Программа дополнительного образования "Лоскутное шитьё".
методическая разработка по технологии (8, 9 класс)

Аскерко Снежана Николаевна

Программа дополнительного образования "Лоскутное шитьё".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная школа-интернат № 102»

ОГРН 1027700593172, ИНН 7716201078 КПП 771601001

Юр. адрес: 129343, г. Москва, пр. Нансена, д.14. тел: 8(499)180-03-88

   __________________________________________________________________________________________

   Рассмотрена на педсовете                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

   Протокол № ____________                                                                        Директор ГКСКОШИ №102 

   От  __  ___________2016г.                                                                        __   __________2016г.

                                                                                                                      _____________Г.В. Васенков

Образовательная программа

дополнительного образования детей

кружка «Мастерская Марьи Искусницы»

для развивающего обучения учащихся

специального (коррекционного)

общеобразовательного учреждения

                                 

                      Срок реализации: 2 года

                                       Возраст обучающихся: 14 – 17 лет

                                         Количество детей в группе: 4-5 чел.

   Педагог, реализующий программу: Нелипович С.Н.

Москва, 2016

Список детей

Расписание занятий

День занятий

Время занятий

Количество часов

Место проведения

понедельник

2ч

учебная мастерская

вторник

2ч

учебная мастерская

среда

2ч

учебная мастерская

                                                                                       

«Детское сердце чутко к призыву творить красоту...  

                                 Важно только, чтобы труд стал потребностью».

В.Н. Сухомлинский

Пояснительная записка

Лоскутная техника (пэчворк), т. е. шитьё из лоскутков – это народное прикладное искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Лоскутное шитьё - один из распространённых видов женского рукоделия, восходящий корнями к далёкому прошлому. Разноцветные лоскутики служили основой для дома: подушек, ковриков, покрывал, – ибо человек всегда стремился украсить свой быт доступными ему средствами

Не случайно у разных народов в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинными произведениями искусства. Занятия народным декоративно – прикладным искусством способствует развитию художественного мышления, восприятия, воображения, умения анализировать, использовать в работе различные свойства материалов и самостоятельно создавать красивые, прочные предметы, необходимые в быту.

Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутков, появилось в России в незапамятные времена, но особую популярность оно получило во второй половине 19 века. Рачительные хозяйки кроили и шили одежду, а лоскутки собирали, из которых впоследствии шили всевозможные изделия (панно, наволочки на диванные подушки, покрывала, одеяла, жилеты, сумочки, игрушки и другое).

На протяжении веков менялись материалы и способы изготовления лоскутных изделий, создавались новые орнаменты, композиции. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и другие, особое место занимает шитье из лоскута.

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники.

Программа дополнительного образования кружка «Мастерская Марьи Искусницы» имеет художественно – эстетическую направленность, помогая приобщить детей с ОВЗ к истокам прикладного искусства, традициям русского быта, художественным ценностям, созданию изделий самобытных и неординарных в технике «patchwork», к занятиям творческого направления.

Программа разработана на основе личного опыта, теоретических знаний, практических навыков, собственного интереса к данной теме и желания передать накопленную базу детям, требующим особого внимания и отношения, коррекции развития и воспитания.

Функциональное предназначение программы – декоративное творчество.  Предметы, созданные учащимися для практического назначения,  имеют индивидуальность: собственное украшение, дизайн, цветовое решение. Это всевозможные подушки, прихватки, пледы, чехлы на стулья, декоративные панно, сумки, выполненные в технике пэчворк.  

Новизна программы состоит в содержании занятий и методах реализации, адаптированных для детей с ограниченными возможностями. Она имеет коррекционную направленность, доступность, последовательность, принцип социализации, коммуникации.  Новизна программы носит системный характер от поставленных целей и задач до конечного результата.    Применение коррекционных заданий с использованием свойств материалов (цвет, рисунок, фактура, качество, форма) для работы в лоскутной технике помогают осуществить задачи программы.

Актуальность и позитивное отношение в настоящее время приобрела мировая тенденция к ручной работе (hand maid). Утилитарность вещей, созданных вручную, дополнена эксклюзивностью, эстетикой, стилем, более совершенными техниками исполнения. Современное видение и модные тенденции позволяют создавать вещи хендмейд красивыми, уютными, самобытными.  Лоскутная техника работы в данном смысле является очень удобным и доступным способом самовыражения,  возможности совершенствования своей одежды, аксессуаров,  преобразования интерьера дома. Разнообразие цветовой гаммы и фактуры ткани притягивает детей и увлекает в яркий, добрый, колоритный мир творчества.  Пэчворк является одним из направлений профориентации.

