Программа кружка "Умелый руки"
рабочая программа по технологии по теме
Рабочая программа кружка содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Можно использовать при планировании уроков технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.odt | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Умелые руки»
(автор-составитель Синицына О.В., учитель технологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»)
Срок обучения: 1 год.
Возраст учащихся: 10-15 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.
Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.
Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день.Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.
Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Образовательные:
-познакомить с историей и развитием художественного вязания;
-обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
-познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
-научить чётко выполнять основные приёмы вязания;
-обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
-научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2.Воспитательные:
-привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
-воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
-привить основы культуры труда.
3.Развивающие:
-развить образное мышление;
-развить внимание;
-развить моторные навыки;
-развить творческие способности;
-развить фантазию;
-выработать эстетический и художественный вкус.
Программа «Волшебный крючок» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Средний возраст учащихся - 10-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 144 часа занятий. В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания крючком, так и умеющие вязать крючком. Программа разработана для учащихся 7-16 лет, количество детей в группе 12 – 15 человек. Режим работы – 2 раза в неделю по 2 часа.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.
В конце обучения учащиеся должны:
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Правила поведения, ТБ. Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон. Инструменты и материалы. Основные приёмы вязания крючком, технику вязания. Основные способы вывязывания петель. Условные обозначения, понятие «раппорт». Основы цветоведения. Способы вязания по кругу. Основные мерки, правила измерения. Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров. Виды ручных трикотажных швов, их применение. Последовательность изготовления изделий. Последовательность выполнения ВТО и заключительную отделку готовых изделий.
Правила ухода за трикотажными изделиями.
| Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом. Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б. Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток. Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли. Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки. Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий. Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия. Снимать и записывать мерки. Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий. Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный». Вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, варежки, носки, сумку, косынку, воротнички, кружева, элементы растительного орнамента. Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий. Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | В том числе: | ||||
Теор. | Практ. | ||||||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |||
2. | Основы материаловедения. | 2 | 1 | 1 | |||
3. | Основные приёмы вязания крючком. | 4 | 1 | 3 | |||
4. | Упражнения из столбиков и воздушных петель. Условные обозначения. | 4 | 2 | 2 | |||
5. | Основы цветоведения. | 2 | 1 | 1 | |||
6. | Вязание узорного полотна. | 8 | 2 | 6 | |||
7. | Декоративная корзинка. | 8 | 2 | 6 | |||
8. | Сувениры. | 10 | 2 | 8 | |||
9. | Игрушка, карандашница. | 16 | 3 | 13 | |||
10. | Декоративное панно. | 8 | 1 | 7 | |||
11. | Шарфик. | 10 | 2 | 8 | |||
12. | Шапочка. | 10 | 2 | 8 | |||
13. | Варежки. | 10 | 2 | 8 | |||
14. | Носки, тапочки. | 12 | 2 | 10 | |||
15. | Сумка. | 10 | 2 | 8 | |||
16. | Косынка или шаль для куклы. | 4 | 1 | 3 | |||
17. | Кружева. | 8 | 1 | 7 | |||
18. | Воротники. | 10 | 2 | 8 | |||
19. | Заочная экскурсии на производство и выставку трикотажных изделий. | 4 | 4 | - | |||
20. | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | 2 | 2 | - | |||
ИТОГО: | 144 | 37 | 107 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.
ТЕМА 2
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, приме няемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязано го полотна. Свойства трикотажного полотна.
Практическая работа. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены). Определение состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени.
ТЕМА 3
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ
Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основ ные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.
Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.
I уровень. Вязание образцов.
II уровень. Вязание игрушек.
ТЕМА 4
УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения прихватки.
Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для определения размера квадратной прихватки. Вязание и оформление прихватки.
ТЕМА 5
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значе ние цвета.
Практическая работа. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.
ТЕМА 6
ВЯЗАНИЕ УЗОРНОГО ПОЛОТНА
Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигран ника (многогранника). Анализ схемы салфетки.
Практическая работа. I уровень. Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов круга, квадрата, пятигранника.
II уровень. Вязание салфетки по схеме, оформление.
ТЕМА 7
ДЕКОРАТИВНАЯ КОРЗИНКА
Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания корзинки. Плотные и ажурные корзинки. Различные формы дна: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Анализ моделей. Зарисовка схем для выполнения корзинки. Понятия «раппорт», «петли симметрии». Правила вязания корзинки. Способы ВТО готовых изделий: накрахмаливание, пропитывание сахарным сиропом.
Практическая работа. Расчет количества петель, кратного раппорту обвязки.
I уровень. Вязание и оформление плотной корзинки.
II уровень. Вязание и оформление ажурной корзинки.
ТЕМА 8
СУВЕНИРЫ
Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, футляра для очков. Подбор крючка и ниток.
Практическая работа. Расчет петель для футляра. Вязание и оформление изделий.
ТЕМА 9
ИГРУШКА, КАРАНДАШНИЦА
Теоретические сведения. Анализ образцов игрушек и карандашниц. Выбор ниток. Правила вязания игрушек. Зарисовка схем вязания различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление эскизов. Последовательность выполнения игрушек.
Практическая работа. Вязание образца, расчёт петель. Вывязывание основы для карандашницы, деталей игрушки. Сборка и оформление изделий.
ТЕМА 10
ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО
Теоретические сведения. Основы композиции. Анализ образцов. Правила вывязывания элементов растительного орнамента. Зарисовка схем цветков, соцветий, листьев, плодов.
