Модифицированная программа кружка "Умелые руки"
рабочая программа по теме
Программа "Умелые руки" рассчитана на два года обучения. При планировании учебного роцесса предусматривается групповая форма учебного учебных занятий.
Занятия для 1 года обучения организовываются два раза в неделю по 2 часа, а для 2 года обучения - два раза в неделю по 3 часа.
Учебный план составлен из расчета 4-х часовой учебной нагрузки в неделю для учащихся первого года обучения (144 учебных часа в году) и 6-ти часовой нагрузки для учащихся второго года обучения (216 часов в году).
В программе участвуют дети от 9 до 14 лет.
Цель программы: развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruki_2.doc | 355 КБ |
Предварительный просмотр:
Ейский район Краснодарский край
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3 г. Ейска
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ ШИ №3 г. Ейска
Л.Ф. Омельченко
протокол педагогического совета от «_»____________г. №
Программа учебной дисциплины « УМЕЛЫЕ РУКИ »
наименование кружка
мягкая игрушка
наименование учебной дисциплины
2 года
срок реализации программы
модифицированная
вид программы
9 - 14 лет
возраст обучающихся
Мануйлова Ольга Геннадьевна
Ф.И.О. преподавателя
Пояснительная записка
Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта.
Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами, шились из ткани. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Это – игрушки-сувениры. Мягкие же игрушки используются в игре детьми с древних времен и по настоящее время.
Искусство изготовления игрушек – один из видов декоративно-прикладного творчества, которое является частью искусства русского народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания детей.
Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но, ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка, сшитая своими руками, очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.
Актуальность программы:
Составляя рабочие программы, учителя начальной специальной (коррекционной) школы редко включают в них изготовление мягких игрушек из-за недостаточного количества часов, выделенного федеральным базисным учебным планом на уроки технологии. А если включают, то сталкиваются с проблемой отсутствия первоначальных навыков шитья. На работу с тканью в программах отводится 6-8 часов в год, этого недостаточно, чтобы сформировать у учащихся прочные умения и навыки работы с тканью и необходимыми инструментами для последующего обучения в 5 классе, в котором материаловедению уделяется большое внимание.
Согласно одному из методологических принципов «Концепции художественного образования в Российской Федерации» начинать обучение следует с раннего возраста, соблюдая непрерывность и преемственность художественного образования.
Данная программа дополнительного образования является одним из путей решения проблемы. Ведь в процессе изготовления игрушки ребенок приобретает практические навыки кройки и шитья, навыки работы с разными материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки ткани.
Особенности программы:
Программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные образы игрушек. Позже эти образы могут превратиться в героев какого-либо действия, спектакля, жизненной ситуации и др. Воспитанники школы-интерната получают возможность изготавливать игрушки-сувениры, игрушки-подарки к праздникам и дарить их учителям, воспитателям, товарищам, что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.
По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции, чувства ребенка и даже изменить его поведение, что очень актуально для школы VIII вида. Даже самые неуравновешенные воспитанники становятся более внимательными и сдержанными. Малообщительные и замкнутые, становятся более открытыми и эмоциональными. Во время изготовления игрушек дети их прихорашивают, разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются и т.д. Это говорит о том, что еще не утратилась духовная ценность игрушки, ее прекрасная способность – дарить детям радость.
Кроме этого программа позволяет выявить художественно-одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их творческого развития; помогает решать проблему занятости детей во внеурочное время.
Программа «Умелые руки» рассчитана на два года обучения. При планировании учебного процесса предусматривается групповая форма учебных занятий.
Занятия для 1 года обучения организовываются два раза в неделю по 2 часа, а для 2 года обучения - два раза в неделю по 3 часа.
Учебный план составлен из расчета 4-х часовой учебной нагрузки в неделю для учащихся первого года обучения (144 учебных часа в году) и 6-ти часовой нагрузки для учащихся второго года обучения (216 часов в году).
Наполняемость группы для первого года обучения – 5 -7 человек, для второго года обучения - 5-6 человек.
В программе участвуют дети от 9 до 14лет.
Форма подбора детей в группы свободная, состав группы - постоянный.
