ДОКЛАД "Метапредметный подход на примере урока технологии" Районный семинар учителей технологии
опыты и эксперименты по технологии
К.Д.Ушинского:«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pavlova_a.v.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Боханская средняя общеобразовательная школа №2
ДОКЛАД
"Метапредметный подход
на примере урока технологии"
Районный семинар учителей технологии
Выполнил: учитель технологии
Павлова Алена Витальевна
Бохан, 2021г.
Мне бы хотелось начать свое выступление словами великого русского педагога К.Д.Ушинского:«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».Удивительно, что еще в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в наше время, в условиях реализации ФГОС.
Современный этап педагогической практики – это переход отинформационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка.
Все это обеспечивает метапредметный подход в преподавании в контексте предмета «Технология» ученик учится интегрировать знания из различных областей, осваивает сразу два типа содержания – содержаниепредметной области и деятельность, выходящую за рамки предмета – этовключение ребенка в разные типы деятельности, связанные с анализомсвоеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создаетусловия для его личностного роста.
Предмет технология изначально неразрывно связан с окружающим миром, с предметной средой, в которой человек живёт.
Образовательная область «Технология» является основной практико–ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Кроме освоения теоретического материала, много внимания уделяется работам прикладного характера.
Опираясь на мнение общества и его неудовлетворенность качеством общего образования, которое не может стать основой для будущей успешной карьеры выпускников, государством была сформирована новая модель развития российской школы. Создается Федеральный государственный образовательный стандарт, который был призван решить эту задачу.Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы.
Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят, метапредметный характер; обеспечивают целостность личностного и познавательного развития школьника; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по различным учебным предметам, не могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить алгоритм решения задач. Ученику поможет метапредметный подход в обучении, для того, чтобы увидеть мир в целостности.
Возможности достижения метапредметных результатов заложены в ряде методик, подходов и технологий.
Метапредметный подход включает в себя следующее:
1. Работа с деятельностью учащегося, передача не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.
2. Метапредметный подход – это отличное знание своего предмета, что позволяет деятельностно перебрать учебный материал и заново его интерпретироватьв соответствии с новыми требованиями.
3.Необходимо ориентироваться на развитие у школьников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения и т.д.
4.Инновации в использовании разного типа методических приемов
В школе педагогические инновации приходят на помощь там, где традиционные способы обучения и воспитания не приносят желаемых результатов.
Метапредметный подход в образовании – это вовлечение ученика в мыслительный процесс (конечно, с помощью учителя), направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов её решения, применения этих методов на практике. Кроме того, при таком подходе, ученик сам анализирует свою деятельность и оценивает результат.
Метапредмет– предмет, в котором изучается не только само знание по конкретным темам предмета, но и то, что дополняет эти знания, позволяет ученику включить своё воображение, фантазию. Ребёнок постигает смысл и ценности жизни, жизненные ситуации, учится применять к изучаемому предмету свой, пусть пока небольшой, жизненный опыт.
Метапредметные результатыобучения заключаются в том, что ученики начинают свободно мыслить, действовать в рамках образовательного процесса, адаптируются к решению проблем реальных жизненных ситуаций.
Метапредметное задание – задание, которое побуждает ученика использовать при подготовке учебного задания по конкретному предмету знания из других предметов, жизненных ситуаций, личный опыт, фантазию, творчество, креативное мышление.
Урок технологии представляет собой один из учебных предметов, который предусматривает следование учебному плану школы, и его педагогическая значимость повышается, если труд осуществляется в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Когда ручной труд поставлен в соотношение с другими предметами, он рассматриваться не как обособленный предмет, ставящий своей целью осуществление только своих задач, а занимает должное место в общей системе учебно-воспитательной работы и является практическим применением знаний в условиях трудовой деятельности школьника.
Метапредметные задания.
В качестве ответов на этот вопрос я использовала то, что мы с детьми уже наработали по проектной и исследовательской деятельности, сами того не ведая, выполняем, пусть пока не по науке, метапредметный подход.
Объект рассматривается с нескольких позиций (разных наук, предметов, точек зрения)
Объект – лоскут ткани.
Вопросы: что это, для чего нужно, где видел? Как предлагаешь использовать?
Ткань, из неё шьют одежду, паруса для парусников, парашюты, а можно ещё сделать панно как поднос, или картину, как сказку, или шкатулку, как торт, или лампу-ночник.
Варианты:
Объект, традиционно рассматриваемый в одном предмете, переносится в контекст другого предмета.
Я думаю, что благодаря сущности нашего предмета, его практической направленности, мы уже где-то близко с метапредметным содержанием уроков.
Взаимосвязь ручного труда с другими предметами прежде всего выражается в том, что на уроках технологии применяются, конкретизируются, закрепляются знания, полученные на уроках по этим предметам. Конкретные знания, полученные на уроках технологии, используются на уроках и по другим предметам как материал для обобщения, развития устной и письменной речи учащихся. Тем самым урок технологии помогает повышению качества преподавания других учебных предметов, обеспечивает активный характер усвоения знаний .
Взаимосвязь урока технологии с обучением детей русскому языку заключается в том, что на уроках труда дети на практике учатся владеть речью — формулировать мысли (вопросы, ответы), говорить кратко, содержательно; так же они овладевают специальным словарем (название материалов, инструментов, технические термины).
