Конспект урока по теме :"Скифы" для учащихся 5 класса
план-конспект урока (краеведение, 5 класс) по теме
Конспект урока для учащихся 5 класса по теме: "Скифы". Урок по истории Донского края.
План:1. Географическое положение Скифии;
2.Греческие авторы о Скифии;
3. Скифы – кочевники;
4. Скифы – воины;
5. Занятия и обычаи скифов.
Оборудование урока:1.Интерактивная доска
2. Презентация в формате SMARTNotebook.
3. Раздаточный материал учащимся.
Технологическая карта урока.
ХОД УРОКА:
I. ОРГМОМЕНТ.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1.Работа у доски.Подпишите орудия труда, используемые древним человеком.
2.Работа с классом.
Когда люди начали обрабатывать металлы?
Что вы знаете о поселении медно - каменного и бронзового века на
Нижнем Дону?
Какие события происходил на территории нашего края в III-IIтыс.
до н. э.?
Какие племена проживали на территории Северного
Причерноморья в V-IVвеках до н. э.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Вводное слово учителя.
Около тысячи лет скифы являлись хозяевами огромных пространств. Кто же они? Откуда появились? Современные учёные считают, что скифы были пришельцами, явившимися с Востока из-за Волги.
Возникновение кочевого скотоводства стало возможным, потому, что была приручена лошадь и превратилась в важнейшее средство передвижения. Постоянные поселения исчезали, на огромных степных просторих раскинулись тысячи первобытных кочевий. Увеличивающиеся стада скота
2. Греческие Авторы о Скифии.
Опережающее задание, краткие сообщения: «Греческие авторы о Скифии».
Геродот
Греческие авторы оставили много сведений о географическом положении, климате Скифии, реках, протекающих по ее территории. Геродот писал: «Страна скифов представляет собой богатую травой и хорошо орошаемую равнину. По этой равнине протекает много рек. Восьмая река — Танаис. Она течет сверху, беря начало из большого озера, и впадает еще в большее озеро под названием Меотида». Греки были убеждены, что река Танаис является границей между Европой и Азией. Азия, по их представлениям, начиналась непосредственно за Танаисом. Жителям солнечной Греции, впервые попадавшим в Северное Причерноморье, здешние места казались непривычными: холодными суровыми, с обильными снегопадами.
Работа в технологической карте.
Подпишите на ваших листах портрет Геродота.
Подпишите на контурной карте реку Танаис, «Озеро под названием Меотида»
3. Скифы кочевники.
Рассказ учителя о расположении племен скифов – кочевников, скифов – пахарей.
Опережающее задание, краткое сообщение: «Гиппократ о скифах».
Очень важным является мнение о скифской медицине Гиппократа. Он много путешествовал по Причерноморью и как проницательный наблюдатель оставил нам бесценные свидетельства очевидца. Начать можно с того, что он установил холерический тип телосложения людей севера, что является следствием климатических условий. Он говорил, что они «от природы энергичны и бодры для деятельности». Кроме того, «эти люди для искусств острее и способнее и более годны для ведения военных дел».Особенно удивляло греков то, Что скифы на живут на одном месте и постоянно кочуют Даже жилища У них были на колёсах. Устройство этих жилищ описал греческий автор Гиппократ: Наименьшие бывают четырёхколёсные, а другие шестиколёсные. Они кругом закрыты войлоком и устроены подобно домам, одни с двумя, а другие с тремя отделениями; они не проницаемы ни для воды (дождевой), ни для снега, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов» В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях, за ними следуют и стада овец и коров, и табуны лошадей. Скифы пьют кобылье молоко, едят вареное мясо и иппаку
( сыр из кобыльего молока). Таков образ жизни и обычай скифов.
Работа в технологической карте.
Подпишите на ваших листах портрет Гиппократа.
Работа в технологической карте.
Зная, что скифы использовали минеральную краску только нескольких цветов (жёлтого, синего, красного, зеленого, чёрного) раскрасьте представленную на рисунке скифскую кибитку.
Работа с картой (ученик показывает расположение племен скифов – кочевников).
Работа в технологической карте.
Подпишите на контурной карте территорию на которой проживали скифы- кочевники, скифы - пахари.
4. Скифы - воины.
Рассказ учителя о скифах – воинах.
Работа у доски (ученик подписывает изображённые предметы вооружения скифов с краткими пояснениями)
Работа в технологической карте.