Форма работы – обьединение детей по интересам, по возрасту, по объему получаемых знаний.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями и особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий, а также использование здоровьесберегающих технологий.
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
Поэтому целью данной программы является:
- развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся с ограниченными возможностями здоровья, во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
обучающие:
- обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
- обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
- познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;
коррекционно - развивающие:
- развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;
- расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
- развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
- формировать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Используются методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), практические, наглядные, контролирующие (текущий контроль – кроссворды, викторины, конкурсы; итоговый – выставки работ).
Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии и социально - бытовой ориентировки.
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
- правила подготовки рабочего места;
- правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
- технологию изготовления основ для разного вида игрушек;
- область применения и назначение материалов и инструментов;
уметь:
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
- изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-6 выкройкам и описанию;
- выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
- проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
- осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;
быть:
- дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
Методика работы с воспитанниками строится в направлении:
- личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
- стремлению к достижению успеха каждым воспитанником;
- практической направленностью деятельности;
- осуществлению межпредметных связей;
- использованию здоровьесберегающих технологий.
Новизна подхода к отбору содержания обучения определяет пригодность программы для специальной (коррекционной) школы и для учреждений дополнительного образования учащихся.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
1 | Организационное занятие | 4 | 6 |
2 | Разработка плана работы кружка | 2 | 3 |
3 | Основные ручные швы, область их применения | 6 | 9 |
4 | Изготовление простейших игрушек из ткани | 22 | |
5 | Изготовление игрушек из меха | 18 | 36 |
6 | Изготовление игрушек-сувениров к празднику Нового года | 20 | 33 |
7 | Изготовление игрушек- подарков к праздникам | 28 | 39 |
8 | Изготовление полезных мелочей | 16 | |
9 | Изготовление мягких игрушек, сложных по исполнению | 22 | |
10 | Техника «Папье-маше» | 12 | |
11 | Изготовление игрушек с применением бисера | 36 | |
12 | Составление композиций | 30 | |
13 | Экскурсии, праздничные мероприятия | 4 | 9 |
14 | Контрольный урок | 2 | 3 |
Итого: | 144 | 216 |
II. Учебно - тематический план.
I год обучения
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационное занятие. | 4 | 4 | |
2. | Разработка плана работы объединения. | 2 | 2 | |
3. | Основные ручные швы, область их применения. | 6 | 1,5 | 4,5 |
4. | Изготовление простейших игрушек из ткани: | 22 | ||
- кот | 8 | 1,5 | 4,5 | |
- грибок | 6 | 1,5 | 4,5 | |
- цыпленок | 8 | 2 | 6 | |
5. | Изготовление простейших игрушек из меха: | 18 | ||
- попугай | 6 | 1,5 | 4,5 | |
- котенок | 6 | 1,5 | 4,5 | |
- «каркуша» | 6 | 1,5 | 4,5 | |
6. | Изготовление игрушек - сувениров к празднику Нового года: | 20 | ||
- пингвин | 4 | 1 | 3 | |
- снеговик | 6 | 1,5 | 4,5 | |
- игрушка - символ Нового года | 6 | 1,5 | 4,5 | |
- рождественский сапожок | 4 | 1 | 3 | |
7. | Изготовление игрушек- подарков к праздникам: | 28 | ||
- подушечка «Валентинка» | 6 | 1 | 3 | |
- собака в шляпе | 8 | 2 | 6 | |
- кот с мышкой | 6 | 1,5 | 4,5 | |
- матрешка | 8 | 2 | 6 | |
8. | Изготовление полезных мелочей: | 16 | ||
- карандашница | 6 | 1,5 | 4,5 | |
- очешник | 4 | 1 | 3 | |
- игольница | 6 | 1,5 | 4,5 | |
9. | Изготовление мягких игрушек, сложных по исполнению: | 22 | ||
- лягушка | 6 | 1,5 | 4,5 | |
- обезьянка | 8 | 2 | 6 | |
- слоник | 8 | 2 | 6 | |
10. | Экскурсии, праздничные мероприятия. | 4 | 8 | |
11. | Контрольный урок. | 2 | 2 | |
ИТОГО : | 144 | 38 | 106 |
II год обучения.
