Формирование УУД на уроках технологии
методическая разработка по технологии
Предварительный просмотр:
Педагогический совет «Формирование УУД на уроках и во внеурочной деятельности».
Балдахинов П.Н. учитель технологии
Тема: «Формирование УУД на уроках технологии»
По современным данным, для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД).
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Возможности предмета «Технология» на ровне с «Физикой» и «Химией» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.
Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Разберем развитие УУД на примере изучения «Технологии» в 5 классе.
К личностным УУД относятся:
• положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
• желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
• осваивать новые виды деятельности,
• участвовать в творческом, созидательном процессе;
• осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
• осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
• стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:
• участие в проектах;
• творческие задания;
• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
• самооценка события, происшествия;
• самооценочные листы.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:
• целеполагание - что известно и неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
• коррекция;
• оценка;
• саморегуляция.
Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность, способствует формированию регулятивных УУД путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».
К коммуникативным УУД относятся:
умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания,
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Для формирования коммуникативных ууд мною используются:
-организация взаимной проверки заданий
-обсуждения участниками способов своего действия
- учебные игры, соревнования
-работа в группах. Чтобы шло развитие коммуникативных УУД работа в группе должна всегда завершаться рефлексивной деятельностью учащихся. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, вместе с ними анализируется не только результат, но и процесс работы.
К познавательным УУД относятся умения:
- осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой доплнительной литературе;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Для формирования познавательных ууд мною используются:
- не только использование наглядных моделей (схемы, чертежи, планы), но и обучение самостоятельно строить схемы, модели, таблицы и т. п.
- задания по самостоятельному нахождению и извлечению нужной информации из материалов учебников и другой дополнительной литературе.
- осуществлять классификации, сравнения личной работы с другими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках технологии в начальной школе.
В ходе работы над формированием универсальных учебных действий у учащихся начальной школы были созданы разработки уроков по данному направлению. Этот материал является тезисным, отправной точкой в ход...
Формирование УУД на уроках технологии
Прослеживание формирований коммуникативных учебных действий на уроках технологии в групповой работе по теме " Рукоделие. Лоскутные техники"...
Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей учащихся через создание условий для формирования УУД на уроках технологии"...
«Формирование компетенций на уроке технологии по теме «Коса – девичья краса»»
Урок «Коса – девичья краса» призван познакомить учащихся шестого класса с правилами определения типа волос, приемами правильного ухода за своим типом волос,...
Формирование УУД на уроках технологии
Выступление на педагогическом совете....
Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализации ФГОС ООО.
Формирование УУД на уроках технологии в рамках реализацииФГОС ООО на примере темы : «Лоскутное шитье» 5 класс.Ссылка на перезентацию.https://cloud.mail.ru/public/8S2M/YmtXDBuYzСсылки на ви...
Формирование УУД на уроках технологии
В данной презентации представлены возможности формирования УУД на уроках технологии...