Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя
статья по технологии

Ишмаева Инга Витальевна

Статья для учителей технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_tehnologii.docx49.81 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

        Человечество вступило в эпоху, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его технократической идеологией — любой ценой получить максимальный результат. Новый — технологический — этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности, учет ее социальных, экологических, экономических, психологических и других факторов и последствий. Поэтому каждому человеку необходимо быть способным комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов своей деятельности. Этому и призвана научить «Технология».

        В основу педагогической деятельности отечественной общеобразовательной школы заложена концепция формирования всесторонне и гармонично развитой творческой личности. Рыночная экономика предъявляет дополнительные требования к общетрудовым и профессиональным качествам работника. Поэтому неоспоримые преимущества получат те из них, кто с детства приучен добросовестно трудиться и обладать для этого необходимыми знаниями, умениями и навыками. Причем, и это очень существенно, речь идет не о подготовке школьников к конкретной профессии (это было главной задачей трудового обучения недавнего прошлого), а о формировании личности, готовой к самостоятельной жизни.

        Образовательная область «Технология» заняла в новом учебном плане отечественной школы место, которое раньше отводилось предмету «Трудовое обучение». Но это не простая подмена, подретушированная некоторыми изменениями. Главная суть преобразования — в объективных требованиях, обусловливающих необходимость разработки новых подходов к трудовой и семейной  подготовке молодежи.

        Таким образом, значение предмета «Технология» велико. Однако, анализ педагогической литературы показал, что изучение этого нового предмета недостаточно.  

        Гипотеза: предположим, что применение методики обучения  технологии ведению дома учащихся шестых классов позволит сформировать личность школьника, готовой к самостоятельной жизни.

Цель проекта:  проанализировать существующие методики обучения  технологии ведению дома учащихся шестых классов.

        Объект: технология ведения дома.

        Предмет: методические особенности технологии ведения дома у учащихся шестых классов.

        Задачи проектной деятельности:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Изучить особенности предмета «Технология» в современной школе.
  3. Рассмотреть методики обучения учащихся шестых классов технологии ведения дома.

Практическая значимость проекта: материалы исследования могут быть использованы преподавателями технологии в общеобразовательных школах.

 

Глава 1. Теоретическое описание методики обучения учащихся технологии ведения дома

1.1. Предмет «Технология» в образовательном процессе

        Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). И в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования, вошла новая образовательная область — «Технология» [6].  

        Концепция технологического образования школьников принятая ныне за основу, утверждает триединую задачу образовательной области «Технология»:

• повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;

• обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;

• воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).

        Минимальное содержание технологического образования призвано способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культуросообразной преобразовательной деятельности человека по сложившимся в практике общеобразовательных учреждений видам труда (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный).

        Очевидно, что в рамки задач «Технологии» органически вписываются:

• формирование у учащихся политехнических знаний об основах наиболее распространенных и перспективных технологий и экологической культуры;

• рациональное объединение при трудовом обучении в систему умственных, сенсорных и физических действий;

• развитие творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, что необходимо в условиях конкуренции, многоукладности;

• привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи;

• умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу при реализации собственной продукции и услуг [12].

        Само понятие «технология», введенное в название нового учебного предмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т.д.). Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» (П.Р.Атутов, О.А.Кожина, В.П.Овечкин, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено в конечном счете на развитие личности, ее преобразующего мышления.

        Человечество подошло к черте, когда деятельность оценивается прежде всего по ее социальным, экологическим, экономическим и другим последствиям.

        Для подобных комплексных подходов к выбору способа деятельности, для реализации именно такого, а не прежнего технократического решения требуется иная идеология, другой взгляд на порядок вещей, если угодно — отличающееся мышление. Вот почему, не отвергая в принципе той базы, которую создала на основе политехнического принципа прежняя система трудовой подготовки, образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новации. Назовем их [12].

        1. «Технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека.

        2. Одной из задач обучения становится формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. При этом, возможно, впервые в истории отечественной школы, прямо заявляется, что эта задача перекладывается на самих школьников. Они должны осознать ответственность за собственную подготовку к будущей жизни, за успешность самоопределения в ней.

