Программа по выбору профессии
рабочая программа по технологии (9 класс)

Пончиева Найля Рифатьевна

СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

И ТРАЕКТОРИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Программа элективного курса для учащихся девятых классов общеобразовательных школ (24 часа в рамах предпрофильной подготовки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slagaemye_vybora_profilya_obucheniya_-_programma_0112.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

И ТРАЕКТОРИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа элективного курса для учащихся девятых классов общеобразовательных школ (24 часа в рамах предпрофильной подготовки)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение  способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра ее возможных проблем с педагогическим сообществом выявило значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа, реализуемая с подростками. Так, весьма неопределенным оказывается даже само наименование этого педагогического явления – профильная (или профессиональная, или учебная?) ориентация.  Однако совершенно очевидно, что без полноценного ориентационного компонента предпрофильная подготовка окажется сведенной к «комплектованию», «подбору», «отбору», «селекции» без учета индивидуального запроса учащегося и без учета его готовности к формированию этого запроса.

В русском языке в словообразовательном аспекте «ориентация» трактуется в двух заметно отличающихся друг от друга смыслах. Первый из них – совершение в отношении кого-либо ориентирующего воздействия, координация ориентируемого в том или ином направлении. Другой смысл - умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определять свое собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Ориентационная работа в процессе предпрофильной подготовки может частично  компенсировать недостатки существующей системы образования и, в частности, профильного обучения, демонстрируя необходимость становления нового типа социальности у будущих выпускников и провоцируя собственные размышления учащегося о целях и смыслах дальнейшего социального и профессионального становления.

Цель курса: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.

Задачи:

  • сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старшей школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;
  • способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
  • обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута
  • способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Данный курс является вводным, общим, предваряющим изучение других модулей, представленных в данном учебно-методическом комплекте. Этот курс дает представление школьникам об общих основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических). Знание их обеспечивает учащимся принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования, а также позволит им сделать выбор соответствующего модуля (военные профессии, строительство и архитектура и т.д.), представленных в комплекте.

Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием  образовательной деятельности по тому или иному направлению, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования, и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. Работа сопровождается анализом материалов СМИ,  знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с  проблемой профессиональных притязаний человека; с технологией вербализации и анализа факторов, влияющих на выбор.

Также целесообразно сопоставить потенциальное профессиональное "хочу" и "могу" и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать "педагогически-провокационную" ситуацию столкновения факторов выбора профиля обучения при помощи заполнения таблиц принятия решения. Работа с ними позволит формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля.

Завершается ориентационный курс индивидуальными и групповыми консультациями, процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы.

Занятия желательно проводить в кабинете, оборудованном компьютерной техникой и видеоаппаратурой для дополнительного привлечения информационных ресурсов.

Однако, если сельская или городская школа не имеет таких технических возможностей, допустимо проводить занятия в обычном классе, максимально используя ресурсы школьной библиотеки.

Количество часов, отводимых на данный курс в соответствии с программой – 24 (из них 8 – теория и 16 – практические занятия, в том числе 2 часа –индивидуальная и групповая консультации). Однако могут быть предусмотрены и иные варианты (16 часов, 20 часов). Соответственно, при этом уменьшается количество часов на теоретические и практические занятия. Возможно сократить количество часов на эвристические упражнения и задания.

        В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

  • знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но  и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности.
  • умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Теор.ч.

Практ.ч

1. Твои возможности без границ

1

Эвристические задания

1

2. Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда.

1

Эвристические задания.

1

3. Рынок труда и образовательных услуг

1

Эвристические задания

1

Самостоятельная работа с источниками информации

2

4. Пути продолжения образования и приобретения профессии

2

Эвристические задания

1

Самостоятельная работа с источниками информации

2

5. Притязания человека и его профессиональная карьера

1

Практическая работа

2

6. Принятие решения о выборе профиля обучения

1

Практическая работа

2

7.  Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории

1

Практическая работа

2

8. Индивидуальные и групповые консультации

2

Всего

8

16

24

 

ПРОГРАММА

1. Твои возможности без границ

Варианты  выбора продолжения образования по окончании основной школы. Понятие профиля обучения. Право на собственное содержание образования. Возможности и ограничения. Вера в успех. Противоречия  мира профессионального образования и профессионального труда. Человек как «делатель» общественной пользы. Интерес к собственному будущему.

