Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
методическая разработка по технологии
В современном обществе нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Тем самым перед школой выдвинута задача воспитания свободной, образованной, активной личности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения. Это развивает мышление, восприятие, память. Ученые педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ И АРИЗ, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
- Способность рисковать
- Гибкость в мышлении и действиях
- Скорость мышления
- Дивергентное мышление
- Богатое воображение
- Высокие эстетические ценности
- Развитая интуиция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
В современном обществе нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Тем самым перед школой выдвинута задача воспитания свободной, образованной, активной личности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения. Это развивает мышление, восприятие, память. Ученые педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ И АРИЗ, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
- Способность рисковать
- Гибкость в мышлении и действиях
- Скорость мышления
- Дивергентное мышление
- Богатое воображение
- Высокие эстетические ценности
- Развитая интуиция
Анализируя, можно сделать вывод, что творческое воображение и качество творческого мышления обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей
– развитие воображения,
– развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии.
Что такое творчество? Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней.
Уроки технологии — это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. И для учителя –одного желания мало, надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучить психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.
На протяжении все педагогической деятельности уроки планирую так, чтобы развивать творческие способности учащихся. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой.
Поэтому в первую очередь необходимо:
– развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность;
-научить разрабатывать идеи, при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия;
– воспитывать коммуникативные качества личности.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, я использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:
1 Прием «Мозговой штурм». Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.
2.Прием «Нелогичные связи». Прием направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мыщления учащихся, умение использовать природные формы для создания изделия.
3. Прием «Морфологические матрицы». Позволяет создать конструкцию нового изделия,выбрав две важные характеристики. Предлагаются все возможные варианты каждой характеристики и рассматриваются все сочетания.
4. Метод «Фокальных объектов». В нем признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый обьект, в результате чего получают необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления.
5. Метод «Гирлянд случайностей и ассоциаций». Этот метод позволяет найти большое число подсказок.
Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие их уровню. Приведенные методы применяю на уроках, причем на разных этапах(в виде разминки, в практической части, как домашнее задание), также в кружковой и внеклассной работе. Упражнения могут быть не только учебной тематики, но и более широкой социальной деятельности. Их можно использовать как дополнительные индивидуальные задания или в рубрике «Подумай и предложи рещение»
Данные методы и приемы позволяют развивать творческие способности, что способствует наиболее эффективно применять компетентностный подход к обучению на уроках технологии. Программа ФГОС значительно способствует развитию творческих способностей.
При выборе модели фартука в 5 классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения- передник с простейшими элементами отделки, средний уровень- цельнокроеный фартук с накладными карманами и отделкой, высокий уровень — отрезной с изменением деталей. Также подбирают цвета, используя цветовой круг.
При изучении темы «Производство ткани» в 5 классе предлагаем выполнить схему получения ткани творчески. Учащиеся не просто пишут схему: волокно — нити — ткань, а придумывают ребусы, рисунки.
В 7 классе при изучении темы «Свойства тканей» даю учащимся задания не просто составить коллекцию тканей, а оформить творчески.
Тему «Интерьер» в 6 классе изучаем, выполнив макет окна. Девочки с увлечением работают дизайнерами, украшая окна шторами.
При изучении раздела «Кулинарии» у девочек формируются навыки приготовления пищи. Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд. Показываю приемы украшения и даю задания придумать свое украшение. Также творчески украшают рецепты блюд.
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно- творческой работы, позволяет формировать эстетический вкус. Обучение детей искусству вышивания и вязания я не свожу работу к выполнению образцов. После изучения определенных технических приемов учащиеся изготавливают полезные вещи: салфетки панно, картины, игрушки.
Например, в 5 классе при изучении темы «Вышивание» девочки украшают вышивкой платочек, распашонку, полотенце. Вышивая лентами делают каждая свою работу: картины, игольницы и т. д.
Развитию творчества, самостоятельности способствует в большой степени метод проектов. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащиеся самостоятельно могли выбрать свою, которая им интересна. Подход к выполнению творческий. Например, в пункте проекта «Разработка идей» учащиеся должны предложить несколько вариантов моделей своей работы. Поощряю любую творческую фантазию.
Организация внеурочной деятельности в условиях новых стандартов образования позволяет решить задачу развития творчества. Дети сами выбирают направление по своим интересам. Каждое занятие должно быть развивающим. Методическое решение этой задачи состоит в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет смысл организовать работу учащихся в группах.
В 5 классах успешно проводились следующие виды внеурочки:
1.«Правильное и полезное питание», где учащиеся ознакомились с полезными и вредными продуктами, научились готовить полезные блюда.
2. «Мастерская пластики», где дети изготавливали изделия из разных видов материала: пластилина, теста, холодного фарфора.
В 6 классах: «Веселая кулинария», «Декупаж».
В 7 классах: «Интерьерные куклы»
Практика показывает, что, как правило, у большинства учащихся к 8 классу интерес к прикладному творчеству снижается, и возникает потребность в активной социализации и профессионального самоопределения. Поэтому в старших классах (8–9 классах) целесообразней работать по проектным, общественно-полезным и научно-исследовательским направлениям.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужен правильный подход.
Я стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: изделия из мешковины для украшения интерьера, украшения из сутажа. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает ее богаче и духовно выразительнее, что способствует рождению настоящей личности.
Литература:
- Байбородова Л. В. Серебрянников Л. Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие, — М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
- Касьянов В. П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
- Лопанова Е.В, Рабочих Т. Б. Личностно-деятельностные технологии обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...