Практическая работа. Вывязывание элементов растительного орнамента. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Оформление панно. Конкурс на составление наиболее интересной схемы цветка.
ТЕМА 11
ШАРФИК
Теоретические сведения. Определение размера шарфика. Выбор узора с учётом имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель. Орнамент в изделии. Значение цве та в построении орнамента.
Практическая работа Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание шарфика и оформление его кисточками.
I уровень. Вязание шарфика для куклы.
II уровень. Вязание шарфика на себя.
ТЕМА 12
ШАПОЧКА
Теоретические сведения. Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполне ния узоров.
Практическая работа. Вязание образца и расчет петель. Упражнения по вязанию вытянутых петель «меха». Вывязывание и оформление шапочки.
I уровень. Вязание шапочки для куклы.
II уровень. Вязание шапочки на себя.
ТЕМА 13
ВАРЕЖКИ
Теоретические сведения. Способы вязания манжеты. Зарисовка схем выполнения узоров. Убавление петель.
Практическая работа. Вывязывание образца и расчет петель. Вывязывание варежек, вышивка их, отделка кисточками.
I уровень. Вязание варежек для куклы.
II уровень. Вязание варежек на себя.
ТЕМА 14
НОСКИ, ТАПОЧКИ
Теоретические сведения. Два способа вязания носков. Зарисовка схем выполнения узоров. Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вязание узоров для носков. Вывязывание и отделка изделий.
I уровень. Вязание изделий для куклы.
II уровень. Вязание изделий на себя.
ТЕМА 13
СУМКА
Теоретические сведения. Особенности вязания, сумки-кисета и сумок с донышком в форме прямоугольника, овала, круга. Сумки из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров.
Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вывязывание сумки, оформление ее, выполнение застежки. Вязание узоров и мотивов.
ТЕМА 16
КОСЫНКА ИЛИ ШАЛЬ ДЛЯ КУКЛЫ
Теоретические сведения. Вязание шали с угла и сверху из ниток одного и нескольких цветов. Вязание шали и косынки из отдельных мотивов и с вышивкой. Зарисовка схем выполнения узоров и мотивов.
Практическая работа. Выполнение образца и расчета петель.
Вязание косынки. Снятие узоров для косынки. Оформление изделий.
ТЕМА 17
КРУЖЕВА
Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа
выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев для отделки трикотажных изделий. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.
Практическая работа. Подготовка ткани для обвязывания. Вязание кружев по предложенной схеме. Составление собственных схем кружев.
ТЕМА 18
ВОРОТНИК
Теоретические сведения. Способы вязания воротников по выкройке в зависимости от узора. Зарисовка схем выполнения воротника. Запись выполнения воротника.
Практическая работа. Выполнение образцов для вязания воротников.
Вывязывание воротника.
ТЕМА 19
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИИ НА ПРОИЗВОДСТВО И ВЫСТАВКУ ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Заочная экскурсия на производство и выставку трикотажных изделий.
Посещение промышленных трикотажных предприятий и выставок трикотажных изделий.
ТЕМА 20
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Организация выставки лучших работ уча щихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.
- Наличие инструментов:
- вязальные крючки различной толщины;
- ножницы;
- швейные иглы;
- булавки;
- кисточки;
- сантиметровая лента;
- электрический утюг;
- гладильная доска.
- Наличие материалов:
- пряжа и нитки разной толщины и цветов;
- фурнитура;
- калька;
- миллиметровая бумага;
- акварельные краски;
- Специальная литература.
- Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
- таблица «Основные приёмы вязания»;
- схемы изделий;
- коллекции ниток;
- образцы вязания;
- изделия;
- инструкционные карты;
- дидактические карточки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 1997. №7.
3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.
4. Журнал «Школа и производство».
5. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
6. Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.
7. Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.
8. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.
9. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
10. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.
11. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.
12. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.
13. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».
14. Ильина Г.С. Вязание. Альбом. – М., 1983.
15. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.
16. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.
17. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.
18. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.
19. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.
20. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа: «Золотые руки» для детей 8 – 12 лет
Образовательная программа Творческого объединения «Золотые руки», Рукоделие, творчество, художественно- эстетической направленности, составлена с учётом современных требований и интересо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Своими руками. Декупаж"
Данная программа позволяет ребёнку попробовать технологии изготовления предметов в технике декупаж, отработанные веками мастерами.Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую де...
Конспект занятия к программе "Умелые руки" блок "Пластилинография". Тема : "Кленовые листья"
Конспект содержит цель, задачи, описание используемых технологий и краткое описание этапов выполнения работы, а также вариант пальчиковой гимнастики и физкультминутку....
Конспект занятия к программе "Умелые руки" блок "Пластилинография". Тема : "Цветы на окне" 2-я композиция. КТД
Конспект содержит цель, задачи, описание используемых технологий и краткое описание этапов выполнения работы, а также вариант пальчиковой гимнастики и физкультминутку....
Конспект занятия по программе "Умелые руки" блок "Пластилинография" КТД
Конспект содержит цель, задачи, перечень необходимых для работы материалов, ход занятия с описанием внедрения заявленных технологий....
Программа «Наши руки не для скуки» (Развитие мелкой моторики рук)
Цель программы:Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии....
Авторская логопедическая программа "Готовим руку к письму".
Программа адресована ученикам 1 класса, проходящим адаптационный период. Будет полезна как самостоятельный курс по развитию графо - моторных навыков, можетвходить в состав комплексных занятий для дете...