        3. Когда ученик начинает понимать, где, как и почему используемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает способность понять, проанализировать и интерпретировать факты в области экономики и производства, 'у него появляются качества активного участника процесса познания. Это уже не объект, пассивно воспринимающий информацию (что чаще всего имело место в традиционной системе трудовой подготовки), а индивидуум, способный планировать и осуществлять свою деятельность в направлении наивысшего личного результата, соответствующего его потенциальным возможностям.

        4. Принципиален подход к системе обучения: не узкопредметный, а интегративно ориентированный, проектно-созидательный.

При этом включение учащихся в процессы проектирования, конструирования и моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников. Проектно-творческий метод следует рассматривать как основной связующий элемент программы, ее сердцевину.

        Таким образом, формирование технологической культуры предполагает сознательное овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Оно предусматривает изучение современных и перспективных энерго- и материалосберегающих, безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, учет социальных и экологических последствий применения принятой технологии, использование психологии общения и культуры человеческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей ее реализации. Тогда понятие «подготовка школьников к будущей самостоятельной трудовой жизни» приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного пространства, ее нацеленность [1,2].

        Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-й класс данной ступени обучения [8].

        Отсутствие технологии в федеральном компоненте по новому Базисному учебному плану в 9-м классе не позволяет обеспечить преемственность перехода учащихся от основного к профильному, профессиональному обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию. Для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 ч в неделю в 8-м классе и 2 ч в неделю в 9-м классе. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда [16].

        Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии) [12].

        

1.2. Методические особенности технологии ведения дома у учащихся шестых классов

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению "Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям: культура и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование информации; основы черчения, графики, дизайна; элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; творческая, проектная деятельность; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

        Базовыми для программы по направлению "Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов". Программа обязательно включает в себя также разделы: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», "Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование» [7].

        Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений: распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений; возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность; выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей; возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, реального представления методов и средств осуществления технологических процессов; возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

        Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

        Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении создаваемого изделия [12].

        Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряете» подпором материалов по их технологическим свойствам, цвету  и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям! Учащиеся знакомятся с: национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

        Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и позволяет каждому из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику его обработки, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

        В результате изучения курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с использованием машин, электробытовых приборов, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнею хозяйства. В то же время осуществляется развитие их технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.

        Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

        -освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды прудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

        -овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

        -развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

        -воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

        -получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности [12].

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 ч. для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5,6 и 7-м классах по 70 ч, из расчета 2 учебных часа в неделю, в 8-м классе — 35 часов.

        Примерная программа разработана для обучения школьников с 5-го по 9-й класс с учетом использования времени национально-регионального компонента (35 ч в 8-м классе) и компонента образовательного учреждения (70 ч в 9-м классе) и рассчитана на 350 часов. Часы, выделяемые из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения, представлены в примерном тематическом плане числом в скобках. В примерной программе выделен резерв свободного учебного времени в объеме 28 учебных часов, или 12,5%, в федеральном компоненте и 12 ч, или 12,5%, в национально-региональном компоненте и компоненте образовательного учреждения для учета местных условий реализации программы.

        При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

        - определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

        - творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

        - приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

        - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

        - владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

        - оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей [12].

        Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь — владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в Требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.

        Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда е соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам [12].

        


Глава 2. Особенности обучения учащихся шестых классов технологии ведения дома

        

2.1. Описание проекта

Для  рассмотрения особенностей методики обучения  учащихся шестых классов технологии ведения дома необходимо представить те задачи, которые стоят перед ним.

Согласно программе основного общего образования по направлению «Технология, технический труд» курс предполагает у школьников следующее (на конец обучения) [12]:

Знать/понимать

  • характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера;  назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации.

Уметь:

  • планировать ремонтно - отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Технологии ведения дома  у учащихся  6-х  классов занимает 4 часа.

Необходимо рассмотреть следующее: эстетика и экология жилища (4 час).

