Конспект урока по теме:"Отделка изделий из древесины" 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Титова Юлия Николаевна

Цель урока: ознакомить обучающихся с отделкой изделий из древесины (тонированием и лакированием), правилами нанесения на поверхностьморилки и лака; научить обучающихся выполнять отделку изделий из древесины и древесных материалов, развивать аккуратное и бережливое отношение к древесине.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; практический/индивидуальная, фронтальная.

Предметные умения: получат представление о контроле качества продукции; узнают о способах отделки изделий из древесины; познакомятся с профессиями людей, связанных с обработкой древесины; освоят приемы отделки изделий;научатся самостоятельно решать технологические задачи.

Метапредметные универсальные учебные действия: регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу; познавательные - научатся наблюдать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные - научатся формировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._titova_2.docx5.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Отделка изделий из древесины.»

Цель урока: ознакомить обучающихся с отделкой изделий из древесины (тонированием и лакированием), правилами нанесения на поверхностьморилки и лака; научить обучающихся выполнять отделку изделий из древесины и древесных материалов, развивать аккуратное и бережливое отношение к древесине.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; практический/индивидуальная, фронтальная.

Предметные умения: получат представление о контроле качества продукции; узнают о способах отделки изделий из древесины; познакомятся с профессиями людей, связанных с обработкой древесины; освоят приемы отделки изделий;научатся самостоятельно решать технологические задачи.

Метапредметные универсальные учебные действия: регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу; познавательные - научатся наблюдать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные - научатся формировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям.

      Отделка изделий из древесины – окончательная технологическая операция, улучшающая внешний вид изделия. Чаще всего применяют такие виды отделки, как тонирование (прозрачное окрашивание) и лакирование.

      Тонирование используют для окрашивания древесины в более темный, чем натуральный, цвет от желтого до коричневого (например, под цвет ореха) и даже черного (под цвет мореного дуба). При этом текстура древесины не закрашивается. В школьных мастерских для тонирования применяют порошковый краситель на водной основе – морилку.

     Не следует использовать очень густой, темный раствор. Лучше покрыть поверхность слабым раствором, но несколько раз.

     Рассмотрим технологию тонирования деревянной детали.

     Перед тонированием поверхность зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой вдоль волокон, потому что даже самая мелкая царапина, шероховатость при увлажнении древесины становится заметной.

    Окрашивание морилкой выполняют мягкой широкой кистью. Не следует набирать на кисть слишком много раствора, так как жидкость будет растекаться по поверхности, образуя пятна. Раствор морилки можно наносить также ватным тампоном, обернутым чистой хлопчатобумажной тканью.

    Торцевые поверхности древесины впитывают влагу сильнее, чем боковые, из-за чего при окрашивании одним и тем же раствором они получаются темнее. Чтобы избежать этого, торцевые поверхности перед окраской смачивают водой.

    Лакирование – это нанесение на поверхность изделий из древесины тонкого слоя лака – вязкой жидкости специального состава, которая при высыхании образует твердое прозрачное покрытие, сквозь которое видна текстура древесины.

    Лакирование предохраняет деревянные поверхности от попадания влаги и гниения. Лак также подчеркивает цвет и текстуру древесины.

    Лак можно наносить тампоном или кистью. При лакировании тампоном на рабочую руку должна быть надета резиновая перчатка.

    Если лак наносят кистью, то ее перемещают по направлению волокон древесины вперед и назад, наклоняя в сторону движения. У края плоскости детали кисть слегка приподнимают вверх.

     После высыхания первого слоя лака на поверхности появляются ворсинки – мелкие отслоившиеся волокна древесины. Ворсинки зачищают вдоль волокон мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Затем изделие протирают влажной тряпкой, дают ему просохнуть и наносят второй слой лака.

     На деревообрабатывающих и мебельных предприятиях отделкой изделий занимаются отделочники, или лакировщики.

     Лакировщик – это специалист, который на деревообрабатывающем или мебельном предприятии занимается лакированием изделий из древесины. Он знает, как подготовить поверхность к лакированию, умеет выбрать лак, подходящий для лакирования той или иной породы древесины. При этом он умело пользуется специальными устройствами для нанесения и сушки лака, чтобы получить ровный лакированный слой на изделии.

Правила безопасной работы

  • Работать с лаком только при наличии вытяжного шкафа или в хорошо проветриваемом помещении.
  • Избегать попадания лака на руки и одежду.
  • По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.

     Перед практической работой ученики выполняют задание на листах, затем непосредственно отделку изделий из древесины. Разрешается применять масляный лак, который высыхает примерно через сутки, или спиртовой лак, являющийся быстросохнущим.

 Наиболее часто допускаемые пятиклассниками ошибки:

  • при тонировании: наносят слишком много морилки на поверхность изделия, не смачивают торцевые поверхности водой;
  • при лакировании: наносят лак толстым неровным слоем.

Рефлексия.  

Беседа по вопросам:   

- Что нового вы узнали на уроке?

- Для чего нужно тонировать и лакировать поверхность деревянных деталей?

- Понравился ли вам урок?                                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Дисперсия света" в 11 классе

Представлен конспект урока формирования знаний по теме "Дисперсия света" .Цель урока: в результате экспериментального исследования изучить явление дисперсии света....

Конспект урока на тему:" Внешние углы треугольника" 7 класс

Вашему вниманию предлагаю конспект урока по геометрии 7 класса на тему: " Внешние углы треугольника"....

конспект урока по теме "Многоугольники" и презентация. 5 класс

Материал содержит конспект урока в 5 классе по учебнику И.Ф.Шарыгина, Г.В.Дорофеева по теме "Многоугольники", а также презентацию к данному уроку и самостоятельную работу....

Конспект урока по теме"Южная Америка" в 7 классе

Полный конспект урока с целями, задачами, рефлексией....

Конспект урока по теме :"Скифы" для учащихся 5 класса

Конспект урока для учащихся 5 класса по теме: "Скифы". Урок по истории Донского края. План:1. Географическое положение Скифии;            2....

конспект урока по теме "Поясное изделие. Юбка" для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации

план-конспект урока по теме "Поясное изделие. Юбка." в рамках подготовки к экзаменам ля учащихся 9 класса...