Таким образом, дети приобретают дополнительную возможность адаптации в социальных слоях общества. Знания и умения будут полезны и востребованы в дальнейшей жизни. Формируемые в процессе занятий такие важные качества личности, как настойчивость, терпение, аккуратность в труде, творческое воображение будут полезными в любом виде деятельности.

Педагогическая целесообразность программы по лоскутному шитью объясняется тем, что она неразрывно связана и продолжает школьную дисциплину «швейное дело», что способствует ее более углубленному усвоению.  Образовательные задачи перекликаются и дополняют друг друга. Умения и навыки, приобретенные на уроках швейного дела, являются основой для решения пробелов программы. В то же время реализуются задачи творческого характера посредством предлагаемых видов деятельности. Осуществляется межпредметная связь, т. к. затрагиваются вопросы истории культуры разных стран, проблемы социально – бытовой ориентировки, активно используется геометрический материал.

В процессе обучения происходит выявление способностей, стремлений детей. Коррекция психофизических недостатков, приобретения интереса к труду и творчеству, стремление к познанию, самосовершенствованию, самоопределению в социуме и профориентации, определение занятости во внеурочное время.

По форме организации программа по лоскутному шитью кружковая. Посещение кружка обусловлено интересом детей к шитью, работе с тканью, созданию эксклюзивных вещей.

По времени реализации - двухгодичная.  Первый год обучения предназначен для детей в возрасте 12-17 лет, второй – 12-17 лет. Возрастной ценз вариативен в зависимости от возможностей и способностей детей. Градация обусловлена степенью приобретения учащимися на уроках технологии умений работать на швейной машине, выполнять ручные стежки, способностью создавать простые вещи самостоятельно, проявляя творческую инициативу и с учетом психофизических особенностей учащихся.

Формы занятий зависят от поставленных целей и задач: самостоятельная практическая работа, коллективное выполнение заданий, творческие проекты, тематический контроль, выставка.

Режим занятий для группы первого года обучения – три раза в неделю по два часа, для группы второго года обучения – три раза в неделю по два часа.  

Цель программы:                                                                                                               Приобщение учащихся к работе в технике лоскутного шитья, получение детьми основ теоретических знаний и практических умений в данном виде ручной работы, коррекция психофизических недостатков.

   В процессе обучения решаются следующие задачи:

Обучающие:

- научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива.                                                                                                                    -  обучить основам мастерства;

- сформировать специальные навыки по предмету;

-формировать технологическую культуру;

- обучение искусству гармоничного подбора цветов;

- обучение технологии сборки изделий из лоскутов;

- обучение приемам шитья на швейной машинке.

Развивающие:

- знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства;

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

- развитие познавательной активности ребенка;

- развитие фантазии, творческих способностей;

- развитие умения анализировать, давать оценку своей работе;

- через коллективно-творческую работу способствовать развитию навыков межличностных отношений.

Воспитывающие:

- формирование художественно - творческой активности;

- воспитание трудолюбия;

- сформировать интерес к жизни через творчество;

- воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

- формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде;

- формирование самостоятельности.

     Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.

Для объяснения теоретического материала используют шаблоны орнаментов, таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы. Основными в работе с кружковцами становятся методы по развитию самостоятельности и активности учащихся: метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический и исследовательский методы. Также используются и словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений. Вместе с тем применяются и разнообразные формы самостоятельной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная, которые рекомендуется постоянно варьировать. Средствами обучения будут являться: фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки в технике «пэчворк», дополнительная литература по лоскутной пластике, образцы по узловой обработке изделий и другое.

 Ожидаемые результаты программы по лоскутному шитью:

   Учащиеся должны знать:

  • способы соединения лоскутов;
  • способы работы по инструкционным картам и схемам;
  • виды отделки изделия;
  • основные цвета и близкие оттенки;
  • названия тканей.

 Учащиеся должны уметь:

  • шить простые предметы домашнего обихода с применением техники    лоскутного шитья;
  • работать с шаблоном;
  • выполнять декоративные строчки и стежки;
  • применять отделочный материал для декорирования изделий;
  • сочетать лоскуты ткани по фактуре, цвету, качеству, рисунку; подбирать нитки соответствующего цвета.

