Рабочая программа по предмету профильный труд "Швейное дело" -5 кл.
рабочая программа по технологии (5 класс)
Рабочая программа «Швейное дело» в пятом классе (вариант 1) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_kl._po_fgos.docx | 639.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № 6»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____/Н.И.Самойлова Протокол №____от «____» августа 2019г. | «Согласовано» Методическим советом _____/ О.Г.Давыдова Протокол №____от «____» ______2019г. | «Утверждаю» Директор _____/Н.В. Дринь Приказ №____от «____» _______2019г |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
вариант 1
Учитель:
Самойлова Наталья Игнатьевна
Омск, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа «Швейное дело» в пятом классе (вариант 1) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599.
- Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
- Учебный план КОУ «Адаптивная школа №6», на 2019/2020 учебный год, согласован Министерством образования Омской области.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КОУ «Адаптивная школа 6» на 2019/2020 учебный год.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2019 г.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Уроки швейного дела выступают не только как предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей с интеллектуальными нарушениями.
В процессе обучения, обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения. В современных условиях формирование положительной мотивации к обучению у школьников с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация - одно из важнейших условий успешности или не успешности обучения ребенка. Формирование положительной мотивации к обучению способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать со здоровыми сверстниками.
Цель предмета -овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста, общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды. Заключается во всестороннем развитии личности в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Швейное дело» должен способствовать решению следующих задач:
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Программа предусматривает подготовку, учащихся с умственной отсталостью, к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской лёгкой одежды. При проведении уроков предполагается использование следующих методов и форм работы.
Основные методы работы с учащимися:
-наглядный - показ образцов, выполненной работы, анализ образца, демонстрация выполнения практической работы, поэтапный наглядный план работы;
-практический (репродуктивный) - последовательное выполнение трудовой операции под руководством учителя;
-словесный - предварительная краткая беседа, словесный инструктаж, рассказ.
Формы работы на уроках:
-индивидуальная - практическая работа;
-фронтальная - проверка знаний при помощи сигнальных карточек, тестирование и т.д.;
-самостоятельная – практическая работа;
-групповая, коллективная - работа с пооперационным разделением труда.
Образовательные технологии и их основное назначение
1. Традиционное обучение:
Формирование знаний, умений, навыков.
2. Игровые технологии:
Социализация, развитие коммуникативной культуры.
3. Технология проблемного обучения (элементы):
Развитие познавательной самостоятельности в приобретении знаний, умений, навыков.
4. Технология уровневой дифференциации:
Качественное усвоение знаний, умений, навыков; развитие интеллектуальной сферы в зоне ближайшего развития ребёнка.
5. Технология индивидуализации обучения:
Обучение с учётом индивидуальных способностей учащихся.
6. Технология группового обучения:
Развитие коммуникативных и организационных качеств личности; рефлексия.
7. Технология развивающего обучения:
Всестороннее развитие личности ребёнка как субъекта деятельности; создание условий для его самопознания, самореализации и самоопределения
Система контроля в процессе обучения предполагает:
- наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся;
- мотивированная оценка знаний и умений;
-проведение самостоятельных, контрольных работ по окончанию четверти ;
-непосредственный контроль выполнения трудовых приемов и операций в практической деятельности;
- устный опрос;
- проведение мониторинга качества успешности;
-самоконтроль;
-взаимоконтроль.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у детей эстетическое представление, благотворно сказывается на становление личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им самостоятельность в быту.
Общая характеристика учебного предмета
Для обучающихся, получающих образование по варианту 1 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в легкой степени, которое может сочетаться с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Целью изучения предмета «Швейное дело» в X-XII классах является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов самостоятельности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
При обучении важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Структура предмета
№ | Наименование темы | Количество часов | Самостоятельные работы | Практическое повторение |
I четверть ( 48 ч) | ||||
1. | Вводное занятие. | 1 | ||
2. | Швейная машина. | 14 | ||
3. | Работа с тканью. | 16 | ||
4. | Ремонт одежды. | 8 | ||
5. | 1 | Контрольная работа. Вычерчивание отрезка заданного размера, выкраивание ткани по шаблону, пришивание на образце пуговицы со сквозными отверстиями. | ||
6. | 4 | Самостоятельная работа. Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке. | ||
7. | 4 | Изготовление северных полотенец. | ||
II четверть ( 48 ч) | ||||
8. | Вводное занятие. | 1 | ||
9. | Работа с тканью. | 29 | ||
10. | Ремонт одежды. | 8 | ||
11. | 2 | Самостоятельная работа. Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом. | ||
12. | 8 | Изготовление подставки под горячее. | ||
III четверть ( 60 ч) | ||||
13. | Вводное занятие. | 1 | ||
14. | Швейная машина с ножным приводом. | 9 | ||
15. | Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани. | 14 | ||
16. | Двойной шов. | 4 | ||
17. | Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва. | 22 | ||
18. | 4 | Самостоятельная работа. Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см. | ||
19. | 6 | Практическое повторение Изготовление салфетки. | ||
IV четверть (44ч) | ||||
20. | Вводное занятие. | 1 | ||
21. 22. | Накладной шов. Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов. | 7 24 | ||
23. | 4 | Самостоятельная работа. Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя. | ||
24. | 8 | Практическое повторение Изготовление сумок, рюкзачков. |
Место предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, «Швейное дело» входит в образовательную область «Технологии» обязательной части учебного плана. Количество часов, предусмотренных учебным планом 198 часов в учебном году (6 часов в неделю).
Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы составляет 6-7 человек.
Основная форма обучения – сдвоенные уроки, на которых происходит формирование у обучающихся теоретических знаний и практических умений. Продолжительность одного урока 40 минут.
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты освоения обучающимися 5 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции «Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, а именно:
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
- понимание правил пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»).
Достаточный уровень:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия(с помощью учителя);
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя поурочное, почетвертное оценивание результатов обучения. Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется через контрольные работы, мини-тесты, которые проводятся по итогам учебного года.
Избранная форма текущей и промежуточной (годовой) аттестации указана в календарно - тематическом плане. Учитель знакомит родителей (законных представителей) с системой текущего и промежуточного контроля в начале учебного года.
Текущая аттестация обучающихся осуществляется в виде отметок по пятибалльной шкале.
Отметка обучающихся за четверть выставляется на основе результатов контрольных практических работ и устных ответов обучающихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
Контрольно-измерительные материалы
Самостоятельная работа (5 класс I четверть).
1. Вариант повышенного уровня.
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями на стойке.
2. Вариант базового уровня. Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц с двумя сквозными отверстиями на стойке.
3. Вариант сниженного уровня.
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной от 1 до 2 см. Пришивание на образце пуговицы с двумя сквозными отверстиями без изготовления стойки.
Самостоятельная работа (5 класс II четверть).
1. Вариант повышенного уровня.
Раскрой детали вешалки по заданным размерам (10Х 4 см). Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
2. Вариант базового уровня.
Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
3. Вариант сниженного уровня.
Изготовление вешалки из тесьмы и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
Самостоятельная работа (5 класс III четверть).
1. Вариант базового уровня.
Построение квадрата по заданным размерам (15x15 см). Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.
2. Вариант сниженного уровня.
Построение квадрата по заданным размерам (10x10 см). Проверка построения квадрата путем наложения трафарета. Выполнение на образце двойного шва шириной 1 см и шва вподгибку шириной 1 см.
Самостоятельная работа (5 класс IV четверть).
1. Вариант повышенного уровня. Изготовление сумки (по готовому крою).
2. Вариант базового уровня.
Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).
3. Вариант сниженного уровня.
Изготовление на образцах двойного шва шириной 1 см, шва вподгибку с закрытым срезом шириной 1 см, накладного шва с двумя закрытыми срезами.
Содержание предмета.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков ручного труда в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, мир природы и человека, речевая практика.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
С целью изучения динамики развития трудовых способностей учащихся в конце каждой четверти запланированы самостоятельные работы, спроектированные в трёх уровнях (повышенный, базовый, сниженный).
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
I четверть (48 ч)
Швейная машина
Вводное занятие
Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.
Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.
Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправка верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.
Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.
Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.
Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.
Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.
Работа с тканью
Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.
Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.
Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия.
Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.
Ремонт одежды
Изделие. Пуговица на стойке.
Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.
Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.
Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы.
Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.
Практическое повторение
Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.
Самостоятельная работа
Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке.
II четверть (48ч)
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.
Работа с тканью
Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного.
Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.
Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.
Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.
Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продергивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.
Ремонт одежды
Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.
Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.
Умение. Наложение заплаты.
Практические работы. Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.
Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.
Самостоятельная работа
Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.
III четверть (60ч)
Вводное занятие
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.
Швейная машина с ножным приводом
Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.
Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.
Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.
Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.
Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани
Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.
Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная – основная (тонкая) и штриховая – вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.
Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.
Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.
Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.
Двойной шов
Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.
Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.
Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.
Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применение двойного шва
Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.
Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.
Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление салфетки.
Самостоятельная работа
Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.
IV четверть (54ч)
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.
Накладной шов
Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.
Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов
Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.
Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.
Умение. Расчет расхода ткани.
Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.
Самостоятельная работа
Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).
Тематическое планирование по предмету «Швейное дело»
Количество часов, предусмотренных учебным планом –198 часов в учебном году (6 часов в неделю).
