Конспект урока технологии для девочек "Сервировка стола к завтраку" (5 класс)
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Зебрева Наталья Александровна

Методическая разработка урока технологии «Сервировка стола к завтраку» предназначена для девочек 5 класса. Урок позволит ознакомить учащихся с историей столовых приборов, правилами сервировки стола к завтраку и культурой поведения за столом.

Во время практической работы и мастер-класса девочки научатся правильно сервировать стол к завтраку и красиво складывать салфетки для сервировки. Проведение урока сопровождается показом презентации «Сервировка стола».   В процессе урока используются  различные формы организации познавательной деятельности учеников: фронтальные, групповые, индивидуальные.  Прослеживаются межпредметные связи с историей, изобразительным искусством, музыкой и другими предметами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сервировка стола к завтраку»

Возрастная категория: 5 класс

Цель урока:

создание условий для ознакомления учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и культуре поведения за столом

Задачи:

Образовательные: ознакомить учащихся с историй столовых приборов, правилами сервировки стола к завтраку и культурой поведения за столом.

Развивающие:  способствовать развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности; сформировать навыки по сервировке стола;

Воспитательные: создать условия для воспитания мотивации обучения; умение работать в группе и парах; воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.

Оборудование: набор посуды, набор приборов для сервировки стола к завтраку, скатерть и набор тканевых салфеток,  бумажные салфетки, низкая и высокая вазы с цветами; учебник «Технология» 5 класс Н.В.Синица, В.Д.Симоненко (Москва, изд.центр «Вентана-Граф» 2015),  тетрадь

Технические средства обучения:

- проектор;

- ноутбук;

- экран

ЦОР: презентация «Сервировка стола к завтраку».

Тип урока: комбинированный урок

Методы: беседа, рассказ, опрос, инструктаж, практическая работа, демонстрация слайдов.

Формы работы: фронтальная, в парах.

Межпредметные связи: история, ИЗО, информатика, музыка

Данный урок  обеспечивает достижение учащимися следующих результатов: 

1. Личностные – освоение учащимися совокупности знаний по теории и практике; развитие готовности к самостоятельным действиям; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; развитие творческих способностей.

2. Метапредметные – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности; освоение  начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценки; развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

3. Предметные – знания об истории предметов сервировки стола, последовательности и схеме сервировки, культуре поведения за столом; умения сервировать стол к завтраку, красиво складывать текстильные салфетки, применять полученные знания на практике.

Ход урока:

1. Оргмомент  

Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Я рада вас приветствовать на уроке технологии.

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, и самое главное – трудолюбивыми.
        Итак, ребята, вы готовы к уроку?

2. Проверка д/з  

На прошлом уроке мы изучили тему: «Технология приготовления блюд из яиц». Ваше домашнее задание заключалось в приготовлении блюд из яиц по выбору и создания презентации по схеме с фотографиями.

Показ презентаций детьми

3. Введение в тему  

Слайд 3.Ребята, вы научились готовить блюда из яиц: 2 вида омлета, яичницу-глазунью и яйца-сюрприз.  Их  можно подавать к завтраку.

А какие ещё блюда можно приготовить  на завтрак? (кашу, бутерброды, запеканки и др.)

Какие горячие напитки можно подать? (какао, чай, кофе)

Вы уже можете самостоятельно приготовить несколько блюд и горячих напитков для завтрака, но этого не достаточно.  Представьте себе, что к вам приедут очень важные гости и вам придётся их покормить завтраком.

Что, по-вашему, нам нужно еще знать, чтобы гости  с удовольствием и аппетитом позавтракали? Как вы думаете?  (накрыть стол)

Как это называется по-другому? (сервировка)

Слайд 4.  Совершенно верно! Я приглашаю вас на урок хороших манер, который называется «Сервировка стола к завтраку» или «Столик, накройся!»

Откроем  тетради и запишем тему урока «Сервировка стола к завтраку»

Попробуем определить цель нашего занятия. (ответы детей – сервировать стол)

Учитель выясняет границы знания и незнания: вы знаете, куда поставить закусочную тарелку, куда бокал –справа, слева или по диагонали от закусочной тарелки? С какой стороны положить вилку, ложку или нож? Положить их вместе, а может раздельно? Как правильно сложить салфетку и куда её положить на столе?  Как определить по столовым приборам, наелись ли гости или ждут еды ещё, куда положить использованную бумажную салфетку, и знаете ли вы что-нибудь из истории столовых приборов, посуды и салфеток?

Поэтому сегодня на уроке мы узнаем некоторые сведения из истории предметов сервировки стола, постараемся научиться правильно сервировать стол к завтраку,  красиво складывать салфетки и правильно вести себя за столом.

Это будут наши задачи.

Работать мы будем по следующему плану

(показ плана)

Мы узнаем

1.Предметы сервировки стола  и  их история.

2.Последовательность сервировки стола

3.Схема сервировки стола к завтраку

Мы выполним:

4.Практическая работа  «Сервировка стола к завтраку»

Мы узнаем:

5.Правила поведения за столом.

План  будет висеть на доске,  и мы будем знать, что нам предстоит на следующем этапе .

4. Изучение темы

Работа с учебником (Пока дети будут писать,  вывесить план на доску)

А пока откроем учебник (с.72) прочитаем и запишем определение слову «сервировка» (Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приёма пищи)

Слайд 5.

Великий русский ученый-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности,  первый русский нобелевский лауреат И.П.Павлов говорил, что «нормальная еда – это еда с аппетитом, еда с удовольствием».

Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.

Решение кроссворда

- А какие же предметы нам необходимы для того, чтобы накрыть стол к завтраку?

Слайд  6.

Для ответа на этот вопрос воспользуемся кроссвордом.

Кроссворд

1.п

о

5с.

у

д

а

к

а

2.ц

в

е

т

ы

е

3.п

р

и

б

о

р

4.с

а

л

ф

е

т

к

а

ь

По горизонтали:

  1. Для того чтобы подавать еду на стол есть ряд предметов, которыми обычно пользуются. Все они изготовлены из фарфора, стекла, металла и других материалов. (посуда) - щелчок

Основная посуда – тарелка

Слайд  7.

Чтение учеником со слайда (Впервые тарелка появилась в 12-13 в.в. в Европе (до этого вместо тарелок использовали большие куски хлеба).

Затем роль тарелок выполняли миски. Делали миски из глины, дерева, а позднее из металла.  Глубокая тарелка стала индивидуальной в 17 веке (до этого несколько человек использовали одну общую тарелку)

Слайд  8.

  1. Они, несомненно, украсят любой стол, могут быть живые и искусственные, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (цветы)-щелчок

Слайд  9. Чтение учеником со слайда (Стол выглядит нарядно, когда он украшен цветами. Но композиция не должна заслонять собой блюда и мешать сидящим за столом, поэтому цветы нужно ставить в низких вазах небольшими букетами. Вазу можно заменить салатницей, кружкой или просто положить цветы на скатерть гирляндой. Не следует ставить на стол цветы с сильным запахом)

Слайд  10.

3 . Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (прибор) - щелчок

Слайд  11. Чтение учеником со слайда (НОЖ стал столовым прибором в 15 веке. Нож был остроконечным- нередко им ковыряли в зубах. По распоряжению кардинала Ришелье концы ножа стали закруглять, дабы их не пускали в ход во время обеденных ссор.

СЕРЕБРЯНАЯ ЛОЖКА на Руси впервые появилась на столе князя Владимира в Киеве в 10 веке. В дореволюционной России деревянная ложка была главным атрибутом деревенского стола и являлась предметом народного промысла.

Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога.

ВИЛКА появилась в 11 веке и имела двузубый вид, которой брали большие куски мяса. Современной вилкой человек пользуется сравнительно недавно: 700-800 лет. Долгое время вилка считалась прихотью богатых людей.

Слайд 12

Учитель По тому,  как гости положили приборы на тарелку, можно узнать, они ждут следующее блюдо, просто прервали трапезу или уже её окончили, понравилось им блюдо или нет

Слайд  13.

4. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или слева от нее. Бумажные ставят в специальную подставку. (салфетка) - щелчок

Слайд  14.  Чтение учеником со слайда (Древние египтяне в качестве салфеток  использовали листья фигового дерева.

В Греции салфетки делали из алебастра, для того, чтобы их было легко чистить, их не мыли, кидали в огонь.

На востоке роль салфеток выполнял тонкий лаваш.

В Японии и Китае - листочки рисовой бумаги. Они её разминали, использовали и выбрасывали.

В Россию салфетки попали во времена Петра I, до этого руки вытирали о край скатерти. В русских деревнях искусство украшения и вышивки льняных салфеток передавалось из поколения в поколение .

Учитель В наше время распространены салфетки бумажные и текстильные (тканевые). Полностью развёрнутую текстильную салфетку кладут на колени. Руки и рот вытирают бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку кладут на стол, справа от тарелки, а бумажные салфетки в  тарелку)

Слайд  15.  По вертикали:

5.Она основа всей композиции стола. Посуда, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен и хлопчатобумажные ткани.

               Слайд  16.  (скатерть)

 Слайд  17.  Чтение учеником со слайда (Первое упоминание о скатерти на русском столе мы находим в «Смоленской грамоте», датированной 1150 годом. А в 16 веке скатерть была довольно распространена в домах русской знати. 

Учитель Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями так, чтобы средняя заглаженная складка шла вдоль стола. Края скатерти свисают на 25 – 30 см по сторонам. Если сервируется торжественный праздничный стол, то скатерть лучше взять белую накрахмаленную; для менее торжественных событий можно взять цветную, сочетающуюся с интерьером комнаты, цветом стен, штор и посудой, причем белая посуда подходит и для белой, и для цветной скатерти, а цветная хороша на белой скатерти.

Под скатерть кладут мягкую ткань, чтобы уменьшить стук посуды.  Также для этого можно подложить большие тканевые салфетки под закусочную тарелку и приборы каждому обедающему.

Итак, для того, чтобы накрыть стол, нам необходимы: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

Слайд  18.  Работа в паре

А в какой   очерёдности нужно разложить эти предметы,  мы узнаем, поработав в парах.

Слайд  19.  Последовательность сервировки стола

  1. Застелить стол скатертью
  2. Сервировать стол посудой общего пользования
  3. Сервировать стол посудой индивидуального пользования
  4. Сервировать стол столовыми приборами
  5. Сервировать стол салфетками.
  6. Поставить вазу с цветами. 

Слайд  20.  Физкультминутка 

Мы сегодня работаем с компьютером, поэтому я предлагаю сделать зарядку для глаз вместе с Машей и Витей.

1. Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

(пока дети делают,  повесить последовательность серв.стола на доску)

Фронтальный опрос  

Слайд  21.  Что же по плану мы должны узнать далее? (схему сервировки)

Как правильно расставить посуду и приборы, увидим на схеме в учебнике с.73 (рис.38) или на слайде.  Я читаю текст, а вы, глядя на схему, помогаете мне.

Посуду расставляют из расчёта на одного человека: закусочную тарелку строго напротив стула  в 2 см от края стола.  По диагонали справа  - блюдце с чашкой, ручка которой обращена вправо.  Чайную ложку кладут около блюдца справа.  

Столовые приборы:  справа от  тарелки – нож лезвием к тарелке, слева вилка зубцами вверх.    Если предполагается, что блюдо нужно есть ложкой, тогда  столовую ложку кладут справа выпуклой стороной вниз.  Обратите внимание, если для завтрака нужна лишь вилка,  её кладут  справа. Сваренное яйцо подают в пашотнице - посуде для подачи яйца и ставят от закусочной тарелки справа.  Салфетки из ткани красиво складывают и кладут каждому на тарелку или слева от неё.  

Предположите, куда можно поставить тарелку с хлебом, маслёнку, сахарницу с чайной ложкой, подставку с бумажными салфетками для вытирания грязных рук, соусник, молочник, т.е. предметы для общего пользования? (в центр стола)

Зарисуем схему в тетради.  

Слайд  22.  

5. Практическая работа

Итак, используя представленные вам предметы, под музыку Антонио Вивальди «Времена года» концерт №4 «Зима»,  сервируйте стол.

Меню завтрака: пшённая жидкая каша с изюмом курагой; бутерброды с яйцом, чай с лимоном.

Инструктаж  Обратите внимание, что с посудой и столовыми приборами обращаться нужно аккуратно. Посуда – бьётся, а упавшие на пол столовые приборы и салфетки нужно обязательно заменять на чистые. Всю работу по сервировке стола нужно делать в фартуках и косынках.

(дети одевают одежду и  сервируют стол)

Мастер-класс Что бы стол выглядел более привлекательно, и принимающие еду не испачкали одежду, на каждую закусочную тарелку или слева от неё нужно положить красиво сложенную салфетку.  Как это сделать, мастер-класс покажет Туровская Галина.

Рассказ учащейся: существует много способов складывания салфеток:

рыбка, артишок, лилия, шлейф, джонка, эверест, зайчик и др..  (показ)

Больше всего мне понравился способ «Шлейф», и я научу вас складывать салфетки таким образом.

1. Исходная форма салфетка сложена по диагонали.

2. Совместите левый и правый углы треугольника с его вершиной.

3. Сложите фигуру относительно горизонтальной оси пополам.

4. Правый угол соедините с левым сзади салфетки и заложите один в другой.

5. Фигуру поверните. Смотрящие вверх острые углы оттяните соответственно вправо и влево. Поставьте салфетку вертикально.

Игра «Этикет за столом» («да» или «нет»)

Сервировка стола – это один из элементов этикета. К этикету также относятся правила поведения за столом. Важно не только правильно накрыть стол, но и уметь вести себя должным образом.  

Сейчас я буду задавать вопросы,  а вы будете на них отвечать «да» или «нет».

1. Не разговаривай с полным ртом. («Да»)

2. Не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно. («Да»)

3. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. («Да»)

4. Ешь с ножа. («Нет»)

5. Пользуясь ножом, держи его в левой руке, а вилку - в правой. («Нет»)

6. Из общего блюда выбирай  лучший кусочек. («Нет»)

7. Если тебе нужно что-нибудь достать, вежливо попроси передать. («Да»)

8. Размешав сахар в чашке, положи ложку рядом на скатерть. («Нет»)

9. Окончив еду, оближи ложку, чтобы она была чистой. («Нет»)

10. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо. («Да»)

Слайд 23-26

6.Проверка знаний: Тест «Сервировка стола» (устно)

1.Стол к праздничному обеду накрывают:

А)белой скатертью   б)цветной клеёнкой   в)цветной скатертью

2.Стол украшают

А)невысокими букетами в низких вазах

Б)цветами с длинными стеблями в высоких вазах

В)цветами с сильным ароматом

3.Красиво сложенные тарелки чаще всего кладут

А)справа от тарелки  Б)слева от тарелки    в)на закусочную тарелку

4.При сервировки стола вилку кладут

А)справа от закусочной тарелки зубцами вверх  б)слева от закусочной тарелки зубцами вверх  в)справа от закусочной зубцами вниз

5.При сервировки стола ложку кладут

А)справа от закусочной тарелки выпуклой стороной вниз

Б)в тарелку   в)слева от закусочной тарелки выпуклой стороной вверх

6.При сервировке стола нож кладут

А)справа лезвием к закусочной тарелке

Б)слева лезвием  от тарелки

В)справа лезвием от тарелки

7.Столовые приборы – это

А)бокалы, фужеры  б)чашки, блюдца    в)ложки, вилки, ножи

8.К посуде общего пользования относятся

А)бокалы, фужеры  б)чашки, блюдца    В)молочник, соусник

9.Суп к обеду на стол нужно подавать

А)в эмалированной кастрюле   б)супнице  в)глубоких тарелках

10.Для украшения праздничного стола можно использовать

А)гирлянды из цветов  б)вазы с фруктами   в)коробки с конфетами

11.Скатерть со стола должна свисать

А)на 20-25 см.  б)на 25-30 см   в)30-35 см

12.В начале сервировки расставляют

А)стеклянную посуду  б)столовые приборы   в)тарелки

7.Итог урока 

Итак, ребята, урок подошёл к концу. И мне хотелось бы вас спросить, зачем нужна сервировка стола? (для красоты, создания аппетита и удобства)

Достигли  мы цели, которую ставили перед собой, научились сервировать стол к завтраку?

Что мы для этого делали? План  пригодился?

 А пригодятся ли знания и умения, которые вы получили сегодня на уроке в жизни?

Это нужно знать и уметь каждой  хозяйке! Мы разрешили проблему, которая была задана в начале урока.

Домашний уют строится на минимальном количестве вещей. Если все это делается с душой и большой любовью, то все окружающие становятся чуточку счастливее.  Постарайтесь преподнести всем членам своей семьи сюрприз – прекрасный стол, который будет украшен правильным расположением столовых приборов. В первый раз это вызовет удивление, но постепенно все члены вашей семьи начнут все чаще собираться за столом, чтобы провести как можно больше времени вместе.

8.Выставление оценок

Спасибо за работу на уроке. Вы хорошо поработали, и я попрошу поставить друг другу оценки.

Настроение не испортилось?  Не зря мы начали урок с улыбки!

Слайд 27

9.Д/з Учебник Н.В. Синица, В.Д. Симоненко  «Технология. Технологии ведения дома: 5 класс

М.: Вентана-Граф, 2015.с.71-76 чит; сервировать стол к завтраку в выходной день; научиться складывать салфетки разными способами  

        

Используемые материалы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме " Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета""

Урок технологии в 5 классе.Раздел: Кулинария.Урок изучения нового материала с  использованием презентации. На данном уроке учащиеся знакомятся с правилами сервировки стола к завтраку, и фор...

Конспект урока «Технология изготовления подставки под горячее» 5 класс

Тема урока: «Технология изготовления подставки под горячее» Цель урока: Создание условий для развития учебно-познавательной компетентности учащихся в основах проектирования.Задачи урока: Заинтере...

План-конспект урока на тему " Сервировка стола к завтраку"

Урок включает в себя такие основные моменты ,как : история сервировки стола, определение "сервировка стола", правила поведения за столом, практическая работа на уроке. Урок содержит приложение по дома...

Конспект урока технологии "Сервировка стола к завтраку" 5 класс

Конспект урока технолгии "Сервировка стоа к завтраку" 5 класс...

Анализ урока по технологии 5класс "Сервировка стола к завтраку"

Организовать деятельность учащихся по приобретению знаний и умений сервировки стола к завтраку....

Конспект урока технологии в неделимом классе "Меню для праздничного стола. Масленица" 7 класс

Конспект урока технологии в неделимом классе "Меню для праздничного стола. Масленица" 7 класс...

Интегрированный урок технологии и английского языка в 5 классе Тема урока: «Сервировка стола к завтраку. Правила этикета»

Цели урока:Образовательные: обобщение знаний обучающихся по приготовлению блюд для завтрака; организация деятельности обучающихся по приобретению умений сервировать стол; расширение активного словаря ...