Современный урок технологии в контексте требований ФГОС
методическая разработка по технологии (6 класс)

Чернова Марина Валерьевна

Современный урок технологии в контексте требований ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чернова М.В., учитель

ГБОУ лицей № 373 Московского района

Санкт – Петербурга

Современный урок технологии в контексте требований ФГОС

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В условиях обновления российского образования школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Первым шагом реализации образовательной политики стало введение федеральных государственных образовательных стандартов.

Стандарт второго  поколения меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но  и на метапредметные и личностные результаты.

ФГОС ставит перед учителем задачу формирования и внедрения системно - деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Системно - деятельностный подход так же позволяет обучающимся развивать способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

Урок это логически законченный ,целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Для осуществления обучения в соответствии с ФГОС педагогу необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.  

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения  осознает.

На смену конспекта урока пришла технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС и имеющая определённую структуру,

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Включение обучающихся в деятельность является ключевым моментом в организации обучения в рамках деятельностного подхода, следовательно, основной задачей учителя становится создание условий, провоцирующих детское действие. Одним из способов организации таких условий является учебная ситуация. В учебной ситуации дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его,  совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

Предъявить противоречивые факты, теории;

Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

Пример заданий, которые могут стать учебной ситуацией: составь таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, составь алгоритм по определенному правилу.

     Самоопределение к выполнению той или иной образовательной деятельности, наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам способность ученика проектировать предстоящую деятельность, осознание учеником того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  он при этом, позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.

     Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Так что же для  нас современный урок ? Это урок-познание, открытие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, инициативность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему давать урок, развивая понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

      «Если мы будем учить сегодня, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра», так утверждал Джон Дьюи еще в XIX веке. Но его слова очень современны и сегодня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Потенциал современного урока геометрии в контексте требований ФГОС

Зачётная работа на курсах  повышения квалификации в  ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт- Петербурга «ИМЦ» по программе «Основы содержания современного образования: федеральный государственный...

Презентация "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС нового поколения"

Современный урок литературы в контексте требований ФГОС ООП...

Статья "Потенциал современного урока математики в контексте требований ФГОС"

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социально...

Современный урок математики в контексте требований ФГОС.

Для чего ввели ФГОС? Чтобы повысить качество знаний учащихся....

Статья "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС"

Современный урок литературы - это проблемно - диалогический урок. При подготовке к такому уроку необходимо тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, потребующих им...