Опыт воспитания студентов в процессе производственных уроков прочных навыков повышения производительности труда, улучшение качества выпускаемой продукции
методическая разработка по технологии (9 класс)
Опыт воспитания студентов в процессе производственных уроков прочных навыков повышения производительности труда, улучшение качества выпускаемой продукции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_07.06.2019.docx | 42.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия
«Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УПР: ____________ /Н. А. Маркова/ «__»____________2019 г. | РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии «___»____________2019 г. Председатель: ____________ /Е.М.Денисова/
|
ДОКЛАД
на тему:
«Опыт воспитания студентов в процессе производственных уроков прочных навыков повышения производительности труда, улучшение качества выпускаемой продукции»
Разработала:
Мастер производственного обучения
Емелина М.А.
Высшая квалификационная категория
Саранск 2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..3
Пути повышения производительности труда………………………………………….5
Факторы повышения производительности труда ……………………............................8
Системный подход к обучению студентов передовому
Производственному опыту…………………………………………………………….11
Организация и проведение экскурсий………………………………………………..16
Организация в техникуме работы по изучению, и внедрению
передового производственного опыта……………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………………………..........................19
Введение
Заставить трудиться умственно очень трудно,
заставить трудиться физически немного легче.
Сочетание физического и умственного труда-
Это решающие средство воспитания трудолюбия
у самых запущенных, обленившихся детей,
которых родители никогда не заставляли трудиться.
В. А.Сухомлинский
Процесс обучения производительному труду делится на две части: производственное и теоретическое обучение. Прочные и глубокие знания, полученные в процессе теоретического обучения – база, на которой формируется профессиональные умения и навыки.
Производственное обучение – это подготовка студентов к выполнению определённых трудовых процессов, формирование профессиональных умений и навыков, применение полученных знаний на практике
Любой опыт, особенно педагогический несет в себе признаки, свойственные конкретному человеку. Проявляется это в индивидуальных чертах личности учителя, и его способностях. Поэтому, пропагандируя опыт В.Ф. Шаталова, нельзя снимать со счетов его личностные особенности. Сила любого творческого человека не в подражании, а нахождении своего подхода к делу.
Воспитание должно быть гармоничным.
Воспитание гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство – наша главная задача.
Создание целенаправленной системы непрерывного образования и воспитания подростка на уроке и во внеурочное время способствует максимальному достижению. Этой задачи. Первоочередной задачей обучения учащихся опыту передовиков и новаторов производства является воспитание у них стремления к новаторской деятельности, постоянному поиску средств повышения производительности труда и улучшения качества выпускаемой продукции, формирование у будущих рабочих профессионального мастерства.
Пути повышения производительности труда
Сущность и значение повышения производительности труда
Производительность труда является одним из важнейших показателей эффективности общественного производства. Применение этого показателя позволяет оценить эффективность труда, как отдельного студента, так и коллектива.
Производительность в широком понимании – это умственная склонность человека к постоянному поиску возможности усовершенствования того, что существует. Оно основано на уверенности в том, что человек может работать сегодня лучше, чем вчера, а завтра еще лучше. Оно требует постоянного совершенствования экономической деятельности.
При изучении вопроса об экономическом содержании производительности труда надо исходить из того, что труд, затрачиваемый на производство продукции, состоит из живого труда, расходуемого в данный момент в процессе производства продукции, и прошлого труда, овеществленного в ранее созданной продукции, используемый для производства новой.
На высшем этапе научно-технического прогресса с ростом механизации и автоматизации производства снижаются одновременно затраты и живого и овеществленного труда на единицу продукции, но затраты живого труда снижаются в большей степени, чем затраты прошлого труда, поэтому доля живого труда в продукте уменьшается, а доля прошлого увеличивается. Отсюда, чем выше уровень механизации и автоматизации труда, тем большую роль в его экономии будет играть сокращение затрат овеществленного труда.
