«ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ФГОС»
статья по технологии (6 класс)

Зайцева Рита Викторовна

В основе проекта лежит теоретическая проработка, базирующаяся на точной информации. Проект урока возможен только для конкретных условий, отличается точностью, алгоритмичностью и реализуемостью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

_____________________________                _________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                                       8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

ДОКЛАД

НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

В РАМКАХ ФГОС»

Выступил: Зайцева Рита Викторовна

                                                         

Клин, 2018год

В основе проекта лежит теоретическая проработка, базирующаяся на точной информации. Проект урока возможен только для конкретных условий, отличается точностью, алгоритмичностью и реализуемостью. Гузеев В.В. выделяет тринадцать этапов проектирования урока.

На первом этапе определяется роль урока в структуре изучения темы. Из роли урока вытекают его цели. Важный момент – выделение ведущей цели, определяющей всю логику будущего урока. Планирование результатов обучения, определение главных задач урока – следующий этап проектирования. Определение начальных условий позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке. Далее необходимо выбрать метод обучения, отобрать подходящие организационные формы обучения. В итоге определяется дидактическая основа главного элемента урока, нацеленного на решение ведущей цели.

Разработка структуры урока – важнейший этап проектирования. На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа. При проектировании содержательного наполнения урока следует определить: что необходимо рассказать ученикам, что они изучат самостоятельно, какие необходимо задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительные сроки, как контролировать успешность процесса. Следующий этап предполагает обдумывание организационной схемы урока, отбор средств обучения, приемов педагогической техники. Последний этап связан с имиджем урока: изменения в интерьере учебного помещения, музыкальное сопровождение урока, внешний облик учителя и др.

Конечным результатом проектирования является пакет документов, содержащих схему урока и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение. По своим целям и дидактической структуре урок очень подвижная и гибкая форма организации занятий, он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних и внутренних условий. Поэтому в проектируемый урок необходимо закладывать возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.

Средства информационных технологий

На сегодняшний день информационные технологии представлены:

     1. офисными технологиями (текстовый редактор MS Word, электронные таблицы MS Excel, презентационная программа Power Point и др.);

    2. электронными изданиями образовательного направления (ЭИОН);

     3.  электронными ресурсами сети Интернет.

Основные возможности ИТ, обеспечивающие им широкое применение в учебном процессе: комбинаторные, вычислительные, графические, моделирующие.

Офисные технологии

Широкие возможности предоставляет программа для обработки электронных таблиц Excel из пакета программ Microsoft Office:

1. исследование задач с параметрами, определяющими на основании единой модели множество разнообразных решений;

2. знакомство с различными формами представления данных;

3. исследование физических законов и формул;

4. построение графиков и диаграмм с помощью «Мастера диаграмм»;

5. проведение лабораторных, практических работ;

6. создание и использование картограмм и картодиаграмм.

Презентационная программа Power Point позволяет учителю стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. Прежде всего,  это создание компьютерной лекции. Компьютерная лекция – тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу. Основная задача: объяснение нового материала.

Компьютерная лекция – новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки. Преподавание предмета становится более эффективным.

Основные этапы создания компьютерной лекции:

       Формулировка темы.

     Определение количества слайдов и их содержание.

      Выбор дизайна презентации.

     Создание слайдов.

      Переходы между слайдами.

    Демонстрация презентации.

    Научно достоверная информация.

   

Вид урока

Структура урока

Урок изучения нового материала

Оргмомент, целеполагание и мотивация.

Вводно-ознакомительная беседа.

Практическая работа с элементами компьютерного моделирования.

 Закрепление материала в ходе индивидуального компьютерного опроса.

Урок – компьютерная лабораторная работа

 Методические указания по выполнению работы.

 Краткая теория по изучаемому явлению.

 Тестовый контроль для допуска к работе.

Выполнение компьютерной лабораторной работы.

Урок - исследование

Оргмомент, целеполагание и мотивация.

 Актуализация знаний.

 Исследовательская работа: выполнение компьютерных экспериментов, решение экспериментальных задач, творческие задания.

  Рефлексия.

Урок – виртуальная экскурсия

  Оргмомент, целеполагание и мотивация.

  Путешествие по музеям мира.

  Выбор понравившегося экспоната и подготовка рассказа о нем.

  Выбор самого интересного рассказа, составленного за время урока.

  Рефлексия.

Урок – деловая игра (создание дайджеста зарубежной прессы)

  Выработка цели игры.

  Определение тематики дайджеста и разделение на группы по интересам.

  Знакомство со структурой электронной газеты и поиск группами наиболее интересных и содержательных статей по выбранной теме (поиск информации в глобальной сети Интернет).

  Обсуждение статей в группе.

  Групповое обсуждение. Создание дайджеста.

 

Подготовка к проектированию урока включает в себя следующее:

  1. Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями. Выяснение смысла урока, зачем и для чего ученикам и учителю необходимо его проведение.
  2. Формулировка целей и задач урока с учетом особенностей класса. Обозначение образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.
  3. Изучение учебников, методических пособий, ресурсов сети Интернет, электронных изданий образовательного направления по данной теме.
  4. Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников, которые будут им предложены.
  5. Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности.
  6. Отбор и подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока технологии в 5-ом классе в условиях перехода на ФГОС ООО

Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

В связи с переходом на ФГОС возникла проблема проектирования уроков технологии в контексте ФГОС в 5 классе.  Учащимся требуются способности и умения проектировать, решать проблему ,выполнять твор...

Проектирование урока технологии по ФГОС

Цели современного урока технологии: Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели Цели деятельности учащихся Виды УУД: - личнос...

Проектирование урока в рамках системно-деятельностного обучения и в условиях дистанционного образования

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определ...

Проектирование урока в рамках реализации ФГОС

Рекомендации к проектированию урока...

"Ты сам мастер - технология проектирования" урок технологии 5 класс

Блок уроков: Творческий проект (5 класс).Тип урока: урок открытия нового знания.Межпредметные связи: ИКТ, ИЗО, технология.Ресурсы урока: презентация; творческие проекты учащихся прошлых лет; таблица ...

Доклад по теме: "Проектирование уроков технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО", 2024г

Доклад по теме: "Проектирование уроков технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО", 2024г...