Выполнение эвристических заданий.

2. Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда.

Особенности индустриального общества и постиндустриального. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. Изменения, происходящие в обществе и их влияние на жизнь человека. Самобытность человека в меняющемся мире.  Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала.

Выполнение эвристических заданий.

  1. Рынок труда и образовательных услуг.

Изменения на отечественном рынке труда. Мозаичная профессиональная культура. Синие, белые и золотые воротнички. Универсальный работник и специалист в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества человека. Человек как субъект выбора. Помощники человека в поиске работы. Образование и профессия.

Выполнение эвристических заданий.

Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка профессионального труда.

  1. Пути продолжения образования и приобретения профессии.

Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образовательных услуг. Риски предстоящего выбора.

Выполнение эвристических заданий.

Самостоятельная работа с литературой, газетами и журналами.

Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка образовательных услуг.

 

5. Притязания человека и его профессиональная карьера.

Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры. Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный успех. Способы согласования притязаний с требованиями профессиональной деятельности к человеку. Характеристика «формулы успеха».

Практическая работа.

  1. Принятие решения о выборе профиля обучения.

Определение понятия «готовность к принятию решения». Характеристика компонентов и вариантов выбора профиля обучения. Факторы выбора профиля обучения. «Вес» фактора выбора. «Взвешивание» факторов выбора профиля обучения. Согласование рационального и интуитивного в выборе.

Практическая работа.

  1. Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории

Значимость способностей и мотивов в выборе профиля обучения и пути продолжения образования. Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы. Критерии готовности к принятию решения о выборе профиля обучения.

Практическая работа.

  1. Индивидуальные и групповые консультации.

Консультации: уточняющие и корректирующие выбор профиля обучения. Информирование о возможностях получения психологической, психофизиологической и медицинской консультативной помощи специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бондарев В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А., Лернер П.С. и др. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно научного профиля. Под.ред. Чистяковой С.Н. – М.: Просвещение, 2001 г. -  8  п.л.
  2. Братченко С.Л.  Введение в гуманитарную экспертизу образования. М.: Смысл, 1999.
  3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  5. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению / Под.ред. Чистяковой С.Н. М.: Филология, 1998.
  6. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения / Под.ред. Чистяковой С.Н. М., ИОСО РАО, 2002.
  7. Лернер П.С. Проблемы проектирования профильного образования старших школьников // Инновации в высшей технической школе России. Вып.2. Современные технологии в инженерном образовании. М.: МАДИ (ГТУ). - 2002. -  1,2 п.л.
  8. Лернер П.С. Информационные технологии в продуктивном            образовании старших школьников //   Школьные технологии. -  2002.- №4
  9. На пути к профильному обучению в 12-летней школе : Из опыта работы эксперим. шк. Рос.    акад. образования : [Сб. ст. и материалов] : В 2 ч. / Рос. акад. образования, Ин-т общ. сред. образования.- М. : ИОСО РАО, 2001.
  10. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. М.: Изд. "Институт практической психологии", Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК". 1997.
  11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд. "Институт практической психологии", Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК". - 1997.
  12. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под.ред. Митиной Л.М., М.: "Флинта", 1998.
  13. Рекомендации по использованию в профильном обучении экспериментального учебника Технология профессионального успеха (естественно-научный профиль): Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф. и др. // Школа и производство. - 2002. №1. - 0,5 п.л.
  14. Родичев Н.Ф. Профессии, которые мы выбираем // Абитуриент. – 2002 - №7. – 0,5 п.л.
  15. Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 8-11 классов. Под.ред. Чистяковой С.Н. М., Просвещение, 2003.
  16. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2002.- №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.

—При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».—Идеальна т...

«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...

Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...

Рабочая программа «Основы выбора профессии или как найти «дело жизни»

Рабочая программа предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в том числе к планируемым результатам освоения основной о...

«Путь в профессию» -инклюзивная программа подготовки к выбору профессии и подготовки социальных помощников (волонтеров) для инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями

Цель: Содействие полноценному участию людей с инвалидностью в жизни общества, формированию социально активной личности. Оказание помощи учащимся 10-12 классов (обучающиеся с умственной отсталостью (ин...