Программа по выбору профессии
рабочая программа по технологии (9 класс)
СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
И ТРАЕКТОРИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа элективного курса для учащихся девятых классов общеобразовательных школ (24 часа в рамах предпрофильной подготовки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slagaemye_vybora_profilya_obucheniya_-_programma_0112.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
И ТРАЕКТОРИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа элективного курса для учащихся девятых классов общеобразовательных школ (24 часа в рамах предпрофильной подготовки)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра ее возможных проблем с педагогическим сообществом выявило значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа, реализуемая с подростками. Так, весьма неопределенным оказывается даже само наименование этого педагогического явления – профильная (или профессиональная, или учебная?) ориентация. Однако совершенно очевидно, что без полноценного ориентационного компонента предпрофильная подготовка окажется сведенной к «комплектованию», «подбору», «отбору», «селекции» без учета индивидуального запроса учащегося и без учета его готовности к формированию этого запроса.
В русском языке в словообразовательном аспекте «ориентация» трактуется в двух заметно отличающихся друг от друга смыслах. Первый из них – совершение в отношении кого-либо ориентирующего воздействия, координация ориентируемого в том или ином направлении. Другой смысл - умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определять свое собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Ориентационная работа в процессе предпрофильной подготовки может частично компенсировать недостатки существующей системы образования и, в частности, профильного обучения, демонстрируя необходимость становления нового типа социальности у будущих выпускников и провоцируя собственные размышления учащегося о целях и смыслах дальнейшего социального и профессионального становления.
Цель курса: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.
Задачи:
- сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старшей школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;
- способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
- обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута
- способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Данный курс является вводным, общим, предваряющим изучение других модулей, представленных в данном учебно-методическом комплекте. Этот курс дает представление школьникам об общих основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических). Знание их обеспечивает учащимся принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования, а также позволит им сделать выбор соответствующего модуля (военные профессии, строительство и архитектура и т.д.), представленных в комплекте.
Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования, и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. Работа сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с технологией вербализации и анализа факторов, влияющих на выбор.
Также целесообразно сопоставить потенциальное профессиональное "хочу" и "могу" и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать "педагогически-провокационную" ситуацию столкновения факторов выбора профиля обучения при помощи заполнения таблиц принятия решения. Работа с ними позволит формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля.
Завершается ориентационный курс индивидуальными и групповыми консультациями, процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы.
Занятия желательно проводить в кабинете, оборудованном компьютерной техникой и видеоаппаратурой для дополнительного привлечения информационных ресурсов.
Однако, если сельская или городская школа не имеет таких технических возможностей, допустимо проводить занятия в обычном классе, максимально используя ресурсы школьной библиотеки.
Количество часов, отводимых на данный курс в соответствии с программой – 24 (из них 8 – теория и 16 – практические занятия, в том числе 2 часа –индивидуальная и групповая консультации). Однако могут быть предусмотрены и иные варианты (16 часов, 20 часов). Соответственно, при этом уменьшается количество часов на теоретические и практические занятия. Возможно сократить количество часов на эвристические упражнения и задания.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
- знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности.
- умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Теор.ч. | Практ.ч |
1. Твои возможности без границ | 1 | |
Эвристические задания | 1 | |
2. Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда. | 1 | |
Эвристические задания. | 1 | |
3. Рынок труда и образовательных услуг | 1 | |
Эвристические задания | 1 | |
Самостоятельная работа с источниками информации | 2 | |
4. Пути продолжения образования и приобретения профессии | 2 | |
Эвристические задания | 1 | |
Самостоятельная работа с источниками информации | 2 | |
5. Притязания человека и его профессиональная карьера | 1 | |
Практическая работа | 2 | |
6. Принятие решения о выборе профиля обучения | 1 | |
Практическая работа | 2 | |
7. Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории | 1 | |
Практическая работа | 2 | |
8. Индивидуальные и групповые консультации | 2 | |
Всего | 8 | 16 |
24 |
ПРОГРАММА
1. Твои возможности без границ
Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы. Понятие профиля обучения. Право на собственное содержание образования. Возможности и ограничения. Вера в успех. Противоречия мира профессионального образования и профессионального труда. Человек как «делатель» общественной пользы. Интерес к собственному будущему.
