План-конспект урока «Снятие мерок. Построение чертежа основы фартука»
план-конспект занятия по технологии (5 класс)
План-конспект урока по технологии для 5 класса
Цели, задачи, планируемые результаты. Ход урока,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_snyatie_merok._postroenie_chertezha_osnovy_fartuka.docx | 40.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока технологии 5 класс
Раздел: «Конструирование и моделирование швейных изделий»
Тема: «Снятие мерок. Построение чертежа основы фартука»
Цель урока: Научить снимать мерки с фигуры. Научить строить основу чертежа фартука.
Задачи:
1.Предметные – знакомство с классификацией и требованиями, которые предъявляются к фартукам; (П1)
- получение знаний о правилах снятия мерок и их условных обозначениях, применение полученных знаний на практике; (П2)
-формирование навыка по измерению фигуры человека; (П3)
-получение знаний о правилах построения чертежа, масштабе (П4)
-формирование навыка построения чертежа основы фартука (П5)
2.Метапредметные - воспитание эстетического вкуса; (М1)
-овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте; (М2)
- развитие творческого и логического мышления, овладение основными способами мыслительной деятельности: планировать, анализировать, сравнивать, оценивать; (М3)
3.Личностные - формирование и развитие трудовых, эстетических, экономических и коммуникативных качеств личности; (Л1)
- развитие творческой инициативы, аккуратности и самостоятельности; (Л2)
- формирование умения работать индивидуально и в коллективе, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль; (Л3)
Материально-техническое оснащение:
- демонстрационный экран;
- мультимедийный проектор;
- программное обеспечение:
- операционная система Microsoft Windows;
- программа разработки презентаций Microsoft Power Point.
- Мультимедийная презентация
- раздаточный материал: (технологическая карта, чертежные инструменты)
- сантиметровые ленты
Методы проведения занятия:
- объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация),
- репродуктивный (инструктаж; практическая работа, самостоятельная
работа);
Межпредметные связи: ИЗО, черчение, русский язык, математика.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
1. Организационная часть: 2 мин
2. Актуализация знаний: 5 мин
3. Теоретическая часть. Изучение нового материала: 15 мин
4. Практическая работа: 20 мин
6. Актуализация знаний: 2 мин
7. Усвоение новых знаний: 10 мин
8. Практическая самостоятельная работа: 25 мин
9. Закрепление материала: 5 мин
10. Итоги урока. Домашнее задание: 6 мин
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание | Методы | Ожидаемые результаты | Дидактические средства |
Орг. момент 2 мин. | Начало урока | Эмоционально настраиваются на учебную деятельность | 1. Приветствие 2. Проверка явки учащихся 3. Заполнение учителем классного журнала 4. Проверка готовности учащихся к уроку Добрый день, ребята! Давайте проверим присутствующих по журналу. Итак, приступим к уроку. | Фронтальная и индивидуальная беседы (словесный: диалоговый метод). | положительный настрой учащихся на работу | |
Актуализация знаний: 5 мин | Мотивация учебной деятельности Задает вопросы, актуализирует знания учащихся. Подводит к теме урока | Отвечают на вопросы учителя. | Какие виды одежды вы знаете? Для выполнения каких работ используют спецодежду? Какие вид спецодежды вы знаете? | Учебная дискуссия (словесный: диалоговый, стимулирующе-поисковый метод). | Реализация следующих задач: М3, Л1 | |
Теоретическая часть. Изучение нового материала: 15 мин | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы | Принимают участие в беседе. Слушают, отвечают на вопросы. запоминают новые сведения. Трансформируют известные знания в новые ситуации. | Учитель: Фартук— предмет домашней одежды и спецодежды, предназначенный защищать от попадания грязи на основную одежду. Назначение фартуков бывает весьма разнообразным. Фартук для мытья посуды и ручной стирки должен быть из непромокаемого материала. Фартук для уборки должен из плотной, немаркой расцветки ткани. Фартук для приготовления пищи должен переносить частые стирки. Как видите фартуки бывают разные, но строение у них одинаковое. Из каких деталей состоит фартук? Ученики: Фартук состоит из бретелей, нагрудника ,пояса, нижней части фартука, кармана (один или два). Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Снятие мерок. Построение чертежа основы фартука». А нужно ли нам снимать мерки и зачем? Учитель: Для того, чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру. Мерки снимают по условным линиям на фигуре человека Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. (записать в тетрадь) Мерки снимаются по определенным правилам. Правила при снятии мерок. 1. Мерки снимаются по правой стороне фигуры. 2. Талию предварительно опоясывают шнуром. 3. При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения. 4. Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда. 5. Мерки длины записываются полностью. 6. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фартука. Условные обозначения Д-длина, О-обхват, Ш-ширина, С-полуобхват, пишутся с заглавной буквы. Например Ди- длина изделия. Мерки необходимые для построения чертежа фартука. Проверка знаний: Запишите обозначения согласно названиям мерок | Монолог, беседа (словесный: диалоговый, сообщающе-исполнительский; стимулирующе-поисковый метод). Наглядно-демонстрационный | Реализация следующих задач: П1, П2, М2 | Презентация (слайды №2-6) Учебник |
Практическая работа 15 мин. | Объясняет правила игры Выполняет обход с целью предупреждения ошибок. Контролирует правильность выполняемой работы. | Знакомятся с правилами игры Выполняют практическую работу с основой на эталон Работают в парах | Практическая работа: “Снятие мерок”. 1. Работа выполняется в виде ролевой игры “Ателье” (заказчик и приемщик заказа). 2. Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученика: первый снимает мерки (приёмщик заказа) со второго (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” [1], в графу “Мои мерки” для заказчика). Заказчик (человек, который хочет, чтобы ему сшили фартук в ателье), и закройщик (человек, который работает в этом ателье, снимает мерки для изготовления будущего изделия и от него не мало зависит, каким будет этот фартук). | Демонстрация наглядных пособий (наглядный, побуждающе-поисковый метод); Инструктирование (словесный метод). Лабораторно практическая работа | Реализация следующих задач: П2, П3, М3, Л3 | Презентация (слайд №8) Рабочая тетрдь Приложение №1 |
Актуализация знаний. 2 мин. | Мотивация учебной деятельности | Отвечают на вопросы Размышляют и рассуждают | Учитель: Сейчас вы сняли мерки для своего будущего изделия. Теперь вы сможете построить чертеж фартука. Итак, давайте повторим изученное ранее и ответим на вопросы. Перечислите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму. Расскажите, по какой стороне фигуры снимают мерки ? От каких мерок зависит размер нижней части фартука? | Беседа, монолог (словесный; наглядный; сообщающе-исполнительский метод). | Реализация следующих задач: М3, Л2, Л3 | |
Усвоение новых знаний 10 мин. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Изучение нового материала сопровождается демонстрацией презентацией по данной теме | Учащиеся слушают, записывают в рабочую тетрадь термины и отвечают на вопросы учителя. Задают вопросы. | Учитель: Сегодня у нас не совсем обычная тема, она очень тесно связана с точными науками, одну вы изучаете с первого класса – это математика, с другой вы ближе познакомитесь в старших классах – это черчение. Вы будете сегодня работать художниками – конструкторами, будете создавать чертеж фартука по своим размерам. Что – же такое чертёж? (Вопрос детям.) Чертеж — это графическое изображение какого – либо предмета на бумаге в натуральную величину в уменьшенном или увеличенном виде. Проще всего изобразить на чертеже плоские фигуры. Они имеют два измерения: длину и ширину. Точки пересечения вертикальных и горизонтальных линий отмечают какими – либо буквами. Каждый отрезок на чертеже отмечают двумя буквами. Если предмет по размеру помещается на листе тетради, то его чертят в натуральную величину; если же он больше — его уменьшают в определенное число раз, т. е. изображают в соответствующем масштабе. Последний указывает, во сколько раз предмет уменьшен или увеличен. Масштаб записывается отношением двух чисел: 1: 1 — натуральная величина, 1: 4 — уменьшение в четыре раза; 2 : 1 — увеличение в два раза. | Монолог, беседа (словесный: диалоговый, сообщающе-исполнительский; стимулирующе-поисковый метод). Наглядно-демонстрационный | Реализация следующих задач: П4, М2, Л1 | Презентация ( слайды №9-11) Рабочая тетрадь |
Самостоятельная работа учащихся «Построение чертежа фартука в М 1:1 по инструкционным картам» 30 мин. | Выполняет обход с целью предупреждения ошибок. Контролирует правильность выполняемой работы. | Выполняют практическую работу. | Вводный инструктаж: Правила организации рабочего места для выполнения графических работ: подготовить и разложить все необходимое так, чтобы удобно было брать. С левой стороны положить линейку, с правой карандаш, ручку. Перед собой – лист бумаги для чертежа. Перед построением чертежа поясняю, что при конструировании одежды принято все отрезки обозначать русскими буквами, которые соответствуют данной конструктивной линии, например, верх фартука обозначают буквой В, карманы – К, отрезки, относящиеся к талии – Т, низ фартука – Н. a. разбор инструкционно – технологической карты: «Построение чертежа фартука » в М 1:1 b. демонстрация построения чертежа Текущий инструктаж – целевые обходы: 1. Первый обход – проверка правильности организации рабочих мест (с левой стороны положить линейку, с правой – карандаш, ручку), перед собой - лист бумаги для чертежа. 2. Второй обход – проверка правильности выполнения работы. 3. Третий обход – проверка правильности расчетов. 4. Четвертый обход – проверка правильности построения чертежа. | Практическая (самостоятельная) работа | Реализация следующих задач: П5, М2, Л2, Л3 | Презентация (слайды №12-19) Рабочая тетрадь Учебник Приложение №2 |
Закрепление 5 мин. | Проводит оценку своей работы , задавая ученикам вопросы по пройденному материалу | Отвечают на вопросы, закрепляют изученный материал | Закрепление. 1. Назовите отрезки и покажите линии верха и низа? Как они расположены на готовом фартуке? 2. Покажите на чертеже нагрудник. Назовите отрезки, обозначающие линии верха, низа, бока и середины нагрудника? (Покажите их на готовом фартуке). 3. Какими буквами обозначается отрезок, определяющий расстояние кармана от линии талии? (Покажите его положение на фартуке). 4. Что обозначает отрезок КК1? Покажите его положение на фартуке. | Учебная дискуссия (словесный: диалоговый, стимулирующе-поисковый метод). | Реализация следующих задач: П2, Л3 | Чертеж фартука. |
Итоги урока. Домашнее задание. 6 мин. | Учитель подводит итоги проделанной работы и напоминает о том, что необходимо привести рабочие места в порядок. Учитель оценивает работу класса и выставляет отметки в журнал, после чего, задает домашнее задание. | Анализируют выполненную работу. Записывают домашнее задание. Убирают рабочие места. | Заключительный инструктаж. 1. анализ характерных ошибок и их причин 2. сообщение оценки работ каждого учащегося. 3. домашнее задание: обвести основной сплошной линией чертеж М 1:1 фартука . Уборка рабочих мест. | Беседа, монолог (словесный; наглядный; сообщающе-исполнительский метод). | Реализация следующих задач: М2, М3, Л3 | Приложение №3 |
Meрки необходимые для построения чертежа фартука с нагрудником
ФИ заказчика | ||||
Обозначение мерок | Название мерок | Порядок снятия мерок | Назначение мерок | Мои мерки |
1.Ст | Полуобхват талии | Измеряется по самому узкому месту туловища | Для расчета длины пояса | |
2. Сб | Полуобхват бедер | Измеряется по линии бедер горизонтально | Для расчета ширины фартука | |
3. Дн | Длина нагрудника | Измеряется от линии талии вверх до желаемой длины | Для определения длины нагрудника | |
4. Днч | Длина нижней части фартука | Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины. | Для определения длины фартука |
Приложение №1
Названия отрезков | Расчет | Построение | |
1. Определение линии талии | В точке Т построить прямой угол. | ||
2. Определение линии низа | Днч = | От точки Т вниз отложить величину мерки Днч и поставить точку Н. | |
3. Определение ширины фартука | Сб:2 + 6 = | От точек Т и Н отложить влево полученную величину. Поставить точки T1 и Н1. Соединить точки T1 и H1 прямой линией. Построить прямоугольник. | |
4. Определение длины нагрудника | Дн = | Через точку Т вверх продлить прямую линию и отложить на ней Дн. Поставить точку В. | |
5. Определение ширины нагрудника | 7 см | Из точки В провести влево горизонтальную линию и отложить на ней 7 см. Поставить точку В1 и из этой точки провести прямую вертикальную линию до линии Т Н. | |
6. Определение месторасположения кармана | Постоянная величина | 1. От точки Т вниз отложить 7 см и поставить точку К. 2. Из точки К провести горизонтальную линию влево, отложить 7 см и поставить точку К1. 3. Из точки K1 вниз и влево отложить по 15 см и поставить точки К 2 и К3. 4. Соединить точки К1 и К 2 прямой линией. 5. Из точки К 2 влево и из точки К 3 вниз отложить по 15 см и поставить точку К 4. Построить квадрат. | |
7.Определение ширины пояса | _см | От точки П отложить ширину пояса _ см. Поставить точку П1. | |
8. Определение длины пояса | Ст х 2 + 20 = | От точки П отложить длину пояса см. и построить прямоугольник с точками П, П 1, П 2 и П 3. |
Приложение №2
Лист оценивания
Критерий оценивания/ ФИО | |||||||||
Работа выполнена в заданное время | |||||||||
Самостоятельность выполнения | |||||||||
Соблюдение технологической последовательности | |||||||||
Точность полученных измерений | |||||||||
Организация рабочего места | |||||||||
Правильность заполнения карточки | |||||||||
Использование в работе таблиц | |||||||||
Соблюдение охраны труда | |||||||||
Уборка рабочего места | |||||||||
Правильно выполненное задание на уроке | |||||||||
Итого баллов | |||||||||
Отметка |
9-10 баллов – полное соответствие указанному критерию
7-8 баллов – небольшое несоответствие критерию
5-6 баллов – соответствие критерию наполовину
менее 5 – полное несоответствие
85-100 баллов – отметка «5»
70-84 балла – отметка «4»
50-69 баллов – «3»
Менее 50 – «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока
Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...
Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»
Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука...
Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.1 часть
Данная презентация содержит большой наглядный материал по истории фартука и правилам снятия мерок....
План-конспект урока технологии по теме "Построение чертежа плечевого изделия". 7 класс.
План-конспект урока относится к модулю «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», раздел: «Проектирование и изготовление плечевой одежды». К разработке урока прилагается ег...
план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"
план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"...
План-конспект урока по теме: "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" 5 класс
План - конспект урока по технологии 5 классРаздел программы: Конструирование и моделированиеТема занятия : " Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" Место...