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационное занятие. | 6 | 6 | |
2. | Разработка плана работы объединения. | 3 | 3 | |
3. | Основные ручные швы, область их применения. | 9 | 1,5 | 7,5 |
4. | Изготовление игрушек из меха: | 36 | ||
- домовенок | 9 | 1,5 | 7,5 | |
- крыса | 9 | 1,5 | 7,5 | |
- собачка | 9 | 1,5 | 7,5 | |
-ежик | 9 | 1,5 | 7,5 | |
5. | Техника «папье-маше»: | 12 | ||
- яблоко | 9 | 1,5 | 7,5 | |
- составление композиции | 3 | 1 | 2 | |
6. | Изготовление игрушек-сувениров к празднику Нового года: | 33 | ||
- Дед Мороз | 12 | 2 | 10 | |
- Снегурочка | 12 | 2 | 10 | |
- игрушка-символ Нового года | 9 | 1,5 | 7,5 | |
7. | Изготовление игрушек-подарков к праздникам: | 39 | ||
- подушечка « Валентинка» | 6 | 1 | 5 | |
- дракончик | 12 | 2 | 10 | |
- мишка | 12 | 2 | 10 | |
- грелка на чайник | 9 | 1,5 | 7,5 | |
8. | Изготовление игрушек с применением бисера: | 36 | ||
- корова | 12 | 2 | 10 | |
- лягушка | 9 | 1,5 | 7,5 | |
- лошадка | 9 | 1,5 | 7,5 | |
- червивое яблоко | 6 | 1 | 5 | |
9. | Составление композиций (с применением техники «Папье-маше»): | 30 | ||
- «На лужке» | 15 | 2,5 | 12,5 | |
- «На грядке» | 15 | 2,5 | 12,5 | |
10. | Экскурсии, праздничные мероприятия. | 9 | 9 | |
11. | Контрольный урок. | 3 | 3 | |
ИТОГО: | 216 | 42 | 174 |
III. Содержание программы
I год обучения.
Учебный материал программы построен в определенной последовательности в соответствии с принципами индивидуализации, доступности, результативности, с учетом психических и возрастных особенностей детей.
1. Организационные занятия проходят в начале учебного года. На них происходит знакомство детей с педагогом, проводится тестирование и знакомство с режимом занятий и правилами внутреннего распорядка. Форма занятий групповая. На организационных занятиях педагог проводит беседу: « История создания народной игрушки ».
2. Разработка плана работы объединения. После формирования учеников по группам, в каждой из них зачитывается план работы на год, предложенный педагогом. Выслушиваются замечания и предложения, высказанные кружковцами. План уточняется и утверждается.
3. Основные ручные швы, область их применения.
Знакомство с правилами охраны труда. На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, утюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. На первом же уроке педагог, знакомя кружковцев с инструментами и приспособлениями для работы, показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий. Правила безопасной работы оформляются на плакате и вывешиваются в кабинете на видном месте, чтобы кружковцы видели их постоянно.
Подготовка к шитью. Отмеривание нитки, вдевание в иголку, завязывание узелка. Техника выполнения швов «вперед иголку» и «назад иголку». Форма занятий групповая с элементами индивидуальной работы.
4. Изготовление простейших игрушек из ткани: кот, грибок, цыпленок. Ознакомление с этапами изготовления мягких игрушек: подбор и подготовка ткани, изучение выкроек-лекал, обмеловка лекал на ткани, раскрой, сшивание деталей, выворачивание, набивка, соединение частей игрушки, окончательное оформление. Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья: игла, ножницы, шило, проволока, наперсток, мел.
Знакомство с выкройками-лекалами. Для занятий с детьми педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, затем делаются их копии для одновременной работы всех кружковцев группы. Лекала изготавливаются из плотной бумаги, каждую деталь подписывают и указывают количество частей, которые необходимо получить при раскрое. Выкройки-лекала каждой модели игрушки хранятся в отдельном конверте. На занятии педагог показывает перенос выкройки на ткань способом обмеловки на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление долевой нити и направление ворса. Рассказывает о раскрое парных деталей, о припусках на швы, об учете направления ворса.
