Практическая работа № 2
учебно-методический материал по технологии (11 класс)

Задание для обучающихся гр Л-119 по Почвоведению на 14 апреля 2020 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktticheskaya_rabota_no_2.doc933.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №2.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ ПОЛЕВЫМ МЕТОДОМ.

Цель работы: Научиться определять гранулометрический состав почв полевыми методами («сухим» и «мокрым»); приобрести навыки в оценке гранулометрического состава почв.

Общие сведения

Твердой фаза почв состоит из частиц различной величины, которые называются механическими элементами. Они представляют собой обломки горных пород, отдельные минералы, гумусовые вещества, продукты взаимодействия органических и минеральных веществ.

Различные по размеру фракции механических элементов слагают почвы в различных количественных соотношениях (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Механические элементы почвы

Относительное содержание в почве частиц различного размера называется механическим составом. В основу классификации почв по механическому составу положено содержание, в ней физической глины и физического песка. Физической глиной называются частицы размером меньше 0,01 мм, а физическим песком - частицы больше 0,01 мм.

В зависимости от конкретного соотношения этих частиц выделяются следующие по механическому составу почвы (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Классификация почв по механическому составу         

Краткое название почвы по механическому составу

Содержание физической глины (частицы 0,01 мм) %

Содержание физического песка (частицы 0,01 мм) %

Песок рыхлый

0 - 5

100 - 95

Песок связный

5 - 10

95 - 90

Супесь

10 - 20

90 - 80

Суглинок легкий

20 - 30

80 - 70

Суглинок средний

30 - 45

70 - 55

Суглинок тяжелый

46 - 60

55 - 40

Г лина легкая

60 - 75

40 - 25

Глина средняя

75 - 85

25 - 15

Глина тяжелая

85

15

Графически данная зависимость выглядит в виде следующих диаграмм (рис. 1.2).

Рис. 1.2. а - соотношение физической глины и физического песка в почвах различного механического состава; б - треугольник Ферре.

Механический состав оказывает большое влияние на агрономические свойства почвы: влагоемкостъ, влагопроницаемость, структурность, плотность, пористость, связность, липкость, пластичность, воздухоемкость, теплоемкость, поглотительную способность, накопление в почве гумуса и другие.

В зависимости от механического состава почв меняются условия обработки, сроки полевых работ, нормы удобрений, сельскохозяйственные культуры.

Почвы песчаные и супесчаные легко поддаются обработке, поэтому издавна их называют легкими. Они обладают хорошей водопроницаемостью, быстро прогреваются (теплые почвы); благодаря крупным порам, здесь хорошая аэрация. Разложение послеуборочных остатков и органических удобрений в пахотном слое таких почв происходит быстро.

Легкие почвы, по сравнению с тяжелыми, меньше подвергаются процессам водной эрозии, так как влага быстро впитывается и поверхностный сток бывает незначительным.

Но легкие почвы обладают рядом отрицательных свойств. Из-за низкой влагоёмкости на песчаных и супесчаных почвах, даже во влажных районах, растения страдают от недостатка влаги. Эти почвы бедны гумусом, минеральные вещества вымываются глубоко вниз, в грунтовые воды, вследствие низкой поглотительной способности песков. При внесении больших доз удобрений подобный процесс может вызвать потери элементов питания и загрязнение гидросферы. Легкие почвы наиболее подвержены ветровой эрозии, износ почвообрабатывающих орудий здесь более значительный (рис. 1.3).

Иными свойствами обладают почвы тяжелого механического состава. Они медленно прогреваются весной, позднее поспевают к обработке, поэтому их называют холодными. Эти почвы трудно поддаются обработке сельскохозяйственными орудиями, поэтому их называют тяжелыми.

Рис. 1.3. Износ носовой части стрельчатых лап

Тяжелосуглинистые и глинистые почвы отличаются более высокой связностью и влагоемкостъю, лучше обеспечены питательными веществами, богаче гумусом. Но они плохо пропускают воду и воздух, легко заплывают после дождей и образуют плотную корку (рис. 1.4).

Разложение послеуборочных остатков на тяжелых почвах происходит медленно, вследствие чего медленно пополняются запасы элементов минерального питания растений. Однако, вымывание элементов питания в нижние слои почвы здесь незначительное.

Как легкие песчаные, так и тяжелые глинистые почвы являются крайними типами и имеют ряд недостатков. Лучшими являются почвы, состоящие из смеси песчаных и глинистых механических элементов - легко- и среднесуглинистые. В них наиболее благоприятно складывается сочетание теплового, водного, воздушного и питательного режимов.

Учитывая влияние механического состава на свойства почв и требования к ним сельскохозяйственных культур, необходимо правильно размещать посевы. Такие культуры как пшеница, ячмень, горох, сахарная свекла, подсолнечник довольно требовательны к условиям произрастания и хорошо развиваются только на почвах средних по механическому составу (легко- и среднесуглинистых).

Картофель, арбуз, эспарцет предпочитают легкие супесчаные почвы. Хорошо переносят легкие почвы рожь, люпин, вика озимая. А рис, овес, могут хорошо расти и на тяжелосуглинистых почвах.

Определение механического состава почвы в лабораторных условиях проводится путем установления количества физического песка и физической глины, а затем их соотношения, после чего по таблице определяется разновидность почвы.

В полевых условиях пользуются более простым, органолептическим методом, который мы и рассмотрим.

Цель работы: Определение механического состава почвы простейшим методом.

Материалы и оборудование: чашки, колба с водой, лист фанеры, шпатели, образцы почвы.

Порядок выполнения работы

Горсть почвы насыпать в чашку, смочить водой и размешать до консистенции теста, после чего размять между пальцами до такого состояния, чтобы не ощущались структурные зерна.

Хорошо размятую почву скатайте в шарик, а затем положите на лист фанеры и раскатайте в шнур, толщиной около 3 мм. Затем шкур необходимо свернуть в кольцо диаметром примерно 3 см..

В зависимости от вида кольца и шнура, сделать заключение о механическом составе почвы.

        Показатели определения механического состава почвы        

Вид образца после раскатывания

Механический состав

Шарик не образуется

Шарик получается, но при надавливании рассыпается

Шнур дробится при раскатывании

Шнур сплошной, кольцо при свертывании распадается

Шнур сплошной, кольцо с трещинами

Шнур сплошной, кольцо цельное

Песок

Супесь

Легкий суглинок

Средний суглинок Тяжелый суглинок Глина

Сделайте заключение по результатам анализа различных образцов почв, указав механический состав почв, их вероятные свойства, возможность использования для возделывания сельскохозяйственных культур.

Рис. 1.5. Вид образцов почвы в зависимости от её механического состава (схема).

Рис. 1.6. Вид образцов почвы в зависимости от её механического состава (фото)

Контрольные вопросы

  1. Что такое механический состав почвы, от чего он зависит?
  2. Что такое "физический песок" и "физическая глина"?
  3. Для чего необходимо знать механический состав почвы?
  4. Какие почвы называются тяжелыми и почему?
  5. Какие почвы называются легкими и почему?
  6. Какие почвы более пористые?
  7. Какие почвы более плотные
  8. Перечислите разновидности почв по механическому составу.
  9. Какие почвы называют "теплыми", какие "холодными" и почему?
  10. Какие почвы более влагопроницаемы и почему?
  11. Какие почвы лучше удерживают влагу и почему?
  12. Как влияет механический состав на водный, воздушный, тепловой и питательный режимы почв?
  13. Какие почвы в наибольшей мере подвержены водной, ветровой эрозии?
  14. На каких почвах больше вероятность вымывания элементов минерального питания и почему?
  15. Какие почвы дольше прогреваются весной и по какой причине?
  16. На каких почвах весенние полевые работы можно начинать раньше и почему?
  17. На каких почвах органические остатки и навоз будут разлагаться быстрее, а на каких медленнее?
  18. Как влияет механический состав почвы на почвообрабатывающие орудия?
  19. Как влияет механический состав почвы на глубину заделки семян при посеве?
  20. Какие разновидности механического состава почв наиболее предпочтительны для большинства сельскохозяйственных культур?
  21. Какие культуры можно выращивать на супесях? Какие культуры наиболее требовательны к почвам?