Тематический план кружка « Мастерская Марьи Искусницы»

                                        Основное содержание программы

Первый год обучения

Лоскутное шитье.

Тема 1. Вводное занятие (12ч)                                      

История лоскутного шитья. Пэчворк.  Традиционное лоскутное шитьё в России. Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.

Объекты труда: Книжечка для иголок «Розетка в стиле пэчворк».

Тема 2. Ручные стежки (24ч)

        Знакомство с видами ручных стежков, их назначение и применение. Правила выполнения ручных стежков. Длина стежков. Строчки временного постоянного назначения:  назначение, применение, правила выполнения, длина стежка.  Ручные стежки: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные: назначение, применение, правила выполнения, длина стежка.  Прямая сметочная строчка: назначение, применение, правила выполнения, длина стежка.   Сметочная косая строчка: назначение, применение, правила выполнения, длина стежка.  Ручной стачной шов: назначение, применение, правила выполнения, длина стежка.  

     Объекты труда: образцы стежков, швов, подушечка для игл.

Тема 3. Декатировка (10ч)

Раскрой деталей. Свойства тканей. Виды тканей. Работа с тканями в процессе эксплуатации. Подготовка ткани к работе. Изготовление деталей для раскроя. Раскрой лоскутных деталей.

Объекты труда: ткани разных цветов, фактур, рисунки, шаблоны.

Тема 4. Аппликация (42ч)

Способы выполнения. Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка. Общие правила выполнения всех видов ручных швов. Закрепление нитки на ткани. Сметывание с помощью булавок. Применение ручных швов в аппликации.

Объекты труда: объемная лоскутная аппликация домики, лоскутная прихватка, елочная игрушка.

         Тема 5. Выполнение аппликации в технике ручных швов. Выбор сюжета (28ч)

 Изготовление деталей кроя. Подбор ткани. Подготовка ткани к работе. Раскрой деталей. Сборка деталей. Сметывание. Изготовление изделия с помощью ручных швов.

Объекты труда: панно, лоскутная картина.

Тема 6. Окончательная обработка изделия, окончательная сборка изделия (20ч)

Придание работе законченности. Использование техники ручных швов для проработки мелких деталей и контурных рисунков. Влажно-тепловая обработка. Проверка качества готового изделия.

     Объекты труда: панно, лоскутная картина, предметы быта,прихватка.

Работа с фетром в стиле пэчворк

Тема 1. Вводное занятие (2ч)

 Работы из фетра. Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. Оборудование, инструменты и приспособления для работы с фетром.

  Тема 2. Ручные стежки (44ч)

Сведения о ручных стежках и строчках. Стежки «вперед иголку». Ручной стачной шов.

Объекты труда: тряпичная кукла, мягкая игрушка.

Практические занятия. Зарисовка игрушки. Выполнение выкроек-лекал. Чертеж. Запись последовательности работ при изготовлении модели. Подбор и раскрой. Сметывание и сшивание деталей. Заготовка и укрепление каркаса. Набивка формы. Соединение деталей. Оформление игрушки. Оценка выполненной работы.

Тема 3. Тематические поделки (18ч)

 Изготовление деталей кроя. Подбор ткани. Подготовка ткани к работе. Раскрой деталей. Сборка деталей. Сметывание. Изготовление изделия с помощью ручных швов.

Объекты труда: открытка ко Дню Защитника Отечества, шкатулка, объемная аппликация из фетра.

        Тематический план кружка « Мастерская Марьи Искусницы»

                                        Основное содержание программы

Второй год обучения

Лоскутное шитье.

Тема 1. Виды машинных швов, применяемых в аппликации. Виды машинных швов, наиболее часто применяемых в лоскутном шитье.

Их назначение и применение.

Объекты труда: образцы машинных швов.

Тема 2. Выполнение аппликации в технике машинных швов.

Подбор сюжета для лоскутной картины. Выполнение эскиза. Подбор ткани, подготовка ткани к работе. Раскрой деталей. Изготовление изделия с помощью машинных швов.

Объекты труда: панно, лоскутная картина, предметы быта.

Тема 3. Изделия в технике «квадрат». Раскрой лоскутных деталей.

Технология пошива. Подбор и подготовка ткани к работе.

Объекты труда: шаблоны, ткани.

Тема 4. Изготовление изделия в технике «квадрат». Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок.

Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка и другие предметы быта

Тема 5. Изделия в технике «треугольник».

Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Подбор и подготовка ткани к работе.

Объекты труда: шаблоны, ткани.

Тема 6. Изготовление изделия в технике «треугольник». Раскрой лоскутных деталей.

Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.

Тема 7. Техника «полоска». Подготовка ткани к работе.

Раскрой полосок. Технология пошива.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

Тема 8. Изготовление изделия в технике «полоска». Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас».

Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

Тема 9. Творческое задание.

Изготовление предметов быта в лоскутной технике. Выбор модели и ее назначения, эскизирование. Подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку. Подготовка ткани к работе. Раскрой. Изготовление изделия в лоскутной технике, в технике накладного шитья. Окончательная обработка изделия. Влажнотепловая обработка. Контроль качества готового изделия.

Объекты труда: Фартук, прихватка, коврик, наволочка, панно и др.

Календарно-тематический план кружка «Мастерская Марьи Искусницы»

на 2016 -2017 учебный год

I четверть

Темы

Тема занятия

Теория

Практика

Общее

кол-во

часов

Дата

1.

История лоскутного шитья. Пэчворк. Традиционное лоскутное шитьё в России.

 Правила безопасной работы и личной гигиены.

Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.

Подбор и подготовка материалов для работы и организация рабочего места.

Книжечка для иголок «Розетка» в стиле пэчворк».

1

1

1

2

1

6

12

05.09.2016г.

05.09.2016г.

06.09.2016г.

06.09.2016г.

07.09.2016г.

12.09.2016г.

13.09.2016г.

14.09.2016г.

2.

Ручные стежки.

Прямая сметочная строчка.

Сметочная косая строчка.

Ручной стачной шов.

Петлеобразные стежки (стачные строчки)

Крестообразные стежки

Стежки «вперед иголку»

Петельные стежки

Тамбурные стежки

Изготовление подушечки для игл.

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

6

24

19.09.2016г.

20.09.2016г.

21.09.2016г.

26.09.2016г.

27.09.2016г.

28.09.2016г.

03.10.2016г.

04.10.2016г.

05.09.2016г.

10.10.2016г.

11.10.2016г.

12.10.2016г.

3.

Виды тканей.

Свойства х/б тканей.

Подготовка ткани к раскрою, изготовление деталей для раскроя.

Раскрой лоскутных деталей для пошива  мягкой игрушки «Зайка».

Пошив мягкой игрушки «Зайка».

1

1

1

1

1

1

2

2

10

17.10.2016г.

18.10.2016г.

19.10.2016г.

24.10.2016г.

25.10.2016г.

4.

 Подведение итогов.

1

1

2

26.10.2016г.

Итого  48ч

Календарно-тематический план кружка «Мастерская Марьи Искусницы»

на 2016 -2017 учебный год

2четверть

№ темы

Тема занятия

Теория

практика

Общее кол-во часов

Дата

1.

Способы выполнения аппликации в лоскутной технике.

Технология выполнения аппликации.

Подбор лоскутов

Объемные лоскутные аппликации «Домики»: изготовление трафаретов, лекал

Объемные лоскутные «Домики»: подбор ткани и

подготовка ткани к работе.

Раскрой деталей аппликации «Домики»

Сметка деталей и изготовление изделия объемные лоскутные «Домики» при помощи ручных швов.

ВТО.

1

1

1

1

1

1

2

2

2

10

2

24

07.11.2016г.

08.11.2016г.

09.11.2016г.

14.11.2016г.

15.11.2016г.

16.11.2016г.

21.11.2016г.

22.11.2016г.

23.11.2016г.

28.11.2016г.

29.11.2016г.

30.11.2016г

2.

Изготовление лекал для лоскутной  прихватки.

Подбор лоскутков ткани, подготовка ткани к работе.

Раскрой деталей лоскутной прихватки.

Сметывание и изготовление изделия лоскутная прихватка при помощи ручных швов.

ВТО.

Проверка качества готового изделия (лоскутная прихватка).

1

1

2

        2

4

1

1

12

05.12.2016г.

06.12.2016г.

07.12.2016г.

 

12.12.2016г.

13.12.2016

14.12.2016г.

3.

Раскрой и пошив елочной игрушки.

2

2

4

19.12.2016г.

20.12.2016г.

4.

Подведение итогов.

2

2

21.12.2016г.

Итого  42 ч.                                                        Нелипович С.Н.

