Урок технологии в 7классе. Учитель технологии МБОУ «СОШ№36»п.Новый Уоян Гаманова Т.П.
учебно-методический материал по технологии (7 класс)

Гаманова Татьяна Павловна

Цели урока

I.    Предметные цели:

1.1.Способствовать формированию и развитию  умений и навыков работы с сантиметровой лентой, снятию мерок с фигуры человека, определению размера швейного изделия.

1.2.Способствовать формированию представления о конструировании швейных изделий.

1.3.Создать условия для выявления причинно-следственных  связей:

Раскрыть причины взаимосвязи определения размера швейного изделия от снятых 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок технологии в 7классе.

Учитель технологии МБОУ «СОШ№36»п.Новый Уоян

Гаманова Т.П.

Класс: 7

Раздел: Создание изделий из текстильных материалов.

Тема урока: Конструирование юбок.

Цели урока:  

I.    Предметные цели:

1.1.Способствовать формированию и развитию  умений и навыков работы с сантиметровой лентой, снятию мерок с фигуры человека, определению размера швейного изделия.

1.2.Способствовать формированию представления о конструировании швейных изделий.

1.3.Создать условия для выявления причинно-следственных  связей:

  • Раскрыть причины взаимосвязи определения размера швейного изделия от снятых мерок с фигуры человека.

II.      Личностные цели:

  1. Способствовать  развитию речи  учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков).
  2. Способствовать  овладению  основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии,  обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать,  определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
  3. Способствовать  развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук,  развивать  двигательную сноровку, соразмерность движений).
  4. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся  к предмету.
  5. Способствовать формированию и  развитию самостоятельности учащихся

II      Метапредметные цели:

  • регулятивные – освоить приёмы работы с сантиметровой лентой, научиться принимать и сохранять учебную задачу урока, составлять алгоритм снятия и записи мерок;  принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения алгоритма снятия мерок; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия  после его завершения на основе его оценки  и учета характера сделанных ошибок, корректировать навыки и умения снятия мерок.
  • коммуникативные – научиться слушать собеседника и вести диалог; вступать в речевое общение и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение работать в парах, развитие моторики и координации движения рук при работе с сантиметровой лентой.
  • познавательные – познакомиться с основными правилами снятия и записи мерок, уметь  применять в работе  правила снятия мерок, понимать условные обозначения мерок и с их помощью определять размер изделия.
  1. Профориентационные  цели:
  1. Обобщить у учащихся знания в сферах трудовой деятельности, карьере. Профессии: художник-модельер, художник-конструктор, закройщик, швея, технолог швейного производства, портной.
  2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять  самоанализ  уровня развития своих профессионально  важных качеств  и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
  3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности  в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  4. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:
  1. кабинет  технологии;
  2. компьютер;
  3. мультимедийный проектор;
  4. экран;
  5. презентация «Конструирование юбок»;
  6. инструменты, приспособления: манекен, сантиметровая лента
  1. Дидактическое обеспечение:
  1. учебник «Технология 7 класс» Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
  2. дополнительная литература (словари, справочники):
  3. плакат «Измерение фигуры человека»:

     таблицы:

  • учебно-техническая документация (УТД) технологические карты (ТК):    
  • инструкционные карты (ИК):    
  • материалы для контроля знаний учащихся карточки-задания.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения

Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления

Вид урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов,  обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

Ход урока

Этапы урока

Цель

Содержание урока

Формируемые УУД

Виды контроля

Деятельность   педагога

Деятельность учащихся

1.Организа-ционный момент.

1мин

настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

  1. приветствие
  2. проверка явки учащихся
  3. заполнение учителем классного журнала
  4. проверка готовности учащихся к уроку

 

Слушают, включаются в работу

эмоциональный настрой на урок положительный

-помощь учителю в проверки явки на урок

Самоопределение (Л)

2.Целеполагание и мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности.

2 -3 мин.

Включение в учебную деятельность на уроке:

1. . Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности   «надо».

2.  Организовать деятельность учащихся  установок тематических рамок «могу».

3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность «хочу».

Слайд 1. Кроссворд.

