Исследовательская работа "Тема судьбы в повести А.С. Пушкина «Выстрел»
творческая работа учащихся по литературе (6 класс)

Волкова Антонина Фёдоровна

Цель: показать, как Пушкин раскрывает тему судьбы в повести

Задачи: проанализировать мотивы поступков главных героев повести, выявить особенности сюжета и композиции, сравнить характеры главных героев, раскрыть идею произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа.31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Новодворский Дмитрий, Попова Алина, Саркисян Артём, Спирина Анастасия

Тема судьбы в повести А.С. Пушкина «Выстрел»

Цель: показать, как Пушкин раскрывает тему судьбы в повести

Задачи: проанализировать мотивы поступков главных героев повести, выявить особенности сюжета и композиции, сравнить характеры главных героев, раскрыть идею произведения.

Гипотеза: автор утверждает, что человек своими поступками создаёт свою судьбу.

Методы работы: анализ эпизодов произведения с целью найти ответы на поставленные вопросы в самом тексте произведения, сравнительная характеристика главных героев, работа над композицией повести.

Осень 1830 года. А. С. Пушкин провёл в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь.

Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне»,- говорил он.

А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдино три месяца. Именно тогда и были написан знаменитый цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», который объединяет в себе пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Эти повести связывает сквозная тема - тема судьбы. А.С. Пушкин придавал этой теме особое значение. Эта тема продолжает звучать в повести «Выстрел». Авторство повестей было приписано вымышленному лицу- Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности. Иван Петрович Белкин от «недостатка воображения» записывал услышанные истории. «Выстрел» он услышал от подполковника, таким образом А. С. Пушкин хочет довести до читателей очень простую мысль: всё это было в жизни, всё достоверно. Но ситуации, в которые попали герои, книжные.

Мы попробуем проанализировать поступки героев, к чему они приводят, рассмотрим способы раскрытия характеров героев. В повести «Выстрел» А. С. Пушкин показывает, как по-разному можно прожить жизнь, от чего это зависит.

Композиционно повесть можно разделить на четыре части:

1.Рассказ о загадочном Сильвио.

2.Рассказ Сильвио о незаконченной дуэли.

3. Жизнь рассказчика в отставке. Знакомство с графом.

4. Граф рассказывает о продолжении дуэли.

События переданы в хронологическом порядке? Нет. Зачем понадобилось автору изменить порядок повествования? В этом интрига, загадка.

Проанализируем характеры героев, сравним их.

Сначала о Сильвио:

Ему было около тридцати пяти лет… обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык … какая-то таинственность окружала его судьбу… шампанское лилось … рекою … главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета. Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные… Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью … и если б он вызвался пулей сбить грушу с фуражки кого б то ни было, никто б в нашем полку не усомнился подставить ему своей головы.

На первый взгляд, мужественный интересный загадочный человек.

Как произошло первое знакомство с графом, ради мести которому Сильвио перевернул всю свою жизнь?

..офицер, недавно к нам переведённый … играя тут же, в рассеянности загнул лишний угол. Сильвио взял мел и уравнял счёт по своему обыкновению. Офицер, думая, что он ошибся, пустился в объяснения. Сильвио молча продолжал метать. Офицер, потеряв терпение, взял щётку и стёр то, что казалось ему напрасно записанным. Сильвио взял мел и записал снова. Офицер, разгорячённый вином, игрою и смехом товарищей, почёл себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, который едва успел отклониться от удара. (таков Сильвио, он думает только о себе, объясняться перед кем-либо он не хочет)

Проанализируем фрагменты текста. Каким видит читатель молодого графа, которому Сильвио так будет стремиться отомстить?

… молодость, ум, красота, весёлость … храбрость … громкое имя, деньги, которым не знал он счёта и которые никогда у него не переводились… (Сильвио вспоминает: «Первенство моё поколебалось. Обольщённый моею славою, он стал было искать моего дружества; но я принял его холодно, и он безо всякого сожаления от меня удалился. Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. Я стал искать с ним ссоры; на эпиграммы мои отвечал он эпиграммами, которые всегда казались мне неожиданнее и острее моих и которые, конечно, не в пример были веселее: он шутил, а я злобствовал. Наконец однажды на бале …я сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость. Он вспыхнул и дал мне пощёчину. Мы бросились к саблям; дамы попадали в обморок; нас растащили, и в ту же ночь поехали мы драться»

 Мы видим, что граф добродушен и интересен, сомодостаточен, а Сильвио зол и завистлив, не терпит тех, кто удачливее его, он мстителен.

Обратим внимание на следующие фрагменты: «С тех пор не прошло ни одного дня, чтобы я не думал о мщении. Ныне час мой настал…» Это слова Сильвио.

Проанализируем следующий фрагмент (Сильвио рад, что настал момент для мщения)

– Вы догадываетесь, – сказал Сильвио, – кто эта известная особа. Еду в Москву. Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал её за черешнями!

«При сих словах Сильвио встал, бросил об пол свою фуражку и стал ходить взад и вперёд по комнате, как тигр по своей клетке» Автор сравнивает героя с тигром в клетке, наконец впереди замаячила добыча. (это уже в конце повести). И в начале повести, и в конце Сильвио одинаково высокомерен и самолюбив, он жаждет мести.

Сравним мстителя с графом. Рассказчик встретился с графом в тихом местечке.

«…мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою. Граф приблизился ко мне с видом открытым и дружелюбным… Разговор его, свободный и любезный, вскоре рассеял мою одичалую застенчивость; я уже начинал входить в обыкновенное мое положение, как вдруг вошла графиня… она была красавица. … Они, чтобы дать мне время оправиться и привыкнуть к новому знакомству, стали говорить между собою, обходясь со мною как с добрым соседом и без церемонии …»

Читатель видит замечательных тактичных людей, уважающих других, они живут не ради мщения, они счастливы.

Сравним героев в вначале  и в конце повести:

В начале сюжетной линии

В финале повести

Сильвио

Служил в гусарском полку, привык быть первым

Погиб в Греции

Граф

Служил в гусарском полку, умён, красив, весел, храбр, не стремится к первенству

Спокойная, счастливая жизнь в семейном кругу

Что сразу бросается в глаза?  На начало повествования жизнь героев схожа, а финал получается разный, почему? Потому что в процессе жизни герои совершают разные поступки, в совершении поступков они руководствуются разными мотивами. Мы проследили по тексту, какими мотивами руководствовались наши герои.

Чтобы подчеркнуть особенности характеров героев, мы проанализировали эпизоды произведения:

Мы проанализировали текст и выписали ключевые  слова, характеризующие поступки, чувства после незавершённой дуэли.

Сильвио

Граф

Угрюмость, крутой нрав, злой язык

Загадка, почему он ушёл в отставку

Жил бедно и расточительно

Упражнялся в стрельбе, был искусен

Никогда не участвовал в разговорах о дуэли

Не стал вызывать оскорбившего его офицера на дуэль

Мотив: месть, одиночество

Женился, счастлив в браке

Принимает гостей с видом открытым и дружелюбным

Разговор его свободный и любезный

Обходились как с добрым соседом

Совестно вспоминать дуэль

Чувствует вину перед Сильвио

Принимает месть Сильвио как наказание за грехи молодости

Боится за жену, чувствует перед ней ответственность

Мотив: счастлив, есть, что терять

- Кому мстит Сильвио и почему? (Им движет зависть к более удачливому человеку, который никакой обиды ему не причинил).

- На что же он растратил свою жизнь? (На ожидание мести, вынашивание плана мести. Логично, что в конце повести герой погибает. Он потерял смысл жизни, ему незачем жить.)

Какова же идея повести?

Зависть, злоба, безотчётное стремление быть первым, одержимость идеей мести ведёт к саморазрушению личности и ,как следствие, к одиночеству. У Сильвио нет будущего. Своими поступками он разрушил свою жизнь.

Любовь, забота о близких, доброе отношение к другим воскрешает личность. Жизнь графа, его поведение резко изменились после женитьбы, ему теперь есть что терять, поэтому свои поступки он теперь соотносит с желаниями любимых людей, с последствиями для любимых людей, у него счастливое будущее.

Таким образом, чему учит нас А.С. Пушкин? (Мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким людям).

В процессе работы над текстом произведения мы увидели. Что судьба человека зависит от его самого. Очень важно, чем живёт человек, что ему нравится, к чему он стремится.

В таблице соотнесены поступки героев, их образ жизни и закономерный финал.

Сильвио

Зависть, злоба,

стремление быть первым Одержимость идеей мести

Одиночество

Саморазрушение личности

Нет будущего

Граф

Любовь

Забота о близких Доброе отношение к другим

Воскрешение личности

Счастливое будущее

Повесть А.С. Пушкина пробуждает у читателя добрые чувства.

Прочитав повесть, мы понимаем, что нельзя только уповать на судьбу, человек своими поступками создаёт свою судьбу.

Используемая литература:

1. Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова «Литература»  6 класс . Часть 2. М. Издательский центр «Вентана- Граф». 2015 г. Стр. 38-50.

2. AlexanderPushkin.ru boldino.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - ситуация по повести А.С.Пушкина "Выстрел".

Урок - ситуация по произведению А.С.Пушкина "Выстрел" снова осмысляется в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности), разработанной профессором К.Я.Вазиной и ее авторской школой. В ...

«Эгоизм ради эгоизм» Урок по повести А.С.Пушкин «Выстрел».

Данная разработка направлена на глубокое проникновение в ткань произведения. Групповая работа позволит учащимся глубоко и полно понять основные проблемы повести. Урок способствует развитию самоанализа...

Урок по литературе 6 класс "Роль дуэли в сюжете повестей А.С. Пушкина. «Выстрел»"

Расширить представление о дуэли, обучение анализу художественного произведения...

Повесть А.С.Пушкина «Выстрел». Сюжет и композиция.

Технологическая карта к уроку литературы. Внеклассное чтение. "Сюжет и композиция повести А.С. Пушкина "Выстрел"...

Три правды о Сильвио (урок литературы по повести А. С.Пушкина «Выстрел»)

Целевые установки для учащихся:- определить своё отношение к произведению;- выявить нравственные ценности повести, авторскую позицию писателя;- разобраться в специфических способах передачи мысли авто...

Технологическая карта урока по теме "Две судьбы" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")

 Общеизвестно, что от гармонии внутри человека зависит и гармония в его взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.   Ситуация, в которой человек сталкивается с нравств...