Производительность труда является показателем экономического роста, то есть показателем, обеспечивающим рост реального продукта и дохода. Увеличение общественного продукта на душу населения означает повышение уровня жизни.
Существует также понятие эффективности труда. Она шире, чем производительность, и включает кроме экономического (производительность труда) ещё психофизиологический и социальный аспекты. Психофизиологическая эффективность труда определяется воздействием трудового процесса на организм человека. С этой точки зрения эффективным может быть признан только такой труд, который наряду с определённой производительностью обеспечивает:
безвредные, благоприятные санитарно - гигиенические условия и безопасность;
достаточную содержательность труда и соблюдение границ его разделения;
возможности всестороннего развития физических, умственных сил и способностей студента в процессе труда;
предотвращает отрицательное влияние производственной обстановки на студента.
Отсюда вытекает и понятие социальной эффективности труда, которое включает:
· требования гармоничного развития личности каждого студента;
· повышение его квалификации и расширение производственного профиля;
· формирование позитивного социального климата в трудовых коллективах;
· усиление социально-политической активности и совершенствования всего образа жизни.
Если указанные требования не соблюдаются, то неизбежно снижаются и темпы роста производительности труда. Так, неблагоприятные санитарно-гигиенические и вредные для здоровья условия труда вызывают потери рабочего времени в связи с заболеваемостью. Слишком дробное разделение труда ограничивает возможности расширения производственного профиля студента и роста его квалификации. Негативные социальные взаимоотношения в трудовых коллективах могут также существенно снизить производительность труда при прочих равных условиях его организации.
Итак, эффективность труда обусловливается его производительностью в их тесной взаимосвязи, что необходимо постоянно учитывать при определении факторов и резервов роста производительности труда.
Большое значение, которое имеет рост производительности труда для отдельных предприятий и всего общества, делает необходимым изучение всех факторов, влияющих на уровень производительности труда, и вскрытие резервов её повышения.
Факторы повышения производительности труда
Факторы - это силы, причины, внешние обстоятельства, воздействующие на какой- либо процесс или явление.
В зависимости от степени и характера влияния на уровень производительности труда факторы можно объединить в три группы: материально-технические, организационно-экономические и социально-психологические.
Материально-технические факторы связаны с использованием новой техники, прогрессивной технологии, новых видов сырья и материалов.
Решение задач совершенствования производства достигается путём.
· модернизации оборудования;
· замены морально устаревшего оборудования новым, более производительным;
· повышения уровня модернизации производства: установки полуавтоматов, автоматизированного оборудования, использования автоматических линий, автоматизированных систем производства;
· внедрения новых прогрессивных технологий;
· использования новых видов сырья, прогрессивных материалов, и другими мерами.
Научно-технический прогресс - главный источник всестороннего и последовательного роста производительности. Поэтому для использования в производственном процессе достижений научно-технического прогресса в современных условиях требуется направление инвестиций в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение действующих мастерских, внедрение прогрессивных технологий и новейшей техники, повышение доли затрат на активную часть основных производственных фондов машин, оборудования.
Комплекс материально-технических факторов и их влияние на изменение производительности труда можно охарактеризовать следующими показателями:
- энерговооружённостью труда - потреблением всех видов энергии на одного студента;
- электровооружённостью труда - потреблением электроэнергии на одного студента;
- технической вооружённостью труда – объёмов основных производственных фондов, приходящихся на одного студента.
Важный материально-технический фактор - повышение качества продукции, удовлетворение общественных потребностей меньшими затратами средств и труда, потому что изделия лучшего качества заменяют большее количество изделий низкого качества. Повышение долговечности изделий равнозначно дополнительному увеличению их выпуска.
Кроме того, производительность труда обусловлена естественными и общественными условиями, в которых протекает труд.
В условиях развития в нашей стране рыночных отношений обостряются также общественные условия, которые, с одной стороны, тормозят, а с другой – стимулируют рост производительности труда. Среди них: повышение уровня безработицы, усиление конкуренции товаропроизводителей, развитие малого бизнеса и другие.
