Статья "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС"
статья по литературе (11 класс)
Современный урок литературы - это проблемно - диалогический урок. При подготовке к такому уроку необходимо тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Рассмотрим один из уроков литературы с позиции ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennyy_urok_literatury_v_kontekste_trebovaniy_fgos.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Колигаева С.А., преподаватель
ГБПОУ «Колледж Петербургской моды»
Выборгского района Санкт-Петербурга
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Последнее время проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС меняются цели, содержание, появляются новые средства и технологии обучения, но главной формой организации учебного процесса остаётся урок, на котором обучающиеся решают проблемы через самостоятельную познавательную деятельность, сосредотачивается учебная деятельность преподавателя и обучающегося, формируются универсальные учебные действия, воспитывается положительная мотивация через включение в разные виды деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Это значит, что у современного обучающегося в процессе урока должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Учебное заведение при этом становится не столько источником информации, сколько учит учиться; преподаватель не источник информации, а управляющий деятельностью, личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса, меняется подход к современному уроку литературы. Он теперь должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга; быть проблемным и развивающим; с проблемными и поисковыми ситуациями, активизирующими деятельность на уроке. Учебная деятельность преподавателя и обучающегося сосредотачивается на уроке, качество подготовки учащихся зависит от уровня проведения урока, содержательности, атмосферы, наполненности методическими приёмами, средствами и формами работы. Урок должен получиться произведением искусства с определённым замыслом, завязкой, развязкой.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию обучающегося к познанию литературы, продемонстрировать ему, что уроки литературы - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Современный урок литературы - это проблемно - диалогический урок. При подготовке к такому уроку необходимо тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Рассмотрим один из уроков литературы с позиции ФГОС.
Тема учебного занятия: А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемный урок
Формы урока: урок-исследование
Преподаватель: Колигаева Светлана Алексеевна
Ведущие методы и приёмы обучения: исследовательский, наглядный, словесная передача и восприятие информации (беседа, рассказ, заполнение кластера (прием технологии РКМЧЧиП), метод контроля (аналитическая работа, карточки с вопросами для блиц-опроса, глоссарий, карточки для работы подгрупп: «голос поэта», «голос матери», «голос историка», композиционные схемы), метод стимулирования и мотивации (межпредметная связь: литература, история, музыка).
Формы организации деятельности обучающихся: анализ лирического произведения как художественного целого, индивидуальная (опережающее дифференцированное задание), работа групп (литературоведы, музыковеды и историковеды), самостоятельная, фронтальная работы.
Технологии: проблемное обучение с элементами технологии дифференцированного обучения (индивидуальные опережающие задания); ИКТ.
Методическая цель: показать методику проведения урока-исследования с применением технологии проблемного обучения.
Опережающее задание: прочитать поэму А.А. Ахматовой «Реквием», подготовить ответы на вопросы, сообщения на темы «Историческая обстановка 30-х – 40-х годов ХХ века», «Какими были 30-е – 40-е годы для А.А. Ахматовой».
Цели и задачи урока-исследования:
- определить историческую обстановку 30-х – 40-х годов XX века;
- выяснить, какие факты из жизни и истории страны нашли отражение в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»;
- показать, как драма поэта и народа нашла отражение в творчестве А.А. Ахматовой, как история страны преломилась и отразилась в её творчестве;
- сформировать представление о поэме, жанре, композиции.
Гипотеза урока-исследования: в поэме «Реквием» отражены народные истоки, народный поэтический масштаб и лично пережитое поэтессой.
Ход урока-исследования:
- ознакомимся с исторической обстановкой 30-х – 40-х годов XX века;
- вспомним, какими были 30-е годы для А.А. Ахматовой;
- сформируем представление о поэме, жанре, композиции;
- определим внутреннюю музыку поэмы.
Цели:
учебная: формирование представлений о поэме, жанре, композиции произведения А.А. Ахматовой; определение фактов из жизни поэтессы и истории страны, положенных в основу поэмы; развитие навыков работы с лирическим произведением как художественным целым; ознакомление с историческими событиями страны 1930-1940 гг.;
развивающая: развитие умений выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её; умений выражать результаты мыслительной деятельности; развитие навыков постижения и восприятия поэмы;
воспитательная: привитие интереса к истории и литературе родной страны, к творчеству А.А. Ахматовой; воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способности понимать и выслушивать друг друга, ответственного отношения к учебному труду;
деятельностная: обучающиеся должны иметь представление о поэме, жанре, композиции, о биографическом и литературном контексте произведения; уметь анализировать лирическое произведение; принимать участие в аналитической беседе, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: авторская презентация; поэма А.А. «Реквием»; схема «Композиция поэмы», аудиозаписи: «Реквием» В. Моцарта, «Реквием» А.А. Ахматовой; эпиграфы (записаны на доске): Это была трагедия народа, а у вас - только трагедия матери и сына. А. Солженицын; Ее «Реквием» меньше всего нуждается в научных комментариях. Его народные истоки и народный поэтический масштаб сами по себе ясны. Лично пережитое, автобиографическое в них тонет, сохраняя только безмерность страдания. В.Я. Виленкин (литературовед, доктор искусствовед); карточки для работы подгрупп, глоссарий (для словарной работы); карточки с вопросами для блиц-опроса; «Мировое дерево», смайлики (рефлексия).
Содержание урока
№ | Элементы занятия, учебные вопросы | формы и методы обучения | время |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Организационный момент: приветствие, перекличка. | 2 мин | |
Цель: включение обучающихся в деятельность; высказываются добрые пожелания, настрой на работу, проверка присутствующих студентов, критерии оценивания ответов студентов. | Словесный метод (рассказ). | ||
2. | Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей занятия | 5 мин. | |
Цель: подготовка студентов к «открытию» новых знаний, сообщение темы занятия, формы урока и видов деятельности в процессе работы на разных этапах урока, формулирование гипотезы и хода исследования; определение объекта исследования. | Технология проблемного обучения, словесный метод (рассказ), наглядный метод (демонстрация слайдов), проблемный метод. | ||
3. | Актуализация знаний. | 7 мин | |
Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания: - выступление подгрупп (группа историков, группа литературоведов). | Словесная передача и восприятие информации (рассказ, беседа), опережающее индивидуальное домашнее задание (элемент технологии дифференцированного обучения), наглядный метод (демонстрация слайдов), исследовательский метод, метод стимулирования и мотивации (межпредметная связь). | ||
4. | Работа над темой урока | 20 мин | |
- Слово преподавателя (словарная работа); - исследовательская работа на предмет определения жанра и композиции произведения (работа с композиционной схемой); -выступление обучающихся с индивидуальными сообщениями (группа музыковедов); - прослушивание отрывка из «Реквиема» В. Моцарта; - прослушивание отдельных глав поэмы «Реквием» в исполнении А.А. Ахматовой; - анализ лирического произведения как художественного целого; - выступление подгрупп («голос матери», «голос поэта», «голос историка»). | Словесный метод (беседа), работа с художественным произведением, самостоятельная, фронтальная, групповая работы; исследовательский, наглядный (демонстрация слайдов, аудиозапись) методы; метод проблемного изложения, метод стимулирования и мотивации (межпредметная связь); прием технологии РКМЧЧиП (прием кластера), проблемное обучение, элемент дифференцированного обучения. | ||
5. | Закрепление. | 7 мин | |
- Результаты проведённой исследовательской работы (ответы на вопросы, самостоятельная формулировка вывода). - Блиц-опрос. - Слово преподавателя. | Метод контроля, словесный (беседа, рассказ) и наглядный (демонстрация слайдов) методы, фронтальная работа. | ||
6. | Итог урока. Инструктаж о домашнем задании. | 3 мин | |
Цель: оценка результатов деятельности всей группы, инструктаж о домашнем задании. Написать мини-сочинение на одну из предложенных тем: «Образ матери в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»; «Средства художественной выразительности в поэме Ахматовой «Реквием»». | Словесный метод. | ||
7. | Рефлексия деятельности (итог урока). | 1 мин | |
Обучающиеся в соответствии с эмоциональным состоянием после урока-исследования выбирают смайлик и крепят выбранный смайлик на «Мировое дерево». | Иллюстративный метод. |
ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью преподавателя обнаруживают предмет своего действия, исследуют, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют, запоминают. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Преподавателю необходимо поддерживать инициативу обучающегося в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Преподаватель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого обучающегося - это главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не могут существовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект современного урока математики в контексте требований ФГОС по теме: «Умножение целых чисел », УМК Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс
Сценарий урока по теме: " Умножение целых чисел"...
«Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в контексте требований ФГОС ООО»
Проект - это уникальная творческая деятельность, направленная на достижение определённого результата (цели) и нацеленная на создание определённого, уникального, социально значимого...
Потенциал современного урока геометрии в контексте требований ФГОС
Зачётная работа на курсах повышения квалификации в ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт- Петербурга «ИМЦ» по программе «Основы содержания современного образования: федеральный государственный...
Смысловое чтение как основа формирования личностных качеств обучающихся на уроках литературы в контексте требований ФГОС
Выступление на педагогическом совете...
Презентация "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС нового поколения"
Современный урок литературы в контексте требований ФГОС ООП...
Статья "Потенциал современного урока математики в контексте требований ФГОС"
В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социально...