Слайд 2.Давайте вспомним пословицы: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Кроить – не шить, после не распорешь. Как вы понимаете эти пословицы?

Слайд 3.

1.А что такое лекало?

2.Для чего нужны выкройки?  3.Из чего делают лекала? Вы уже выкраивали детали  из ткани по шаблону?

4.Как вы думаете, что надо знать, чтобы изготовить шаблон?

5.А кто из вас знает, как называется шаблон, по которому выкраивают швейные изделия?

6.Что необходимо знать для построения выкройки?

Как вы думаете, какая тема нашего  урока? 7.Учитель уточняет ответы детей и формулирует тему урока. Слайд 4.

8. Какова цель нашего урока, и по какому плану мы достигнем нашей цели?

Слайд 5. Учитель уточняет ответы детей и формулирует цель и план урока.

Слушают, смотрят, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы. Предполагаемые ответы: Сначала хорошо подумай, а потом говори; проверь работу, а потом отрезай. Во время раскроя надо быть очень внимательным, так как после вырезания деталей уже трудно будет исправить ошибки.

1.Шаблон – деталь, образец. 2. По которому вырезают несколько одинаковых деталей.

3..Из бумаги, картона.

4.Надо знать размеры.

Шили прихватку и вырезали детали по шаблонам.

5.Выкройка.

6.Размеры  (Мерки)

7. Пытаются формулировать тему, цель  и план урока.

-самоопределение (Л)

-сопоставление (Л)

-сотрудничество с учителем и сверстником  (К),

- способность ставить новые цели и задачи (Р)

Устные ответы;

3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

7 -8 мин.

На данном этапе организуется  подготовка и мотивация учащихся  к самостоятельным учебным действиям

1.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

2. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу».

3.Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

4. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия.

 Слайд 6. С целью актуализации провожу беседу  по вопросам:

1.Что такое чертёж.

2. Какие чертёжные инструменты вам известны?

3. Попробуйте дать определение что такое «выкройка»

Какие возникли затруднения? Давайте сравним ваши ответы  с ответами, предложенными

Давайте дадим определение, что же такое конструирование швейных изделий

Слайд 7.

 Сможем ли мы с вами сразу построить выкройку? Почему? Что нам надо знать?  Как видите, возникают опять затруднения.

Смотрят. Анализируют

Отвечают. Трансформируют известные знания в новые ситуации.

Предполагаемый ответ:

1.Чертёж – это выполненный на бумаге с помощью чертёжных инструментов изображение предмета или детали с указанием их размеров.

2. Линейка, треугольник, карандаш, циркуль.

Затруднение

Читают на слайде определение.

Слушают других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

общеучебные - извлекают необходимую информацию из беседы с учителем (П);

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. (П);

осознают свои возможности в учении. (Л);

научатся вступать в речевое общение,

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;  слушать друг друга (Л);

планирование последовательности действий) (Р)

контроль - нахождение отличий своего результата с заданным эталоном; коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план (Р),

сотрудничество с учителем и сверстниками  (К)

Устные ответы;

4. Проблемное изложения нового знания 5 -7 мин

Слайд 8. Мы решим их, если отправимся в ателье по пошиву одежды и поработаем закройщиком

Слайд 9. Кто мне назовёт инструменты и приспособления для изготовления выкройки?

Слайд 10..Снятие мерок с фигуры человека

Слайд 11. Какие мерки необходимы для построения чертежа прямой юбки?

Ребята, давайте, выясним - у Вас одежда одного размера или нет? Как определить ваш размер?

ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

 Задание:  Измерьте себя и определите свой размер?

 У кого какие результаты?

 Кому удалось, а кому

нет  справиться с заданием?

Подумайте.

В каком месте испытали затруднения и почему?

Слушают, отвечают на вопросы, запоминают новые сведения.

Снимают мерки и записывают результат. Испытывая при этом затруднения

1-й шаг я не знаю?

2-й шаг – Сама постараюсь определить

сотрудничество с учителем и сверстниками  (К)

-постановка и формулирование проблемы  (П)

Устные ответы;

5.Выявление места и причины затруднения.

5 -6 мин.

На данном этапе  учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

1.Востановить выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение.