Основные теоретические сведения:

1) Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

2)Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. Разделение помещений на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления  интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления.

3)Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений, школьных и приусадебных участков [5,6].

Практические работы.

Выполнение эскиза интерьера жилого помещения. Выполнение эскизов  элементов интерьера. Оформление класса (пришкольного участка) с использованием декоративных растений.

Варианты объектов труда. Эскизы интерьера, предметы декоративно-прикладного назначения, декоративные растения.

Представим  методику проведения по основным направлениям курса «Технология ведения дома».

Одним из новых направлений в программе технологии, призванном в органическом единстве решать задачи трудового и эстетического воспитания школьников, является изучение раздела «Интерьер жилого дома». На его темы «Интерьер кухни, столовой» в V классе отводится 4 ч, «Интерьер жилого дома» — в VI классе 4  ч [2].  

Цели занятий:

• изучение методики формирования  учащихся эстетического начала при создании интерьера жилого дома;

• освоение проведения занятий по композиции в интерьере с использованием макетирования;

• развитие навыков обучения школьников прикладным умениям по созданию комфорта в доме.

2.2. Реализация проекта по особенностям обучения учащихся шестых классов технологии ведения дома

        В VI классе в программу вводится понятие о композиции в интерьере. Девочек знакомят с основными требованиями интерьера: обеспечение оптимальных условий для пользователей и отражение индивидуальности вкуса проживающих. Расширяются представления о санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к уборке жилых помещений, средствах по уходу. Изучается роль освещения в интерьере.

        Особое внимание уделяется обучению школьников вариантам декоративного решения интерьера, в том числе отвечающим национальному укладу и образу жизни.

        При всей общности материала, изучаемого по разделу «Интерьер жилища» в разных классах, уроки могут проводиться различно. Вместе с тем практика их проведения показывает целесообразность использования приемов, которые формируют у школьников осознанное понимание нового материала, вырабатывают практические умения для самостоятельного решения задач, связанных с интерьером жилого дома.

        Одним из таких приемов является использование на занятиях с учащимися макетирования. Это позволяет наглядно иллюстрировать объясняемый материал, создавать зрительные образы, понятно раскрывающие сведения, которые учитель доводит до школьников.

        В нашей стране так сложилось, что в большинстве случаев кухня не только место приготовления и употребления пищи, но и место, где порой принимают близкого друга, и уютный домашний клуб.

        Вместе с тем долгое время в массовом строительстве проектировались небольшие по площади кухни. При наличии непременных плиты, мойки, холодильника в них нужно расположить кухонную мебель и предусмотреть хранение посуды, инвентаря, принадлежностей. Это — непростая задача,

        Между тем существует ряд приемов, позволяющих рационально расположить все необходимое: использование, например, трансформируемой мебели, многофункциональных элементов (уголок-хранилище)^ главное, продуманное использование так называемых мертвых зон. При внимательном изучении таких не используемых пустых пространств (углы, расстояния между мебелью и т. п.) оказывается немало.

        Методически оправдано, если учитель технологии использует два варианта демонстрации:

1. Из обычного картона делается открытый с одной или с двух сторон макет кухни. Пол закрывается миллиметровой бумагой, чтобы использовать масштаб. Все компоненты интерьера представляют собой картонные квадратики (в масштабе) с рисунками сверху, поясняющими что это (мойка, плита и т. п.). В таком случае легко оценить расстояния, возможность подхода к элементу и т.д. Стены помещения (столовой или кухни) можно оформлять снимаемыми полосами бумаги разного цвета для иллюстрации цветовой гаммы интерьера,

2. Второй вариант сложнее, но производит большее дидактическое впечатление на обучаемых. Для использования этого при- ема желателен рабочий контакт с учителем технологии (технического труда). Коллега может помочь изготовить миниатюрные макеты столов с выдвижными столешницами, тумбочек с выдвигаемыми досками для разрезания, шкафов, на дверках которых укреплены мусорное ведро, приспособление для сушки полотенец, вехоток и др. Макет холодильника, стоящего на ящике для хранения овощей, круглые поворотные полки для кастрюль — перечень может быть большим. Такое материальное обеспечение раздела может быть полезным надолго [8].

