Развитие системы мониторинга учебного процесса на уроках в целях повышения качества обучения
статья по английскому языку

Никита Александрович Язынин

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность, как вид деятельности, перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx24.87 КБ
Package icon prezentatsiya_monitoring.zip2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Августовская секционная конференция

на базе МБОУ «СОШ № 2 г. Рузы»

Выступление на тему:

«Развитие системы мониторинга учебного процесса на уроках в целях повышения качества обучения»»

 

Выступающий:

Язынин  Н.А.

Учитель английского языка

МБОУ «Дороховская СОШ»

Руза, 2022г.

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность, как вид деятельности, перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. В своей работе мы стремимся давать ученикам качественные знания, так как жить и работать им приходится в век информационных технологий и высокой конкуренции.

Мониторинг (от лат. monitor – напоминающий, надзирающий) – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.

Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл.

Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или её отдельных элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о её состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования её развития. (А.Н.Майоров)

Цель мониторинга:

  1. отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
  2. определение эффективности управления качеством обучения.

Задачи мониторинга:

ü непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;

ü своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;

ü предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;

ü осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;

ü оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.

Виды мониторинга в образовании:

·        Педагогический (ведется заместителями директора, курирующими то или иное направление и собственно учителями) - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.

·        Социологический (проводится социальными педагогами) - форма организации проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации в школе;

  1. Психологический (ведется психологом) - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей;
  2. Медицинский (проводится фельдшером школы) - непрерывное, научно- обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников;
  3. Экономический (ведется директором школы).

Мониторинг образовательных результатов может стать эффективным инструментом управления качеством образования, если он позволит получить информацию о динамике всех основных результатов школьного образования.

Формами оценки качества усвоения содержания образования являются:

1.                 Текущий контроль. Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Важнейшей функцией текущего контроля является  функция обратной связи. Она позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения знаний и умений каждым учащимся и составляет одно из важнейших условий успешного протекания данного процесса. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.

2. Рубежный (промежуточный) контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам. Контрольно-измерительные материалы – тестовые задания.

3. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Цель итогового контроля — оценка работы учащихся после прохождения всего учебного курса. Одна из важных сфер осуществления итогового контроля — аттестация выпускников образовательных учреждений. Контрольно-измерительные материалы – тестовые задания ГИА и ЕГЭ.

Экзамен по иностранным языкам позволяет проконтролировать уровень сформированности большого спектра речевых умений и языковых навыков учащихся школы.

Однако, не стоит забывать, что обязанность учителя не только заинтересовать ребенка предметом, дать необходимые знания иностранного языка, но и помочь ученику связать в единое целое его познавательные и созидательные способности.

Остановлюсь на такой форме контроля как зачет, который проводится, как правило, в конце четверти или года и включает в себя не только проверочный итоговый тест, но и контрольное чтение, говорение (в старших классах), а также проверку овладения учащимися лексических единиц и грамматических правил.

Не менее эффективными средствами измерения компетенций учащихся признаны портфолиоинтегрированные и ситуационные задания.

Портфолио - как одно из средств накопительной оценки, представляет собой современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся, накопительной системы оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов.

Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Тестирование – это метод исследования, предусматривающих выполнение испытуемым специальных заданий.

Тестирование – одна из современных форм контроля знаний учащихся.

В современной методической литературе выделяют следующие виды тестовых заданий:

  1. Перекрестный выбор (matching) – задание заключается в подборе пар из двух блоков по тем или иным признакам;
  2. Альтернативный выбор (true-false)
  3. Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;
  4. Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связных текст из отдельных частей или предложения из данных слов;
  5. Завершение (completion) – учащимся предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;
  6. Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;
  7. Трансформация – выполнение задания предусматривает изменение предложения согласно образцу;
  8. Внутриязыковое перефразирование – суть задания состоит в передачи своими словами содержания текста;
  9. Межъязыковое перефразирование – предполагает умение учащихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка.
  10. Клоуз-тесты (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. С его помощью проверяют общий уровень владения языком.

Для организации мониторинга учебной деятельности в информационно-образовательной среде сегодня в российских  школах использкется электронный журнала.