I четверть, 48 часов
II четверть, 48 часов
III четверть, 60 часов
VI четверть, 44 часа
Раздел | №п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности | Речевой материал | Примечание | Планируемая дата | Дата по факту | |
теоретическая часть | практическая часть | ||||||||
I четверть 48 часов | 1 | Вводное занятие | 1 | Беседа о профессии швеи; ознакомление с планом работы на год и на четверть. Санитарно-гигиенические требования. | Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест. | Мастерская. Швея. | Воспитывать бережное отношение к оборудованию мастерской. | 02.09 | |
2 | Правила ТБ и организация рабочего места. | 1 | 02.09 | ||||||
Швейная машина (14) | 3 | Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани | 1 | 04.09 | |||||
4 | Лицевая и изнаночная сторона ткани, долевая и поперечная нить | 1 | 04.09 | ||||||
5-6 | Знакомство со швейной машиной. | 2 | Беседа об устройстве швейной машины, о взаимодействии частей приводного, передаточного и рабочего механизмов, о видах выполняемых швейных работ. | Правила ТБ при работе на швейной машине (запись в тетрадь). Правильная посадка во время работы на машине. Пуск и остановка машины на холостом ходу. | Головка, подставка, стол, ручной, ножной, электричес- кий привод. | Работа на бытовой швейной машине. | 05.09. | ||
7-8 | Пуск и остановка швейной машины. | 2 | 09.09. | ||||||
9-10 | Заправка верхней и нижней нити. | 2 | Демонстрация последовательности заправки верхней и нижней нитки; показ деталей, через которые происходит заправка ниток. | Заправка верхней и нижней нитей. Тренировочные упражнения: строчка по бумаге по прямым и закругленным линиям (без нитки). | Нитенапра-витель, ушко иглы, шпульный колпачок. | Работа на бытовой швейной машине. | 11.09. | ||
11-12 | Работа на холостом ходу. | 2 | 12.09. | ||||||
13-14 | Наматывание нитки на шпульку. | 2 | Показ приемов подготовки машины к работе: наружный осмотр, заправка нитей, приемы выполнения строчки, положение рук и ног во время работы, положение изделия на машинном рабочем месте. | Наматывание нитки на шпульку. Отработка двигательных действий при выполнении пробных строчек с ориентиром на лапку по бумаге и при стачивании полосок ткани. | Шпулька. | Работа на бытовой швейной машине. | 16.09. | ||
15-16 | Выполнение пробных строчек без нитки и с ниткой. | 2 | 18.09. | ||||||
Работа с тканью (16) | 17-18 | Сведения о волокнах. Виды волокон. | 2 | Рассказ о видах волокон, способах их получения и применении. Демонстрация видов волокон. | Рассматривание образцов волокон и зарисовка их в тетрадь | 19.09. | |||
19-20 | Свойства тканей для платка. Приемы разметки срезов. | 2 | Беседа о свойствах тканей для пошива платка. Назначение тканей для платка: ситец, батист. Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Анализ образца и планирование работы совместно: учитель и учащиеся. | Сравнивание ручных и машинных работ. Разметка срезов платка. | Головной платок, носовой платок, ситец, батист. | 23.09. | |||
21-22 | Ручные и машинные работы при пошиве. | 2 | 25.09. | ||||||
23-24 | Машинные швы: виды, конструкция, применение. | 2 | Обучение приемам выполнения шва вподгибку с открытым и закрытым срезом. | Выполнение швов вподгибку с открытым и закрытым срезам на образцах. Утюжка образцов. | Шов вподгибку с открытым срезом, шов вподгибку с закрытым срезом. | 26.09. | |||
25-26 | План пошива платка. Заметывание срезов платка. | 2 | Показ приёмов заметывания первого и второго подгиба. Требования к качеству работы. | Замётывание поперечных и долевых срезов платка. | 30.09. | ||||
27-30 | Обработка поперечных и долевых срезов платка на машине. | 4 | Показ приемов выполнения шва и требования к его качеству. Закрепление машинной строчки вручную. | Обработка поперечных и долевых срезов платка краевым швом вподгибку с закрытым срезом. | 02.10. 03.10. | ||||
31-32 | Обработка углов на платке (косыми стежками вручную). Окончательная отделка изделия. | 2 | Демонстрация приёмов выполнения косого подшивочного стежка. Требования к качеству работы. Показ приёмов утюжки готового изделия. | Выполнение работы по образцу и показу учителя. Утюжка готового изделия. Отчет о проделанной работе по изготовлению платка. | 07.10. | ||||
Ремонт одежды (8) | 33-34 | Виды пуговицы, нитки для пришивания. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы. | 2 | Демонстрация видов пуговиц. Показ приемов закрепления нитки, пришивания пуговиц, образования стойки. | Подбор пуговиц и ниток, определение места пришивания пуговицы. Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями , ушком , на стойке. | Пуговица на стойке. | 09.10. | ||
35-36 | Приемы пришивания пуговиц на белье и одежде. | 2 | 10.10. | ||||||
37-38 | Подготовка белья и одежды к ремонту. | 2 | Объяснение порядка выполнения работы по ремонту одежды. Подбор ниток по цвету ткани, толщине, качеству. Показ приемов выполнения ремонта. | Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву, сшивание шва ручными стежками. Приутюживание места ремонта. | 14.10. | ||||
39-40 | Ремонт одежды: по распоровшемуся шву, по разорванному месту. | 2 | 16.10. | ||||||
