Программа школьного кружка "Умелые руки"
рабочая программа по технологии

Рабочая программма кружка "Умелые руки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Пояснительная записка

 Декоративно-прикладное искусство - удивительный мир творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность - чем больше красивых  и  необходимых вещей продают в магазине, тем большее количество людей увлекается созданием прекрасных и неповторимых изделий. Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом.

  Когда-то великий русский поэт А.С.  Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпохи, так и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».

 Знание народных традиций, тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в  развитии у обучающихся эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию истории нашей страны.

 Программа  поможет обучающимся по новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Простые и красивые изделия, сделанные своими руками, научат детей видеть и любить окружающий мир, ценить традиции родного края и уважать труд.

Программа рассчитана на 72 часа, предназначена для обучающихся 6-7-8  классов, по 2 часа в неделю.

 Для обучающихся предлагаются следующие разделы: изготовление мягкой игрушки, народных кукол, вязание крючком, вышивка крестом, гладью, украшающими швами, квиллинг, пейп-арт и лоскутная графика.

  Программа вариативна, так как это связано с возрастом детей, которые посещают кружок.

  Данная программа    рассчитана на развитие творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности.                                                            Программа предусматривает систему занятий, определяющих цели и  задачи обучения.

Цели: -  ознакомление с  культурными традициями донских казаков и других народов России и мира.

  - ознакомление с культурными традициями других народов мира (квиллинг, европейские традиции вязания крючком), - формирование основ эстетической культуры через изучение видов декоративно-   прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие: - обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками,

          пряжей, лентами, бумагой;

      - углубить и расширить знания о некоторых видах декоративно-

         прикладного искусства;

      - формировать интерес к декоративно- прикладному искусству .

.Воспитательные: - привить интерес к народному творчеству и народным праздникам, культуре Донского края;

                                 

               - воспитывать нравственные качества детей;

               - формировать чувства взаимопомощи и самоконтроля.

Развивающие: -  развить образное мышление , творческие способности;

        - формировать эстетический и художественный вкус;

        - содействовать возможности обучающихся личностно саморазвиваться.

В процессе обучения учащиеся:

            - знакомятся с историей ручного творчества;

            - сформируется бережное отношение к культурному наследию России, Европы и донских казаков,  уважение к мудрости народных мастеров;

                           

            - овладеют технологиями, умениями и навыками при работе с  различными видами материалов;                

                           

              - познают декоративно – конструктивные возможности материалов, из  которых изготавливают авторские изделия.          

                         

   

 Для достижения поставленных целей в программе используют методы познавательной активности: беседы, просмотры видеоматериалов и презентаций, посещение выставок в музеях. Занятия проводятся  в форме коллективного обсуждения материала, индивидуальных консультаций и практических занятий по освоению технологий декоративно- прикладного искусства.

                       

 

                              Методика работ    

                                                                                                                          Ученицы 6-7-8   классов начнут работу с знакомства с календарем народных праздников, изучения обрядов и традиций Донского края- нашей малой . Затем обучающиеся  будут изучать технологию вышивки гладью, крестом, украшающими швами, вязание изделий крючком; изготовление народных игрушек для пополнения имеющейся коллекции, изготовление изделий в технике квиллинга  (хастинг),  пейп-арт, изготовление предметов быта и игрушек для украшения интерьера современной квартиры.                                                             По категории обучающихся занятия относятся к развивающему образованию, с направлением модернизации - альтернативным ,  по подходу- к обучающему занятию методом свободного воспитания.

                 

 По типу управления учебным процессом используется система: малая группа + консультант-учитель.                                                                                                 Используется принцип:

«Главное – не сообщить информацию, а передать способ работы и закрепление информации в процессе работы».

  Совместная деятельность учителя и ученицы строится на творческой основе и межличностном общении.                                                                                                             В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях различных методов обучения - объяснительно-иллюстрационный; репродуктивный; метод практических рукоделий, метод поисковых решений.

   Предлагается изготовление образцов изделий и сувениров для выставок детского творчества, изготовление подарков для близких людей (родителей, подруг).

Занятия будут включать в себя теоретическую часть и практические виды деятельности

 

 Ожидаемые результаты

   В ожидаемых результатах освоения данной программы предполагается развитие творческих способностей и интереса к декоративно- прикладному искусству, развитие творческой фантазии и воображения, приобретение опыта создания своего изделия и оформления изделия , воспитание бережного отношения к сохранению народных традиций  декоративно- прикладном творчества, возможность самореализации в процессе творчества и приобретении теоретических знаний по истории различных видов рукоделия и дальнейшем использовании этих знаний в практике изготовления изделий,  приобретение опыта совместной деятельности  при выполнении творческих проектов .

                                       

При изучении программы «Радуга творчества»   кружка «Умелые руки»  различных технологий прикладного творчества   обеспечивается достижение личностных, матапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего  области  современному уровню сохранения традиций народного творчества и проявление познавательной активности в области технологической деятельности;

-формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию в области изучения технологических особенностей предметов народного творчества;

-развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности ;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающими при выполнении творческих проектов;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; формирование индивидуально- личностных позиций  обучающихся.

Метапредметные результаты:

-самостоятельное определение цели своего обучения в кружке, формулировка новых задач в познавательной деятельности;

-выявление потребностей, проектирование и создание изделий, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий в различных техниках прикладного творчества;

-формирование и развитие компетентности в области использования    информационно- коммуникативных технологий (ИКТ), выбор для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, интернет-ресурсы, журналы по декоративно- прикладному искусству,

-соблюдение норм и правил безопасности при познавательно- трудовой деятельности, соблюдение правил культуры труда в соответствии с технологическим процессом.

Предметные результаты освоения учащимися программы «Радуга творчества»:

в познавательной сфере :

-практическое освоение обучающими основ различных видов технологий декоративно- прикладного творчества для выполнения творческой проектной деятельности;

-овладение средствами и формами графического изображения изделий, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

-овладение алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач при выполнение изделий ,

в трудовой сфере:

-планирование технологического процесса, подбор материалов с учетом вида изделия и подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, соблюдений норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности и правил санитарии и гигиены;

-контроль промежуточных и конечных  результатов труда и исправление допущенных ошибок в процессе труда;

в мотивационной сфере:

- оценивание своей способности к труду в деятельности выполнения изделий прикладного искусства;

-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучеаемыми технологиями;

-стремление к экономии и бережливости в расходывании времени, материалов и труда;

в   эстетической сфере :

-овладение методами эстетического оформления изделий согласно народнымь традициям;

-рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики;

-участие в выставках и творческих конкурсах, стремление внести красоту в интерьер кабинета и дома;

в  коммуникативной сфере:

-действовать с учетом позиций другого обучающего и уметь согласовывать свои действия, устанавливать контакты с другими людьми, владеть нормами и техникой общения;

-установление рабочих отношений при выполнение практических совместных работ;

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

в физиолого- психологической сфере:

-развитие моторики и координации движения рук при работе с ручным инструментом и выполнении операций при помощи швейной машины, достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

-соблюдение необходимой величины усилий , прикладываемых к инструментам, с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления при изготовлении изделий и выполнении творческих проектов.

 

Содержание программы

1.Вводное занят-2 часа

   Знакомство с работой кружка, план работы на учебный год.

 Правила безопасной работы в кабинете технологии

   Беседа с обучающимися об их увлечениях.

2. Основы изобразительного искусства.-2 часа

Перед занятиями декоративно – прикладным искусством обучающиеся укрепляют и расширяют знания о нем. В процессе занятий по изобразительному искусству обучающиеся  ознакомятся с законами симметрии и композиции . с  использованием цвета   и оттенками в зарисовках изделий.

3. Вышивка.12 часов

История вышивки. Необходимые материалы, инструменты и принадлежности.

Перевод рисунка на ткань. Виды вышивки. Цветовые гаммы вышивки. Технология вышивки(гладь, крест, украшающие швы)

4. Традиционные народные куклы – 12 часов

История народных кукол. Календарные народные праздники. Типы и виды кукол. Необходимые материалы, инструменты и приспособления. Изготовление авторской куклы.

5. Вязание – 12 часов

     История вязания крючком. Виды вязания (горизонтальное, ирландское). Необходимые материалы, инструменты.

Виды пряжи. Основные элементы вязания. Чтения схемы вязания. Выбор модели. Технология вязания.

6.Мягкая игрушка – 8 часов

История мягкой игрушки. Необходимые материалы, инструменты и приспособления.

Чертежи и выкройки игрушек. Технология изготовления мягкой игрушки. Авторская мягкая игрушка.

7. Работа с бумагой.  Квиллинг и  пейп- арт – 13 часов

История квиллинга (хастинга). Необходимые материалы, инструменты. Технология выполнения отдельных элементов.

Технология выполнения изделий в технике квиллинга и пейп – арт.

8. Лоскутная графика(пэч-ворк). – 7 часов                                                                                                   История рукоделия . Материалы для работы.  Узоры изделий. Трафареты для работы.

.9. Оформление выставки- 1 час

10. Итоговое занятие – 1 час

Обучающиеся по пройденным темам выбирают объект своей творческой работы по плану.

1-замысел.  2-выбор эскиза, чертежей

3-подбор материала. 4- выполнение работы. 5-анализ изделия

9Работа по желанию может выполняться индивидуально или группой из 2-х человек

    Подведение итогов работы.

    Выставка лучших работ.

 

   Участие в ежегодной городской выставке детского декоративно-прикладного  

   творчества и конкурсе «Мир детства»

Оборудование  и материалы:

 

  -лоскут ткани, тесьма, нитки, ленты, кружева, бумага, ножницы, иглы, наперсток, швейная машина, электрический утюг, гладильная доска ;

-краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага для эскизов, бумага миллиметровая;

-образцы изделий;

-книги, журналы, информация из Интернета, иллюстрации, диски, компьютер.

Дидактический материал: наглядные пособия  ( образцы ), схемы изготовления изделий, выкройки изделий, журналы, буклеты, книги, сайты Интернета по рукоделию.

Методические разработки: технология вязания крючком, вышивка крестиком и гладью, изготовление кукол, игрушек, сувениров.

.

 

    .

 

   

.

Литература.

1.Скопцева М.И. Технология (Обслуживающий труд)- изд. «Феникс», 2015

2. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству- изд. «Учитель» г.Волгоград, 2016.

3.Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество- изд. «Учитель» г.Волгоград, 2019.

4.Калинич М.И. Рукоделие для детей изд. «Культура и традиции» г.Москва 20118

5. Столярова А.И. Игрушки-подушки – изд. «Культура и традиции» г.Москва 2005

6. Селенова О.А. Сувенирная игрушка – изд «Мода и рукоделия» г. Москва 2008, 2010

7. Стародуб К.И. Ткаченко Т. И. Мягкая игрушка изд. «Рипол классик» г. Ростов на Дону 2017

8. Энциклопедия «Рукоделие» - изд «Большая Российская энциклопедия г. Москва 1998

9. Дирвянскене Я. «Декоративное вязание – изд. «Культура и традиции» г. Москва 1998

10. Журналы «Креатив» - изд. «Диана» г. Москва  2018-201 -2020г.

11. Букина С. Букин М. – Квиллинг. Волшебство бумажных завитков изд. «Феникс» 2017



Предварительный просмотр:

Тематический план кружка «Умелые руки»

2019-2020 учебный год

Количество часов – 72 часа

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Вводное занятие.

1

05.09.2019

2

Правила безопасного труда в кабинете технологии

1

05.09

3

Основы изобразительного искусства

1

12.09

4

Основы изобразительного искусства

1

12.09

5

Вышивка. История вышивки.

1

19.09

6

 Просмотр презентации и образцов вышивки.

1

19.09

7

Вышивка гладью и крестом и  украшающими швами.

1

26.09

8

Подбор рисунка и подготовка к работе .Вышивка  украшающими швами.

1

26.09

9

Изготовление вышивки

1

03.10

10

Изготовление вышивки

1

03.10

11

Изготовление вышивки

1

10.10

12

Изготовление вышивки

1

10.10

13

Изготовление вышивки

1

17.10

14

Изготовление вышивки

1

17.10

15

Изготовление вышивки

1

24.10

16

Оформление изделия

1

24.10

17

Традиционные народные куклы.                                     Просмотр образцов кукол

1

31.10

18

  История народных кукол.

1

31.10

19

Подбор материалов для изготовления кукол.

1

14.11

20

Изготовление народных кукол Кукла «Вепская»

1

14.11

21

Изготовление народных кукол. Кукла «Веснянка»

1

21.10

22

Изготовление народных кукол.

1

21.10

23

Изготовление народных кукол.                                Вязаная кукла(День и ночь)

1

28.10

24

Изготовление народных кукол.

1

28.10

25

Изготовление народных кукол (вязаная кукла) «Ангел рождественский»

1

05.12

26

Изготовление народных кукол

1

05.12

27

Окончательная обработка куклы

1

12.12

28

Оформление народной куклы

1

12.12

29

Вязание. История вязания крючком. . Материалы и инструменты для работы

1

19.12

30

 Материалы и инструменты для работы

1

19.12

31

Основные элементы вязания

1

26.12.

32

Основные элементы вязания

1

26.12

33

Схемы и описания изделий

1

16.01.2020

34

Описание изделий

1

16.01

35

Вязание изделия (горизонтальное вязание)

1

23.01

36

Вязание изделия (горизонтальное вязание)

1

23.01

37

Вязание изделия (ирландское вязание)

1

30.01

38

Вязание изделия (ирландское вязание)

1

30.01

39

Вязание изделия

1

06.02

40

Вязание изделия

06.02

41

 Мягкая игрушка. История мягкой игрушки .

1

13.02

42

 Подбор материалов для изготовления игрушек

1

13.02

43

Изготовление мягкой игрушки «Собачка»

1

20.02

44

Изготовление мягкой игрушки «Собачка»

1

20.02

45

Изготовление мягкой игрушки

1

27.02

46

Изготовление мягкой игрушки

1

27.02

47

Изготовление мягкой игрушки

1

05.03

48

Изготовление мягкой игрушки

1

05.03

49

Работа с бумагой. Квиллинг и пейп-арт.История рукоделий.Просмотр изделий и презентации

1

12.03

50

Просмотр изделий и презентации

1

12.03

51

Подбор изделия и элементов.Материалы для работы

1

19.03

52

Материалы для работы

1

19.0

53

Элементы  в технике квиллинга

1

26.03

54

Выполнение изделия в технике  квиллинг

1

26.03

55

Выполнение изделия в технике  квиллинг

1

02.04

56

Выполнение изделия в технике  квиллинг

1

02.04

57

Элементы в технике пейп-арт

1

09.04

58

Выполнение рисунка в технике пейп-арт

1

09.04

59

Выполнение аботы в технике пейп-арт

1

16.04

60

Выполнение работы в технике пейп-арт

1

16.04

61

Окончательная обработка изделия дополнительными элементами

1

23.04

63

Лоскутная графика .История пэч-ворк

1

23.04

64

Подбор рисунка изделия

1

30.04

65

Материалы для работы.

1

30.04

66

Изготовление изделия в технике лоскутной графики

1

07.05

67

Изготовление изделия в технике лоскутной графики

1

07.05

68

Изготовление изделия в технике лоскутной графики

1

14.05

69

Окончательная обработка изделия

1

14.05

70

Оформление выставки

1

21.05

71

Проведение выставки

1

21.05

72

Итоговое занятие . Подведение итогов года

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка «Умелые руки»

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития ли...

Модифицированная программа кружка "Умелые руки"

Программа "Умелые руки" рассчитана на два года обучения. При планировании учебного роцесса предусматривается групповая форма учебного учебных занятий. Занятия для 1 года обучения организовываются...

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо своими руками»

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как ист...

Дополнительная образовательная программа "Подарки своими руками"

Программа по внеурочной деятельности, кружок "Подарки своими руками"    охватывает работу с разной по фактуре бумагой в разных техниках...

Программа кружка "Умелый руки"

Рабочая программа кружка содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Можно использовать при планировании уроков технологии....

Программа школьного кружка "Умелые руки" 6 класс.

   Рабочая программа занятий кружка: «Умелые руки» для 6-х классов разработана на основе  авторской программы  Смирнова А.С. «Умелые руки»,...