Лучшие сервисы для создания различных интерактивных заданий:

  1. Quizizz

Возможности:

  • Ученики могут проходить тесты индивидуально, приглашать в игру друзей и участвовать в групповых викторинах и заданиях прямо на уроке. Каждый видит на своем устройстве вопрос и варианты ответа. Отмазка «мне ничего не видно с последней парты» больше не работает.
  • Сайт открывает массу дополнительных возможностей: создавать интерактивные презентации, выбирать викторины других пользователей и редактировать их по своему усмотрению, настраивать систему мотивации, отключать или включать музыкальное сопровождение.
  • Учащиеся и коллеги могут писать комментарии по презентациям и тестам, что позволяет быстро собирать обратную связь и редактировать материал при необходимости.
    Учащиеся автоматически получают уведомление каждый раз, когда вы назначаете им тест, больше не нужно отправлять игровые коды.

Online Test Pad

Это система для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.

Возможности:

  • Этот онлайн-сервис позволяет создавать разнообразные образовательные тесты.
  • Учащиеся могут проходить тесты без регистрации в сервисе.
  • Тесты можно встроить на сайт или в блог.
  • Доступна разнообразная статистика по прохождению тестов.
  • Доступно множество настроек.
  • Понятный русифицированный интерфейс.
  • Есть возможность создавать тесты с ветвлением, добавлять обратную связь.

Quizlet

Возможности:

  • Все функции для создания флэш-карточек становятся доступны сразу после регистрации (не обязательно оформлять платную подписку).
  • Для каждой темы можно формировать модуль карточек из 5 блоков: пояснение терминов, их заучивание, прописывание ответов, сопоставление изображений или фактов и проверочный тест. Таким образом ученики осваивают материал всеми способами: визуально, тактильно и аудиально (в приложении можно слушать правильное произношение на 18 языках мира).
  • Платная подписка открывает доступ к сканированию документов, загрузке собственных картинок, самостоятельному озвучиванию карточек и неограниченному количеству учебных групп.
  • Тестами легко делиться с учениками сразу после их создания. А еще дети могут участвовать в играх группами по 6 человек и ставить собственные рекорды.
  • Есть доступ к уже готовым тестам, разработанным другими пользователями.
  • Приложение автоматически анализирует прогресс учеников и составляет отчет для педагога.

Learningapps

Возможности:

  • Сайт предлагает 18 обычных и оригинальных заданий, в том числе кроссворды, викторины, пазлы, игра «Кто хочет стать миллионером?», определение хронологии, аудио/видео контент, слова из букв и др.
  • Почти в каждом типе заданий в настройках выбирается нужный формат – звуковой, графический, текстовый или комбинированный. Можно загружать свои изображения, аудио- и видеоматериалы.
  • Огромный выбор уже готовых тестов по категориям предметов: все школьные дисциплины, иностранные языке, искусство, здоровье, религиоведение, философия, психология, труды и др.
  • Есть возможность выбрать уровень сложности заданий – от дошкольного до последипломного образования.
  • Педагог при разработке заданий может оставлять подсказки и комментарии по выполнению упражнений. А еще регулировать доступ для конкретных пользователей.
  • Ссылки на упражнения можно отправлять в виде уникального QR-кода, который система присваивает каждому заданию.

Список использованной литературы.

1.     Андреев В.А. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. 566 с.

2.     Башарина Л.А. Мониторинг учебного процесса в средней школе//Завуч. 2001. №5. С.42-50.

3.     Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., 1996

4.     Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении//Завуч. 2004. №6. С.87-106.

5.     Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2011, № 5

6.     Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2013, № 5

7.      Дереклеева Н. Оценка результатов воспитательной работы//Воспитательная работа в школе. 2005. – №6. – С.103-112.

8.     Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель-ученик". М.: Педагогическое общество России, 1999. 86 с.

9.     Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5

10. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2012. – 160 с.

11. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 2013



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сервисы упрощающие мониторинговую работу педагога

Слайд 2

Quizizz (https://quizizz.com/)

Слайд 3

Online test pad ( https://onlinetestpad.com/ru

Слайд 4

Quizlet (https://quizlet.com/ru)

Слайд 5

Learning apps

Слайд 6

Learning apps


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Построение системы внеурочной деятельности по английскому языку в целях повышения качества обучения.

Построение системы внеурочной деятельности по английскому языку в целях повышения качества обучения....

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью  повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС....

ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».

В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...

ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».

В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...