Практическое повторение (4) | 41-42 | Обработка поперечных и долевых срезов полотенец. | 2 | Анализ изделий, составление плана работы в групповой беседе, выбор способов обработки. Требования к качеству работы. | Пошив изделий по готовому крою. Отчет о проделанной работе. Контроль качества. | Полотенце | 17.10. | ||
43 | Приемы художественной обработки ткани. | 1 | Беседа о значении полотенец в старину. Символика вышивки северных полотенец. Показ приемов выполнения шва «двусторонняя роспись». | Вышивка полотенец швом «двусторонняя роспись». | Двусторон-няя роспись, мулине. | 21.10. | |||
44 | Вышивка северных полотенец. | 1 | 21.10. | ||||||
Самостоятельная работа (4) | 45-46 | Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом (ширина шва 1 см). | 2 | Объяснение задания. Последовательность выполнения работы. Требования к качеству образца. | Выполнение задания на образце. | См: контрольно-измерительный материал. Самостоятельная работа 5 класс,1 четверть. | 23.10. | ||
47 | Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями на стойке. | 1 | 24.10. | ||||||
48 | Работа над ошибками. | 1 | Анализ качества выполненных работ совместно с учащимися. Приемы устранения дефектов в работе. | Работа над ошибками. Анализ своей деятельности. | 24.10. | ||||
II четверть 48 часов | 49 | Вводное занятие. Организация ручного и машинного рабочего места. | 1 | Ознакомление с планом работы на II четверть. | Беседа о правилах внутреннего распорядка и организации рабочего места. Упражнения в организации рабочего места при ручных и машинных работах. | 06.11. | |||
Работа с тканью (30) | 50-52 | Ручные строчки и швы. | 3 | Рассказ об организации ручного и машинного рабочего места, бережном отношении к оборудованию. Обобщение знаний о видах ручных строчек и швов. Последовательность их выполнения. | Выполнение ручных стежков: прямых, косых, петельных, крестообразных, петлеобразных. | Стежок, строчка, шов. | 06.11 07.11. 07.11. | ||
53-54 | Машинные швы, конструкция и применение. Стачной шов. | 2 | Беседа о видах машинных швов (краевых и соединительных), их конструкции и применении. Демонстрация приемов выполнения стачного шва взаутюжку и вразутюжку. | Выполнение машинных швов взаутюжку и вразутюжку на образцах. Анализ качества своего изделия в соответствии с образцом. | Стачной шов, стачивание деталей | 11.11. | |||
55-56 | Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. | 2 | Зависимость качества и прочности изделия от точности выполнения технологических операций. Демонстрация приемов выполнения косых стежков и обмёточных стежков. | Выполнение косых стежков и обмёточных стежков. Ориентировка в задании по образцу, анализ образца. Анализ качества своего изделия в соответствии с образцом. | Обтачка. Обтачать. | 13.11. | |||
57-58 | Мешочек для хранения работ. Ткани для пошива мешочка. | 2 | Анализ образца, его конструкция, ткани для пошива, элементы отделки, применяемые швы. | Составление плана пошива мешочка в групповой беседе. Выбор ткани для изделия. Оформление в альбоме листа: «Мешочек для хранения работ». | 14.11. | ||||
59-60 | Выбор рисунка для отделки мешочка. Отделка, кроя мешочка вышивкой или аппликацией. | 2 | Рассказ о правилах выбора рисунка или другой отделки. Показ последовательности перевода рисунка и выбор стежков для вышивки или аппликации. | Определение названия срезов в крое. Выбор рисунка для мешочка, перевод рисунка, выполнение отделки. | 18.11. | ||||
61-62 | Стачивание боковых срезов мешочка. | 2 | Демонстрация последовательности стачивания и обметывания боковых срезов. | Стачивание и обметывание боковых срезов. Анализ качества работ совместно с учителем. | Обтачать, обтачной шов. | 20.11. | |||
63-64 | Обмётывание срезов шва косыми или петельными стежками. | 2 | Обтачать, обтачной шов. | 21.11. | |||||
65-66 | Обработка верхнего среза мешочка. Утюжка и отделка мешочка. | 2 | Обсуждение последовательности обработки верхнего среза мешочка в групповой беседе. Демонстрация приемов вдергивания тесьмы и утюжки готового изделия. | Обработка верхнего среза изделия швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5-2см. Отделка и утюжка готового изделия. Анализ качества готовых изделий. | 25.11. | ||||
67-68 | Повязка для дежурного. План пошива. | 2 | Назначение повязок, конструкция. Ткани и нитки для изготовления повязки, эмблемы, последовательность пошива, детали кроя. | Сравнение различных по назначению повязок, выбор тканей и ниток, тесьмы для завязок. | Повязка, эмблема, завязка. | 27.11. | |||
69-70 | Тамбурный и стебельчатый стежки. | 2 | Систематизация способов отделки. Демонстрация последовательности выполнения стебельчатого и тамбурного стежков. Требования к качеству вышивки. Другие способы отделки – настрачивание тесьмы. | Вышивка эмблемы на детали кроя стебельчатым или тамбурным стежком. | 28.11. | ||||
71-72 | Вышивка эмблемы. | 2 | 02.12. | ||||||
73-74 | Обработка завязок. Складывание и сметывание деталей. | 2 | Демонстрация приемов обработки завязок. Обсуждение хода работы с опорой на технический рисунок. | Обработка завязок. Приметывание завязок к вышитой детали. | 04.12. | ||||
75-76 | Обтачивание основных деталей повязки. | 2 | Объяснение последовательности обтачивания деталей с одновременным втачиванием завязок. Требования к качеству работы. | Обтачивание и обрезание уголков, вывертывание повязки. | Обтачать детали. | 05.12. | |||
77-78 | Отделка повязки. Анализ качества готовых изделий. | 2 | Беседа о видах отделки. Порядок выполнения отделки. Требования к качеству отделочного шва. Анализ готовых изделий в групповой беседе. | Выполнение отделочной строчки, чистка и утюжка изделия. Самоконтроль качества шва. | Отутюжить изделие. | 09.12 | |||
Ремонт одежды (8). | 79 | Ремонт одежды Виды ремонта одежды | 1 | Беседа о необходимости бережного отношения к изделию, своевременном ремонте. Последовательность выполнения ремонта вешалки ручным и машинным способом. Подбор материалов для ремонта. | Раскрой вешалки. Изготовление вешалки ручным и машинным способом, пришивание вешалки к изделию. | Вешалка. | 11.12. | ||
80 | Вешалка к изделию | 1 | 11.12. | ||||||
81-82 | Вырезание лоскута для вешалки. Обработка вешалки. Пришивание вешалки к изделию. | 2 | 12.12. | ||||||
83-86 | Правила наложения заплат. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты. Наложение заплаты в виде аппликации ручным, машинным и клеевым способами. | 2 2 | Демонстрация приемов наложения заплат виде аппликации: а) ручным способом. б) машинным способом. в) клеевым способом. Требования к выбору материалов и качеству работы. | Определение места наложения заплаты, ее размера, выбор ткани и ниток для заплат, раскрой заплаты, наложение заплаты, приутюживание изделия. Анализ качества работы. | Заплата | 16.12. 18.12. | |||
Самостоятельная работа (2) | 87 | Обработка вешалки | 1 | Объяснения задания, индивидуальная помощь учащимся. | Обработка вешалки и втачивание ее в вподгибку с закрытым срезом | 1.Выявить у учащихся умения работать по образцу и плану. 2. Контроль навыков выполнения строчек и швов. | 19.12. | ||
88 | Втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом. | 1 | 19.12. | ||||||
Практическое повторение (8) | 89-90 | Подставка под горячее. | 2 | Демонстрация видов сибирских орнаментов (русского, казахского, татарского, народов Севера). Приемы выполнения орнаментов. Объяснение приемов сборки и отделки подставки. | Изготовление подставки под горячее из драпа с применением тамбурного и петельного швов. | Драп, орнамент. | Воспитывать у учащихся потребность в сохранении национальных традиций. Выполнение вышивки орнаментов петельным или тамбурным швом. | 23.12 | |
91-94 | Вышивка сибирских орнаментов на деталях кроя. | 4 | 25.12 26.12 | ||||||
95-96 | Сборка и отделка подставки под горячее. | 2 | 30.12. | ||||||
III четверть 60 часов | 97 | Вводное занятие. | 1 | Ознакомление с планом работы на 3 четверть. Повторить правила ТБ и поведения в мастерской. | Расширить знания о швейной машине с ножным приводом. Проявлять бережное отношение к оборудованию мастерской. | 13.01. | |||
Швейная машина с ножным приводом (10) | 98 | Ножная швейная машина (приводной и передаточный механизмы). | 1 | Рассказ о видах швейных машин (марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы). | Работа на холостом ходу, заправка ниток, выполнение строчек. | 13.01. | |||
99-100 | Основные механизмы швейной машины. Выполнение машинных швов. | 2 | Наблюдение взаимодействия основных механизмов машины: приводного, передаточного и рабочего, объяснение их назначения. | Подготовка машины к работе. Правильная посадка за работой. Выполнение машинных швов (стачного и шва вподгибку). | Обучить уходу за швейной машиной. | 15.01. | |||
101-102 | Регулятор строчки машины. Машинная закрепка. | 2 | Объяснение устройства и назначения регулятора строчки, назначения машинной закрепки. | Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Сравнение работы с образцом. | Машинная закрепка. | 16.01. | |||
103-104 | Машинная игла. Правила установки машинной иглы. | 2 | Беседа об устройстве и подборе машинной иглы, правилах установки машинной иглы. | Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор иглы в зависимости от ткани. | Лезвие, острие, колба, желобок, ушко. | Научить подбору иглы в зависимости от ткани и правилам установки. | 20.01. | ||
105-106 | Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани. Выполнение строчек. /Тренировочные упражнения/. | 2 | Ознакомление с правилами подбора игл и ниток в зависимости от толщины тканей. | Подбор иглы и ниток в зависимости от толщины ткани. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях. | Научить подбору ниток в зависимости от иглы и ткани. | 22.01 | |||
Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани. (14) | 107-108 | Технические сведения об инструментах и материалах для изготовления выкроек. Линии чертежа. | 2 | Демонстрация инструментов и материалов для выполнения выкроек. Показ приемов работы с сантиметровой лентой. Определение понятий: прямая и кривая линии, прямой угол; вертикальные и горизонтальные линии. | Знакомство с инструментами, приемы работы с ними. Оформление листа альбома: «Линии чертежа». Построение прямых углов. | Прямая линия, кривая, прямой угол. Чертеж. | Освоить приемы работы с измерительными инструментами. | 23.01. | |