Все факторы тесно связаны и взаимосвязаны, и их надо изучать комплексно.
Классификация факторов позволяет выявить причины, которые вызвали изменения производительности труда. Изучение факторов роста производительности необходимо, чтобы точнее оценить влияние каждого, ведь действия их неравноценны. Одни дают устойчивый прирост производительности труда, а влияние других является переходящим. Отдельные факторы требуют различных усилий и затрат для приведения их в действие. Классификация факторов роста производительности труда создаёт условия для проведения экономических расчётов по определению степени воздействия их на изменение производительности труда.
Производительность труда, является важнейшим показателем развития экономики.
Рост производительности труда обеспечивает предприятиям и всему общественному производству дальнейшее развитие и благоприятные перспективы, а в сочетании с грамотной маркетинговой и сбытовой политикой, конкурентоспособность, что является непременным условием рыночной экономики. И, в конечном счёте, рост производительности труда ведёт к повышению уровня жизни населения.
Системный подход к обучению студентов передовому производственному опыту
Успешное изучение передовой технологии и приемов труда новаторов производства в процессе профессионального обучения возможно при выполнении следующих условий:
-содержательные и процессуальные аспекты обучения передовым методам труда должны быть тесно взаимосвязаны с системой профессиональной подготовки.
-обучение передовым методам труда следует проводить с учетом принципов доступности и систематичности, связи теории с практикой, соединяя обучения производительным трудом.
-обучение передовым методам труда необходимо осуществлять на протяжении всего срока обучения студентов.
-обучение студентов опыту передовиков и новаторов должно проводиться по научно-обоснованной методике.
- студенты должны систематически использовать передовые методы труда в своей практической деятельности.
Большов значение для формирования у студентов трудовых навыков имеет обучения их на изготовление сложной продукции по заказам базовых предприятий и других организаций. Такое обучение дает наибольшей эффекта, когда оно тесно связано с развитием технического творчества студента, изучением современной техники и технологии производства, производственного опыта передовиков и новаторов производства, прогрессивных инструментов и приспособлений. Эта работа в техникуме
должна проводиться планово и поэтапно.
На первом этапе мастеру производственного обучения целесообразно запланировать проведение со студентами работы по ознакомлению с передовыми приемами и методами труда передовиков и новаторов производства, особенностями, применяемыми ими инструментами и приспособлений. Лучше всего, если эти передовые рабочие работают на базовых предприятиях, в цехах и бригадах, где в дальнейшем будут проходить производственную практику студенты Уже на первом этапе надо показать инструменты и приспособления, которыми пользуются передовики и новаторы производства базового предприятия, и подробно рассказать о них.
Необходимо познакомить студентов с характеристикой производства, где трудиться новатор; с описанием его рабочего места; характеристикой оборудования. Инструмента; производственными показателями (выполнение норм выработки, качество выполняемых работ); методами и приемами работы новатора производства; новшествами, применяемые в работе (чертежи, схемы, расчеты).
На втором этапе целесообразно провести встречи студентов с передовиками и новаторами производства. Перед студентами выступают передовые рабочие базового предприятия: рассказывают о новых методах и приемах работы. Демонстрируют высокопроизводительные инструменты, приспособления.
Большое значение в работе по формированию профессионального мастерства имеет вовлечение студентов в школы рационализаторства, где они вместе с передовыми рабочими базового предприятия знакомиться рационализаторской работой, принимают участие в разработке документации, проводят выставки изготовленных студентами различные изделия, поделки.
При изучении каждой темы мастеру производственного обучения необходимо знакомить студентов с передовыми методами труда, новыми инструментами, приспособлениями, разработанными передовиками и новаторами, показывать в действии их применение, объяснить устройство, сравнивать результаты работы традиционным и новым методам, обращать внимание студентов на преимуществе новых инструментов, экономический эффект от их использования.