Подпишите на рисунке вооружение скифов.
Творческое задание.
Археологами обнаружены части конской военной упряжи.
Представьте себя скифом и придумайте упряжь для своей лошади аналогичную найденным.
Как вы понимаете поговорку скифов: «Наш добрый день выходит из колчана».
Работа у доски (один ученик).
На представленном рисунке подпишите боевое снаряжение скифского воина и опишите отличительные черты скифского вооружения.
Работа в технологической карте.
На представленном рисунке подпишите боевое снаряжение скифского воина
5. Физкультминутка
Давайте, попробуем “оживить” стихотворение о скифах, заменяя некоторые слова движениями.
За пределом мечты – незнакомой рекой - степь широкая, небо низкое;
На высоком кургане под сильной рукой удила грызет удаль скифская.
Но у самой мечты, за Каяла - рекой,
Затуманилось солнце низкое;
Кто-то бросил копьё очень меткой рукой
и пробил насквозь сердце скифское.
| Встали, потянулись.
Подняли руки вверх, потянулись, опустили руки.
Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб Опустите руки и зажмурьте глаза.
Поднимите правую руку верх и глубоко вдохните. Опустите руку вниз и медленно выдохните. Сели на место. |
6. Занятия и обычаи скифов.
Рассказ учителя: скифская керамика
Работа с классом:
Какие виды керамических изделий использовались скифами?
Чем отличалась скифская керамика от греческой?
Работа у доски.
Распределите по группам представленную на слайде керамику.
Что относится к изделиям скифских мастеров, а что греческих?
Работа с учебником с. 42-43:
а) основные занятия,
б) одежда скифов.
Работа с классом:
Какие виды керамических изделий использовались скифами?
Чем отличалась скифская керамика от греческой?
Почему женская повседневная одежда скифских женщин не сильно отличалась от мужской?
Каковы особенности выходной женской одежды?
Назовите основные занятия скифов в мирное время?
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Какую территорию занимала скифская держава?
2. Какую реку греки называли Танаисом?
3. Скифы верили в существование множества богов. Они поклонялись богу папайю - громовержцу, подобному Зевсу, богине Табити — хранительнице домашнего очага и другим. Самым почитаемым был бог, которого греки называли бы Аресом, а римляне Марсом. Догадайтесь, покровителем какого занятия он был.
4. То, что Геродот видел сам, и то, что ему рассказывали местные греки и скифы, складывалось в пёструю картину жизни народа, в которой переплетались легенды и быль, достоверное и вымышленное. Попробуйте отделить правду от вымысла:
а) климат Скифии столь суров, что « в продолжение восьми месяцев там стоят негостеприимные холода; в это время не сделаешь грязи, пролив воды на землю. Разве если разведешь огонь» (Геродот);
б) «По словам скифов, воздух у них наполнен перьями, и оттого … нельзя ни видеть вдаль, ни пройти...» ( Геродот );
5. Персидский царь Дарий никак не мог догнать скифов ,чтобы навязать им крупное сражение. Наконец, Дарий отправил к скифам послание, в котором упрекнул их в трусости. Индарфис, вождь скифов, ответил: Я поступаю так же, как обычно в мирное время». Что имел ввиду вождь скифов?
V. РЕФЛЕКСИЯ
В технологической карте напишите или нарисуйте? что вам больше всего понравилось у скифов.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 4, Составьте небольшой рассказ: «Один день из жизни скифа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_skify__2_5_klass.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Скифы» в 5 классе.
Цели: 1.Познакомить учащихся с природой, местоположением на карте
Скифской державы;
2.Помочь учащимся увидеть наш край «глазами древних греков»
3.Продолжить формирование умений сравнивать, находить верную информацию в источниках, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой, школьным учебником;
Тип: Урок изучения нового материала;
Планируемый результат:
- знать свидетельства греческих авторов о Скифии.
- иметь представление о занятиях, образе жизни скифов;
-уметь описывать характерные черты скифской культуры
- приводить примеры взаимовлияния культур
План: 1. Географическое положение Скифии;
2.Греческие авторы о Скифии;
3. Скифы – кочевники;
4. Скифы – воины;
5. Занятия и обычаи скифов.
Оборудование урока: 1.Интерактивная доска
2. Презентация в формате SMART Notebook.
