Внеурочная деятельность "Магия творчества"
элективный курс по технологии (5 класс)
Задача внеурочного курса — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Работа организовывается по поиску альтернативных возможностей, подбору других материалов вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_magiya_tvorchestva_5_klass.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1»
Верхнекетского района Томской области
РАССМОТРЕНА: на заседании МО учителей СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДЕНА:
ИЗО, технологии, физической культуры, зам. директора по НМР приказ № 216 о/д от 02.09.2019 г.
музыки, МХК __________/Р.В.Смагина/ директор
протокол № 1 от 30.08.2019 г. _________/Е.К.Пешкова/
________________________/М.В.Лоскутова/
Магия творчества
5 класс
Рабочая программа внеурочного курса
Составитель:
Кочурина Ирина Сергеевна,
учитель технологии
Белый Яр
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Белоярская СОШ №1 на период 2014 - 2019 г.
- Учебный план МБОУ Белоярская СОШ №1 на 2019-2020 учебный год;
- Календарный график работы МБОУ Белоярская СОШ №1 на 2019-2020 учебный год.
- Локальный акт «Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов (ФГОС)», 2015
Рабочая программа внеурочного курса «Магия творчества» разработана для учащихся 5 А, Б, В классов из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Формами организации учебного процесса являются: групповая, коллективная и индивидуальная деятельность.
Задача внеурочного курса — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Работа организовывается по поиску альтернативных возможностей, подбору других материалов вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Магия творчества»
Личностные УУД:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- ознакомление с правилами научной организации труда;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- формирование эстетического вкуса;
- проявление ответственности за результаты своей деятельности;
- формирование адекватного реагирования на трудности;
- уважительное отношение к членам своей команды;
- формирование ценности здорового образа жизни;
- формирование основ технологической культуры;
- развитие опыта участия в коллективной деятельности.
Регулятивные УУД:
- принятие учебных целей и задач;
- умение выбирать способы деятельности;
- выполнение правил гигиены учебного труда;
- экономное расходование продуктов;
- овладение безопасными приемами ручного труда;
- умение оценивать степень успешности своего труда.
Познавательные УУД:
- умение с помощью учителя выбирать темы проектов;
- умение с помощью учителя разрабатывать критерии оценки и оценивать по ним свои проекты;
- умение осуществлять презентацию своих проектов.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и слышать собеседника, учителя;
- умение аргументировать свое мнение;
- умение работать в группе;
- овладение навыками уважительных отношений в группе;
- умение презентовать свои проекты;
- умение работать с источниками информации.
Структура и содержание программы.
5 класс (34 часа)
Вводное занятие. (1 час)
История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.
Раздел 1. Бумажная страна. (10 часов)
Знакомство с Интернет-ресурсами. Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги. Головоломки из бумаги. Построение чертежа, выбор цвета.
Знакомство с техникой оригами, модульное оригами. Цветок из модулей. Изготовление животных в технике модульного оригами. Чудеса из гофрированной бумаги. Техника торцевания. Использование картона, пластилина для основы. Коллективная работа.
Практические работы
Изготовление закладки для книг. Построение чертежа, оформление, сборка головоломки из бумаги. Изготовление в технике модульного оригами цветов, животных. Создание цветов из гофрированной бумаги. Проектирование коллективной работы в технике торцевания.
Раздел 2. Предновогодние хлопоты (4 часа)
Символ года. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям.
Практические работы
Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на ёлку.
Раздел 3. Пластилиновые фантазии (4 часа)
Основные приёмы работы с пластилином. Рисуем пластилином. «Пластилиновая живопись». Поиск, разработка композиции для будущей работы. Витраж из пластилина. Работа с пером и тушью, заполнение витража пластилином. Подбор основы, композиции.
Практические работы
«Рисование» пластилином. Пластилиновый витраж.
Раздел 4. Волшебная иголочка (6 часов)
Закрепление навыков работы иглой. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце работы. Основные приёмы техники «изонить». ТБ при работе с иглами, булавками. Анализ вариантов изделия. Проектирование открытки в технике «изонить».