2. Соотнести свои действия с используемым способом действия и выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания, которых недостает для выполнения  поставленной задачи.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей  в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы.

В каком месте испытали затруднения и почему?

ЗАТРУДНЕНИЕ

 Я  не знаю правильного снятия и обозначения мерок.

Я не знаю правила определения линий.

Анализ, синтез, обобщение (П)

- обобщение (П)

-постановка и формулирование проблемы  (П)

-структурирование знаний (П)

-выражение своих мыслей (К)

6. Построение проекта  выхода из затруднения.

10 -12 мин.

На данном этапе  учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, ставят цель и строят план достижения цели

И определяют средства.

Какую цель поставите перед собой на  этом этапе урока?

 Мерки, снимаемые по линиям  записываются  знаками.

 Слайд 13.

Результат одних мерок записывают полностью, а  других в половинном размере. Как вы думаете почему?

 Научатся определять линии фигуры человека.

Определяют линии:

Линия плеча

Линия груди

Линия таллии

Линия бедер

Линия колена

Дети думают, высказывают различные мнения, анализируют.

-самоопределение (Л)

-самостоятельное

выделение и формулирование познавательной цели (П)

- учет разных мнений (К)

Устные ответы;

7. Реализация построено-

го проекта.

10 -12 мин.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.

1.Выявляление способов действий для решения исходной задачи.

2. Уточнение характера новых знаний

3. Фиксирование раннее возникших затруднений

Как мы будем открывать новые знания?

Слайд 15.

Давайте обобщим сделанные выводы. Запишем  основные линии  для снятия мерок, указав общепринятые сокращения. Сравните свои выводы с эталоном. Вернемся к пробному действию и узнаем, правильно ли вы определили…

Учащиеся работают по карточкам

После каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу.

Смыслообразование  (Л);

анализ, синтез,

обобщение (П),

Познавательная инициатива (Р); выдвижение гипотез (П),

формулирование и аргументация своего мнения (К);

учет разных мнений  и достижение договоренностей (К)

Устные ответы; запись в тетрадях.

8. Первичное закрепление учебного материала.

12 -14 мин.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникаций  (в парах) решают типовые задания  на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Чтобы правильно снять мерки, а от этого будет зависеть точность вашей конструкции, надо соблюдать правила снятии мерок. Попробуйте, работая в парах, выработать эти правила. Можно пользоваться литературой.

Слайд 16. А теперь сравните их с правилами.

Работа в парах с опорой на  эталон

Слайд 17, 18, 19. Предлагаю  вам сыграть в игру «Ателье», где каждый из вас побывает в роли и заказчика (человек, который хочет, чтобы ему сшили юбку в ателье), и закройщика (человек, который работает в этом ателье, снимает мерки для изготовления будущего изделия и от него немало зависит, каким будет ваша юбка).

Работают в парах, используя учебник (стр.63-стр.65)

Выполняют практическую работу с  основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи

Работают парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) с поочередной сменой обязанностей.

Записи мерок производятся в рабочей тетради в таблице.

Работа с литературой. (Р);

Выражение своих мыслей (К)

Анализ, синтез, обобщение (П)

учет разных мнений  и достижение договоренностей (К)

управление поведения партнера (К)

Проверка практической работы (Визуально)

9.Физкульт-минутка

 ФИЗМИНУТКА

Упражнение дыхательной гимнастики. Исходное положение - стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх, назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперед, хлест руками вперед, вниз, назад, как рубка топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться и в исходное положение (естественный выдох).

10. Практическая работа «Снятие мерок» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

15 -17 мин.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

-учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа,

-осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном,

-организуется исполнительская рефлексия  хода реализации проекта.

Эмоциональная направленность этапа  состоит в организации ситуации успеха каждого ученика. Включение ученика в дальнейшую познавательную деятельность.

Слайд 20. Проверка  учителем самостоятельной работы учащихся по теме «Снятие мерок»

7.3.Текущий инструктаж учителя 

Индивидуальная помощь и контроль учителя при выполнении самостоятельной работы.

7.3.1.Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;
  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол,  инструменты, приспособления);
  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания

7.3.2.  Усвоение новых  знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с  технологической  документацией.

