Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя
статья по истории по теме

Андрейченко Олеся Николаевна

Какова цель подготовки исследовательских работ учащимися?    Что даёт школьникам исследовательская работа? А также ответы на другие актуальные вопросы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovat.deyat_.andreychenkoo.n.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя.

                               Скажи мне  - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь.

(Китайская пословица)

      Прежде всего, нужно чётко представлять самому учителю и разъяснить учащимся, что такое исследование. Часто дети не видят разницы между исследованием и рефератом.  Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему и т.д. Но реферат – не есть исследование. Исследование, если посмотреть в словарь С.И.Ожегова, во-перых, это такое действие, при котором учёные изучают какое-либо явление, проблему и т.д.; и, во-вторых, - самостоятельно проведённое поисковое исследование, направленное на выявление и решение какой-либо проблемы или проблемной ситуации, требующей изучения, содержащее элементы новизны; небольшое, но открытие.

     Какова цель подготовки исследовательских работ учащимися? Это, прежде всего развитие творческих способностей учащихся, интеллекта, критического мышления, умения самостоятельно приобретать новые знания, опираясь на уже имеющиеся. Написание и дальнейшая защита научно-исследовательской работы могут являться важным элементом профориентации и самоопределения школьников в соответствии с их профессиональными способностями.

    Что даёт школьникам исследовательская работа? Способствует развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применения к решению актуальных практических задач; умению проводить самостоятельное исследование по выбранной проблематике, демонстрировать умения систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные, а также прививать интерес к научной деятельности.

     Формирование первых исследовательских навыков учащихся начинается с первых уроков истории в 5-м классе, когда выполняются задания по составлению семйных родословных. Нужно расспросить, узнать, начертить родословную и всё это выполнить самостоятельно. Слушаешь детские рассказы и удивляешься, какие люди, какие судьбы: служил с Тухачевским, участвовал в переходе через Гоби и Хинган, встречался с Жуковым, похоронен на Мамаевом кургане! Вот и темы для исследования, ведь историю своей семьи написать можем только мы сами! Казалось бы, кому интересна история отдельной семьи? Но из таких историй и складывается история всей страны. А с воспитания уважения к истории семьи начинается формирование уважения к истории страны.

Окунувшись в мир истории однажды, трудно оставаться равнодушным к этой науке. Исследовательский компонент присутствует на каждом уроке истории, - ведь нужно что-то найти на карте, соотнести, сравнить, предложить другой вариант развития, сделать анализ, подвести итоги, придумать символы, отражающие особенности эпохи и т.д. А это уже есть мини-исследование.

       Как привлечь учащихся к написанию исследовательских работ по истории? Поддерживая высокую мотивацию к изучению предмета истории, посредством включения детей в разные виды деятельности не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. С этой целью организовываются и проводятся  внеклассные мероприятия по истории: исторические вечера («Герои Древней Эллады», «Страницы Средневековья»); исторические игры («Покорение Сибири Ермаком»); классные часы, посвящённые русской народной культуре («Зимние посиделки в русской избе») и т.д. Это экскурсии по городу Новосибирску (пешеходная, автобусная), посещение музеев, поездки по Новосибирской области (Бердск, Искитим, Колывань) и в Томск. Во время таких поездок дети получают много полезной и интересной информации об истории родного города и области, начинают уважать, гордиться краем, в котором живут, стремятся узнать что-то новое, ранее им неизвестное.  

Высокая мотивация к предмету поддерживается и за счёт участия в дистанционных конкурсах и играх, проводимых различными центрами дополнительного образования, и посещения предпрофильного спецкурса «Символы России». Учащиеся на занятиях спецкурса знакомятся с символикой не только Российской Федерации, но и города Новосибирска, НСО области и населённых пунктов области, а также с символами Октябрьского района и своей гимназии. На практическом занятии придумывают, рисуют и представляют свои собственные и семейные гербы.

Без сомнения, важную роль в формировании учебной мотивации играет увлечённость самого учителя предметом, который он преподаёт.

    Если говорить о тематике работ, то это то, что понятно и доступно детям, прежде всего, как отмечалось выше, это история семьи и родного края. Назову темы работ, над которыми трудились мои учащиеся в последние годы и получили высокую оценку экспертов на разных уровнях: «Дети Новосибирска в годы Великой Отечественной войны», «Территориальная геральдика Новосибирской области», «История одной грамоты (о поездке дедушки на VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москву в 1957 году)», «Политические репрессии в НСО и Новосибирске в 1924-1941 гг.», «Памятники истории Октябрьского района города Новосибирска», «Символы Новосибирска», «Новосибирск 100 лет назад», «Символы Советской власти в архитектуре Новосибирска», «Вторая Родина семьи Гааг-Герман», «Новосибирск и Хрущёв», «Сибирская «одиссея» П.А.Столыпина».

Отвечая на вопрос о том, что дала работа над написанием исследования, дети отмечали следующее:

  • узнали о своих родных совершенно новые, неожиданные факты;
  • прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь;
  • лучше узнали эпоху «изнутри»;
  • в процессе работы укрепились контакты с родителями и учителем истории и др.

        В заключение ещё раз хочу обратить внимание, что участием в конкурсах исследовательских работ стимулируется самостоятельная творческая деятельность учащихся, повышается их познавательная активность, происходит личностное развитие, развитие умений находить нужную информацию и представлять её в соответствующем виде и т.д.

      Независимо от возраста, все дети стремятся быть успешными. И мы должны помочь им в этом. Это так здорово – зажигать звёздочки, и следить, как они сияют! А вместе с детьми растём и развиваемся, приобретаем опыт и мы сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе (на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)...

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени  на X р...

Выступление на конференции "Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования!

2012 годНаучно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей»Учитель истории, обществознания, краеведения, МХК МБОУ Ульян...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя в условиях ФГОС"

  Что даёт школьникам исследовательская работа?     Как привлечь учащихся к написанию исследовательских работ по истории?   На эти и  другие вопросы ...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы"

Данная работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы» может быть интересна учителям, которые стремятся разнообразить свою работу, сделать проц...