109-110 | Правила оформления чертежей. Построение чертежа салфетки. | 2 | Объяснение назначения линий чертежа: сплошных – основной (тонкой), штриховых - вспомогательных. Их назначение. Обозначения чертежа. | Построение чертежа салфетки. Оформление чертежа. | Салфетка. | 27.01. | |||
111-112 | Устройство электроутюга. Приемы работы с электроутюгом. | 2 | Беседа об устройстве электроутюга, правилах безопасности при пользовании. Объяснение терминов ВТО. | Правила ТБ при работе с утюгом. Тренировочные упражнения. | Разутюжить, заутюжить, отутюжить. | Закрепить приемы безопасной работы с утюгом. | 29.01. | ||
113-114 | Ткани для салфеток. Выбор ткани для изготовления салфеток. | 2 | Групповая беседа о ткани: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы. Названия и виды тканей (гладкокрашеные, с рисунком). | Выбор тканей для салфеток. Оформление в альбоме листа «Салфетка». | Столовое бельё. | 30.01 | |||
115-116 | Раскрой салфетки. Составление плана работы по пошиву салфетки. | 2 | Показ приемов изготовления выкройки и размещения ее на ткани с учетом долевой и поперечной нити, лицевой и изнаночной стороны. Раскрой салфетки. Составление плана работы в групповой беседе. | Приемы работы с сантиметровой лентой. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением углов и сторон. Размещение и закрепление выкройки. Выкраивание салфетки. Анализ образца. | Раскладка. | 03.02. | |||
117-118 | Обработка срезов салфетки. | 2 | Демонстрация последовательности обработки срезов салфетки. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. | Обработка срезов салфетки швом вподгибку. Обработка углов салфетки. Утюжка салфетки. Взаимоанализ качества готового изделия. | 05.02. | ||||
119-120 | Обработка углов салфетки. | 2 | 06.02. | ||||||
Двойной шов. (4) | 121 | Двойной шов. Соединительные швы. | 1 | Объяснение конструкции двойного шва, применения, требований к качеству работы. Показ его выполнения. | Выполнение двойного шва, отчет о проделанной работе и ее качестве. | Двойной шов. | 10.02 | ||
122 | Двойной шов конструкция и применение. | 1 | 10.02 | ||||||
123 | Выполнение двойного шва на образце. | 1 | 12.02 | ||||||
124 | Выметывание шва. | 1 | 12.02 | ||||||
Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва. (20) | 125-126 | Фасоны наволочек. Определение размера наволочки. | 2 | Рассказ о наволочках: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки. | Оформление листа альбома: «Ткани для наволочки». Определение размера наволочки по подушке. | Наволочка. Клапан. | Научить выбирать ткань для наволочки и определять размер наволочки по подушке. | 13.02 | |
127 | Построение чертежа наволочки. | 1 | Показ приемов построения чертежа | Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. | 17.02 | ||||
128 | Расчет расхода ткани на наволочку. Подготовка ткани к раскрою. | 1 | Объяснение приемов расчета расхода ткани на изделие. Подготовка ткани к раскрою (учет направления рисунка). Изготовление выкройки. | Выполнение тренировочных задач по расчету расхода ткани на изделие. Подготовка ткани к раскрою, вырезание чертежа наволочки. | 17.02 | ||||
129-130 | Раскладка выкройки на ткани. Раскрой наволочки. | 2 | Показ приемов размещения выкройки на ткани. Беседа о бережном отношении к ткани. | Расчет расхода ткани на изделие (тренировочные упражнения). Раскрой наволочки. | 19.02 | ||||
131-132 | План пошива наволочки. Подготовка, кроя к пошиву на машине. | 2 | Анализ образца наволочки в групповой беседе. Основные срезы, швы, применяемые для ее пошива. | Составление плана пошива наволочки в групповой беседе. Подготовка кроя к пошиву на машине. | 20.02 | ||||
133-136 | Последовательность обработки поперечных срезов. Обработка поперечных срезов наволочки. | 2 2 | Показ последовательности обработки поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Требования к качеству шва. | Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом заданного размера. | 26.02 27.02 | ||||
137-140 | Последовательность обработки долевых срезов наволочки. Обработка долевых срезов. | 2 2 | Обсуждение последовательности обработки долевых срезов наволочки. Требования к качеству выполнения двойного шва. | Обработка боковых срезов наволочки двойным швом с одновременным стачиванием клапана. | 02.03 04.03 | ||||
141-144 | Устранение мелких дефектов. Окончательная отделка. | 2 | Показ приемов устранения мелких дефектов, анализ качества готовых изделий. | Утюжка изделия и его отделка. Складывание по стандарту. | 05.03 | ||||
Самостоятельная работа и анализ ее качества. (4) | 145-148 | Самостоятельная работа. Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см. | 2 1 1 | Объяснение задания. Требования к качеству работы. Анализ качества самостоятельных работ в групповой беседе. | Выполнение заданий на образцах. Задание: 1.Построить квадрат по заданным размерам (10см) 2. Выполнить на образце двойной шов (ширина шва 0,7см). 3. Выполнить на образце шов вподгибку с закрытым срезом (ширина шва 3см) Работа над ошибками | 1. Контроль навыков работы с измерительными инструментами, приемов выполнения двойного шва и шва вподгибку, умений применять теоретические знания на практике. 2.Воспитание самостоятельности. | 11.03 12.03 | ||
Практическое повторение. (6) | 149-152 | Виды орнаментов. Изготовление салфетки. | 2 2 | Беседа о традиционных орнаментах и вышивке нашего региона. Анализ образца: ткани, срезы, виды швов. Обсуждение плана пошива салфетки. Требования к качеству работы. | Рассматривание иллюстраций и образцов с традиционными орнаментами и вышивкой. Изготовление салфетки. | Расширить знания учащихся о традиционных орнаментах и вышивке нашего региона. | 16.03 18.03 | ||
153-154 | Выбор орнамента или рисунка для салфетки. Выполнение вышивки. | 2 | Обсуждение приемов выполнения орнаментов и украшающих стежков. | Составление плана работы, выполнение изделий с традиционной вышивкой. | 19.03. | ||||
IV четверть 44 часа | 155 | Вводное занятие План работы на четверть. | 1 | Содержание плана работы на четверть. | Повторить правила ТБ и поведения в мастерской. | 30.03. | |||
Накладной шов. (7) | 156 | Виды соединительных швов. | 1 | Сообщение общих сведений о видах соединительных швов (стачной шов, накладной шов, виды накладного шва и их применение). | Распознавание видов накладного шва по образцам. | Накладной шов. | 30.03 | ||
157-158 | Накладной шов с двумя открытыми срезами. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами. | 2 | Объяснение последовательности обработки накладного шва с двумя открытыми срезами, его применения и изображения. Измерение ширины шва. | Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами. Определение ширины шва. | Накладной шов с двумя открытыми срезами. | 01.04 | |||
159-160 | Накладной шов с одним закрытым срезом. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом. | 2 | Обсуждение последовательности обработки накладного шва с одним закрытым срезом, его условное изображения и применения. | Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом. Контроль качества. Измерение ширины шва. | Накладной шов с одним закрытым срезом. | 02.04 | |||
161-162 | Накладной шов с двумя закрытыми срезами. Выполнение накладного шва с двумя закрытыми срезами. | 2 | Показ последовательности обработки накладного шва с двумя закрытыми срезами, его условное изображения и применения. | Выполнение накладного шва с двумя закрытыми срезами. Контроль качества выполненной работы. | Накладной шов с двумя закрытыми срезами. | 06.04 | |||
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам и его пошив с применением двойного и накладного швов. (24) | 163-164 | Простейшие сведения о хлопке. Получение хлопка, его свойства. | 2 | Сообщение сведений о волокнах растительного происхождения. Волокно хлопка, его получение, внешний вид волокна, для чего оно служит. Свойства волокон хлопка. | Рассматривание коллекции. Определение свойств волокна по его внешнему виду. | Растительные волокна, хлопок. | 08.04 | ||
165-166 | Сведения о прядении. Свойства пряжи и нитей. | 2 | Рассказ о процессе прядения, свойствах пряжи и нитей. | Рассматривание коллекции. Определение свойств пряжи и нитей по внешнему виду. | Пряжа, прядение, початок, бобина. | 09.04 | |||
167-168 | Фасоны сумок. План работы по изготовлению сумки. | 2 | Беседа о назначении сумки, тканях из которых они изготавливаются. Расчет расхода ткани. | Анализ конструкции сумок по эскизам (форма, кол-во деталей, размер). Оформление в альбоме листа «Сумка хозяйственная». Составление плана работы по изготовлению сумки. | 13.04 | ||||
169-170 | Построение чертежа сумки хозяйственной. Расчет расхода ткани на сумку. Изготовление выкройки. | 2 | Определение длины и ширины прямоугольной сумки и её ручек. Ознакомление с мерками для построения чертежа, их названиями и обозначениями. | Построение чертежа сумки. Расчет расхода ткани на сумку. | 15.04 | ||||
171-172 | Подготовка ткани к раскрою. Раскрой сумки. | 2 | Показ приемов подготовки ткани и деталей выкройки к раскрою. Ознакомление с требованиями к качеству кроя. | Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани, выкраивание деталей с припусками на швы. Проверка качества работы. | 16.04 | ||||
173-174 | Анализ готового образца сумки. Составление плана пошива сумки хозяйственной. | 2 | Анализ готового образца: виды швов, порядок выполнения работы (групповая беседа). | Определение швов. Составление плана пошива сумки. | 20.04 | ||||
175-176 | Последовательность обработки деталей ручек. Обработка деталей ручек. | 2 | Обсуждение последовательности обработки деталей ручек. Требования к качеству работы. | Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Проверка качества работы. | 22.04 | ||||
177-178 | Обработка кармана. Соединение его с основной деталью сумки. | 2 | Беседа о видах и формах карманов, демонстрация приемов обработки верхнего среза кармана и закрепления его на основной части. | Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом и намётывание его на основную деталь. | 23.04 | ||||
179-180 | Обработка верхнего среза сумки. Втачивание ручек | 2 | Обсуждение последовательности обработки верхнего среза сумки. Требования к качеству работы. | Обработка верхнего среза сумки с одновременным втачиванием ручек. Проверка качества работы. | 27.04 | ||||
181-182 | Последовательность обработки боковых срезов. Обработка боковых срезов сумки. | 2 | Повторение последовательности выполнения двойного шва. Требования к качеству работы. | Обработка боковых срезов сумки двойным швом. Проверка качества работы. | 29.04 | ||||