Выполнение эвристических заданий.
2. Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда.
Особенности индустриального общества и постиндустриального. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. Изменения, происходящие в обществе и их влияние на жизнь человека. Самобытность человека в меняющемся мире. Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала.
Выполнение эвристических заданий.
- Рынок труда и образовательных услуг.
Изменения на отечественном рынке труда. Мозаичная профессиональная культура. Синие, белые и золотые воротнички. Универсальный работник и специалист в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества человека. Человек как субъект выбора. Помощники человека в поиске работы. Образование и профессия.
Выполнение эвристических заданий.
Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка профессионального труда.
- Пути продолжения образования и приобретения профессии.
Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образовательных услуг. Риски предстоящего выбора.
Выполнение эвристических заданий.
Самостоятельная работа с литературой, газетами и журналами.
Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка образовательных услуг.
5. Притязания человека и его профессиональная карьера.
Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры. Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный успех. Способы согласования притязаний с требованиями профессиональной деятельности к человеку. Характеристика «формулы успеха».
Практическая работа.
- Принятие решения о выборе профиля обучения.
Определение понятия «готовность к принятию решения». Характеристика компонентов и вариантов выбора профиля обучения. Факторы выбора профиля обучения. «Вес» фактора выбора. «Взвешивание» факторов выбора профиля обучения. Согласование рационального и интуитивного в выборе.
Практическая работа.
- Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории
Значимость способностей и мотивов в выборе профиля обучения и пути продолжения образования. Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы. Критерии готовности к принятию решения о выборе профиля обучения.
Практическая работа.
- Индивидуальные и групповые консультации.
Консультации: уточняющие и корректирующие выбор профиля обучения. Информирование о возможностях получения психологической, психофизиологической и медицинской консультативной помощи специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
- Бондарев В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А., Лернер П.С. и др. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно научного профиля. Под.ред. Чистяковой С.Н. – М.: Просвещение, 2001 г. - 8 п.л.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М.: Смысл, 1999.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению / Под.ред. Чистяковой С.Н. М.: Филология, 1998.
- Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения / Под.ред. Чистяковой С.Н. М., ИОСО РАО, 2002.
- Лернер П.С. Проблемы проектирования профильного образования старших школьников // Инновации в высшей технической школе России. Вып.2. Современные технологии в инженерном образовании. М.: МАДИ (ГТУ). - 2002. - 1,2 п.л.
- Лернер П.С. Информационные технологии в продуктивном образовании старших школьников // Школьные технологии. - 2002.- №4
- На пути к профильному обучению в 12-летней школе : Из опыта работы эксперим. шк. Рос. акад. образования : [Сб. ст. и материалов] : В 2 ч. / Рос. акад. образования, Ин-т общ. сред. образования.- М. : ИОСО РАО, 2001.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. М.: Изд. "Институт практической психологии", Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК". 1997.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд. "Институт практической психологии", Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК". - 1997.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / Под.ред. Митиной Л.М., М.: "Флинта", 1998.
- Рекомендации по использованию в профильном обучении экспериментального учебника Технология профессионального успеха (естественно-научный профиль): Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф. и др. // Школа и производство. - 2002. №1. - 0,5 п.л.
- Родичев Н.Ф. Профессии, которые мы выбираем // Абитуриент. – 2002 - №7. – 0,5 п.л.
- Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 8-11 классов. Под.ред. Чистяковой С.Н. М., Просвещение, 2003.
- Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2002.- №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.
При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».Идеальна т...
«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»
Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...
Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...
Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"
Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...
Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...
Рабочая программа «Основы выбора профессии или как найти «дело жизни»
Рабочая программа предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в том числе к планируемым результатам освоения основной о...
«Путь в профессию» -инклюзивная программа подготовки к выбору профессии и подготовки социальных помощников (волонтеров) для инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями
Цель: Содействие полноценному участию людей с инвалидностью в жизни общества, формированию социально активной личности. Оказание помощи учащимся 10-12 классов (обучающиеся с умственной отсталостью (ин...