На примере простейших игрушек из ткани (кот, грибок, цыпленок), кружковцы учатся подбирать ткани, применять правила обмеловки и раскроя, сшивать детали кроя, выворачивать, набивать изделие ватой, зашивать отверстие. Знакомятся с окончательным оформлением игрушек (глаза, волосы, рот, усы, подставки, бантики).
5. Изготовление простейших мягких игрушек из меха (попугай, котёнок, каркуша ). Подбор выкроек-лекал, подбор меха по цвету, применение правил обмеловки и раскроя деталей из меха (направление ворса, парные детали, раскрой ножницами с острыми концами не повреждая ворса). Знакомство с окончательным оформлением (правила прикрепления отдельных деталей к мездре меха, раздвигая ворс).
6. Выполнение игрушек - сувениров к празднику Нового года: пингвин, снеговик, игрушка-символ Нового года, рождественский сапожок.
Приемы и методы работы по созданию пингвина и снеговика, использование ранние изученных швов и приемов окончательного оформления. Новое - упаковка подарков.
Выполнение объёмной игрушки, символизирующей наступление Нового года по Восточному календарю. Подбор выкроек-лекал, подбор тканей, правила обмеловки и раскроя, порядок сшивания деталей, окончательное оформление. Способ организации занятия - беседа, работа с книгами, периодикой. Предлагается коллективный поиск литературы.
Изготовление Рождественского сапожка. Подбор лекал-выкроек, подбор ткани, раскрой с припусками на швы. Сшивание (возможно на машинке). Выбор декоративной отделки по желанию учащихся (использование тесьмы, ленточек), аппликация.
7. Изготовление игрушек к праздникам: подушечка «Валентинка», собака в шляпе, кот с мышкой, матрешка.
Изготовление подушечки « Валентинка » ко дню Святого Валентина. Педагог предлагает несколько образцов готовых подушечек, различных по форме, размеру и отделке. Кружковцам предлагается на выбор изготовление понравившейся подушечки или выбранной ими самими.
Кружковцам предлагается изготовить ко Дню Защитников Отечества следующие игрушки: собака в шляпе, кот с мышкой. Излагаются приёмы работы по созданию игрушек, использование ранее изученных швов, приёмов декоративной отделки.
Кукла матрешка. Педагог знакомит кружковцев с некоторыми видами народных игрушек, выполненных из дерева, глины, ткани; рассказывает о развитии народных промыслов. Подбор ткани, раскрой каркаса и ткани, работа с клеем, сшивание деталей сарафана и кокошника. Оформление игрушки, роспись лица. В конце занятия организуется небольшая выставка - просмотр и анализ выполненных изделий.
8. Изготовление полезных мелочей ( карандашница , очешник , игольница ). Познакомить кружковцев с игрушками, используемыми в быту. Показать приёмы работы по созданию этих игрушек (работа с картоном и клеем), приёмы декоративной отделки. Итог работы - мини-выставка.
9. Изготовление мягких игрушек, сложных по своему исполнению: лягушка, обезьянка, слоник. Составление композиций. Изготовление выкроек-лекал, подбор ткани, раскрой, изготовление проволочного каркаса, вставка каркаса в игрушку, набивка и т.д. Предлагается оформить эти игрушки композиционно. Итог - участие работ в выставках.
10. Экскурсии и праздничные мероприятия, способствующие расширению и обогащению жизненного опыта детей, их кругозора, повышению уровня общей культуры детей.
11. Итогом обучения становится годовая выставка.
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать | Уметь |
Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом Названия материалов, инструментов, приспособлений Правила раскроя по выкройкам-лекалам Основные ручные швы Способы обработки материалов Этапы изготовления игрушек | Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены Правильно уметь подбирать нужные материалы, правильно пользоваться инструментами Экономично расходовать материалы Технологически точно выполнять ручные швы Правильно выполнять технологические операции Составлять технологическую последовательность изготовления игрушки. |
II год обучения.
1. Организационное занятие. Опрос по стартовым заданиям для 2-го года обучения. Форма занятий - групповая.
2. Разработка плана работы на год. В каждой группе обсуждается план работы на год, вносятся изменения, уточнения, затем план утверждается.
