Урок финансовой грамотности в 8 классе "Технология"
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Рышков Владимир Петрович

Урок финансовой грамотности в 8 классе "Технология": "Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»

 Урок финансовой грамотности в 8 классе:                                         «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета»

                                                                   2019 г.

Тема: Урок финансовой грамотности в 8 классе: «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета»

Цели урока:                                                                                                                                                                                     а) воспитательная: привить культуру финансовой грамотности;                                                                                                               б) образовательная: дать знания и понятия бюджета семьи и его конструктивных составляющих;                                                                        в) развивающая: умение оценить значимость и важность данной темы для  дальнейшей жизни.

Значимость урока: смогут применять полученные знания в повседневной жизни (семейной жизни).

Тип урока: урок-лекция с элементами практикума.

Литература:                                                                                                                                                                                                   для учителя: учебник «Технология» 8 класс В. Д. Симоненко, интернет ресурсы;                                                            для учеников: учебник «Технология» 8 класс В. Д. Симоненко, рабочая тетрадь, принадлежности.

Ход урока:                                                                                                                                                                                                1.Орг. момент: Проверяю присутствующих и готовность уроку.                                                                                                   2.Связь с ранее изученным:                                                                                                                                                                          1.Что такое маркировка товаров и для чего она нужна?                                                                                                                2. Какую информация несет в себе штрихкод?                                                                                                                                 3. Какие условные обозначения можно увидеть на упаковках того или иного товара?                                                              4. На что надо в первую очередь обращать внимание при покупке пищевых продуктов?  

3. Новый материал:                                                                                                                                                                                       Бюджет семьи – это структура всех ее доходов и расходов за определённый период времени (месяц, год).                                                                                                                                                                                               Доход – это деньги, материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу.                                                               Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.                                                                                                                                                                                           Бюджет можно представить в виде весов,  на одной чашке которых находятся доход семьи, а на другой постепенно добавляются гирьки расходов.                                                                                                            Главное в этом процессе, чтобы чаши весов пришли в полное равновесие.                                                              Когда расходы равны доходам -  это сбалансированный бюджет.                                                                            Наоборот, когда расходы превышают доходы – это бюджет имеющий дефицит.                                                              Если же доходы больше расходов -  такой бюджет называется избыточным.                                                      

                                                             Структура семейного бюджета

Источник дохода                                                                                                                                                                           (заработная плата членов семьи –80% от общего дохода;                                                                                            пенсии, стипендии, пособия – 9% от общего дохода;                                                                                                           доход от личного хозяйства – 4% от общего дохода;                                                                                                         доход от других источников – 7% от общего дохода)                                                                                                          Виды расхода                                                                                                                                                                 (обязательные платежные сборы:                                                                                                                                                 налоги, оплата квартиры другие – 25 % от общего расхода;                                                                                     питание – 40% от общего расхода;                                                                                                                                          непродовольственные товары: одежда, обувь, мебель, бытовая и оргтехника и другие предметы домашнего обихода – 20% от общего расхода;                                                                                                            культурные потребности (кино, театр, концерт, выставка, музей, турпоездка – 10% от общего расхода;                                                                                                                                                                               накопления и сбережения – 5% от общего расхода).                                                                                                        

Расходы семьи можно разделить на две группы: постоянные и переменные.                                                    Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются (покупка продуктов питания, плата за квартиру, проездной билет на общественный транспорт и т.д.)                                                                                                            Переменные расходы – это расходы, включающие в себя периодические и единовременные расходы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  К периодическим или циклическим расходам относится покупка предметов различного срока пользования (мебель, одежда, бытовая и орг. техника, различные расходные материалы для ремонта квартиры или дома и т. д.)                                                                                                                                                 Единовременные расходы – это приобретение произведений искусства, украшений, автомобиля и т. д.  К единовременным расходам относятся и непредвиденные расходы, связанные с покупкой лекарственных средств, лечением, ремонтом автомобиля, бытовой техники или квартиры и др.

                                     Денежные расходы делятся на три основные группы:

- личное потребление;                                                                                                                                                                                - налоги и другие обязательные платежи;                                                                                                                        - денежные накопления и сбережения.

Особое место в этой группе занимают налоги и другие обязательные платежи:  взносы, погашение банковских ссуд и кредитов, оплата различных услуг, транспортные расходы, плата за образование и др.  Подоходный налог – это налог с физического лица, составляющий 13% от начисленной заработной платы и вычитаемый из заработной платы.                                                                                                                   Кредит – предоставление в долг товаров или денег.                                                                                                               Когда в долг дают деньги, такой кредит называется денежной ссудой (ссуду может взять как организации или предприятие, так и совершеннолетний гражданин).                                                                  Условия, при которых дается кредит:                                                                                                                                               - платежеспособность (способность уплатить проценты за пользование кредитом),                                               - срочность (возвратность денег в точно назначенный срок),                                                                                                         - возвратность (обязательность возврата всей суммы долга с учетом процентов).                                                       К коммунальным платежам относятся: плата за отопление, газ, воду, электричество, капитальный ремонт здания, вывоз мусора, телефон, интернет и др.  

4. Практическая часть урока (закрепление нового материала):                                                                                       Что нужно сделать для того чтобы сэкономить тепловую энергию в быту?                                                                      - утепление или замена оконных блоков, утепление дверей;                                                                                         - рациональная расстановка мебели, которая не должна закрывать отопительную систему;                                          - установление отражателей (экранов) за батареями отопительной системы;                                                                      - промывка отопительной системы или замена при ее зашлаковывании.                                                                      Что нужно сделать для того чтобы сэкономить электрическую энергию в быту?                                                             - приобретение светодиодных ламп освещения;                                                                                                                               - полное отключение бытовых приборов (вывод из режима ожидания) при их длительном не использовании;                                                                                                                                                                                          - приобретение бытовых приборов с оптимальной затратой энергии;                                                                                    - установка систем энергоснабжения дома (квартиры) на солнечных батареях.                                                      Задача на расчет платы за  электричество, за определенный месяц:                                                                                   На электрическом счетчике стоит число 11 200 кВт * ч., а в прошлом месяце его показания равнялись 11 100 кВт * ч. (смотрим квитанцию за прошлый месяц).                                                                                                                        Вопрос:                                                                                                                                                                                                 Сколько израсходовано электрической энергии в этом месяце?                                                                               (11 200 кВт * ч. - 11 100 кВт * ч. = 100  кВт * ч.)                                                                                                                                                              

Вопрос:                                                                                                                                                                                            Сколько будет составлять плата за электроэнергию в этом месяце, если один 1 кВт * ч. стоит                                           3 рубля 50 копеек?                                                                                                                                                                                                (100 кВт * ч.  х  3руб. 50 коп. =  350 рублей)                                                                                                                                  

Оплата за все коммунальные услуги производится через банки (квитанции), через онлайн (мобильные банки), через почту России и др.  

5. Итог урока, организационное окончание (рефлексия):                                                                                                                                                                Что вы узнали нового с данного урока для себя?                                                                                                                  (Что представляет собой бюджет семьи, и каким он бывает…                                                                                                                     Что такое расход, доход…                                                                                                                                                                    Что представляет собой структура семейного бюджета…)                                                                                                                       Что вам реально может пригодиться в вашей дальнейшей жизни из изученного материала урока?                         (Как сэкономить энергоресурсы, рассчитать платежи за энергоресурсы, какими способами и где оплатить коммунальные услуги…)                                                                                                                                        Спасибо всем за конструктивную работу на уроке. Даю общую оценку урока и индивидуально оцениваю работу учащихся.

6. Дом работа:                                                                                                                                                                            Повторить материал параграфа 6 и ответить на вопросы на стр. 22                                                                               Решить задачу:  На газовом счетчике стоит число 6000 куб. м., а в прошлом месяце его показания равнялись 5800 куб. м. (смотрим квитанцию за прошлый месяц).                                                                                 Сколько израсходовано природного газа в этом месяце?                                                                                                 Сколько будет составлять плата за природный газ  в этом месяце, если один 1 кубометр природного газа стоит 6 рублей?

__________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                

                                                       

                                                                 

                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок финансовой грамотности "Кредиты"

Лекция - презентация на тему "Кредиты"  содержит краткую информацию о видах кредита. Может быть использована как информационный материал для студентов и преподаватетелей....

урок финансовой грамотности

урок  финансовой грамотности учащихся...

урок финансовой грамотности "Деньги - зачем они нужны"

урок в 6 классе "Деньги зачем они нужны"...

Презентация к уроку финансовой грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика"

Урок финансовй грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика" (УМК Боголюбова Л.Н.). Соответствует ФГОС...

Уроки финансовой грамотности для старшеклассников как приоритетное направление экономического образования

Данная статья содержит информацию об опыте работы автора  по формированию финансововй грамотности у старшеклассников...