        В VI классе школьников следует знакомить с разными вариантами организации столовой, спальни, детской комнаты, зон отдыха, приготовления пищи. Здесь представляется уместным дать методические рекомендации, пользуясь которыми ученицы будут правильно использовать общее и местное освещение.

        Правильное освещение оберегает наши глаза, создает так называемый зрительный комфорт. Недостаточная освещенность вызывает чрезмерное напряжение зрения, большая яркость света тоже утомляет, раздражает глаза. Чтобы читать или, например, шить, нужно одно освещение, заниматься уборкой — другое, сидеть перед телевизором — третье. Поэтому очень важно, чтобы каждая комната, а иногда и каждый ее уголок были освещены в соответствии со своим назначением [2].

        В прихожей нужно иметь яркое общее освещение: плафон или висячий светильник под колпаком, а также бра возле зеркала, лучше всего с обеих сторон зеркала и примерно на уровне головы. Неправильно помещать источник света вверху над зеркалом, так как в этом случае видимость недостаточна и, кроме того, на лицо смотрящего в зеркало ложатся тени, искажающие внешний облик.

        В общей комнате освещение должно быть общее (от потолка) и специальное (торшер, бра, светильник, настольная лампа). Для люстры желательно иметь переключатель, регулирующий силу света: три, пять, шесть лампочек. Специальное освещение необходимо для чтения, работы, еды и т.п.

        Для освещения зоны отдыха и рабочей зоны хороши пристенные подвесные светильники на длинных кронштейнах и торшеры с одной или несколькими лампочками. Для освещения обеденного стола в большинстве случаев применяют висячие потолочные светильники. Стол должен быть освещен полностью, а источники света закрыты так, чтобы свет не действовал непосредственно на глаза сидящего за столом.

        Удобно местное освещение, которое делает светлой и яркой только нужную часть комнаты, оставляя затененным все остальное пространство. С помощью ламп на подвижных кронштейнах можно хорошо осветить рабочее место — письменный стол, чертежную доску, швейную машину — и не мешать остальным членам семьи.

        В спальне кроме общего освещения желательно иметь светильник возле туалетного столика и — если уж так получается, что вам приходится читать лежа, — бра над кроватью. Его надо расположить над головой или несколько сбоку от головы читающего. Очень удобна здесь лампа на шарнирном устройстве, что дает возможность направлять свет на страницы книги в зависимости от положения читающего. Абажур для такой лампы делают непрозрачным, чтобы свет не мешал другим членам семьи, находящимся в спальне.

        У туалетного столика лучше всего устроить двухстороннее освещение, так чтобы источники света расположились на уровне головы человека, сидящего у столика, и давали мягкий, рассеянный свет белого или розового оттенка.

        В детской комнате должно быть общее освещение, специальное (над рабочим столом и местом для игр) и ночник. В комнатах для детей дошкольного возраста светильники, выключатели и штепсельные розетки должны помещаться в местах, недоступных для детей. Проводка лучше всего скрытая. В детских комнатах не следует ставить настольные лампы, падение которых может вызвать несчастный случай. Над рабочим местом ребенка лучше всего укрепить настенную лампу на шарнирных кронштейнах, которую рекомендуется прикреплять с левой стороны стола. Абажур висячей лампы лучше сделать из материала, рассеивающего свет. Абажур настенной лампы — из непрозрачного материала, должен давать узкую полосу света, сосредоточенного на рабочем месте. Освещение комнаты должно быть достаточно ярким, но без резкого перехода от света к тени.

        В кухне рекомендуется общее освещение и местное — над рабочим столом хозяйки. Для освещения кухонного стола, мойки и плиты очень удобны лампы дневного света: они более прочные, а энергии расходуют в четыре раза меньше, чем обычные лампы. Над обеденным столом свет люминесцентных ламп плох, он придает продуктам бледный, неаппетитный вид.