3. Основные виды ручных швов. Изучение швов «через край», «обмётка», «потайной». Повторение изученного за 1-ый год.
Правила охраны труда. Виды швов, инструменты, материалы, способы обработки материалов, этапы изготовления игрушек. Кружковцам предлагается прошить салфетку по краю швом «вперёд иголку», а в середине вышить своё имя. Анализ готовых салфеток.
4. Изготовление игрушек из меха: домовёнок, крыса, собачка, ёжик. Напоминание правил раскроя меха: соблюдение направления ворса, при крое деталей не повреждать ворс, а резать по мездре. Использовать новые виды швов (обмёточный, через край) при сшивании деталей из меха. При прикреплении отделочных деталей раздвигать ворс и приклеивать к мездре. При выполнении игрушек кружковцы продумывают окончательное оформление (нос, глаза - у домовёнка; бантики, цепочки, коготки - у собачки; украшение из цветов - у ёжика). Итог работы - отбор лучших работ для оформления кабинета.
5. Знакомство с методом «Папье-маше». Метод оклеивания готовой формы кусочками рваной бумаги с целью получения совершенно такой же копии по форме и размеру. Изготавливаем макет яблока, чтобы составить композицию с ранее сшитой игрушкой «ёжик».
Составление композиции «Ёжик с яблоком». В данной работе кружковцам предоставляется возможность творческого подхода к работе, самостоятельного построения композиции, выбора материалов и технических средств. Итог работы - мини-выставка.
6. Изготовление игрушек - сувениров к Новому году: Дед Мороз и Снегурочка, игрушка - символ Нового года.
Приёмы и методы работы по созданию игрушек, использование всех изученных ручных швов, приёмы декоративной отделки, упаковка в праздничные кульки. Итог работы - оформление подарков.
Выполнение мягкой игрушки, символизирующей наступление Нового года по Восточному гороскопу. Подбор выкроек-лекал, подбор тканей, правила обмеловки и раскроя, порядок сшивания деталей, окончательное оформление. Способ организации занятия - беседа, работа с книгами, журналами, периодической литературой. Кружковцам предоставляется возможность самостоятельно изучить материал по данной теме и рассказать на занятиях о прочитанном, о том, как видят игрушку, которую будут шить. Итог работы - изготовление игрушек в подарок .
7. Изготовление подарков к Дню Святого Валентина, к Дню Защитников Отечества и Международному женскому дню: подушечка Валентинка, дракончик, мишка, грелка на чайник.
Изготовление подушечки «Валентинка». Педагог предлагает кружковцам самостоятельно продумать и выбрать подушечку для изготовления. Итог работы - пошив игрушки на подарок, проведение мини-выставки.
Дракончик, мишка, грелка на чайник. Излагаются приемы работы по созданию игрушек, использование раннее изученных швов, приемов декоративной отделки. Итог работы - оформление подарков, поздравление.
8. Изготовление игрушек с применением бисера: корова, лягушка, лошадка,
червивое яблоко.
Познакомить учащихся с данным видом игрушек, которые отличаются своими очень малыми размерами и требуют большого терпения и упорства при выполнении. Подбор ткани и бисера по цвету, составление рисунка для узоров из бисера, применение бисера для окончательного оформления. Итог - выбор лучших работ для оформления кабинета.
9. Составление композиции «На весеннем лужке» и «На грядке». Предлагается изготовить игрушки: буренка и бык, ворон и ворона. Работа по замыслу. Изучение наглядного материала, составление эскизов. Особенности составления композиции - размер, целостность образов и сопутствующих деталей. Предложить кружковцам создать композицию их « Бурёнок » с элементами кубанского костюма (чуб, фуражка, венок из цветов). Всестороннее развитие детей. Итог работы - участие лучших работ в выставках.
10. Экскурсии, праздничные мероприятия призваны служить расширению кругозора детей, обогащению жизненного опыта, повышению общей культуры.
