Технологическая карта урока технологии 6 класс на тему: "Алгоритм решения изобретательских задач"
учебно-методический материал по технологии (6 класс)
Тип урока "Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм решения изобретательских задач | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока технологии в 6 классе по теме «Алгоритм решения изобретательских задач»
Предмет | технология | Класс | 6 | |||||
Тема урока | Алгоритм решения изобретательских задач | |||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | |||||||
Цели | Организовать деятельность обучающихся по решению изобретательских задач по алгоритму | |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
- формулировать свойства решения изобретательских задач - отрабатывать умение решать изобретательские задачи по алгоритму | - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения изобретательских задач, в зависимости от конкретной ситуации - формулировать высказывание, мнение | - понимать смысл поставленной задачи; - осуществлять самоконтроль, - привитие умения сотрудничать. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Поиск проблемы, идеальный конечный результат, решение, алгоритм | |||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время | |||
учителя | учащихся | |||||||
1 | Орг. момент. Мотивация | Умение организовываться в работе. Формулировка темы | Организует начало урока. - Здравствуйте ребята - Ребята, над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Конструировали марсоходы) - Вы проектировали по инструкциям? (Нет, мы что-то придумывали) - Все новое в технике называют? (Изобретениями) - Перед конструктором встает ряд сложностей, которые он решает и продвигается к своей цели. Как мы можем назвать такие сложности? (Решение задач) - Но существует определенный порядок, закономерность в решении этих задач. И это называется? (Алгоритм) - Таким образом, используя ключевые слова мы формулируем тему урока «Алгоритм решения изобретательских задач» | Организуют рабочее место в группах, отвечают на вопросы. | Слайд 1 | 5 мин. | ||
2 | Составление алгоритма решения задач с помощью схемы | Уметь структурировать задачу по алгоритму | - Для решения изобретательских задач был создан специальный алгоритм, который лежит у вас на столах (Приложение 1 зеленый лист). - Он представлен в виде таблицы из трех колонок: поиск проблемы (ПП), идеальный конечный результат (ИКР), решение (Р) - Рассмотрим первую задачу и определим ПП и ИКР (Приложение 2 желтый лист). (Читают условия, пытаются определить ПП, ИКР) - Вырабатываем решение. | - Исходя из условия задачи определяют ПП, ИКР - Поиск решения в каждой группе и аргументация | Слайд 2 | 5 мин. | ||
3 | Актуализация ранее изученных знаний | - уметь отвечать на вопросы, связанные с темой - определять ПП, ИКР, Р, исходя из условия задачи - применять алгоритм в решении задач | - Рассмотрим вторую задачу , определяем ПП, ИКР - Находим Р Если при решении задачи №2 у большинства возникают трудности, то предлагается задача №3(Приложение 3 розовый лист) | - Выполняют задания и предлагают ответы, объясняя логику своих действий при решении задачи. | Слайд 3. Слайд 4. Слайды5-9. | 7 мин. | ||
4. | Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных и измененных ситуациях. | -анализировать, осмысливать алгоритм, текст задачи; -составлять алгоритм задачи, решать ее, используя основные правила; - осуществлять контроль и самоконтроль | - Используя алгоритм решить задачу №4 (Приложение 4 оранжевый лист) - На выполнение задания вам будет дано минут. После выполнения задания обсудите в группе решение задачи и приведите аргументы. После выполнения необходимо проверить правильность решения задачи. | - Объединяются в группы по 4 человека в соответствии с цветом карточки, выданной в начале урока. -Решают задачу - Каждая группа вырабатывает решение, подкрепляя аргументами. (При решении задач анализируют причины допущенных ошибок). | 10 мин. | |||
5. | Контроль и самоконтроль | -анализировать, осмысливать решение; самоконтроль | - Каждая группа озвучивает свое решение и аргументы | - Сравнивают решение своей группы с решениями других групп | 10 мин. | |||
6. | Коррекция | -осуществлять самооценивание, корректировку решения | Осуществляет проверку. | Проверяют свое решение, корректируют при необходимости свое решение. | 3 мин. | |||
7. | Анализ. Рефлексия | -уметь выразить эмоциональное отношение к своим результатам работы на уроке | У вас на парте лежат смайлики, которые я предлагаю разместить в домиках ТРИЗ-города. | Размещают смайлики в домиках ТРИЗ-города:
| Слайд11. | 5 мин |
Приложение 1
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Поиск проблемы | Идеальный конечный результат | Решение |
Приложение 2
ЗАДАЧА № 1 | ЗАДАЧА № 1 | ЗАДАЧА № 1 |