Календарно-тематический план кружка «Мастерская Марьи Искусницы»

на 2016 -2017 учебный год

3 четверть

№ темы

Тема занятия

Теория

практика

Общее кол-во часов

Дата

1.

Организация рабочего места. ТБ.

Оборудование, инструменты и приспособления для работы с фетром.

1

1

2

09.01.2017г.

09.01.2017г.

 2.

Сведения о ручных стежках и строчках.

Стежки «вперед иголку».

Ручной стачной шов.

Зарисовка игрушки тряпичной куклы.

Выполнение выкроек-лекал тряпичной куклы.

Последовательность работ при изготовлении модели тряпичной куклы.

Подбор материалов для изготовления тряпичной куклы.

Раскрой деталей тряпичной куклы.

Сметывание и сшивание деталей.

Набивка формы деталей тряпичной куклы.

Соединение деталей.

Оформление игрушки.

Зарисовка мягкой игрушки «Мишка».

Выполнение выкроек-лекал мягкой игрушки «Мишка»».

Запись последовательности работ при изготовлении модели мягк. игрушки.

Подбор ткани и раскрой.

Сметывание и сшивание деталей мягкой игрушки «Мишка».

Набивка формы.

Соединение деталей.

Оформление игрушки «Мишка»

1

1

1

1

2

2

2

2

1

2

6

                 

2

2

2

2

2

1

2

        6

     

1

1

2

44

10.01.2017г.

11.01.2017г.

16.01.2017г

17.01.2017г.

18.01.2017г.

23.01.2017г.

23.01.2017г.

24.01.2017г.

25.01.2017г.

30.01.2017г.

31.01.2017г.

01.02.2017г.

06.02.2017г.

07.02.2017г.

08.02.2017г.

13.02.2017г.

14.02.2017г

14.02.2017г

 15.02.2017г.

 20.02.2017г.

21.02.2017г.

22.02.2017г.

27.02.2017г.

27.02.2017г.

28.02.2017г.

3.

Выполнение выкроек-лекал и раскрой мягких объемных цветов из фетра.

Запись последовательности работ при изготовлении модели цветов из фетра.

Подбор материала.

Раскрой цветов из фетра.

Сметывание и сшивание деталей.

Набивка формы.  Соединение деталей цветов.

Раскрой открытки из фетра.

Соединение деталей открытки из фетра.

1

2

1

2

4

1

1

2

2

16

01.03.2017г.

06.03.2017г.

06.03.2017г.

07.03.2017г

13.03.2017г

14.03.2017г

15.03.2017г

15.03.2017г

20.03.2017г

21.03.2017г

4.

Подведение итогов.

2

2

22.03.2017г.

Итого  64 ч.                                                        Нелипович С.Н.

Календарно-тематический план кружка «Мастерская Марьи Искусницы»

на 2016 -2017 учебный год

4 четверть

№ темы

Тема занятия

Теория

практика

Общее кол-во часов

Дата

5.

Способы выполнения аппликации в лоскутной технике.

Изготовление трафаретов, лекал для изготовления лоскутной картины.

Подбор лоскутков ткани.

Подготовка ткани к работе.

Изготовление деталей кроя.

Ручные стежки.

Сметывание и изготовление изделия лоскутная картина при помощи ручных швов.

Окончательная обработка лоскутной картины.

ВТО.

1

1

1

1

1

1

2

2

12

4

2

28

03.04.2017г.

04.04.2017г.

05.04.2017г.

05.04.2017г.

10.04.2017г.

11.04.2017г.

12.04.2017г.

17.04.2017г.

18.04.2017г.

19.04.2017г.

24.04.2017г.

25.04.2017г.

26.04.2017г.

02.05.2017г.

03.05.2017г.

2.

 Изготовление трафаретов, лекал для изготовления лоскутной прихватки «Цветок».

Подбор лоскутков ткани, подготовка ткани к работе.

Изготовление деталей кроя.

Сметывание и изготовление изделия лоскутная прихватка при помощи ручных швов.

Окончательная обработка изделия.

 Проверка качества готового изделия.

2

        

        2

2

8

2

2

18

10.05.2017г.

15.05.2017г.

16.05.2017г.

17.05.2017г.

22.05.2017г.

23.05.2017г.

24.05.2017г.

29.05.2017г.

30.05.2017г.

3.

Подведение итогов.

2

2

31.05.2017г.

Итого  48 ч.                                                        Нелипович С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Программы "Кройка и шитьё"

Краткое содержание по годам обучения....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...