11. Итогом обучения становится годовая выставка
К концу 2 года обучения учащиеся должны:
Знать | Уметь |
Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом Название и назначение материалов, инструментов, приспособлений. Основы цветоведения. Приёмы раскроя по выкройкам-лекалам Основы технологических процессов изготовления игрушек Приёмы «папье - маше» Знать приёмы построения композиций | Соблюдать правила безопасности труда Организовывать своё рабочее место, подбирать материалы по фактуре, цвету, назначению Экономно расходовать материал Применять различные приёмы исполнительского мастерства, изготавливать игрушки по образцу или собственному эскизу Делать макеты фруктов и овощей методом «папье - маше» Использовать макеты фруктов и овощей при создании композиций Анализировать свои работы и работы друзей |
Учебно - материальное обеспечение
Помещение и оборудование
Занятия кружка проводятся в просторном, светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам. Оно сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение.
Учебное оборудование
Оборудование включает комплект мебели, инструменты и материалы, приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Столы размещаются так, чтобы свет падал слева и спереди. Рабочее место руководителя оборудуется столом и стулом. В кабинете находятся шкафы с не застекленной верхней частью, которая используется как постоянная выставка, а нижняя часть используется для хранения инструментов, материалов, текущих работ. Инструменты и приспособления хранятся так, чтобы не портились их рабочие части. Комплекты выкроек-лекал хранятся в отдельных конвертах.
Хорошо иметь подписанные индивидуальные рабочие ящики для хранения инструментов.
Дидактический материал
В работе используются таблицы графического изображения игрушек, чертежи к ним; образцы игрушек, выполненные руководителем или детьми; учебные макеты на которых отрабатываются сложные технологические операции; картонные полосы с проколами для отработки основных ручных швов. Различный иллюстративный и фотоматериал, сопровождающий беседу, разработки моделей игрушек, композиции по темам сказок и т.д.
Материалы, инструменты, приспособления
Ткани, мех, сопутствующие материалы желательно подбирать различные по цвету, виду, фактуре. Нитки катушечные №№30,40, различные по цвету, мулине, ирис, пряжа, капроновые нитки нужные для оформления. Картон используется для изготовления выкроек-лекал, каркасов. Ножницы, иглы, напёрстки. Для раскроя меха используются маленькие ножницы с закруглёнными концами, для ткани - большие. Для декоративного оформления используется мел, краски, кисти, карандаши. Пассатижи используются в работе с проволокой для каркасных игрушек. Утюг для утюжки тканей. Таблицы или памятки по охране труда.
Информационное обеспечение для педагога
1 В.М. Мозговой «Основы олигофренопедагогики». Москва, «Академия», 2006.
2. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. Составитель Н.К. Беспятова. Москва, «Айрис пресс», 2003.
3. Как разработать авторскую программу? ( рекомендации педагогу дополнительного образования по программированию учебно - воспитательного процесса ).
4. О.С. Молотобарова « Кружок изготовления игрушек - сувениров ». Москва, « Просвещение », 1983.
5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. Москва, Школа – Пресс, 1994.
6. З. Неботова « Мягкая игрушка. Игрушки и сувениры », Научно-популярная серия «Сделай сам » №1,4 1990 г., Знание, Москва.
7. Г. Караваева « Игрушки », Издательство « Малыш », 1978.
8. Н.Р. Белова, Т.П. Кононович, С.В. Кочетова « Мягкая игрушка », Издательство «Валери СПД», « Рипол классик », 2001.
9. И. Агапова, М. Давыдова « Мягкая игрушка своими руками », Москва, « Айрис пресс. Рольф », 2001.
10. О.В. Парулина « Мир игрушек и поделок », Смоленск, « Русич », 2000 г.
11. Г. Кононова « Мягкая игрушка » СПб; Издательский Дом « Кристалл », 2000.
12. Н. Деревянко « Мягкая игрушка. Волшебный сад.» Москва, « Рипол классик », СПб «Валери СПД», 2001.
13. «Игры, праздники, развлечения для детей», Ростов-на-Дону, Издательство «Владис», 2001.
14. С. Соколова « Оригами. Игрушки из бумаги ». Москва, « Рипол Классик », СПб «Валери СПД», 2001.
15. О.Н. Когановская « Книга для девочек », Москва, Издательство « Колос », 1999.
16. С. Кочетова «Мягкая игрушка. Игрушки с бисером» , Москва «Рипол классик», 2001.
