Проектирование урока в рамках системно-деятельностного обучения и в условиях дистанционного образования
статья ( класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_uroka.docx | 793.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока в рамках системно - деятельностного обучения и в условиях дистанционного образования
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика. С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в образовательном процессе.
Что делает учитель? Спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает
Что делает ученик? Записывает, слушает, читает, решает, исследует, делает выводы
Современный урок в контексте стандарта представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны (воспроизводимы), а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом. (слайд 3)
Ключевые компоненты: Результативность образования, которая достигается только через организацию деятельности. Современный урок – серия учебных ситуаций по решению учебных задач. (слайд 4)
Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. (слайд 5)
Основополагающие принципы проектирования современного урока
1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Сравним деятельность учителя, внедряющего ФГОС ООО, при конструировании
современного урока с учителем, конструирующим традиционный урок.(слайд 6)
Позиции | Традиционная деятельность | Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО |
Подготовка к уроку | Жестко структурированный конспект урока,0% свободы учителя. | Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации и учебник, интернет-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами |
Основные этапы урока | Основное время отводится этапу объяснения и закрепления (80% - говорение учителя) | Объяснение занимает 20-30% урока, закрепление 5-10%; большая часть времени на самостоятельную деятельность. |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить то, что запланировано на урок. | Организовать деятельность детей по - поиску, обработке информации; - обобщению способов деятельности; - постановке учебной задачи |
Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий | Реши,спеши,сравни6найди,выпиши, выполни. 93%-репродуктивные задания 7%- исследуй (чаще для сильных учащихся) | Проанализируй, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, оцените, измените, придумайте. |
Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки:
- изучения(объяснения) нового материала
- закрепления знаний и формирования умений и навыков
- повторительно-обобщающего характера
- коррекции знаний, умений и навыков
- Комбинированный
- Контроля знаний, умений и навыков,
То с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки:
- «открытия» нового знания
-рефлексии
- общеметодологической направленности
- развивающего контроля.
Какими правилами должен руководствоваться учитель, создающий урок в контексте ФГОС:
1.Цели урока принимаются и формулируются учащимися.
2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений…).
3.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.
4.Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески (слайд 7)
Так преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Способность к импровизации на уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя. Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта. Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.(слайд 8)
Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.(слайд 9)
ТК -это Проект урока, составленный учителем с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока). Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
Выделяют основные блоки(слайд 10)
1. блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
2. инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
3. организационно- деятельностный (структуризация на действия и операции).(слайд 11)
Таким образом, в ходе проектирования современного урока раскрываются именно те компетенции, связанные с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса:
- компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и
социализирующими учащихся средствами предмета.
Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний.(слайд 12)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ЭОР |
Орг. момент | Здравствуй, Алексей! Проверь, все ли у тебя готово к уроку. | ||
Проверка домашнего задания | Мы продолжаем изучать тему «Атмосфера», но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давай вспомним, что такое «Атмосфера»? | Учащийся называет определение | презентация |
1)Назовите процентное соотношение в составе атмосферы (слайд 1) 2) Вычеркни лишнее (слайд 2)
3)В чём измеряются основные показатели атмосферы (слайд 3) 4)Что измеряют данные приборы? Соотнесите цифру и букву (слайд 4) 5) Представлена схема «Нагревание земной поверхности». Выбери правильную (слайд 5) а) Солнце-нагрев воздуха- нагрев земной поверхности; б) Солнце-нагрев земной поверхности- нагрев воздуха. | |||
Изучение нового материала | Сейчас я зачитаю одну из характеристик касающуюся «Атмосферы», а ты попробуешь определить о чём идёт речь? Это и будет темой нашего урока. Он чрезвычайно разнообразен. На севере он, исключительно холодный, а на юге - жаркий, по восточным и юго-восточным окраинам преимущественно влажный, а в центральных районах - засушливый. Как ты думаешь, что это? Итак, тема нашего занятия «Климат». Попробуй определить цели нашего занятия Вспомним, что такое погода? Вспомним элементы погоды? Давай опишем погоду, дадим характеристику погоды сегодняшнего дня с помощью условных знаков, используя 2 форзац учебника. Итак, ты охарактеризовал погоду сегодняшнего дня. А сейчас проанализируем диаграммы типов погоды в г.Москве за 1969 г., 1971 г. И средние многолетние показатели, используя форзац учебника. Что общего мы обнаружили, несмотря на различия? Давай попробуем охарактеризовать график годового хода температур в тульской области в 2012 году: определим а) среднюю температуру самого тёплого и самого холодного месяца; б) годовую амплитуду воздуха для тульской области. Для Москвы, как и для нашей области характерна смена времён года. Одинаковы ли элементы погоды? Это зависит от того, что на разных широтах типы погоды отличаются. Итак, мы описали сегодняшнюю погоду, характеризовали показатели за год, за 2 года. А как ты считаешь, что является климатом из всех этих характеристик? Климат - многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности. Характеризуя типы погоды, ты заметил, что в течение года она разная для нашей местности. Какими элементами характеризуют климат? -Многолетний режим -Средняя многолетняя температура | «Климат» Узнать что такое «Климат», узнать влияние климата на человека и окружающую среду. Состояние тропосферы в определённом месте за определённое количество времени. Температура, атмосферное давление, ветер, осадки, облачность. Учащийся самостоятельно описывает погоду. В Москве преобладает умеренно-морозная погода -4-12 градусов, осадки в виде снега; Январь 1971 года отличается от средних многолетних тем, что с 3 по 23 наблюдалось значительно-морозная погода без осадков, облачность незначительная, лишь после 23- средняя, а к концу месяца сплошная и осадки. 1969 год, первая половина января стояла умеренно-морозная погода с облачностью, после 23 пошёл дождь, началась оттепель. В начале января обычно незначительная облачность, осадков нет, по температуре -значительно-морозная. Конец января – оттепель, облачность, дождь. 25-(-20)=45 Нет | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 |
Физкультминутка | «Шум дождя» | Слайд 15 | |
Закрепление материала | -А теперь закрепим материал урока. Для этого зайди на курс и выполни тест «Климат Земли». | Учащийся самостоятельно выполняет тест на курсе Moodle | http://5.164.26.84/moodle/course/view.php?id=145 |
Итог урока | - Итак, какую тему на уроке мы изучили? -Что нового узнали? -Чему научились? | ||
Рефлексия: | На экране ты видишь три облака, выбери то, которое соответствует твоему настроению Зеленое - «Я все понял и смогу объяснить другу» Голубое – «Я все понял, но не смогу объяснить другу» Красное - «Мне нужно еще раз прочитать данную тему» А теперь оцени себя, какую оценку ты себе бы поставил за работу на уроке? | ||
Домашнее задание, оценка | На уроке ты работал….., поэтому оценку я тебе поставлю …. Запиши домашнее задание: параграф 43, описать диаграмму №2 на стр. 130. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода
Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении
В этом материале можно ознакомиться со структурой урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении...
"Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода"
Презентация мастер- класса по теме "Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода"...
Приемы обучения на этапе актуализации знаний для урока в рамках системно-деятельностного подхода
Приём “Я беру тебя с собой “ Приём “Да-Нет”. Приём “Шаг за шагом”. Приём “Жокей и лошадь”. Приём «Толстый и тонкий вопрос» Стратегия “Вопросительные сл...
Проектирование урока географии на системно-деятельностной основе.
Проектная деятельность школьников....