Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов
рабочая программа по технологии (6 класс)

Фёдорова Марина Никитична

Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов по технологии содержит национально-региональный компонент. Изучение традиционных видов рукоделия обско-угорских народов приобщает школьников к нравтсвенным и духовным ценностям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_5-7_klassov.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа внеурочной деятельности:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010г с изменениями и дополнениями от 2015г.;
  3. Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ «СОШ №4» на период 2019 - 2020г.
  4. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы от 24.12.2018г.

Общая характеристика учебного курса

        Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-7 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО и Основной Образовательной Программой основного общего образования МОБУ «СОШ №4» на 2019 -2020 годы, и авторской программы "Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов" учебное пособие Ерныховой Е.А. – Йошкар-Ола, 2000г.

        В условиях четвертой промышленной революции система образования ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Технологическое образование является одним из значимых компонентов общего образования. Для прорывного развития технологической сферы государства, необходимы определенные модели мышления и поведения личности, которые формируются в школьном возрасте. Технологическое образование на уровне основного общего образования включает такое направление как освоение рукотворного мира, приобретение практических умений и опыта, необходимых в собственной жизни, освоение проектной деятельности как одной из форм, эффективно устанавливающей связи между образовательным и жизненным пространством .

        Учитывая перспективы развития нашего региона, связанные с традиционными промыслами, традиционной хозяйственной деятельностью малочисленных народов, необходимо школьников мотивировать на сохранение и возрождение народных промыслов. Педагог ориентирован на усиление внимания к таким важным понятиям как национальное искусство, традиции, любовь к родному краю, чувство уважения к живущим рядом. Большой потенциал для пробуждения интереса детей к секретам старинных ремесел, к рукоделию имеет внеурочная деятельность, кружковые занятия, народные праздники, фестивали. Декоративно-прикладное искусство любого народа отражает мировосприятие и духовное видение окружающего его мира, а в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Богатство традиционных художественных и культурных ценностей народа является незаменимым источником для формирования различных сторон личности школьников духовно-нравственной, эстетической, патриотической. Декоративно-прикладное искусство народов Севера отражает их жизнь, быт, особенности культуры, природы и может служить эффективным средством воспитания и обучения детей. Приобщение детей к народному творчеству позволит привить уважение к другой культуре, любовь к малой Родине, поможет ощутить себя наследниками того богатства, которое создано трудом и стараниями предшествующего поколения. Таким образом, программа ориентирована на развитие технологического образования через декоративно-прикладное искусство народов ханты и манси.

     

Цель программы: создание условий для формирования технологической культуры и проектно-технологического мышления, приобщения школьников к нравственным, духовным ценностям через национальное творчество обско-угорского народа, традиционные виды рукоделия, изготовление изделий

Задачи:

1. Создание условий для ознакомления с национальным искусством обско-угорского народа.

2. Формирование положительного отношения к духовным и нравственно-эстетическим ценностям культуры народов ханты и манси в единстве с другими культурами.

3.Формирование трудовых умений, навыков и культуры труда в изготовлении традиционных видов изделий.

4.Развитие художественно творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально – эстетического восприятия действительности.

5.Воспитание культуры восприятия региональных ценностей, богатства природы родного края, уклада жизни народов севера.

6.Формирование умений и навыков в проектной деятельности

Особенности реализации программы

 Реализация данной программы основана на следующих принципах:

- приоритет     интересов     каждого     обучающегося     и     учет     его интеллектуальных и психофизических особенностей;

- непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание);

- обеспечение   комфортной   эмоциональной   среды   и   развивающего общения.

       В основу данной программы заложено духовно- нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста через знакомство с историей происхождения народных изделий обских угров и овладение технологическими приёмами их изготовления. Программа имеет ярко выраженную региональную и интегративную направленность, так как в ней пластично соединяются такие виды искусства, как народное и декоративно-прикладное искусство, фольклор, история, краеведение. Благодаря интегративности, она создает оптимальную систему и для практического художественно-эстетического воспитания, формирующего нравственные идеалы и духовные потребности ребёнка, развивая его творческий потенциал. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам. Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором    дети    могут развить свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые, зачастую остаются невостребованными основным образованием.  

       Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации обучающихся к труду, к активной деятельности.

      Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются следующие образовательные технологии системно-деятельностного подхода: проектные методы обучения, исследовательский метод, информационно-коммуникативные технологии и здоровьесберегающие технологии.        

Форма организации занятий                                                                                                  

 Ведущей формой занятий является групповая.  На занятиях осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Форма проведения занятий: практикум, экскурсия, выставка-презентация, презентация творческих проектов.

Методы обучения – словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический.

      Данная программа рассчитана на один год обучения для обучающихся 7-8 классов, 70 учебных часов в год, 2 учебных часа в неделю, по 45 минут с перерывом 10 минут. Занятия проводятся один раз в неделю. Группы формируются с учетом желания детей.

Место проведения занятий: кабинет технологии

Виды учебной деятельности:

- наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);

- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, представление (защита) процесса и результата работы).

Каждый модуль программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). Практические работы включают выполнение графических зарисовок, эскизов в альбоме, изготовление изделий народного и декоративно- прикладного искусства. В конце каждого тематического модуля проводится выставка-презентация своей работы или творческого проекта.

Социальными партнерами реализации программы являются: МОБУ ДОД «ЦРТДиЮ», поселенческая библиотека «Радость», Центр национальных культур г.Нефтеюганска (организация выставок, проведение конкурсов, экскурсий).

Планируемые результаты освоения курса программы внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

- проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;

- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

-  стремление внести красоту в домашний быт;

-  бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам;

-  желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-  уважительное отношение к культуре народов ханты и манси;

-  проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- проявлять познавательную инициативу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять расширенный поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

      В результате занятий по предложенному курсу у обучающихся будут развиты следующие личные качества: трудолюбие, аккуратность, сознательность, ответственность, любознательность, изобретательность, целеустремленность, уважение к культурному наследию, потребность помогать другим.

Форма подведения итогов

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей осуществляется через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио. При оценке знаний и умений используется метод наблюдения (учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке). Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.

Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики, проверкой в устной форме (индивидуальный, групповой опрос, экспресс - опрос), в виде зачетных практических работ и методом самооценки (Приложение). Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках, результаты участия фиксируются в творческой книжке обучающегося. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

- тематические - по итогам изучения разделов, тем;

- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

          Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио- сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс

Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...