Информационное обеспечение для учащихся
1. Н.Р.Белова, Т. П.Кононович, С.В. Кочетова «Мягкая игрушка», Издательство «Валерии СПД», «Рипол классик», 2001г.
2. О.В.Парулина «Мир игрушек и поделок», Смоленск, «Русич», 2000г.
3. Г.Кононова «Мягкая игрушка» СПб; Издательский Дом «Кристалл», 2000г.
4. Н.Деревянко «Мягкая игрушка. Волшебный сад». Москва, «Рипожклассик», 2001.
5. С.Кочетова «Мягкая игрушка. Игрушки с бисером». Москва, «Рипол классик», 2001.
Ейский район Краснодарский край
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3 г. Ейска
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор школы-интерната
Л.Н.Черненко
« » _______________ г. _________Л.Ф. Омельченко
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка
«Умелые руки»
Руководитель: Ольга Геннадьевна Мануйлова
________ учебный год
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
1 год обучения
№ занятия | Дата прове- дения | Содержание занятия (разделы, темы) | Кол-во часов | Примечание | |
всего | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 | Организационное занятие. Правила работы в кабинете. Разработка плана работы. Основные ручные швы, область их применения. Беседа по Т.Б. Шов «вперед иголку». Шов «назад иголку». Закрепление темы «Основные ручные швы». Изготовление простейших игрушек из ткани: «Кот» Беседа по Т.Б. Раскрой деталей. Сшивание деталей кроя. Набивка игрушки ватой, зашивание отверстия для набивки. Окончательное оформление игрушки. «Грибок» Раскрой деталей. Сшивание деталей кроя, набивка. Окончательное оформление. «Цыпленок» Подбор ткани, раскрой. Сшивание деталей, набивка. Соединение частей игрушки. Оформление игрушки. Изготовление простейших игрушек из меха: «Попугай» Беседа по Т.Б. Подбор меха, раскрой. Сшивание деталей кроя. Окончательное оформление. «Котенок» Подбор меха, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя, набивка. Пришив мелких деталей, оформление. «Каркуша» Подбор меха, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя, набивка. Окончательное оформление. Изготовление игрушек-сувениров к празднику Нового года: «Пингвин» Беседа по Т.Б. Раскрой, сшивание деталей, набивка. Соединение частей, оформление. «Снеговик» Подбор ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя, набивка. Соединение частей, оформление. Игрушка-символ Нового года: Беседа по Т.Б. Подбор ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя, набивка. Соединение частей, оформление. «Рождественский сапожок» Подбор ткани, раскрой, сшивание. Сшивание деталей, оформление. Изготовление игрушек-подарков к праздникам: «Подушечка-Валентинка» Беседа по Т.Б. Подбор ткани, раскрой, сшивание. Сшивание, набивка. Окончательное оформление. «Собака в шляпе» Подбор ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей туловища, изготовление шляпы. Изготовление лап и накладки на мордочку, соединение с туловищем. Пришив мелких деталей, оформление. «Кот с мышкой» Подбор ткани, раскрой, сшивание деталей туловища, набивка. Изготовление накладки на мордочку и лап, соединение их с туловищем. Окончательное оформление. «Матрешка» Подбор ткани, раскрой, изготовление сарафана. Изготовление головы и кокошника. Изготовление рукавов, соединение их с сарафаном. Окончательное оформление. Изготовление полезных мелочей: «Карандашница» Беседа по Т.Б. Подбор ткани, изготовление каркаса. Наклеивание деталей из ткани на каркас, пришив петельки. Окончательное оформление. «Очешник» Подбор ткани, раскрой, сшивание. Оформление очешника мелкими деталями. «Игольница» Подбор ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя. Окончательное оформление. Изготовление мягких игрушек, сложных по своему исполнению: «Лягушка» Беседа по Т.Б. Подбор ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя, набивка. Окончательное оформление. «Обезьянка» Подбор ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя. Соединение частей. Окончательное оформление. «Слоник» Подбор ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя. Соединение частей. Окончательное оформление. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в художественный салон Контрольный урок. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 6 22 18 20 28 16 22 2 2 2 | ||
72 | Итого: | 144 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
2 год обучения
№ занятия | Дата прове- дения | Содержание занятия (разделы, темы) | Кол-во часов | Примечание | |
всего | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 | Организационное занятие. Правила работы в кабинете. Разработка плана работы. Основные ручные швы, область их применения. Беседа по Т.Б. Шов «вперед иголку». Шов «назад иголку». Шов «через край», «обметочный». Шов «потайной». Изготовление игрушек из меха: «Домовенок» Беседа по Т.Б. Подбор меха, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя, набивка. Окончательное оформление. «Крыса» Подбор меха, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя, набивка. Окончательное оформление. «Собачка» Подбор меха, раскрой деталей, сшивание деталей туловища. Сшивание мелких деталей, соединение частей. Окончательное оформление. «Ежик» Подбор меха и ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей, набивка. Пришив подставки. Оформление глаз, носа, лап, декоративных частей. Техника «Папье-маше»: «Яблоко» Беседа по Т.Б. Оклеивание кусочками рваной бумаги. Разрезание, соединение частей. Раскрашивание готовой формы. Составление композиции: «Ежик с яблоком в осеннем лесу». Изготовление игрушек-сувениров к празднику Нового года: «Дед Мороз» Беседа по Т.Б. Подбор тканей, раскрой деталей. Изготовление шариков для головы и туловища, соединение. Изготовление колпака, перчаток, мехового воротника и помпона на шапочку. Окончательное оформление. «Снегурочка» Подбор тканей и меха, раскрой деталей. Изготовление шариков для головы и туловища, соединение. Изготовление кокошника, косы, меховой оторочки и воротника. Окончательное оформление. Игрушка-символ Нового года: Беседа по Т.Б. Подбор ткани, раскрой деталей. Соединение деталей кроя, набивка. Окончательное оформление. Изготовление игрушек-подарков к праздникам: «Подушечка-Валентинка» Беседа по Т.Б. Подбор ткани, раскрой деталей. Соединение деталей кроя, набивка, оформление. «Дракончик» Подбор ткани, раскрой. Соединение деталей кроя, набивка. Изготовление лап, пришив мелких деталей. Окончательное оформление. «Мишка» Подбор ткани, раскрой. Соединение деталей кроя, набивка. Соединение частей. Окончательное оформление. «Грелка на чайник» Подбор ткани, раскрой деталей. Соединение деталей кроя. Окончательное оформление. Изготовление игрушек с применением бисера: «Корова» Беседа по Т.Б. Подбор ткани, бисера, раскрой деталей. Соединение деталей кроя, набивка. Соединение частей, оформление. Вышивание бисером, прикрепление деталей из бисера на проволоке. «Лягушка» Подбор ткани, бисера, раскрой деталей. Соединение деталей кроя, набивка, изготовление каркаса. Вышивание бисером, прикрепление деталей из бисера на проволоке, оформление. «Лошадка» Подбор ткани, бисера, раскрой деталей, изготовление каркаса. Сшивание деталей туловища и головы, набивка, нанизывание бисера на каркас. Оформление, вышивание бисером. «Червивое яблоко» Подбор ткани, бисера, раскрой деталей, сшивание деталей яблока, набивка. Изготовление червяка, прикрепление его к яблоку, оформление. Составление композиций: «На лужке» Беседа по Т.Б. Подбор ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя, набивка. Соединение частей. Изготовление веночка и фуражки, придание им кубанского колорита. Окончательное оформление игрушек, составление композиции. «На грядке» Подбор ткани, раскрой деталей. Сшивание деталей кроя, набивка. Соединение частей. Оформление вороны и ворона. Составление композиции. Выставка детских работ. Праздничное мероприятие. Экскурсия в магазин мягкой игрушки. Контрольный урок. | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 3 3 3 9 36 12 33 39 36 30 3 3 3 3 | ||
72 | Итого: | 216 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...
Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...
Модифицированная программа по изо 8 -- 9 классы на основе программы Т. Я. Шпикаловой.
Данные материалы содержат модифицированую программу по изобразительному искусству для 8 -- 9 классов. В ней находится пояснительная записка и календарно -- тематическое планирование. Она уже опробован...