Практические работы
Заполнение круга, угла. Заполнение треугольника, многоуровневой фигуры. Открытки в технике «изонить».
Раздел 5. Лоскутное царство (7 часов)
Ткань, трикотажное полотно. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Игольница. Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки из лоскутов.
Практические работы
Изготовление игольницы, прихватки, пупсов, зверюшек.
Экскурсии в музеи и на выставки (1 час)
Посещение художественного, краеведческого музеев, а также различных выставок.
Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. «Магия творчества в моем понимании».
Мониторинг качества знаний воспитанников.
Календарно-тематический план работы
34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Наименование тем | Количество | Характеристика деятельности учащихся | УУД | План | Факт |
1 | Вводное занятие | 1 | Изучают правила поведения на рабочем месте, правила ТБ, цели курса, санитарно-гигиенические требования, о рациональном размещении инструментов. | П: работа с информацией, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания. Р: Управление своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка. К: уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления Л: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов при изучении предмета «Технология» | 03.09.19 | |
Раздел 1. Бумажная страна. (10 часов) | ||||||
2 3 | Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги. | 2 | Изучают работу с бумагой, подбор цветового спектра, технологию выполнения ручных работ, организации рабочего места. Учатся новым техникам работы с бумагой. | П: Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии К: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Л: Осознание необходимости самосовершенствования умений и навыков при изучении декоративно-прикладного искусства. | 10.09.19 17.09.19 | |
4 5 | Техника оригами. Цветок из модулей. | 2 | 24.09.19 01.10.19 | |||
6 7 | Цветы из гофрированной бумаги | 2 | 08.10.19 15.10.19 | |||
8 9 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Коллективная работа | 2 | 22.10.19 12.11.19 | |||
10 | Головоломки из бумаги | 1 | 19.11.19 | |||
11 | Модульное оригами | 1 | 26.11.19 | |||
Раздел 2. Предновогодние хлопоты (4часа) | ||||||
12 | Выбор ёлочного украшения. Этапы выполнения. | 1 | Находят ёлочное украшение в интернете. Изучают технику выполнения выбранного украшения. Производят подбор необходимых материалов и инструментов. Выполняют ёлочное украшение. | П: Формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Р: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда Л: Развитие трудолюбия и ответственности за результаты труда. | 03.12.19 | |
13 14 15 | Мастерская елочных украшений | 3 | 10.12.19 17.12.19 24.12.19 | |||
Раздел 3. Пластилиновые фантазии (4 часа) | ||||||
16 17 | Рисование пластилином | 2 | Изучают технику работы с пластилином. Производят подбор рисунка, цветовую гамму. Выполняют пластилином выбранный проект. | П: Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии К: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Л: Осознание необходимости самосовершенствования умений и навыков при изучении декоративно-прикладного искусства. | 14.01.20 21.01.20 | |
18 19 | Пластилиновый витраж | 2 | 28.01.20 04.02.20 | |||
Раздел 4. Волшебная иголочка (6 часов) | ||||||
20 21 | Техника «изонить». Заполнение круга, угла. | 2 | Закрепляют навыки работы иглой, аккуратность в работе. Учатся закреплять нити в начале и в конце работы. Изучают основные приёмы техники «изонить». ТБ при работе с иглами, булавками. Учатся делать анализ вариантов изделия. | П: Формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Р: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда Л: Развитие трудолюбия и ответственности за результаты труда. | 11.02.20 18.02.20 | |
22 23 | Техника «изонить». Заполнение треугольника, многоуровневой фигуры | 2 | 25.02.20 04.03.20 | |||
24 25 | Открытки в технике «изонить» | 2 | 11.03.20 18.03.20 | |||
Раздел 5. Лоскутное царство (7 часов) | ||||||
26 27 | Ткань, трикотажное полотно. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки. Игольница | 2 | Делают подбор идей для изготовления поделки, подбор материалов, инструментов. Изготавливают выкройку-заготовок. Создают поделки из лоскутов. Изготавливают игольницы, прихватки, пупсов, зверюшек. | П: Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии К: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Л: Осознание необходимости самосовершенствования умений и навыков при изучении декоративно-прикладного искусства. | 01.04.20 08.04.20 | |
28 29 | Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки из лоскутов. | 2 | 15.04.20 22.04.20 | |||
30 31 32 | Изготовление пупсов, зверюшек. | 3 | 29.04.20 06.05.20 13.05.20 | |||
33 | Экскурсии в музеи и на выставки (1 час) | 18.05.20 | ||||
34 | Итоговое занятие | 1 | Подводят итоги за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. «Магия творчества в моем понимании». Мониторинг качества знаний воспитанников. | 20.05.20 | ||
По плану: 34 часа. По факту: | ||||||
Причины невыполнения: | ||||||
Корректировка: |
Материально-техническое обеспечение
- мастерская по обработке ткани и волокнистых материалов;
- компьютер, принтер;
- дидактические материалы, наглядные пособия;
- репродукции произведений художников – анималистов; иллюстрации к сказкам;
- аудио-сборники спокойной музыки.