Тесты для самоконтроля

Дайте утвердительный или отрицательный ответ:

  1. Механический состав почвы зависит от прочности частиц, ее составляющих. Глинистые частицы мельче, чем песчаные.
  2. Физический песок - это частицы почвы желтоватого цвета.
  3. Частицы физической глины имеют размер 0,01-0,0001.
  4. Легкие почвы более рыхлые.
  5. Легкими называют почвы, состоящие из очень мелких частиц.
  6. Легкие почвы легче обрабатывать.
  7. На легких почвах больше вероятность ветровой эрозии.
  8. Механический состав почвы зависит от содержания в ней физического песка и физической глины.
  9. Частицы физического песка крупнее 0,01 мм.
  10. Весенние полевые работы начинают, как правило, на легких почвах.
  11. На тяжелых почвах быстрее изнашиваются рабочие органы почвообрабатывающих машин. Легкие почвы быстрее прогреваются.
  12. Глинистые почвы относят к разделу тяжелых.
  13. Супеси хорошо удерживают влагу.
  14. На тяжелых почвах меньше пор.
  15. Легкие почвы более влагопроницаемы.
  16. Легкие почвы гораздо богаче гумусом, чем тяжелые.
  17. Минерализация органических остатков на тяжелых почвах протекает медленнее, чем на легких
  18. Глинистые почвы более подвержены водной эрозии, чем супеси На легких почвах лучше аэрация.
  19. Легкие почвы называют «холодными», так как они быстрее остывают, чем тяжелые.
  20. Тяжелые почвы прогреваются быстрее, чем легкие Глинистые почвы более влагоемки, чем пески
  21. На тяжелых почвах элементы минерального питания растений вымываются больше, чем на легких
  22. Тяжелые почвы имеют меньшую водопроницаемость и потому сильнее смываются на склонах.
  23. Супеси сильнее смываются на клонах, чем суглинки.
  24. Тяжелые почвы имеют склонность к заплыванию.
  25. Легкие почвы лучше крошатся.
  26. Лучшими по механическому составу являются супеси.
  27. Лучшими по механическому составу являются суглинки.
  28. Лучшими по механическому составу являются глины.
  29. На легких почвах осенью следует вносить большие дозы легкорастворимых удобрений. Глинистые почвы дольше прогреваются, так как они удерживают больше влаги.
  30. На легких почвах хорошо растет рожь.
  31. На легких почвах хорошо растет пшеница.
  32. На легких почвах хорошо растет картофель.
  33. На легких почвах хорошо растет люпин.
  34. На легких почвах хорошо растет сахарная свекла.
  35. На легких почвах хорошо растет горох.
  36. На легких почвах хорошо растет подсолнечник.
  37. На легких почвах хорошо растет эспарцет.
  38. Наиболее требовательны к среднему механическому составу почвы посевы пшеницы. Наиболее требовательны к среднему механическому составу почвы посевы ржи.
  39. Наиболее требовательны к среднему механическому составу почвы посевы сахарной свеклы. Наиболее требовательны к среднему механическому составу почвы посевы подсолнечника. Наиболее требовательны к среднему механическому составу почвы посевы озимой вики. Наиболее требовательны к среднему механическому составу почвы посевы гороха.

Наиболее требовательны к среднему механическому составу почвы посевы ячменя.

Наиболее требовательны к среднему механическому составу почвы посевы картофеля.

Практическая работа № 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧВ ТАЕЖНО-ЛЕСНОЙ ЗОНЫ

Цель занятия: познакомить учащихся с особенностями строения почв таежно-лесной зоны, рассмотреть приемы повышения уровня их плодородия, приобрести навыки работы с почвенными картами.