3. Раздаточный материал учащимся.
Технологическая карта урока.
ХОД УРОКА:
- ОРГМОМЕНТ.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1.Работа у доски. Подпишите орудия труда, используемые древним человеком.
2.Работа с классом.
Когда люди начали обрабатывать металлы?
Что вы знаете о поселении медно - каменного и бронзового века на
Нижнем Дону?
Какие события происходил на территории нашего края в III-II тыс.
до н. э.?
Какие племена проживали на территории Северного
Причерноморья в V-IV веках до н. э.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Вводное слово учителя.
Около тысячи лет скифы являлись хозяевами огромных пространств. Кто же они? Откуда появились? Современные учёные считают, что скифы были пришельцами, явившимися с Востока из-за Волги.
Возникновение кочевого скотоводства стало возможным, потому, что была приручена лошадь и превратилась в важнейшее средство передвижения. Постоянные поселения исчезали, на огромных степных просторих раскинулись тысячи первобытных кочевий. Увеличивающиеся стада скота
2. Греческие Авторы о Скифии.
Опережающее задание, краткие сообщения: «Греческие авторы о Скифии».
Геродот
Греческие авторы оставили много сведений о географическом положении, климате Скифии, реках, протекающих по ее территории. Геродот писал: «Страна скифов представляет собой богатую травой и хорошо орошаемую равнину. По этой равнине протекает много рек. Восьмая река — Танаис. Она течет сверху, беря начало из большого озера, и впадает еще в большее озеро под названием Меотида». Греки были убеждены, что река Танаис является границей между Европой и Азией. Азия, по их представлениям, начиналась непосредственно за Танаисом. Жителям солнечной Греции, впервые попадавшим в Северное Причерноморье, здешние места казались непривычными: холодными суровыми, с обильными снегопадами.
Работа в технологической карте.
Подпишите на ваших листах портрет Геродота.
Подпишите на контурной карте реку Танаис, «Озеро под названием Меотида»
3. Скифы кочевники.
Рассказ учителя о расположении племен скифов – кочевников, скифов – пахарей.
Опережающее задание, краткое сообщение: «Гиппократ о скифах».
Очень важным является мнение о скифской медицине Гиппократа. Он много путешествовал по Причерноморью и как проницательный наблюдатель оставил нам бесценные свидетельства очевидца. Начать можно с того, что он установил холерический тип телосложения людей севера, что является следствием климатических условий. Он говорил, что они «от природы энергичны и бодры для деятельности». Кроме того, «эти люди для искусств острее и способнее и более годны для ведения военных дел».Особенно удивляло греков то, Что скифы на живут на одном месте и постоянно кочуют Даже жилища У них были на колёсах. Устройство этих жилищ описал греческий автор Гиппократ: Наименьшие бывают четырёхколёсные, а другие шестиколёсные. Они кругом закрыты войлоком и устроены подобно домам, одни с двумя, а другие с тремя отделениями; они не проницаемы ни для воды (дождевой), ни для снега, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов» В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях, за ними следуют и стада овец и коров, и табуны лошадей. Скифы пьют кобылье молоко, едят вареное мясо и иппаку
( сыр из кобыльего молока). Таков образ жизни и обычай скифов.
Работа в технологической карте.
Подпишите на ваших листах портрет Гиппократа.
Работа в технологической карте.
Зная, что скифы использовали минеральную краску только нескольких цветов (жёлтого, синего, красного, зеленого, чёрного) раскрасьте представленную на рисунке скифскую кибитку.
Работа с картой (ученик показывает расположение племен скифов – кочевников).
Работа в технологической карте.
Подпишите на контурной карте территорию на которой проживали скифы- кочевники, скифы - пахари.
4. Скифы - воины.
Рассказ учителя о скифах – воинах.
Работа у доски (ученик подписывает изображённые предметы вооружения скифов с краткими пояснениями)
Работа в технологической карте.
Подпишите на рисунке вооружение скифов.
Творческое задание.
Археологами обнаружены части конской военной упряжи.
Представьте себя скифом и придумайте упряжь для своей лошади аналогичную найденным.
Как вы понимаете поговорку скифов: «Наш добрый день выходит из колчана».
Работа у доски (один ученик).
На представленном рисунке подпишите боевое снаряжение скифского воина и опишите отличительные черты скифского вооружения.
Работа в технологической карте.