        В ванной — вверху плафон, дающий свет на все помещение, и боковое освещение (настенное) возле умывальника с зеркалом. Здесь можно применять лампы накаливания и люминесцентные лампы [17, 18].

        Будет уместно рассказать школьникам об оформлении интерьера предметами декоративно-прикладного искусства. Интересны будут девочкам различные полезные советы, которые в изобилии можно найти в литературе по любому вопросу: уборке, чистке различных предметов, подготовке жилья к зиме и т. д. У учителя технологии может возникнуть проблема с показом детям иллюстраций, многие из которых в журналах выполняются небольшими по  размеру. Здесь можно вспомнить о старом добром друге — эпидиаскопе или воспользоваться выполнением кодограмм на прозрачной пленке, применяя ксерографы (ксероксы) [19].

        Зги занятия призваны оказать большое влияние на эстетическое развитие школьников, привития им вкуса, способности создавать гармонию в интерьере.

Успех проведения уроков по разделу может сложиться из двух составляющих:

• тщательно подобранного и продуманного материала для преподнесения школьникам;

-высокой обеспеченности устного изложения средствами наглядности, иллюстрирующими объяснение.

При соблюдении этих условий можно быть уверенным в достижении значительных дидактических результатов [2].

        Методика проведения занятий по разделам «Уход за кожей. Ремонт одежды» [2].

        Решая задачи подготовки девочек к будущей самостоятельной жизни, невозможно обойтись без формирования у них практических умений и навыков по уходу за предметами, без которых человек себя не мыслит, — одеждой и обувью. Опрятность и бережливость, аккуратность и экономное использование одежды и обуви при повседневной носке важны не только потому, что относятся к личным вещам. Это воспитание рачительного, подлинного хозяйского отношения к системе жизненных мотивов вообще, формирование жизненной позиции.

        Разделы «Уход за одеждой. Ремонт одежды» в каждом классе предусматривают обучение девочек тем практическим действиям, которые составляют часть нашей повседневной жизни. По программе школьниковам надлежит освоить правила ухода за бельем и одеждой, головными уборами и обувью. Они должны научиться выполнять мелкий ремонт платья, удалять пятна с одежды, правильно хранить обувь, шерстяные и меховые изделия.

Содержание сведений, которые необходимо сообщить девочкам, не представит затруднений для молодого учителя технологии — они в полном объеме приводятся во многих книгах по домоводству, домашних энциклопедиях и других изданиях [8].

        Цели:

• изучение методики преподавания школьникам знаний по уходу за одеждой и ее ремонту;

• овладение приемами формирования у будущих хозяек дома качеств бережливости и рачительности.

Общие методические рекомендации

Рекомендуют учителю следующую методику преподавания школьникам необходимых сведений [4,5]

        1. Ясно, что все, связанное с уходом за одеждой и обувью (во всем многообразии материалов, из которых они изготовлены) на уроке за отведенное время изучить затруднительно. Следовательно, необходимо сформировать у девочек умения по поиску практических рекомендаций — применительно к конкретному случаю — в справочных пособиях. Таким образом, необходимым элементом урока на этих занятиях могут стать пособия по домоводству, издание «Нашим женщинам» и т.п.

        Все ситуации, возникающие в быту, объяснением на уроке не охватишь, поэтому у школьников должна выработаться привычка к самостоятельному поиску решений, умение их находить во всех доступных источниках информации.

        2. Анализ программы позволяет учителю четко разделить материал раздела на две составляющие:

• правила ремонта наиболее уязвимых мест одежды;

• приемы ухода за одеждой и ее хранение; особенности эксплуатации и чистки обуви [5].

        3. При сообщении теоретических сведений учителю технологии следует из массы материала выбирать такой, который школьники смогут применить на практике. Представляется, что это могут быть сводные рекомендации по чистке и удалению пятен, способам сушки и восстановления внешнего вида предметов, применению средств по защите и уходу. Полезно познакомить девочек с международной символикой условных обозначений, установленных для ухода за одеждой, с отечественной и международной классификацией размеров одежды и обуви.