По содержанию и отчасти по виду ручной деятельности труд тесно связан с рисованием. Фундаментальные знания из конкретной предметной области. черчение, графика, дизайн – создание наброска будущего изделия, построение композиции, подбор цветового решения ;Занятия трудовой деятельностью, содействует формированию гибкости руки, развивает моторику, координацию движений.
Истории: изучение народных традиций, культуры русского народа.при освоении технологий традиционных промыслов
Экология - возможность использования отходов производства в изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества;
С алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; мер времени.
С химией при характеристике свойств конструкционных материалов;
С физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий;
При проведении занятий в 5 классе часто использую метод «Минипроект», чтобы обучающиеся в самостоятельной деятельности познакомились с творческим проектированием на уроках технологии.
Пример. Творческий проект на уроке технологии в 5 классе. Учащиеся определяют и формулируют проблему. Учитель предлагает решить эту проблему. Учащиеся определяют тему проекта «Умный дом», ставят перед собой цель и формулируют задачи.
Обучающиеся работают в группах. Каждой из групп обучающихся предлагается задание, выбрать и составить последовательность из отдельных этапов проектной деятельности, которые относятся к организационно-подготовительному, технологическому и заключительному этапу. Учащиеся представляют результаты своей работы, сравнивают их с образцом, находят ошибки и делают выводы.
Затем в соответствии с составленной ими технологической последовательностью они выполняют практическую часть работы.
После выполнения практической части работы обучающиеся представляют защиту своих проектов, во время которой проговаривают весь технологический процесс изготовления, достижение собственных целей и рекламу своего изделия.
В рамках проектной деятельности, обучающиеся выявляют потребность, проектируют и создают объект, оценивают правильность выполнения учебной задачи, развивают коммуникативные навыки работы в команде, следовательно, формируют метапредметные результаты.
Использование метода творческих проектов играет ключевую роль в достижении метапредметных результатов. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов на уроках технологии является защита итогового индивидуального проекта.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического, критического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Для определения технологии эффективно формирующей метапредметные результаты необходимо разрабатывать занятия в соответствии с выбранной технологией и в системе применять её на уроках и во внеурочной деятельности.
Примером в 10 классе может быть занятие внеурочной деятельности «Экология питания».
На занятии обучающиеся моделируют работу в команде по созданию продукта проекта.
Пример: Творческий проект. Занятие внеурочной деятельности «Особенности традиций национальной кухни народов Севера».
Актуальность данного занятия состоит в том, что на занятиях внеурочной деятельности появляется возможность совершенно по-новому взглянуть на кулинарию и увидеть разнообразие национальных кухонь, познакомиться с разными странами и научиться готовить традиционные национальные блюда (интеграция с предметом география).
Подготовительный этап проектной деятельности.
В начале занятия создается
Проектировочный этап (поиск информации).
Практический и контрольно-корректирующий этапы проектной деятельности. Согласно выбранному рецепту и в соответствии с занимаемой должностью обучающиеся каждой команды готовят блюда национальной кухни, дегустируют его и делают вывод о вкусовых качествах блюда.
Заключительный этап.
Презентация созданного продукта, оценка проектной деятельности. В конце занятия они оценивают выполнение своей роли и вклад в создание продукта проекта.
Собственные изыскания и исследования ученика могут привести совсем к другим результатам решения проблемы, отличным от тех, которые могли предполагаться учеником первоначально до начала метапредметной деятельности. Причём разные ученики по-разному подойдут к конечному результату в силу разного уровня подготовленности, интеллекта, кругозора.
Я думаю, если такое обучение происходит на базе всех изучаемых предметов, то каждый ученик становится личностью.
В заключение моего выступления я хочу акцентировать внимание на следующем: чтобы реализовывать метапредметный подход, не нужно вносить в учебный процессчто-то дополнительное. Стоит лишь переструктурировать содержание учебных предметов и грамотно организовать деятельность школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре учителей математики "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НООЛугвина Наталья Анатольевна, учитель математики ГБОУ школа № 467 Принципиальным отличием современного подхода в обучении является орие...
Урок технологии в 7классе. Учитель технологии МБОУ «СОШ№36»п.Новый Уоян Гаманова Т.П.
Раздел: Создание изделий из текстильных материалов.Тема урока: Конструирование юбок....
Урок технологии в 7классе. Учитель технологии МБОУ «СОШ№36»п.Новый Уоян Гаманова Т.П.
Цели урока: I. Предметные цели:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с сантиметровой лентой, снятию мерок с фигуры человека, определению разме...
семинар учителей технологии Благовещенского района
17.03.2015 на базе МБОУ "Алексеевская СОШ" Благовещенского райна состоялся районный семинар учителей технологии (Технология ведения дома)...
Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»
Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи Дети – прирожденные художники, уче...
Выступление на районном семинаре учителей информатики «Продуктивные задания на уроках информатики для реализации деятельностного подхода»
Выступление на районном семинаре учителей информатики «Продуктивные задания на уроках информатики для реализации деятельностного подхода»...
Технология развития критического мышления на примере содержания УМК " Spotlight" 5 класс (презентация к выступлению на районном семинаре учителей иностранного языка)
обзор на тему развитие критическое мышление на уроках английского языка (выступление на районном семинаре)...