На представленном рисунке подпишите боевое снаряжение скифского воина
5. Физкультминутка
Давайте, попробуем “оживить” стихотворение о скифах, заменяя некоторые слова движениями.
За пределом мечты – незнакомой рекой - степь широкая, небо низкое; На высоком кургане под сильной рукой удила грызет удаль скифская. Но у самой мечты, за Каяла - рекой, Затуманилось солнце низкое; Кто-то бросил копьё очень меткой рукой и пробил насквозь сердце скифское. | Встали, потянулись.
Подняли руки вверх, потянулись, опустили руки. Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб Опустите руки и зажмурьте глаза. Поднимите правую руку верх и глубоко вдохните. Опустите руку вниз и медленно выдохните. Сели на место. |
6. Занятия и обычаи скифов.
Рассказ учителя: скифская керамика
Работа с классом:
Какие виды керамических изделий использовались скифами?
Чем отличалась скифская керамика от греческой?
Работа у доски.
Распределите по группам представленную на слайде керамику.
Что относится к изделиям скифских мастеров, а что греческих?
Работа с учебником с. 42-43:
а) основные занятия,
б) одежда скифов.
Работа с классом:
Какие виды керамических изделий использовались скифами?
Чем отличалась скифская керамика от греческой?
Почему женская повседневная одежда скифских женщин не сильно отличалась от мужской?
Каковы особенности выходной женской одежды?
Назовите основные занятия скифов в мирное время?
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Какую территорию занимала скифская держава?
- Какую реку греки называли Танаисом?
- Скифы верили в существование множества богов. Они поклонялись богу папайю - громовержцу, подобному Зевсу, богине Табити — хранительнице домашнего очага и другим. Самым почитаемым был бог, которого греки называли бы Аресом, а римляне Марсом. Догадайтесь, покровителем какого занятия он был.
- То, что Геродот видел сам, и то, что ему рассказывали местные греки и скифы, складывалось в пёструю картину жизни народа, в которой переплетались легенды и быль, достоверное и вымышленное. Попробуйте отделить правду от вымысла:
а) климат Скифии столь суров, что « в продолжение восьми месяцев там стоят негостеприимные холода; в это время не сделаешь грязи, пролив воды на землю. Разве если разведешь огонь» (Геродот);
б) «По словам скифов, воздух у них наполнен перьями, и оттого … нельзя ни видеть вдаль, ни пройти...» ( Геродот );
- Персидский царь Дарий никак не мог догнать скифов ,чтобы навязать им крупное сражение. Наконец, Дарий отправил к скифам послание, в котором упрекнул их в трусости. Индарфис, вождь скифов, ответил: Я поступаю так же, как обычно в мирное время». Что имел ввиду вождь скифов?
V. РЕФЛЕКСИЯ
В технологической карте напишите или нарисуйте? что вам больше всего понравилось у скифов.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 4, Составьте небольшой рассказ: «Один день из жизни скифа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме"England",6 класс
Уважаемые коллеги! Хочу представить конспект и презентацию урока по теме "England", 6 класс, УМК О.В. Афанасьева ,О.В.Михеева для углублённого изучения иностранных языков.Это урок-обобщение.Цель...
Конспект урока по теме: "Почта" 3 класс по УМК Биболетовой М.З.
Урок проводился в рамках экспериментальной площадки "Апробация ФГОС в начальной школе по английскому языку". На уроке ознакомились с новой лексикой по теме «Postoffice»,...
Конспект урока по теме "Предлог". 7 класс.
Данное занятие проводится в форме виртуального путешествия, где систематизируются знания, полученные по теме "Предлог"....
конспект урока по теме " Ветер" 6 класс
конспект урока по технологии творческго развития...
Конспект урока по теме "Еда" 3 класс
На данном уроке используется несколько видов деятельности, что позволяет сделать урок интересным и динамичным, а игровые ситуации способствуют более успешному достижению главной цели – формированию ко...
Конспект урока по теме Баскетбол 5 класс
Класс: 5 Тема: Раздел «Баскетбол». Передача и ловля мяча. Цель: Закрепить технику владения мячом (ведение, передача и ловля мяча). Образовательные задачи:Совершенствовать технику ...
Конспект урока по теме "Лазеры" (11 класс) с презентацией
Разработка урока для 11 класса по теме "Лазеры". Урок изучения нового материала сопровождает презентация....