В качестве основных форм и методов обучения предлагаю выделить следующие:
- изучение передового производственного опыта при прохождении учебной программы с упражнениями студентов в овладении приемами труда, использование инструментов и приспособлений, разработанных новаторами;
- встреча с передовиками производства, заслуженными рационализаторами с демонстрацией ими передовых приемов труда, инструментом, приспособлений в действии ;
- организация шефства передовиков и новаторов производства рационализаторами над учебными группами и наставничество над студентами в период производственной практики;
- установление постоянных контактов с органами научно- технической конференции, советами новаторов базовых предприятий, проведение совместно с ними конференций, викторин, дней техники, разработка творческих задач для студентов, вовлечение их в работу технического прогресса;
- постоянная связь с домами техники, использование выставок технического творчества для показа студентам высокопроизводительных инструментов, технических устройств и других производственных новшеств;
- проведение среди студентов конкурсов название лучшего по профессии, на лучшее изделие, рационализаторское предложение; организация вставок лучших изделий, образцов, эталонов, изготовленных победителями конкурсов.
Большую роль в организации работы по формированию профессионального мастерства отводиться методическим работникам техникума, в планах, работы которых указываются конкретные мероприятия по изучению мастерами и преподавателями опыта передовиков и новаторов производства. Изучение передовых методов труда, новейшей технологии, оборудования. Инструментов, материалов периодической печати о передовом производственном опыте необходимо включать в планы самообразования.
Задача производственного обучения - не только формирование профессионального мастерства, но и воспитание личности современного рабочего. Формирование трудовых умений и навыков, привлечение студентов к рационализаторской работе, всё это должно способствовать воспитанию рабочих чувство долга, ответственности, гордости за звание « рабочий «. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов.
Предоставление рабочих мест с высокотехнологичным оборудованием, участие в технологическом процессе предприятия во время производственной практики повышает у студентов степень ответственности, предполагает более высокий качественный уровень подготовки, повышает конкурентоспособность нашего образования.
Начало работы - урок. Определяя цели урока, преподаватель ставит основную задачу: не только донести до студента главное мировоззренческое содержание темы, но и уделить большое внимание нравственному воспитанию будущего молодого рабочего. Урок обязательно увязывается со своевременностью, что позволяет студентам определить личное отношение к изучаемым событиям, людям, фактам. Никого не оставить равнодушным на уроке - задача учителя. Вот, например, в какую систему активизации мыслительной деятельности, нравственного воспитания вовлекаются студенты в ходе изучения темы.
Для организации самостоятельной работы студентам на уроке новатор производства совместно с мастером производственного обучения проводит текущее индивидуальное и групповое инструктирование, помогает студентам овладевать передовыми методами труда.
На заключительном инструктаже необходимо правильную работу студентов, остановиться на наиболее типичных ошибках, встретившихся в работе.
Производственная практика - особо ответственный этап в дальнейшем совершенствовании профессионального мастерства будущих рабочих, укреплении их интереса к избранной профессии. Именно в это период студенты получают возможность работать на современном оборудовании, осваивать опыт новаторов и передовиков производства , по-настоящему приобщаться к жизни трудовых коллективов.
Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Использование инновационных методик в педагогической практике позволяет вывести на новый уровень качество подготовки специалиста.
Перед началом практики преподаватель специальной технологии и мастер производственного обучения установить, какие новые передовые методы труда и прогрессивная технология применяется на участке и в цехах, и которые направлены на практику студентов, тщательно изучить их и после этого ознакомить с ними студентов. Желательно до начала практики провести экскурсию, чтобы дать возможность студентам наблюдать за действиями новатора производства.
Освоение студентами передовых методов труда должно занять важное место при разработке и составлении детальной программы производственной практики: в программе следует четко указать конкретные методы труда передовиков предприятия, которые будут осваивать студенты, а также определить организационные формы обучения этим методам.
Для успешного проведения практики ее надо организовать в лучших трудовых коллективах, обязательно прикрепить к каждому практиканту наставника из числа передовых рабочих. Однако ведущую роль при этом сохраняется за мастером производственного обучения в целом.