183-184 | Образование дна и боковых сторон сумки. | 2 | Обобщение знаний о конструкции сумки, основных деталях сумки. Виды оформления дна и боковых сторон сумок. Последовательность обработки углов сумки | Застрачивание углов сумки с целью образования дна и стенок сумки. Проверка качества работы. | 30.04 | ||||
185-186 | Утюжка и отделка готового изделия. Итоговое занятие по теме: «Сумка хозяйственная». | 2 | Беседа по теме: «Сумка хозяйственная». Показ приемов утюжки готового изделия. Требования к качеству готового изделия. | Утюжка и отделка изделия. Выполнение задания. Подведение итогов. Проверка качества готового изделия. Отчет о выполненной работе. | 06.05 | ||||
Самостоятельная работа и анализ её качества. (4) | 187-190 | Задание: Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом). | 2 2 | Краткий инструктаж. Требования к качеству работы. | Выполнение заданий на образцах. Проверка качества работы. | 07.05 13.05 | |||
Практическое повторение. (8) | 191-192 | Сумки, рюкзачки, косметички. Выполнение эскизов изделий. | 2 | История возникновения сумок. Ткани, применяемые для пошива данных изделий. Швы, применяемые для обработки. Назначение изделий (групповая беседа). | Свойства тканей в зависимости от назначения изделия (групповая беседа). Определение видов швов по образцам готовых изделий. | Рюкзак, косметичка | 14.05 | ||
193 | Выбор ткани и отделки для изделия. | 1 | Беседа о влиянии национальных традиций на современные изделия. Конструкция сумок и приемы их отделки. | Выбор ткани и отделки для изделия. Выполнение эскиза изделия. | 18.05 | ||||
194 | Анализ изделия и составление плана изготовления изделия. | 1 | Обсуждение приемов обработки изделия. | Составление плана изготовления изделия в групповой беседе. | 18.05 | ||||
195-196 | Отделка деталей изделия. Изготовление изделия. | 2 | Повторение приемов выполнения соединительных швов (двойного, стачного, накладных). | Изготовление изделия. Отделка деталей изделия. | 20.05 | ||||
197-198 | Окончательная отделка изделия. Итоговое занятие. | 2 | Обобщение знаний о видах сумок и приёмах их изготовления | Окончательная отделка изделия. Проверка качества. Отчет о выполненной работе. | 21.05. |
Материально-техническое оснащение учебного предмета
- Индивидуальные рабочие местами для выполнения ручных и машинных работ.
- Рабочие инструменты и приспособления (ручные иглы, ножницы, булавки, инструмент для распускания).
- Измерительные инструменты (линейки, сантиметровые ленты).
- Отделочные материалы и фурнитура (нитки, тесьма, пуговицы).
- Швейные машины с ручным приводом, с ножным приводом и электрическим приводом.
- Утюг.
- Тематический дидактический материал (образцы швейных изделий, карточки с планом анализа образца, планом изготовления швейного изделия, планом работы по раскрою изделия, планом работы по пошиву изделия, инструкционные карты по построению чертежа, технологические карты по обработке отдельных узлов швейного изделия др.)
- Инструкции по ТБ.
Литература
- Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Технология «Швейное дело»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 5 класс, Москва «Просвещение», 2017 г.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. — Сб. 1. — 224 с.
- Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплётное дело: развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2010. – 287 с.
- Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина – Волгоград: Учитель, 2011. – 66 с.
- Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/ автор-составитель Л.В.Боброва - Волгоград: Учитель, 2011
- Занимательные уроки технологи для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. - М.: Школьная Пресса, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА профильного труда (швейного дела) 6 класс
Программа предназначена для трудовой организации школьников с умеренной умственной отсталостью. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Данная программа разрабо...
Рабочая программа по предмету профильный труд "Столярное дело" для учащихся 9 классов.
Рабочая программа по "Столярному делу" разработана на основе примерной программы "Столярное дело" С.Л.Мирский, Б.А. Журавлев. Программы специальных (коррекционных) образовательных ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) для детей с ОВЗ....
Рабочая программа по предмету "Профильный труд" по профилю "Штукатурно - малярное дело", 9 класс
Программа 9 класса по штукатурно-малярному делу...
Рабочая программа по предмету "Профильный труд" по профилю "Штукатурно - малярное дело", 9 класс
Рабочая программа 8-го класса по штукатурно-малярному делу...
Рабочая программа по предмету "Профильный труд" (Столярное дело) для обучающихся по АООП с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по предмету...
Рабочая программа по предмету «Профильный труд», профиль трудовой подготовки: "Швейное дело"для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа по предмету «Профильный труд», профиль трудовой подготовки: "Швейное дело"для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...