Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе
статья по литературе на тему
Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе
(на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе
(на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)
Л.И.Гусельникова
учитель русского языка и литературы МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
г.Петухово
Новое время диктует новые подходы как к процессу преподавания, так и к процессу усвоения знаний. Отстаиванию собственного мнения, развитию эстетического вкуса, расширению кругозора помогут уроки-концерты, уроки-семинары, уроки-викторины, вечера-сценарии, литературные кафе, гостиные, различные конкурсные программы, выходящие за рамки урока. Такие занятия неизменно вызывают интерес учащихся, так как дают возможность окунуться в другую эпоху, сыграть ту или иную роль, побыть хоть какое-то время актерами, режиссерами, постановщиками. Здесь учитель имеет возможность предложить учащимся сложные проблемы и вопросы, в процессе решения которых больше проявляется их активность, ярче выявляется личность. Расширение кругозора учащихся, овладение навыками анализа, выполнение творческих заданий исследовательского характера способствуют приобщению учащихся к самостоятельной работе, умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Кроме того, подобные занятия предполагают более глубокое знание материала, биографии писателя, его мировоззрения, творчества. Во время подготовки к таким мероприятиям и начинается исследовательская деятельность ученика.
Научно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческих исследовательских задач. Чтобы повысить интерес школьников к учебному процессу, необходимы обновление содержания учебного материала, его занимательность, организация учебного процесса так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, вызывал радостные переживания от овладения знаниями.
Одной из форм научно-исследовательской деятельности учащихся является участие во внеклассной работе по предмету. Сюда можно отнести участие школьников в олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах, научных обществах, предметных неделях и т.п. Прежде всего, внеклассная исследовательская деятельность предполагает несколько этапов: определение проблемы и задачи исследования, обсуждение методов исследования, сбор, систематизация и анализ полученных данных, подведение итогов.
В 2006-2007 учебном году неделя русского языка и литературы была посвящена жизни и творчеству А.С.Пушкина и его лицейских друзей.
Цели и задачи проведения недели русского языка и литературы «С днем рождения, Лицей!»:
- Образовательный аспект цели: способствовать формированию умений и навыков научно-исследовательской, экспериментальной деятельности учащихся (умение работать с научной, критической литературой, собирать фактический материал, анализировать его), обобщить и углубить знания учащихся, сформированных при изучении эпохи начала Х1Х века, произведениях о Пушкине А.С. и его лицейских друзьях.
- Воспитательный аспект цели: воспитывать стремление разобраться в сложном материале и получать удовольствие от интеллектуально насыщенной творческой работы.
- Развивающий аспект цели: развивать свой интеллектуальный, творческий потенциал, актерские способности, ораторскую речь.
В работу по подготовке и проведению недели русского языка и литературы включились учащиеся 5-11 классов. Для учеников 5-6 классов было предложено изучить сказки А.С.Пушкина, исследовать речь героев, костюмы, обстановку, подготовиться к инсценировке выбранной сказки. После большой подготовительной работы под руководством учителей на сцене появились и царевна, и поп, и Балда, и старик со старухой и т.д. Ученики 7-8 классов собирали материал о лицейских друзьях А.С.Пушкина, их жизни и учебе в Лицее. Школьникам предстояло исследовать большой исторический материал, критические статьи, воспоминания об этом периоде жизни лицеистов. После тщательной обработки собранного материала была показана литературно-музыкальная композиция «С лицейского порога…», где перед зрителями предстали друзья Пушкина, разыграны сценки из жизни лицеистов. Самая объемная и сложная работа предстояла учащимся 9-11 классов, им было предложено рассмотреть, изучить и исследовать большой материал, связанный с культурной, литературной, музыкальной жизнью России начала Х1Х века. Предметом исследования стал период лицейской жизни А.С.Пушкина и его друзей. Использовались такие методы исследования, как наблюдение, сравнение, анализ, обобщения, изучение теоретических источников и т. д. Каждая группа учащихся 9-11 классов получила задание для подготовки к конкурсной программе: приветствие, поздравление другой команде в духе Пушкина; рисование шаржей на друзей Пушкина; стихосложение в стиле В.Ленского (буриме); конкурс чтецов (стихи Пушкина или его друзей); танцевальный конкурс; инсценировка отрывка из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
В связи с этим учениками была проделана большая исследовательская работ по изучению интерьера, костюма, музыки, танцев, шаржей Пушкина на своих друзей (А.Дельвига, В.Кюхельбекера, И.Пущина), творческая работа по созданию буриме в стиле Владимира Ленского.
Результатом всей исследовательской деятельности учащихся стало участие в конкурсной программе «Под сенью дружных муз…», посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея. Здесь учащиеся показали не только знания по проблеме, но и свое творческое, актерское, ораторское мастерство. Например, команда лицеистов 9-х классов так подготовила свое приветствие:
Поем хвалу почтенному жюри,
Как Ломоносов воспевал Елизавету.
На нас со снисхожденьем посмотри.
Мы будем благодарны вам за это!
Готовились, не покладая рук,
В чем убедитесь очень скоро.
Нам Пушкин с детства – лучший друг.
Да будет справедливым ваше слово!
Поздравить с Днем Лицея
Мы зрителей хотим,
Выступленье – «высший класс»
Мы покажем им!
Под сенью дружных муз
Мы вместе возрастали
А вот сегодня мы
Соперниками стали
И с днем Лицея поздравляем
Наших лицеистов,
Успехов творческих желаем
Нашим хорошистам!
Команда лицеистов 10-х классов составила такое буриме во вкусе Владимира Ленского из слов ЛУНА, БЛЕДНА, СТРОК, ЛИСТОК, РОМАН.
Луна видна на небосклоне
Бледна, как прежде, в вечерок
На ум приходит пара строк
И надо в руки брать листок
И строки собирать в роман,
Который нам навеки дан.
Иду я полночью глухой
С гулянки прямиком домой
И вновь луна, вновь пара строк,
Уже исписан весь листок
И незаконченным роману
Остаться было суждено.
Команда лицеистов 11-х классов показала театрализованную постановку отрывка из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Именины Татьяны Лариной», для этого воссоздан был интерьер, костюмы, музыка начала Х1Х века. Также активно работали кружки, были представлены лекторские группы со своими выступлениями «Пушкин и Зауралье», «Лицейские наставники Пушкина».
Подготовка и проведение недели русского языка и литературы под названием «С днем рождения, Лицей!» еще раз показали, как необходима такая внеклассная исследовательская деятельность на современном этапе образования, это позволяет учащимся включаться в процесс получения знаний, активизировать познавательную деятельность, развивать интеллектуальные и творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"
В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X р...
Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"
В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X респуп...
Организация исследовательской деятельности учащимися во внеурочное время. Из опыта работы.
В данном выступлении обобщен мой опыт работы с учащимися во внеурочное время: работа в научном обществе учащихся, организация экскурсий, участие в научно-практических конференциях, работе школьн...
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над экологическим проектом
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над экологическим проектом...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Методические рекомендации содержат рабочую программу кружка, который работает на экологической...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Новизна программы «Юные исследователи» заключается в возможности участия ребят в экологических акциях, конференциях, слѐтах, семинарах муниципального, регионального, всероссийского...
Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской рабо...