Порядок работы.

        Изучая определенный тип почв, необходимо вначале детально ознакомиться с характеристикой факторов почвообразования, географическим распространением, генетическими свойствами данных почв по соответствующему разделу учебника.

        1. Пользуясь почвенной картой России нанести на контурную карту типичные почвы таежно-лесной зоны.

        2. Дать анализ распространению почв таежно-лесных ландшафтов.         

        3. Составить перечень почв зоны.

        4. Исследование морфологических признаков почв таежно-лесных ландшафтов.

        5. Зарисовать строение почвенных профилей основных типов почв (рис. 5.1).

        6. Предложить практические мероприятия, которые необходимы для повышения почвенного плодородия данных типов почв.

Рис. 5.1. Морфологическое строение профиля почв таежно-лесной зоны:

1 — подзол маломощный; 2 — подзол среднемощный; 3 — подзол мощный;

4 — дерново-сильноподзолистая почва; 5 — дерново-среднеподзолистая почва; 6 — дерново-слабоподзолистая почва.


Практическая работа № 4

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧВ ЛЕСОСТЕПНОЙ И СТЕПНОЙ ЗОН

Цель занятия: познакомить учащихся с особенностями строения серых лесных и черноземных почв, рассмотреть приемы повышения уровня их плодородия, приобрести навыки работы с почвенными картами.

Порядок работы.

        1. В рабочей тетради делаются цветные зарисовки профилей основных почв зоны (рис.1, .2).

        

Рис..1. Морфологическое строение серых лесных почв:

1 — светло-серые лесные почвы;

2 — серые лесные почвы;

3 — темно-серые лесные почвы.

Рис.2. Морфологическое строение черноземов:

1 — оподзоленные;

2 — выщелоченные;

3 — типичные;

4 — обыкновенные;

5 — южные.

        2. Описываются морфологические признаки серых лесных и черноземных почв.

        3. Кратко описываются мероприятия по рациональному использованию зональных почв (табл.1).

Таблица 1.

Характеристика различных типов черноземов

Черноземы

оподзоленные

выщелоченные

типичные

обыкновенные

южные

Гумус

рН

Е (мг·экв)

V (%)

Запас гумуса (т/га)

5—6

5,5—6,0 35

40

80—90

500

6—8

6,0—6,5

40—45

85—92

600

8—10 6,5—7,0

45-55

90—95

700

6

7,0—7,5 40—45

95—97

500

4,5—5

7,5

40

100

450

        4. На контурных картах делается зарисовка почв зоны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.Н.Голицын, Инженерная геоэкология (Раздел «Почвоведение»), М., ООО ОНИКС, 2016г.;
  2. В.Ф. Вальков, К.Ш.Казеев, С.И.Колесников, Почвоведение, М. Изд. центр «Март», 2017г.;
  3. А.Х.Шеуджен, Г.А.Галкин, Почвоведение. Изд. «Наука»,РАН, 2008г.;
  4. С.И.Колесников, Почвоведение с основами геоэкологии, М., Изд. «РИОН», 2015г.;
  5. В.Т.Мамонтов и др, Общее почвоведение, М., «Колос», 2018г.;
  6. А.Н.Геннадиев, М.А.Глазовская. География почв с основами почвоведения. М. Изд. «Высшая школа», 2015г.;
  7. Лабораторно-практические занятия по почвоведению, М. Изд. «Проспект науки», 2009г.
  8. А.А.Роде, В.Н.Смирнов, Почвоведение, Высшая школа, 1972г.;
  9. В.В. Добровольский, География почв с основами почвоведения, М. Изд. «Владос», 2015г.;
  10. А.В.Хабаров, А.А.Яскин, Почвоведение, М. Изд. «Колос», 2018г.;
  11. А.И.Горбылева. Почвоведение с основами геоэкологии, Минск. Изд. Новое знание, 2016г.;
  12. Практикум по почвоведению, Изд. «Колос», 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...