7.3.3.  Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах  выполнения операций;
  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
  • контроль над бережным отношением учащихся к средствам  обучения;
  • рациональное  использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
  • разбор  типичных ошибок учащихся;
  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
  • повторное объяснение учителем способов устранения ошибок

Взаимопроверка

Анализ, синтез, обобщение (П)

учет разных мнений  и достижение договоренностей (К)

управление поведения партнера (К), выполнение действий по алгоритму (П),

контроль, оценка (Р),

выражение своих мыслей (К)

Проверка практической работы (По записям в тетрадях)

11. Включение  в систему знаний и повторение раннее изученного.

6 – 8 мин.

Организовать выявления типов заданий, где используется новый способ действия. Организовать повторение учебного содержания.

Слайд 21.

  1. При помощи чего снимают мерки?
  2. В какой последовательности снимают мерки?
  3. Чем отмечают линию талии? Зачем?
  4. Какой буквой обозначают мерки длин? В каком объеме их записывают?
  5. Какой буквой обозначают мерки полуобхватов? В каком объеме их записывают и почему?
  6. Для чего необходимо снимать мерки?
  7. Что может быть с изделием, если мерки сняты неправильно?
  8. Скажите, пожалуйста, а для чего мы снимали мерку Дтс?

Слайд 22. Определение размера одежды.

 Дети дают ответы.

Записывают в тетрадь алгоритм определения размера одежды.

Нравственно – этическое оценивание содержания (Л),

анализ, синтез, обобщение (П),

выполнение действий по алгоритму (П),

Устные ответы;

12.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

1 – 2 мин.

 Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Слайд 23.§ 13, задание стр.68. Снимите мерки с родственников и определите их размер.

Записывают задание в дневник.

13. Уборка рабочих мест 2 мин

14. Рефлексия учебной деятельности на уроке

2-3 мин

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется, самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотношение цели и результата выполненной работы, фиксируется степень их соответствия.

Слайд 24. А теперь я раздам вам анкеты. Заполните их, пожалуйста. Необходимо ответить на вопросы анкеты, выбрав из предложенных вариантов, обведя их в кружок.

Слайд 25.

Работают с анкетами.

Рефлексия способов и условий действия (П),

Контроль и оценка результатов деятельности (П),

самооценка успешности (Л),

адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Оценка деятельности учащихся за урок: выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя технологии МБОУ СОШ №4 г. Аксая Ростовской области Чуприной Т.В.

В данной работе обобщён опыт работы учителем технологии в общеобразовательной школе за пять лет. В работе освещёны разделы:1. Результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года.2. Ре...

Информация о профессиональных достижениях Быстрицкой Елены Владимировны, учителя технологии МБОУ СОШ № 18 муниципального образования Темрюкский район

1. Критерий "высокие результаты учебных достижений обучающихся при позитивной динамике за последние три года"...

Урок технологии в 7классе. Учитель технологии МБОУ «СОШ№36»п.Новый Уоян Гаманова Т.П.

Раздел: Создание изделий из текстильных материалов.Тема урока: Конструирование юбок....

Формат технологической карты урока учителя технологии МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска Троицкой О.К.

Тема урока :  «Бюджет семьи»                  Класс  8 Дата: 20.02.20Тип урока: урок открытия...

ДОКЛАД "Метапредметный подход на примере урока технологии" Районный семинар учителей технологии

К.Д.Ушинского:«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, пох...

Дополнительная общеразвивающая программа по технологии для учащихся 5-8 классов «Hand-made (ручная работа)». Автор: учитель технологии МБОУ г. Иркутска СОШ №17 Угринович Т.Л.

Цель программы: обеспечение условий для творческой активности, личностного и профессионального самоопределения учащихся через освоение основ декоративного искусства, развитие способностей к созидатель...

Конспект открытого урока по технологии в 7 классе по «Современный транспорт и перспективы его развития», учителя технологии МБОУ «Средняя школа №4 им. А.А. Леонова»

Тема: Современный транспорт и перспективы его развития.Цель: познакомить с понятиями Министерство транспорта Российской Федерации, транспортная реформа, виды современного транспорта  Российской Ф...