Как поступить гостинице, чтобы гости не забирали домой полотенца в качестве сувениров? Отсутствие полотенец допустить нельзя, но и проверять вещи постояльцев тоже невозможно. Даже в случае отсутствия полотенец в номерах, гостиница не должна нести убытков. | Как поступить гостинице, чтобы гости не забирали домой полотенца в качестве сувениров? Отсутствие полотенец допустить нельзя, но и проверять вещи постояльцев тоже невозможно. Даже в случае отсутствия полотенец в номерах, гостиница не должна нести убытков. | Как поступить гостинице, чтобы гости не забирали домой полотенца в качестве сувениров? Отсутствие полотенец допустить нельзя, но и проверять вещи постояльцев тоже невозможно. Даже в случае отсутствия полотенец в номерах, гостиница не должна нести убытков. |
Приложение 3
ЗАДАЧА № 2 | ЗАДАЧА № 2 | ЗАДАЧА № 2 |
Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя. | Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя. | Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя. |
Приложение 4
ЗАДАЧА № 3 | ЗАДАЧА № 3 | ЗАДАЧА № 3 |
Грузовику-фургону необходимо проехать по мосту, чтобы добраться до пункта назначения. Над мостом проходит труба. Расстояние от земли до трубы равно высоте грузовика от колес до крыши. Как проехать грузовику по мосту, если трубу задевать нельзя. | Грузовику-фургону необходимо проехать по мосту, чтобы добраться до пункта назначения. Над мостом проходит труба. Расстояние от земли до трубы равно высоте грузовика от колес до крыши. Как проехать грузовику по мосту, если трубу задевать нельзя. | Грузовику-фургону необходимо проехать по мосту, чтобы добраться до пункта назначения. Над мостом проходит труба. Расстояние от земли до трубы равно высоте грузовика от колес до крыши. Как проехать грузовику по мосту, если трубу задевать нельзя. |
Приложение 5
ЗАДАЧА № 4 | ЗАДАЧА № 4 | ЗАДАЧА № 4 |
Во время научной экспедиции на Марс, космический корабль произвёл посадку в долине. Астронавты снарядили марсоход для лучшего изучения планеты, но как только покинули корабль, столкнулись с проблемой. Дело в том, что по поверхности было сложно передвигаться – этому мешали многочисленные холмы, ямы, большие камни. На первом же склоне колёсный вездеход с надувными шинами перевернулся на бок. С этой проблемой астронавты справились – они прицепили снизу груз, что усилило устойчивость машины, но стало причиной новой проблемы – груз задевал неровности, что усложняло движение. Итак, что нужно сделать, чтобы повысить проходимость марсохода? При этом у космонавтов нет возможности изменять его конструкцию. | Во время научной экспедиции на Марс, космический корабль произвёл посадку в долине. Астронавты снарядили марсоход для лучшего изучения планеты, но как только покинули корабль, столкнулись с проблемой. Дело в том, что по поверхности было сложно передвигаться – этому мешали многочисленные холмы, ямы, большие камни. На первом же склоне колёсный вездеход с надувными шинами перевернулся на бок. С этой проблемой астронавты справились – они прицепили снизу груз, что усилило устойчивость машины, но стало причиной новой проблемы – груз задевал неровности, что усложняло движение. Итак, что нужно сделать, чтобы повысить проходимость марсохода? При этом у космонавтов нет возможности изменять его конструкцию. | Во время научной экспедиции на Марс, космический корабль произвёл посадку в долине. Астронавты снарядили марсоход для лучшего изучения планеты, но как только покинули корабль, столкнулись с проблемой. Дело в том, что по поверхности было сложно передвигаться – этому мешали многочисленные холмы, ямы, большие камни. На первом же склоне колёсный вездеход с надувными шинами перевернулся на бок. С этой проблемой астронавты справились – они прицепили снизу груз, что усилило устойчивость машины, но стало причиной новой проблемы – груз задевал неровности, что усложняло движение. Итак, что нужно сделать, чтобы повысить проходимость марсохода? При этом у космонавтов нет возможности изменять его конструкцию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».
Технологическая карта к уроку № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для о...
Технологическая карта урока 5 класс тема" Решение задач на проценты"
Прикладная направленность в обучении способствует формированию у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для применения математики в других учебных дисциплинах. Учащиеся должны понять, чт...
Технологическая карта урока «Логарифмические уравнения и их методы решения» в 11 классе
Технологическая карта урока «Логарифмические уравнения и их методы решения» в 11 классе Прочность и уверенное воспроизведение полученных знаний, умение решать логарифмические уравнения, прим...
Технологическая карта урока 6 класс "Решение уравнений"
План - конспект урока по математике в 6 классе по решению уравнений...
Инструкционно-технологическая карта к практическому занятию на тему "Алгоритмы исследования элементарных функций"
Инструкционно-технологическая карта к практическому занятию по ОУД.11 Информатика для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование....
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...
Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света
Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света...