Необходимость изучения черчения в школе
статья по технологии

Охапкина Алла Валериевна

Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные быстро адаптироваться в новых динамичных социально-экономических условиях. Работодатели все чаще заинтересованы не столько в квалификации сотрудников, сколько в их компетентности, способности работать в группе, инициативности, умении успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Одним из важнейших условий успешного освоения, быстрого внедрения и рационального использования новой техники является умение специалистов выполнять и читать чертежи, эскизы, схемы и другую техническую документацию.

Поскольку графический язык общепризнан международным языком общения, изучение предмета «Черчение» является необходимым. Это требует рассматривать графическое образование как необходимую составляющую содержания общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_neobhodimost_izucheniya_chercheniya_v_shkole.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость изучения черчения в школе

Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные быстро адаптироваться в новых динамичных социально-экономических условиях. Работодатели все чаще заинтересованы не столько в квалификации сотрудников, сколько в их компетентности, способности работать в группе, инициативности, умении успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Одним из важнейших условий успешного освоения, быстрого внедрения и рационального использования новой техники является умение специалистов выполнять и читать чертежи, эскизы, схемы и другую техническую документацию.

Черчение – это техническая дисциплина, основным предметом изучения которой является графическая грамотность, т.е. умение читать и выполнять чертежи

Что же лежит в основе успешного овладения техническими знаниями?

Всем известно, что головной мозг человека представляет собой основной регулятор всех функций, происходящих в живом организме. Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть центральной нервной системы. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует при выполнении только некоторых функций. Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов. Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Продуктом работы левого полушария являются логический и аналитический подходы, которые необходимы для решения математических проблем. Числа и символы тоже распознаются левым полушарием. Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Оно отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С его помощью мы можем сочинять различные истории. Оно отвечает за способности к изобразительному искусству, эмоции, метафоры. Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление. Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее. Огромное значение приобретает пространственное мышление. Этот вид умственной деятельности отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения практических и теоретических задач. Отличительной особенностью пространственного мышления является то, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.

Пространственное мышление - это фундамент, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности. Особенно это стало актуальным сейчас, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Деятельность представления - это основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т. е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно.

Начинать развивать пространственное мышление и воображение в 18-20 лет (поступление в высшие учебные заведения) безнадежно поздно. В этом возрасте с трудом дается то, с чем 12-летние справляются мгновенно.

Именно черчение, как вид деятельности, способствует развитию пространственного мышления школьников. Во время процесса черчения, разработки и чтения чертежей активно работают, а, следовательно, и развиваются, оба полушария головного мозга. Так как во время выполнения графических работ, мозг не только формирует представления о пространстве и ориентируется в нем, но и анализирует, распознает знаки и символы, поэтапно «считывает» информацию о деталях чертежа.

Современные школьники должны уметь совмещать естественные, технические и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Они должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести в развитие общества. Поэтому черчение изучается не только в школе, но и в профессионально-технических лицеях, колледжах, высших технических учебных заведениях. Юноши, которые выбирают профессию с техническим уклоном (электрик, слесарь, автомеханик, строитель, архитектор, геодезист и т.д.), должны понимать, что черчение является для них одним из ведущих предметов. Для девушек, которые собираются поступать на отделение дизайна (интерьера, одежды, т.д.), также черчение является неотъемлемой частью изучения выбранной профессии.

Учитывая то, что большинство учащихся поступает в среднетехнические учебные заведения, надо понимать, что черчение является одной из главных дисциплин. Знания и умения, полученные на уроках черчения в школе, помогают и облегчают обучение в этих учебных заведениях при изучении начертательной геометрии, инженерной графики, аналитической геометрии и математического моделирования, проективной геометрии.

Перечислять сферы применения графической грамотности можно и дальше. Но это технические специальности. А как же медицина? Уж там-то точно это не пригодится. Но это заблуждение! В медицине, как и в любой другой сфере деятельности, развивать пространственное мышление и уметь правильно определять расположение предметов в трехмерном пространстве и переводить полученную информацию на плоскость также необходимо. Не говоря уже о том, что медицинская техника становится все сложнее и сложнее, и без графической грамотности и технических знаний в современном мире не обойтись ни одному врачу.

Кроме того, черчение дисциплинирует, воспитывает аккуратность, точность выполняемых действий, помогает лучше разбираться в геометрии, географии, физике, технологии, информатике.

Не стоит забывать о том, что чертежи, рисунки – всё это международный язык общения. В чертежах иностранных инженеров можно разобраться, не зная языков. Для этого достаточно знать только один язык – графический - язык линий, знаков, символов, чисел.

Поскольку графический язык общепризнан международным языком общения, изучение предмета «Черчение» является необходимым. Это требует рассматривать графическое образование как необходимую составляющую содержания общего образования. Создание интегрированных курсов, организация кружков, при умелом использовании межпредметных связей, делает преподавание этого предмета не как самоцель, а как средство для познавательной и созидательной деятельности, освоив которую ученик поднимется на еще одну ступень творения своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему "Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы"

Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагогов в образовательном пространстве школы. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных ком...

Необходимость изучения английских пословиц на уроках английского языка в рамках введения ФГОС.

Статья рассказывает об актуальности изучения пословиц на уроках английского языка в рамках современной школы,расписаны зтапы урока в ходе которых может проводиться работа с данными устойчивыми выражен...

Значимость черчения в школе!

Нужны ли уроки черчения в школе?!...

ЧЕРЧЕНИЕ В ШКОЛЕ – это будущее технических кадров.

О необходимости предмета черчения в школе....

Необходимость изучения английских пословиц на уроках английского языка в рамках введения ФГОС

В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок...

Статья "Необходимость изучения страноведения в современном обществе"

Почему сегодня необходимо изучать страноведение?Как приготовить преподавателю урок по страноведению?...

Необходимость изучения 3D моделирования в учебном процессе на уроках технологии

3D все глубже проникает в нашу жизнь и такими фильмами уже никого не удивишь. Таким образом 3D-технологии должны появляться и в школах....