Организация и проведение экскурсий
Одной из простых и доходчивых форм ознакомления студентов с достижениями науки, техники, передовых методов труда новаторов производства на уроках теоретического и производственного обучения являются экскурсии.
Производственные экскурсии проводиться на предприятиях, которые имеют непосредственное отношение к будущей профессии студентов. Производственные экскурсии организуют как в начале профессионального обучения для предварительного ознакомления с предприятием. Профессией, внутреннем распорядком, правилами безопасности труда, так и в ходе учебного процесса для ознакомления с новейшими типами оборудования и современной технологией производства, с приемами работы и методами организации труда, применяемыми передовиками производства.
Наибольшее значение имеют экскурсии, организуемые в начальной период производственного обучения: они оставляют у студентов яркие впечатления, на основе которых мастер и преподаватель проводят с ними воспитательную работу. Формируя у них интерес к профессии, к труду, расширяя их кругозор, помогая им представить общую схему производства и свое будущее место в нем, закладывая основы трудовой дисциплины.
Организация в техникуме работы по изучению, и внедрению передового производственного опыта
Большую роль в овладении студентами опытом передовиков и новаторов производства отводиться преподавателям спецдисциплин и мастерам производственного обучения. От уровня их знаний, опыта и творческого отношения к работе зависит эффективность формирования у студентов основ профессионального мастерства. Поэтому мастерам производственного обучения и преподавателям спецдисциплин необходимо обращаться к газетам, журналам, телевидению, интернету.
Организация передового опыта производства возможно в следующих этапах.
- Организация труда производственного обучения по изучению передового производственного опыта (в учебно-производственной мастерский, в условиях производства).
-Опыт оставления личного плана мастера производственного обучения (преподавателя) по изучению передовых методов труда новаторов производства базового предприятия.
-ознакомление студентов с приемами труда новаторов производства на уроках специальных дисциплин.
-разработка и изготовление прогрессивных инструментов и приспособлений
-система работы преподавателя специальной технологии и мастера производственного обучения по обучению студентов передовому производственному опыту.
-подготовка организации и проведение школ передовых методов труда в техникуме.
-опыт накопления и использование на уроках производственного (теоретического) обучения, информации о передовом опыте.
-подготовка и проведение конференций студентов по производственному опыту
Заключение
Система образования, ставшая источником подготовки квалифицированных рабочих кадров, обладает большими возможностями в деле воспитания и обучения студентов и подготовки их к труду. Поднять ее работу на новый качественный уровень. Соответствующей современным условиям и потребностям - такая задача намечена профессиональной школы в соответствии современности.
Изучая передовой производственный опыт, накопленный на базовом предприятии, инженерно - педагогическими работниками следует отбирать и использовать в профессиональной подготовке рабочих, тот, который с наибольшими успехом будет способствовать воспитанию современного рабочего, формировать у выпускников техникума стремление к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, поиску путей дальнейшего улучшения технологии производства.
Список использованной литературы
О.И. Волков, В.К. Скляренко: `Экономика предприятия'. Курс лекций.- 2002г.
Введение в рыночную экономику А.Я. Лившиц М.- 2000г.
В.В. Адамчук, О.В. Ромашов: `Экономика и социология труда'. -2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.
Разработка урока «Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.» Урок включён в раздел программы « Труд»курса экономики 5 класс...
«Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».
Об актуальности проблемыНачавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиц...
Приложение 6 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Производительность труда
Приложение 6 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Производительность труда...
Презентация "Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования "
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из актуальных проблем в российской школе. Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...
Роль повышения производительности труда в экономике страны
Роль повышения производительности труда в экономике страны...
Семинар учителей иностранных языков на тему «Развитие системы мониторинга учебного процесса на уроках в целях повышения качества обучения
Методист ОО Л.Г.Ахметзянова...
Развитие системы мониторинга учебного процесса на уроках в целях повышения качества обучения
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставлен...