Уроки финансовой грамотности для старшеклассников как приоритетное направление экономического образования
статья по экономике (11 класс) на тему
Данная статья содержит информацию об опыте работы автора по формированию финансововй грамотности у старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forum._uroki_finansovoy_gramotnosti.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 47»
I Поволжский педагогический форум
«Система непрерывного педагогического образования: инновационные идеи, модели и перспективы»
(27-29 ноября 2017 г.)
Секция: экономическое практико-ориентированное образование: проблемы и перспективы
Тема работы:
Уроки финансовой грамотности для старшеклассников
как приоритетное направление экономического образования
Автор: учитель истории и
обществознания
МБУ «Школа №47»
Козырева Светлана Николаевна
Тольятти 2017
План:
1. Важность и значимость финансовой грамотности
2. Трудности и перспективы финансового просвещения
3. Мероприятия МБУ «Школа№47» по повышению финансовой грамотности
1. Важность и значимость финансовой грамотности
1992 год стал переломным для нашей страны. Радикальная экономическая реформа погрузила россиян в водоворот рыночных отношений, заставила в режиме реального времени осваивать нормы и ценности новой экономической системы. Рыночная экономика обнажила целый ряд проблем, самой острой из которых является низкая финансовая грамотность населения, а именно:
- неумение рассчитать расходы и предвидеть возможные риски при получении кредитов и займов. Начиная с «лихих девяностых» и до наших дней, жители России бездумно берут кредиты и активно обращаются в микрофинансовые учреждения. В связи с этим, Президент РФ В.В. Путин, выступая 18 апреля 2017 года на заседании президиума Госсовета в Великом Новгороде, указал на то, что это обстоятельство является главной причиной попадания россиян в «долговую спираль». По данным Центробанка, за прошлый год долги россиян перед банками выросли на 40% - до 7,7 трлн. рублей. Кредитная нагрузка растет с каждым годом. В среднем россияне отдают почти 20% своего дохода в качестве платежей по кредитам.
-Непонимание важности и значимости планирования своего бюджета. Последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца.
- Низкая осведомленность населения о том, куда можно обратиться за защитой своих прав в случае недобросовестного оказания им финансовых услуг.
Из всего вышеперечисленного вытекает задача - научить людей разбираться в финансовых вопросах.
2. Трудности и перспективы финансового просвещения
Повышение финансовой грамотности школьников – одно из приоритетных направлений в сфере образования, так как это ключ к практической подготовке учеников к нынешним экономическим условиям. Чтобы информировать подрастающее поколение и уберечь от возможных рисков в финансовой сфере, совместной инициативой Министерства финансов, Центрального Банка и Министерства науки и образования всем школам РФ с 2016 года рекомендовано проводить уроки финансовой грамотности.
Выполнение данной рекомендации сопряжено с целым рядом трудностей:
- место новой дисциплины в учебном плане на федеральном уровне не предусмотрено;
-отсутствие квалифицированных кадров в школах для преподавания уроков финансовой грамотности;
- нежелание большей части родителей дополнительной учебной нагрузки для своих детей;
-неясно, с какого возраста необходимо начинать обучение финансовой грамотности.
В итоге, каждый регион и каждое образовательное учреждение самостоятельно решает поставленную задачу. Так, например, в ряде регионов введены факультативные и элективные курсы финансовой грамотности; проводятся мероприятия в рамках «Недели финансовой грамотности».
Предприняты шаги на федеральном уровне:
- Центральный Банк разместил на сайте ролики и презентации о финансовой системе, разработал рекомендации по финансовой безопасности;
-уроки финансовой грамотности включены в календарь образовательных событий на 2017-2018 учебный год и проходят в рамках стратегического Соглашения о взаимном сотрудничестве Банка России и Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Центральный банк Российской Федерации в лице Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе с 18 сентября 2017 года запустил проект «Онлайн уроки финансовой грамотности»
- планируется внесение модуля «финансовая грамотность» в предмет «обществознание».
3. Мероприятия МБУ «Школа№47» г.о. Тольятти
по повышению финансовой грамотности
Элективных и факультативных курсов МБУ «Школа №47» г.о. Тольятти не предусмотрено, поэтому просвещение в области финансовой грамотности проходит в рамках внеурочной и ведется по следующим направлениям:
- уроки финансовой грамотности для старшеклассников;
- исследовательская деятельность школьников в области финансов
- распространение опыта среди педагогов г.о. Тольятти.
Уроки финансовой грамотности разрабатываются и проводятся совместно со старшеклассниками. Активно используется материал, размещенный на сайте Центробанка. Основная цель данного направления – популяризация знаний в области финансовой системы, следовательно, его простота и доступность. Проведены уроки по следующей тематике:
Образ финансово грамотного человека;
Личный финансовый план;
Риски, опасности и ошибки на финансовом рынке. Защита прав потребителей финансовых услуг.
Урок в форме деловой игры «Мир банков или кому можно доверить деньги в 2017 году».
Приглашаются специалисты банков для проведения занятий со старшеклассниками.
Исследовательская деятельность направлена на глубокое изучение конкретных тем с последующей защитой работ на научно-практических конференциях и экономических конкурсах. Продукт исследования – разработка материалов просветительского характера для широкого круга: учащихся, родителей, педагогов.
За год работы в этом направлении достигнуты следующие результаты:
- призовое (3 место) в конкурсе творческих работ по экономике и управлению, организованном Самарским государственно-педагогическим университетом в апреле 2017 года;
- Диплом II степени на XI международной научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Наука и творчество: взгляд молодых профессионалов», в секции «Финансово-кредитный сектор экономики РФ и перспективы его развития» по теме «Разновидности форм коммерческих банков России». Продукт этой работы –материалы просветительского характера, а именно:
- Урок в форме деловой игры «Мир банков – классика и современность»;
-памятка для учащихся, родителей, работников школы «Сравнительная характеристика классического банка (Сбербанк) и онлайн-банка (Тинькофф);
-буклет «Мир банков или кому можно доверить деньги в 2017 году».
В настоящее время ведется исследование по теме: «История кредитования обучения в России».
В рамках направления по распространению опыта среди педагогов подготовлен мастер-класс в форме деловой игры ««Мир банков – классика и современность», который будет проводиться 5декабря 2017 года на городском научно-педагогическом Марафоне «От компетентного педагога к качественному образованию».
Приложение1
Примерный сценарный план мастер-класса
Этапы проведения | Содержание этапов |
| |
выделение проблемы, постановка цели | Проблема: низкая финансовая грамотность населения. Цель: обучить рациональному поведению на рынке банковских услуг. Категории населения: учащиеся 10-11 классов, родители и педагоги |
характеристика образовательной технологии, приема, метода и пр., методики их применения | Метод «Деловая игра». Деловая игра — это моделирование, упрощенное воспроизведение реальной финансовой ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в повседневной жизни. |
диалог педагога – мастера о проблеме, для решения которой проводится мастер-класс | 1992 год стал переломным для нашей страны. Радикальная экономическая реформа погрузила россиян в водоворот рыночных отношений, заставила осваивать нормы и ценности новой экономической системы. За короткий по меркам истории срок, жители России научились жить в рыночную эпоху, основу которой составляет финансовая система. Основным финансовым институтом являются банки. Эти коммерческие учреждения прочно вошли в нашу жизнь: почти у 40% населения России есть пластиковая карта, почти 27% россиян дееспособного возраста имеют кредитные обязательства, 10% россиян имеют банковские вклады.Но существует серьезная проблема – низкая финансовая грамотность населения. Именно эту проблему поднимал В.В. Путин 18 апреля 2017 года на заседании президиума Госсовета в Великом Новгороде. Это обстоятельство является главной причиной попадания россиян в «долговую спираль». Так, по данным Центробанка России, за прошлый год долги россиян перед банками выросли на 40% - до 7,7 трлн. рублей. Кредитная нагрузка растет с каждым годом. В среднем россияне отдают почти 20% своего дохода в качестве платежей по кредитам.Чтобы информировать подрастающее поколение и уберечь от возможных рисков в финансовой сфере, Правительство Российской Федерации и Министерство Финансов рекомендовало всем школам страны провести уроки финансовой грамотности в 2016 и 2017 годах |
| |
озвучивание плана действий | Мы предлагаем участникам Педагогического Марафона деловую игру «В мире банков – классика и современность». Разбиваем участников на 4 группы(можно по желанию), количество участников не имеет значения. Объясняем суть игры: каждая группа получает информацию о классическом банке и онлайн-банке и сравнительную таблицу преимущества и недостатков каждого из них. Раздаем каждой группе финансовую ситуацию для ее решения и обоснования рациональности принятого решения. |
демонстрация и методическое обоснование автором мастер-класса приемов, методов и др., которые будут демонстрироваться | Применение деловой игры позволяет отработать навыки рационального поведения участников на рынке банковских услуг, дает возможность оценить:
|
выполнение задания участниками мастер-класса в соответствии с обозначенной задачей | Работа в группах , с использованием материала, предоставленного авторами мастер-класса |
| |
представление результатов работы | Каждая группа озвучивает и обосновывает решение финансовой ситуации |
обсуждение результатов работы, обмен мнениями | В результате работы участники деловой игры получили практические навыки рационального поведения на рынке банковских услуг |
заключительное слово автора мастер-класса | Благодаря данному методу, его простоте происходит обучение навыкам рационального поведения на рынке банковских услуг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научное общество учащихся, как одно из приоритетных направлений дополнительного образования детей
Этапы работы с одаренными учащимися в школе НОУ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка как приоритетное направление в образовании
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная ха...
Презентация " Сохранение психологического здоровья учащихся – приоритетное направление в образовании".
Сохранение психологического здоровья учащихся – приоритетное направление в образовании. Что ведет к снижению психологического здоровья учащихся? В этой презентации рассмотрены такие школьные проблемы,...
Приоритетные направления развития образования и их нормативное обеспечение Самостоятельная работа № 1
Изучите Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и составьте тезисный конспект по следующим вопросам:1.Основные направления деятельности государства по обеспечению гаранти...
Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...
Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.
Необходимо изменить приоритеты в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...
Конспект открытого урока-викторины по математике и финансовой грамотности "Ведение семейного бюджета в новых экономических условиях"
Интегрированный урок-викторина по математике и финансовой грамотности "Ведение семейного бюджета в новых экономических условиях"....