        4. Представляется, что очень полезными и поучительными могут стать расчеты, выполняемые на занятиях для оценки расходов. Например, новая вещь стоит столько-то. Восстановление, ремонт потребуют таких-то материалов, что выльется в конкретную сумму затрат [14].

        Сопоставление цифр, придание конкретики реальным действиям — весьма серьезный довод для совершенствования практических умений и навыков учащихся в экономном использовании одежды.

        Таким образом, преподавание разделов «Уход за одеждой. Ремонт одежды» и «Интерьер жилого дома»  может стать одним из интереснейших этапов обучения девочек по технологии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Итак, курс «Технология ведения дома» является одним из разделов  курса «Технология. Технический труд».

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.  

Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений.

В данной работе представлена  методика обучения учащихся шестых классов технологии ведения дома на примере преподавание разделов «Уход за одеждой. Ремонт одежды» и «Интерьер жилого дома».  

СПИСКОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конышева Н.М. Методика трудового обучения. - М.: Академия, 2009. – 295с.
  1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом.- М.: Академия.- 2012.- 480с.
  2. Литова З.А. Творческие проекты в курсе «Технология»: Учебно-методическое пособие. — Курск, 2007.- 290с.
  3. Летинкова О.Г. Идеи на тему: «Мой дом — моя крепость» // Сделай сам, — 2012. — № 1.
  4. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н. Л. Бронников, Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко, А.С. Тихонов; Под ред. В.Д. Симоненко. — Брянск; Ишим, 2008.- 260с.
  5. Овечкин В. П., Симоненко В. Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. — Брянск, 2008.- 270с.
  6. Павлова М.Б., Питт Д. Образовательная область Технология: Теоретические подходы и методические рекомендации // Технологическое и предпринимательское образование в России. — Йорк, 2007.- 490с.
  7. Программно-методические материалы: Технология. 5—11 классы / Сост. А. В. Марченко. — М.: Просвещение, 2008.- 385с.
  8. Программы общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (технология) для сельских школ: 1 —11 классы. — М.: Просвещение, 2008.-  378с.
  9. Программы «Технология»: 1 — 4 классы, 5—11 классы: Для средних общеобразовательных учреждений РФ. — М.: Академия, 2010.- 489с.
  10. Самойлович В. В. Отделочные работы: Справочник домашнего мастера. — Киев, 2012.- 190с.
  11. Сборник документов по трудовому и профессиональному обучению. - М.: Владос, 2007.- 390с.
  12. Симоненко В. Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства: Учебное пособие. — Брянск, 2012.- 290с.
  13. Симоненко В. Д. Основы домашней экономики: Книга для учителя. — Брянск, 2011.- 180с.
  14. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: 5—7 классы./ Под ред. И.А.Карабанова. - М.: Просвещение, 2011.-  296с.
  15. Технология 5, 6, 7, 8, 9: Пробные учебники для школы / Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Академия, 2009.-  286с.
  16. Хаханова Л. П, Композиция интерьера жилого дома // Школа и производство. — 2007. — № 1.
  17. Хаханова Л. П. Искусственное освещение в интерьере жилого дома // Школа и производство. — 2009. — № 5.- С. 23-29.
  18. Широкова Г. А. Убранство вашей гостиной // Сделай сам,— 2010. — №4.-С. 21-23.
  19. Широкова Г. А. Детская — комната, в которой можно все! // Сделай сам. — 2008. — № 4. –С. 14-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе (на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)...

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени  на X р...

Выступление на конференции "Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования!

2012 годНаучно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей»Учитель истории, обществознания, краеведения, МХК МБОУ Ульян...

Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя

Какова цель подготовки исследовательских работ учащимися?    Что даёт школьникам исследовательская работа? А также ответы на другие актуальные вопросы...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя в условиях ФГОС"

  Что даёт школьникам исследовательская работа?     Как привлечь учащихся к написанию исследовательских работ по истории?   На эти и  другие вопросы ...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы"

Данная работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы» может быть интересна учителям, которые стремятся разнообразить свою работу, сделать проц...