Материалы:
- бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной, салфетки для декупажа;
- нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, шерстяная пряжа.
- проволока, фольга;
- пластилин;
- лак акриловый;
- лоскуты, мех, синтепон, пенопласт;
- природный материал, «бросовый» материал ( пробки, бутылки пластиковые, CD-диски, коробки, газеты и т. д . )
- клей ПВА, клей-карандаш, «момент»;
- бисер, шнур, цветные ленты и пр.
Инструменты и приспособления: карандаши, фломастеры, линейки, иголки, булавки, ножницы, швейные машины, утюг, салфетки для бисера
Методическое обеспечение программы
Теоретический курс дается в виде переработанной информации по учебникам:
1. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек – сувениров», 1990 год.
2. Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой», 1978 год.
3. Черныш И. «Поделки из природных материалов», 1999 год.
4. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», 1998 год.
5. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», 1998 год.
6. Кузьмина М. «Азбука плетения», 1993 год.
8. Голубева Н.Н. «Аппликации из природных материалов», 2002 г.
9. Кононова «Мягкая игрушка», 2000г.
10. Петухова В.И., Ширишова Е.Н. «Мягкая игрушка», 2001г.
11. Митителло К. «Аппликация», 2004г.
12. Калинич М. «Рукоделие для детей»,1998г.
13. Румянцева Е. «Праздничные открытки», 2005г.
14. Румянцева Е. «Украшения для девочек своими руками», 2005г.
15. Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. «100 поделок из яиц», 1999г.
16. Утенко И.С. «Зимний букет», 1970г.
17. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», 1983г.
18. Гусакова М.А. «Аппликация». 1982г.
19. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», 1991г.
Список рекомендуемой литературы для детей
1. Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой», 1978 год.
2. Черныш И. «Поделки из природных материалов», 1999 год.
3. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», 1998 год.
4. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», 1998 год.
5. Белова Н.Р. « Мягкая игрушка», 2001г.
6. Калинич М. «Рукоделие для детей»,1998г.
7. Румянцева Е. « Праздничные открытки», 2005г.
8. Румянцева Е. «Украшения для девочек своими руками», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество"
Программа "Театральное творчество" апробируется с сентября 2011г. в системе нового государственного стандарта. Воспитание подрастающего поколения – многогранный про...
Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников
В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...
Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТ...
Педагогическое творчество во внеурочной деятельности
Из выступления на областном методическом объединении. Организация внеурочной деятельности по профилю "Повар-кондитер"...
Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Л. Мартынова на уроках немецкого языка и во внеурочное время
Статья была представлена на фестивале " Открытый урок". В данной работе представлен один из примеров использования краеведческого материла на уроках немецкого языка и во внеурочное время как средство ...
ФГОС. Внеурочная деятельность. Художественное творчество.
Примерная программа внеурочной деятельности по художественному творчеству основывается на принципах, о который бы хотелось рассказать в своей презентации....
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...