Урок по технологии тема: "Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки"
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Цель: Формирование умений по снятию мерок для построения чертежа юбки.
Задачи:
- Образовательная - дать сведения о юбках, познакомить с историей юбки, систематизировать и расширить знания об измерениях фигуры человека, научить снимать и записывать мерки.
- Воспитательная – воспитать эстетический вкус, внимательность, аккуратность.
- Развивающая – развить логическое мышление, самостоятельность учащихся, пространственные представления.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, юбки- 2 шт., манекен, рабочие тетради, сантиметровые ленты, узкая тесьма для опоясывания талии - по 1 шт. на каждых трёх учениц, индивидуальные инструкционные технологические карты
Методы:
- объяснительно-демонстрационный;
- частично-поисковый;
- инструктаж;
- практическая работа.
Тип урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
7класс
Тема: Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки.
Цель: Формирование умений по снятию мерок для построения чертежа юбки.
Задачи:
- Образовательная - дать сведения о юбках, познакомить с историей юбки, систематизировать и расширить знания об измерениях фигуры человека, научить снимать и записывать мерки.
- Воспитательная – воспитать эстетический вкус, внимательность, аккуратность.
- Развивающая – развить логическое мышление, самостоятельность учащихся, пространственные представления.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, юбки- 2 шт., манекен, рабочие тетради, сантиметровые ленты, узкая тесьма для опоясывания талии - по 1 шт. на каждых трёх учениц, индивидуальные инструкционные технологические карты
Методы:
- объяснительно-демонстрационный;
- частично-поисковый;
- инструктаж;
- практическая работа.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и частично - поисковой деятельности.
Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы учащихся по технологическим инструкционным картам.
Деятельность учащихся: ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, ведение записи в рабочей тетради, самоанализ результатов.
Виды и формы контроля знаний: выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа.
Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция:основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); вычислительные навыки (математика).
Планируемые результаты: приобретение знаний о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки; закрепление умений работать в группах, с типовыми технологическими инструкционными картами.
Личностные УУД: формирование основ конструкторской культуры; формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение правилами безопасного труда при работе с циркулем, карандашом, иглой, ножницами, швейной машиной с электроприводом.
Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание темы; работа с разворотом урока в учебнике, с таблицей, схемой, чертежом, эскизом.
Коммуникативные УУД: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Познавательные УУД: сопоставление, анализ способов решения задачи, поиск информации, умение делать выводы, прогнозировать; находить и предъявлять информацию о конструировании; о построении чертежей в разных масштабах швейных изделий; находить и предъявлять информацию о снятии мерок, о построении чертежей в разных масштабах.
Ход урока
1. Организационная часть урока:
- приветствие учащихся;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности к уроку;
- сообщение новой темы,
Цели и задачи занятия, анализируя тему, дети ставят самостоятельно.
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся делают краткие сообщения, которые они подготовили .
Матерчатая юбка появилась в Древнем Египте, где она была принадлежностью как женского, так и мужского туалета. В Вавилоне юбка (а точнее рубаха – юбка) стала частью воинского «обмундирования». Юбки, а также рубахи-юбки со швом на плечах носили в Ассирии; короткие – мужчины и длинные – женщины.
В средние века юбка представляла собой присборенное у горла и подпоясанное в талии одеяние длинной до колен, которое носили как мужчины, так и женщины. Однако время шло, в Европе происходили большие экономические и политические сдвиги, бурно развивалась торговля. Людям, в первую очередь женщинам, требовались все новые и новые наряды для самых различных случаев жизни. Чтобы добиться разнообразия форм женской одежды, в конце XIV в. мастерам пришлось разрезать платье в поперечном направлении, то есть разделить его на лиф и юбку. Это и положило начало юбке.
В разное время юбка становилась то длиннее, то короче, то шире, то уже, то свободно свисала, то опиралась на жесткий каркас, то закладывалась складками, то украшалась оборками, то удлинялась волочащимся сзади по земле шлейфом.
Юбка всегда была постоянной принадлежностью народного костюма. У каждого народа были свои традиции в ношении юбок. Так, русские замужние женщины обычно поверх рубахи надевали поневу – юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Поневу часто шили из пестрых тканей, украшали вышивкой или тесьмой.
В городской одежде (особенно высших слоев общества) юбка после 1890г. наконец-то становится полноправной и самостоятельной частью женского туалета. Но это были еще неудобные, длинные, зачастую волочащиеся по земле юбки, с корсетом и на каркасной основе.
Резкое укорочение длины юбки, освобождение от корсета и каркаса происходит в Первую мировую войну, когда женщинам пришлось заменить у станков ушедших на войну мужчин, и им понадобилась более простая и удобная одежда. Во второй половине XX в. К.Диор стал родоначальником стиля «новый взгляд», возрождающего элегантность. Он предложил удлинить юбки, сделать их пышными, как чашечка цветка. К.Шанель, в свою очередь, создала свои знаменитые костюмы, ставшие удобной униформой.
В 1960-е гг. на свет появилась мини-юбка. Это был настоящий переворот в моде, который совершила английская модельер Мери Квант. Решительный взмах ножниц – и появились юбки, едва прикрывающие ноги. В восторг пришла молодежь всего мира. В 70-е годы в моду вошли миди-юбки длиной до середины икры. Вскоре появились и макси-юбки, но стойкого успеха они не имели. Мода капризна и заставляет нас почти ежегодно обновлять свой гардероб.
В наши дни характерны разнообразные формы юбок: прямые, расширенные книзу, широкие, узкие, в складку, в сборку, из клиньев, короткие и длинные, юбки-брюки, юбки на бретелях, юбки на кокетках и другие.
Ответить на вопросы
- На какие две группы делится одежда? (Плечевые, поясные).
- Какие плечевые изделия вы знаете? (Платье, пальто, куртка, блуза, сарафан, халат, ночная сорочка…)
- Какие поясные изделия вы знаете? (Юбка, брюки, шорты, юбка-шорты, бриджи…)
- Для чего снимают мерки? (Для более точного изготовления выкройки будущего изделия).
- По какой стороне фигуры человека снимают мерки? (По правой стороне фигуры).
- При помощи чего снимают мерки? (Сантиметровой ленты).
Работа по учебнику
Изучение темы совместно с учащимися по учебнику. Учащиеся делают записи в тетрадях о юбках, чертят таблицу мерок и таблицу прибавок для построения чертежа прямой юбки. По журналам мод определяют юбки:
- прямые, конические, клиньевые;
- юбки как самостоятельное изделие и в комплекте одежды;
- повседневные, выходные, спортивные, форменные, для отдыха.
3.Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Во время беседы с учащимися формируется определение, что юбка – это
один из видов легкого платья. Она может быть как отдельным, самостоятельным изделием, так и частью платья, костюма (иллюстрации из журналов мод, рисунки).
По назначению юбки бывают выходные, повседневные, спортивные, форменные, для отдыха. По конструкции – прямые, конические, клиньевые.
По форме современные юбки очень разнообразны:
- прямые, узкие, слегка расширенные, зауженные книзу – «бочонок»;
- прямые, широкие со сборками, мелкими складками, защипами, заутюженными складками;
- широкие, зауженные книзу – «тюльпан»;
- расширенные книзу «трапеция» и состоящие из клиньев;
- расширенные книзу «колокол», клеш.
(Все юбки демонстрируются на стенде в М 1:2)
Почти любая юбка, сохраняя свою форму, может быть изменена и дополнена складкой, вставными клиньями, кокеткой, бейками или оборками, воланами и т.д.
Для того чтобы сшить любую юбку, которая хорошо сидела бы на фигуре и соответствовала размеру, необходимо построить выкройку, а для этого снять мерки для построения чертежа юбки.
Объяснение правил снятия мерок для конструирования юбок.
Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам:
- мерки снимают по правой стороне;
- талию предварительно опоясывают шнуром;
- измеряемый должен стоять прямо, без напряжения;
- при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки, необходимые для построения чертежа прямой юбки:
- Ст – Полуобхват талии, снимается горизонтально вокруг туловища на уровне талии. Мерка используется для определения длины пояса и расчета ширины вытачек.
- Сб – Полуобхват бедер, снимается по горизонтали вокруг бедер. Мерка используется для определения ширины юбки и расчета ширины вытачек.
- Дст – Длина спины до линии талии, снимается по спинке от 7-го шейного позвонка до линии талии. Мерка используется для определения расстояния от линии талии до линии бедер.
- Ди – Длина изделия, снимается от линии талии до желаемой длины. Мерка используется для определения длины юбки.
Мерки длин записываются полностью, мерки обхватов – в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Для построения чертежа основы прямой юбки надо знать не только мерки, но и величины прибавок на свободное облегание, чтобы изделие было достаточно свободным и удобным в носке. Прибавки дают к полуобхватам талии и бедер.
Прибавка по линии талии – Пт – 1см.
Прибавка по линии бедер – Пб – 3 см.
4. Закрепление материала.
Вопросы для закрепления:
- На какие две группы делится одежда?
- Какие поясные изделия вы знаете?
- Какие могут быть юбки по конструкции?
- Какие мерки нужно снять для построения чертежа прямой юбки?
- Какие правила следует соблюдать при снятии мерок?
- Для чего делают прибавки?
- Для чего снимают мерку Ди, Пот, ПОб, Дст?
- Какие мерки записывают полностью?
- Почему мерки обхватов записывают в половинном размере?
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа.
Текущий инструктаж
При снятии мерок нужно помнить следующее.
- Мерки снимают по правой стороне фигуры.
- Талию предварительно опоясывают пояском.
- При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
- Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
- Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
- Все величины записывают в сантиметрах.
Работа организованна парами: измеряемая , измеряющий и поочередной сменой обязанностей. Записи мерок производятся на заранее заготовленных бланках.
Название мерок | Условное обозначение | Величины мерок на свой размер, см. |
| Ст Сб Дст Ди |
Для контроля качества работы по очереди учитель вызывает учениц для проверки снятых мерок и ставит оценку. Затем проверенные мерки учащиеся записывают в таблицу мерок, начерченную в тетради.
7. Закрепление материала.
Задание для проверки знаний в тестовой форме.
Обвести кружком номера правильных ответов.
Задание 1
Вопрос:
Снятие мерки Сб выполняется:
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) Сантиметровая лента проходит горизонтально вокруг туловища: сзади - по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди - с учётом выступа живота.
2) Сантиметровая лента проходит горизонтально вокруг туловища: сзади - на уровне талии, спереди - на уровне живота.
Задание 2
Вопрос:
Укажите какие из правил снятия мерок указаны верно:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Ни в коем случае нельзя изменять фигуру!
2) Линию талии нужно зафиксировать шнурком.
3) Сантиметровая лента должна быть натянута.
4) Человек, с которого снимают мерки, должен стоять втянув живот и ягодицы.
Задание 3
Вопрос:
Создание нового образца изделия – это:
Составьте слово из букв:
РЕИНЕВИРОКАТПО -> __________________________________________
Задание 4
Вопрос:
При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Сб 2) Дтс
3) Ди 4) Ст
Задание 5
Вопрос:
Для чего делаются прибавки по талии, по бедрам?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) для расширения низа юбки
2) для моделирования
3) чтоб можно было поправиться
4) на свободное облегание
Задание 6
Вопрос:
Установите соответствие между названиями мерок и их условными обозначениями:
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Ст 2) Сб 3) Дтс 4) Ди
_а_ Длина спины до линии талии _с_ Полуобхват бёдер
_б_ Длина изделия _д_ Полуобхват талии
Задание 7
Вопрос:
Снятие мерки «Полуобхват талии» выполняется:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Сантиметровая лента проходит горизонтально вокруг туловища по самому широкому месту талии.
2) Сантиметровая лента проходит горизонтально вокруг туловища по линии талии (по самому узкому месту талии).
3) Сантиметровая лента проходит горизонтально вокруг туловища на уровне пупа.
Задание 8
Вопрос:
Мерки снимают с ... стороны фигуры.
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) правой 2) левой
Ответы:
1) Верные ответы: 1;
2) Верные ответы: 1; 2;
3) Верные ответы: "ПРОЕКТИРОВАНИЕ".
4) Верные ответы: 2; 3;
5) Верные ответы: 4;
6) Верные ответы: 1-д; 2-с;3-а; 4-в
7) Верные ответы: 2;
8) Верные ответы: 1;
8. Подведение итогов урока.
- анализ выполненной работы
- анализ поставленных целей и задач
- выставление оценок
9. Домашнее задание.
Знать обозначение и назначение мерок. Принести масштабную линейку (М 1:4).
10. Уборка рабочего места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Конструирование юбки. Виды поясных изделий. Мерки, их запись. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки». 7 класс.
Данный урок входит в раздел "Технология изготовления швейного изделия" по программе 7-го класса. На занятиях учащиеся продолжают изучать правила снятия мерок, учатся правильно измерять фигуру человека...
Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки.
Урок разработан для учащихся 7 класса спец.(корр.) школы. Измерение фигуры и запись мерок проводится в виде игры «Ателье». Работа организованна парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и ...
Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида. "Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки"
Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида. "Юбка. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки" Материал содержит презентацию к уроку. Данный урок является первым из темы «Юб...
Урок по технологии "Одежда и требования к ней. Правила снятия мерок для построения чертежа юбки".
В этом конспекте к уроку дается пояснение о предназначении одежды, ее видах. Во второй части урока идет закрепление материала и правила снятия мерок для построения чертежа юбки...
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
урок технологии 5 класс "Снятие мерок для построения чертежа фартука"
урок для 5 класса. Использовани системно-деятельностный подход...
Открытый урок "Конструирование юбок. Практическая работа – Снятие мерок для построения чертежа основы юбки"
Создание условий для вовлечения обучающихся в продуктивную деятельность для ознакомления с процессом конструирования юбки....