладении трудовыми навыками. Цель диагностики - выявление проблем и учёт динамики развития каждого учащегося. Выявляя индивидуальные особенности ребенка, мы опираемся на определенные ориентиры, помогающие в проведении анализа. В качестве таких ориентиров для нас служат характеристики сторон деятельности. Они содержат основные виды трудовых действий и другие моменты, на которые необходимо обращать внимание при изучении учащихся. Принятые основания дифференциации учащихся позволяют выделить 8 типологических групп, которые и нашли отражение в разработанной нами индивидуальной карте учащегося. В ней отражены:
- типогруппа;
- особенности сторон деятельности (положительные и отрицательные);
- особенности усвоения теоретического материала и практической деятельности;
- педагогичесий прогноз.
Кроме индивидуальной, составляется диагностическая карта на каждый класс, которая заполняется в начале и в конце учебного года. В первой четверти учитель, в соответствии с типологическими особенностями, соотносит ученика с определённой группой, планирует дифференцированный подход в обучении и предполагаемый результат. В конце учебного года отмечает полученный результат. С помощью этих карт мы можем изучать и планировать коррекцию природных возможностей, особенностей учащихся. Кроме природных особенностей или задатков, учитываются и способности, приобретённые в деятельности. Для оптимизации трудового обучения нами были выделены основные трудовые способности учащихся. Такие диагностические материалы позволяют выявить индивидуальные особенности учащихся, планировать дифференцированный подход и индивидуальное обучение в соответствии с возможностями здоровья, а также вести учет динамики развития каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья.. В диагностической карте изучения трудовых способностей учащегося мы отслеживаем параметры по следующим критериям:
. Профессиональные навыки:
I уровень – умеет выполнять сложные изделия, читать схемы (чертежи).
II уровень – умеет выполнять простейшие операции
III уровень – может выполнять задания с помощью учителя
Производительность труда:
I уровень – высокая производительность труда, осознанно выполняет работу
II уровень – высокая производительность труда, механически выполняет работу
III уровень – низкая производительность труда
Способность усваивать теоретический материал:
I уровень – успешно усваивает теоретический материал во фронтальной работе
II уровень – испытывает сложности в формировании теоретических знаний
III уровень – нуждается в индивидуальной работе по формированию теоретических знаний
- Умение планировать работу
I уровень – может составить алгоритм задания
II уровень – может составить алгоритм задания с помощью учителя
III уровень – алгоритм задания не понимает
- Самооценка
I уровень – адекватная самооценка
II уровень – самооценка завышена
III уровень – самооценка занижена
- Самоконтроль
I уровень – самостоятельно может найти и исправить дефекты
II уровень – исправляет дефекты после детального разбора с учителем
III уровень – негативно реагирует на замечания, дефекты исправлять отказывается
- Самостоятельность
I уровень – выполняет задания самостоятельно
II уровень - выполняет задания с незначительной помощью учителя
III уровень – выполняет задания под контролем учителя
- Отношение к труду
I уровень – добросовестное, стремится к высокому качеству
II уровень – отношение ситуативное
III уровень – чаще стремится избежать работы
- Ответственность
I уровень – ответственно относится к делу
II уровень – ситуативно
III уровень – безответственное отношение
- Дисциплинированность
I уровень – дисциплинирован
II уровень – в меру шаловлив, адекватно реагирует на замечания
III уровень – нарушает правила поведения, неадекватно реагирует на замечания
- Творческий подход
I уровень – наблюдается желание создать что-либо новое
II уровень – есть желание найти интересующую вещь в литературе
III уровень – безразличное отношение к работе
Предложенные методы диагностики носят выраженную практическую направленность. Разработанные диагностические карты будут способствовать совершенствованию учебного процесса, а полученный материал может быть использован в практике учителей не только трудового обучения, но и общеобразовательных дисциплин. Желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы возможно большего личного и социального благополучия, мы считаем нашей основополагающей задачей дать такое образование, воспитание и сопровождение учащимся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
Роль трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида
В докладе рассмотренны стороны трудового воспитания, его роли в жизни ребёнка с ОВЗ....
Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Актуальность исследования заключается в организации специальной коррекционной работы по формированию самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможност...
«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...
Диагностика трудовых навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках швейного дела
Уже несколько лет я веду диагностику трудовых навыков учащихся на своих уроках. На начало и конец учебного года заполняю таблицу результатов изучения уровня самостоятельности учащихся при выполнении т...
«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»
Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии, и...
«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)
В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация, дидактические принципы и принци...