Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя в условиях ФГОС"
материал
Что даёт школьникам исследовательская работа? Как привлечь учащихся к написанию исследовательских работ по истории? На эти и другие вопросы даёт ответы докдадчик в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya_v_sisteme_raboty_uchitelya.docx | 42.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя.
Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь.
(Китайская пословица)
Прежде всего, нужно чётко представлять самому учителю и разъяснить учащимся, что такое исследование. Часто дети не видят разницы между исследованием и рефератом. Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему и т.д. Но реферат – не есть исследование. Исследование, если посмотреть в словарь С.И.Ожегова, во-перых, это такое действие, при котором учёные изучают какое-либо явление, проблему и т.д.; и, во-вторых, - самостоятельно проведённое поисковое исследование, направленное на выявление и решение какой-либо проблемы или проблемной ситуации, требующей изучения, содержащее элементы новизны; небольшое, но открытие.
Какова цель подготовки исследовательских работ учащимися? Это, прежде всего развитие творческих способностей учащихся, интеллекта, критического мышления, умения самостоятельно приобретать новые знания, опираясь на уже имеющиеся. Написание и дальнейшая защита научно-исследовательской работы могут являться важным элементом профориентации и самоопределения школьников в соответствии с их профессиональными способностями.
Что даёт школьникам исследовательская работа? Способствует развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применения к решению актуальных практических задач; умению проводить самостоятельное исследование по выбранной проблематике, демонстрировать умения систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные, а также прививать интерес к научной деятельности.
Формирование первых исследовательских навыков учащихся начинается с первых уроков истории в 5-м классе, когда выполняются задания по составлению семйных родословных. Нужно расспросить, узнать, начертить родословную и всё это выполнить самостоятельно. Слушаешь детские рассказы и удивляешься, какие люди, какие судьбы: служил с Тухачевским, участвовал в переходе через Гоби и Хинган, встречался с Жуковым, похоронен на Мамаевом кургане! Вот и темы для исследования, ведь историю своей семьи написать можем только мы сами! Казалось бы, кому интересна история отдельной семьи? Но из таких историй и складывается история всей страны. А с воспитания уважения к истории семьи начинается формирование уважения к истории страны.
Окунувшись в мир истории однажды, трудно оставаться равнодушным к этой науке. Исследовательский компонент присутствует на каждом уроке истории, - ведь нужно что-то найти на карте, соотнести, сравнить, предложить другой вариант развития, сделать анализ, подвести итоги, придумать символы, отражающие особенности эпохи и т.д. А это уже есть мини-исследование.
Как привлечь учащихся к написанию исследовательских работ по истории? Поддерживая высокую мотивацию к изучению предмета истории, посредством включения детей в разные виды деятельности не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. С этой целью организовываются и проводятся внеклассные мероприятия по истории: исторические вечера («Герои Древней Эллады», «Страницы Средневековья»); исторические игры («Покорение Сибири Ермаком»); классные часы, посвящённые русской народной культуре («Зимние посиделки в русской избе») и т.д. Это экскурсии по археологическим местам городу Шарыпово (пешеходная, автобусная), посещение музеев, поездки по Шарыповского района. Во время таких поездок дети получают много полезной и интересной информации об истории родного района и города, начинают уважать, гордиться краем, в котором живут, стремятся узнать что-то новое, ранее им неизвестное.
Высокая мотивация к предмету поддерживается и за счёт участия в научно –практических конференциях, играх, дистанционных конкурсах Без сомнения, важную роль в формировании учебной мотивации играет увлечённость самого учителя предметом, который он преподаёт.
Если говорить о тематике работ, то это то, что понятно и доступно детям, прежде всего, как отмечалось выше, это история семьи и родного края. Назову темы работ, над которыми трудились мои учащиеся в последние годы и получили высокую оценку экспертов на разных уровнях:
«Что могут рассказать улицы родного села? 2 место на РНПК
«Динамика изменения численности населения с. Дубинино» 2место на РНПК
« Я и мое имя»
«Родники с. Дубинино» 3 место на РНПК
«Изучение редких видов цветов, растущих в окрестностях села Дубинино». 3 место на РНПК
Отвечая на вопрос о том, что дала работа над написанием исследования, дети отмечали следующее:
- узнали о своих родных совершенно новые, неожиданные факты;
- прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь;
- лучше узнали эпоху «изнутри»;
- в процессе работы укрепились контакты с родителями и учителем истории и др.
В заключение ещё раз хочу обратить внимание, что участием в конкурсах исследовательских работ стимулируется самостоятельная творческая деятельность учащихся, повышается их познавательная активность, происходит личностное развитие, развитие умений находить нужную информацию и представлять её в соответствующем виде и т.д.
Независимо от возраста, все дети стремятся быть успешными. И мы должны помочь им в этом. Это так здорово – зажигать звёздочки, и следить, как они сияют! А вместе с детьми растём и развиваемся, приобретаем опыт и мы сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.
Система работы педагога, позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся и формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности....
Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.
В основе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании ИКТ. Информационные технологии принадле...
Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя
Какова цель подготовки исследовательских работ учащимися? Что даёт школьникам исследовательская работа? А также ответы на другие актуальные вопросы...
Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.
Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...
Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя
Статья для учителей технологии....
Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы"
Данная работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы» может быть интересна учителям, которые стремятся разнообразить свою работу, сделать проц...
Доклад "Теоретические основы системы работы учителей технологии по активизации познавательной деятельности учащихся"
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму....