Учебно-методический материал к уроку по черчению "Чертежный шрифт"
учебно-методический материал по технологии (8 класс)
Учебно-методический материал к уроку по черчению "Чертежный шрифт"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта к уроку черчения "Чертежный шрифт" | 64 КБ |
Презентация к уроку черчения "Чертежный шрифт" | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Разработал учитель черчения ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга
Аникеева Юлия Сергеевна
Предмет Черчение 8 класс.
Тема по программе: «ЧЕРТЕЖНЫЙ ШРИФТ»
Тема урока | Место урока по теме |
«ЧЕРТЕЖНЫЙ ШРИФТ» | 4-5 уроки |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Усвоение новых знаний | - интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстративный), проблемный; - фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная; - объяснительно-иллюстративный - объяснение; -работа с учебником; - репродуктивный - инструктаж, самостоятельная работа. |
Цель урока | Задачи урока |
Создать условия для знакомства с чертежными шрифтами и для формирования навыка написания букв, цифр, знаков. |
|
Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||
I. Организационный этап | ||||
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность | Психологически подготовить учащихся к уроку, настроить на учебную деятельность. Установить спокойную атмосферу в классе. Проверить присутствующих на уроке. | По просьбе учителя учащиеся самостоятельно проверяют свою готовность к уроку. | ||
II.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||||
Просит учащихся посмотреть на экран (1 слайд презентации - пиктограммы, клинопись, египетская письменность). Просит учащихся оценить знакомы ли им эти рисунки. Учитель задает вопрос: "Зачем нужна письменность?" Раздаточный материал. На парте лежит чертеж детали без размеров и с пустой основной надписью. Привлекает внимание к экрану (2 слайд.) На слайде похожий чертеж, как и у детей на столах. Учитель интересуется у учащихся: "Возможно ли с помощью такого чертежа выполнить детали?" Выводит на экран 3 слайд. Чертеж той же детали с небрежно выполненными неразборчивыми надписями. Что не так? Следующий слайд с правильно оформленным чертежом. Учитель просит сформулировать тему сегодняшнего урока. Учитель просит учащихся поставить цель на сегодняшний урок. Для достижения этой цели необходимо решать определенные задачи. Просит учащихся самостоятельно записать план сегодняшнего урока. Проверяют получившийся план. Выводится общий план вносятся коррективы. 1).Дать определение, что такое ШРИФТ. 2).Изучить правила выполнения чертежного шрифта. 3).Отрабатывать умение выполнения надписи чертежным шрифтом (Практическая работа). | Учащимся знакомы рисунки из предмета "история". Учащиеся однозначно оценивают недостаток информации. Принимают решение, что информация на чертеже не читаемая. Чертеж должен быть подписан определенным образом. Записывают в тетрадях тему урока. Записывают план урока. | Отвечают на вопросы учителя. Поправляют ответы одноклассников. Высказывают свое мнение о необходимости нанесения на чертеж размеров детали, материала, из которого необходимо выполнить деталь. Высказывают свое мнение. Оспаривают мнение одноклассников. Формулировка темы урока. Формулировка цели. Обсуждение плана деятельности. | Оценка необходимости дополнительной информации на чертеже. Планирование деятельности. Коррекция плана. | |
III. Актуализация знаний | ||||
Организация подготовки и мотивации к изучению нового материала, необходимого для "открытия нового знания. | Учитель возвращает учащихся к материалу предыдущих уроков и повторению изученного материала. Учитель подводит учащихся к выводу о необходимости стандартизации чертежных шрифтов. Записывает на доске ГОСТ для чертежного шрифта (ГОСТ 2.304 -81). Показ слайдов с различными видами чертежных шрифтов. Проверка ДЗ (Картонная заготовка в виде равнобедренного △ с углами 75 градусов у основания). Почему нужен угол именно 75 градусов? | Учащиеся вспоминают о том, что в черчении все имеет свой ГОСТ. Делают предположение, что чертежный шрифт так же имеет ГОСТ. Фиксируют его в тетради. Учащиеся предполагают, что этот треугольник понадобиться при выполнении наклона чертежного шрифта. | Отвечают на наводящие вопросы учителя. | |
IV. Первичное усвоение новых знаний. Практическая работа | ||||
Получение знаний учащихся через решение учебной задачи. | Учитель побуждает учащихся следовать записанному в тетради плану. Первый пункт плана: определение ШРИФТ. На экране выведены несколько определений. Предлагает учащимся самостоятельно познакомиться с несколькими примерами определений. Обращаемся к учебнику. Рис. 25 "Буквы и цифры чертежного шрифта". Побуждает учащихся оценить буквы. Определяем два вида букв: прописные и строчные. Просит оценить основные характеристики букв: высоту, ширину. Просит учащихся записать в тетради для подготовки к практической работе 10 групп букв и цифр. 1. Г,Е,Н,П,Т,Ц,Ш,Щ 2. А,Д,Ж,И,К,Л,М,Х 3. Б,Р,Ь,Ъ,Ы,Я 4. С,У,Ч,Э 5. В,З,О,Ю,Ф ЦИФРЫ: 6. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 СТРОЧНЫЕ: 7. а-л 8. м-х 9. ц-я 10. ⌀, R, №, ☐,s Выдает вспомогательные таблицы ("Размеры букв чертежного шрифта"). Учитель задает вопросы по таблице. Просит учащихся оценить, каким размером лучше всего выполнять практическую работу. Учитель просит приступить к практической работе на заранее подготовленных тетрадных листах (рамка, основная надпись). Совместная работа. Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях. Заготавливаются 10 строчек для всех групп букв и цифр. Показывает как нужно работать с картонной заготовкой. Происходит выполнение практической работы. Параллельно идет работа с таблице, рисунком учебника и "небесполезными советами" высвеченными на экране. | . Записывают одно понравившееся определение. Рассматривают рисунок в учебнике. Учащиеся замечают, что некоторые буквы узкие некоторые широкие. Выполняют запись в тетради. Изучают таблицу. Размерные характеристики букв. Учатся работать с таблицей. Приходят к выводу, что прописные буквы будут высотой 7 мм. Согласно правил написания чертежного шрифта и согласно таблице при этой высоте строчные буквы будут высотой 5 мм. Учащиеся совместно с учителем приступают к выполнению практической работы. Постепенно каждый выходит на свой темп выполнения учебной задачи. | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя по таблице. Поправляют ответы своих одноклассников. Задают вопросы по выполнению практической работы. | Следование составленному плану. Оценивают правильность ответов своих одноклассников. Оценивают правильность выполнения задания. Вносят исправления. |
V. Первичная проверка понимания (VI. Первичное закрепление) | ||||
Организация усвоения учащимися способа действий при решении учебной задачи. | Оценивает результаты учащихся, контролирует, вносит коррективы. Учитель сообщает, что продолжение практической работы продолжится на следующем уроке. | Выполняют практическую работу, каждый в своем темпе. | Задают вопросы. | Оценивают свою работу (самооценка) и работу своих соседей по парте. Корректируют действия. |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||||
Создание условий для желания дальнейшей работы в решении поставленной учебной задачи. | 1) Подумать и ответить на вопрос: "Почему при выполнении практической работы буквы сформированы именно в такие группы?" 2) В основной надписи на практической работе в поле "название работы" выполнить чертежным шрифтом надпись ШРИФТ (все буквы прописные высота 7мм). 3) Задание по желанию: Разработать алгоритм выполнения надписи чертежным шрифтом. | Записывают задание в тетрадях или дневниках. | Задают вопросы по выполнению ДЗ. | |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) | ||||
Осознание обучающимися ценности своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и деятельности одноклассников. | Учитель просит учащихся выбрать одну из предложенных фраз и закончить её записав на небольшом листочке. 1) "Сегодня на уроке я... 2) "Самым интересным и полезным для меня было... 3) "Я встретился с трудностями при.. 4) "У меня хорошо получилось... | Записывают фразы на листочках. | Озвучивают по желанию. | Выставляют себе оценку за Пр.р. карандашом в тетради. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧЕРТЕЖНЫЙ ШРИФТ
План: 1).дать определение, что такое ШРИФТ; 2).изучить правила выполнения чертежного шрифта; 3).отрабатывать умение выполнения надписи чертежным шрифтом (Практическая работа).
Шрифт (от нем. Shrift ) – это рисунок, начертание букв какого-либо алфавита, цифр, знаков. Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт — это система визуального отображения информации при помощи условных символов. В более узком значении это комплект литер, цифр и специальных знаков определенного рисунка. Шрифт — совокупность знаков письменности какого-либо языка или группы языков.
Типы чертежных шрифтов: Устанавливаются следующие типы шрифта: тип А без наклона; тип А с наклоном около 75°; тип Б без наклона; тип Б с наклоном около 75°
Тип А С наклоном 75° Без наклона
Тип Б С наклоном 75° Без наклона
Подготовка к практической работе ПРОПИСНЫЕ: 1. Г,Е,Н,П,Т,Ц,Ш,Щ 2. А,Д,Ж,И,К,Л,М,Х 3. Б,Р,Ь,Ъ,Ы,Я 4. С,У,Ч,Э 5. В,З,О,Ю,Ф ЦИФРЫ: 6. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 СТРОЧНЫЕ: 7. а-л 8. м-х 9. ц-я 10. ⌀, R, №, ☐, s
РАЗМЕРЫ ШРИФТА ШРИФТ чертежный (ГОСТ 2.304 - 810) устанавливает следующие размеры: 1.8; 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40 Номер шрифта соответствует высоте ( h) буквы.
Домашнее задание: 1) Подумать и ответить на вопрос: «Почему при выполнении практической работы буквы сформированы именно в такие группы?» 2) В основной надписи на практической работе в поле «название работы» выполнить чертежным шрифтом надпись ШРИФТ (все буквы прописные высота 7мм). 3) Задание по желанию: Разработать алгоритм выполнения надписи чертежным шрифтом.
Подумай и продолжи фразу 1) "Сегодня на уроке я... 2) "Самым интересным и полезным для меня было... 3) "Я встретился с трудностями при.. 4) "У меня хорошо получилось...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие по проведению урока-семинара в 11 классе на тему: "Философско-этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе"
В ходе семинара постараться понять замысел писателя, заметить и осмыслить перекличку линий романа....
Учебно-методические материалы к проведению урока литературы в 9 классе по анализу эпизода романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Материал содержит конспект урока "И снится чудный сон Татьяне", презентацию к уроку и методическое сопровождение по использованию презентации. Все они могут быть использовваны на уроке литературы в 9 ...
Учебно-методическая разработка откры того урока
Данная учебно-методическая разработка открытого урока по математике по теме "Вычисление объемов тел" рассчитана на студентов 1 курса СПО...
Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"
Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...
Классный час в 8 классе «Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»
Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...
«Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»
Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...
Учебно-методическая разработка для проведения урока цветоведения.
В пятом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения ...