Рабочая программа по технологии 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс)
Рабочая программа по технологии 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_6_klass.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по технологии основного общего образования 6 класс
Количество часов: 70 часов
Учитель: А.В. Павлова
Программа разработана на основе ФГОС второго поколения , примерной программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения) и Технология: программы начального и основного общего образования / М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа составлена на основе:
1. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения)
2. Технология: программы начального и основного общего образования / М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011.- 192 с.
2. Представленная программа по технологии составлена на основе ФГОС ООО.
Общая характеристика учебного предмета
Цели:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Специфика учебного предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.
С учетом материально – технических возможностей школы, материальных возможностей учащихся, социальной востребованности, условий неделимости классов и условий обучения в классе, были внесены следующие изменения: Раздел «Машиноведение», «Конструирование и моделирование» изучается обзорно, Раздел «Кулинария» отсутствует, т.к. материальная база школы не оснащена необходимым оборудованием. Основное внимание уделяется следующему разделу «Художественные ремесла», творческим проектам, тема «Дизайн пришкольного участка», в соответствии с Примерной программой направления «технология», добавлены часы на изучение тем «Интерьер жилого дома», «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- Технологическая культура производства,
- Культура и эстетика труда,
- Получение, обработка, хранение и использование технологической информации,
- Основы черчения, графики, дизайна,
- Знакомство с миром профессий,
- Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека,
- Творческая и проектная деятельность
Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение предметной области «Технология» в 6 классе предусматривает 2 часа в неделю, в объеме 70 часов за год.
Содержание учебного предмета
Раздел. Художественные ремесла.
Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете «технологии», санитарно-гигиеническим требованиям.
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.
Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства.
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой. Инструктаж по ПТБ.
Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий. Вышивка тесьмой. Орнамент в одежде.
Инструктаж по ПТБ . Изготовление сувенира. Орнамент, композиция, ритм, раппорт. Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Эскиз сувенира.
Объемное моделирование из ткани. История куклы. Кукла-оберег. Моделирование бесшовных кукол. Кукла-крестовец. Моделирование бесшовных кукол. Кукла- закрутка.
Раздел. Элементы материаловедения.
Натуральные волокна животного происхождения (шёлк, шерсть, пух, хлопок, лен). Способы их получения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Дефекты ткани. Определение лицевой и изнаночной стороны.
Искусственные и синтетические волокна. Способы их получения. Свойства тканей (гидроскопичность, сминаемость).
Раздел. Элементы машиноведения.
Бытовая универсальная швейная машина.
ТБ при работе на швейной машине. Техническая характеристика. Назначение основных узлов универсальной швейной машины. Организация рабочего места при выполнении машинных работ.
Раздел. Конструирование швейных изделий.
История одежды. Классово-социальное положение человека и его отражение в костюме. Краткие сведения из истории одежды.
Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды.
Раздел. Моделирование швейных изделий.
Понятие композиции в одежде(материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейных изделий.
Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия.
Раздел. Технология изготовления швейных изделий.
Ручные стежки и строчки. Правила ТБ.
Машинные швы. Правила ТБ. Конструкция и технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения. Салфетка.
Раздел. Интерьер жилого дома.
Интерьер жилого дома. Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон жилого дома.
Оформление интерьера картинами, предметами декоративно-прикладного искусства. Подбор штор, занавесей, портьер, ковров, мебели, обоев, салфеток.
Декупаж. Основы декупажа. Материалы и аксессуары. Инструкционная карта. Технология изготовления. Декупаж по стеклу.
Изготовление сувенира в технике декупаж.
Раздел. Технологии домашнего хозяйства.
Уход за одеждой. Инструктаж по ПТБ. Ассортимент и эксплуатационные свойства подкладочной ткани. Ремонт подкладки и карманов.
Художественная штопка. Буквы алфавита. Виды художественной штопки. Ремонт накладной заплатой.
Художественная штопка. Аппликация. Виды художественной штопки. Ремонт аппликацией.
Раздел. Электротехника.
Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов и оказание первой помощи при поражении током. Профессии, связанные с электричеством.
Раздел. Современное производство и профессиональное самоопределение.
Сферы производства, профессиональное образование и профессиональная карьера. Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий. Виды учреждений профессионального образования.
Раздел. Творческие проектные работы.
Тематика творческих проектов (Дизайн пришкольного участка) и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап (выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия, подбор материалов).
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта. Организация рабочего места. Оборудование и приспособления для различных видов работ, составление последовательности выполнения. Поиск сведений в литературе.
Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия).
Тематическое планирование технология 6 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Сроки проведения | Всего часов | В том числе на: | ||
Уроки | Контрольные работы | Практические (лабораторные) работы | ||||
1 | Художественные ремесла | 18 | 16 | Творческая работа – | ||
2 | Элементы материаловедения | 4 | 3 | Тест – | - | |
3 | Элементы машиноведения | 4 | 4 | - | - | |
4 | История одежды | 6 | 5 | Зачет – | - | |
5 | Моделирование швейных изделий | 2 | 2 | - | - | |
6 | Технология изготовления швейных изделий | 8 | 8 | - | - | |
7 | Интерьер жилого дома | 8 | 7 | - | Творческая работа – | |
8 | Технологии домашнего хозяйства | 6 | 6 | - | - | |
9 | Электротехника | 2 | 2 | - | - | |
10 | Современное производство и профессиональное самоопределение | 4 | 4 | - | - | |
11 | Творческие проектные работы | 10 | 7 | - | Творческая проектная работа – |
Темы проектов.
- Творческие проекты:
- Шкатулка
- Подставки под горячее
- Макеты транспортных машин
- Изделия с росписью по дереву.
- Рамки для фотографий
- Исследовательские проекты:
- Моя будущая профессия
- История материалов.
Календарное планирование технология 6 класс
№ п/п | Тема урока | кол-во часов на изучение | Дата | |
план | факт | |||
1-2 | Вводный инструктаж по технике безопасности. | 2 | ||
3-4 | Декоративно-прикладное искусство | 2 | ||
5-6 | Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства. | 2 | ||
7-8-9-10 | Лоскутное шитье. | 4 | ||
11-12 | Традиции, обряды, семейные праздники | 2 | ||
13-14 | Традиции, обряды, семейные праздники | 2 | ||
15-16 | Объемное моделирование из ткани. Кукла – оберег. (Кукла – крестовец). | 2 | ||
17-18 | Объемное моделирование из ткани. Кукла – оберег. (Кукла – закрутка). | 2 | ||
19-20 | Натуральные волокна животного происхождения. | 2 | ||
21-22 | Искусственные волокна | 2 | ||
23-24 | Бытовая универсальная швейная машина. | 2 | ||
25-26 | Бытовая универсальная швейная машина. | 2 | ||
27-28 | История одежды. | 2 | ||
29-30 | Современные направления моды. | 2 | ||
31-32 | Понятие композиции в одежде. | 2 | ||
33-34 | Способы моделирования швейных изделий. | 2 | ||
35-36 | Ручные стежки и строчки. | 2 | ||
37-38 | Ручные стежки и строчки. | 2 | ||
39-40 | Машинные швы. | 2 | ||
41-42 | Машинные швы. | 2 | ||
43-44 | Интерьер жилого дома. | 2 | ||
45-46 | Интерьер жилого дома. | 2 | ||
47-48 | Интерьер жилого дома. Сувенир. | 2 | ||
49-50 | Интерьер жилого дома. Сувенир. | 2 | ||
51-52 | Уход за одеждой. | 2 | ||
53-54 | Художественная штопка. Буквы алфавита. | 2 | ||
55-56 | Художественная штопка. Аппликация. | 2 | ||
57-58 | Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Профессии, связанные с электричеством. | 2 | ||
59-60-61-62 | Сферы производства, профессиональное образование и профессиональная карьера. | 4 | ||
63-64 | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап выполнения творческого проекта. | 2 | ||
65-66 | Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности выполнения проекта. | 2 | ||
67-68 | Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия) | 2 | ||
69-70 | Итоговый урок. Защита проекта. | 2 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
1.Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы М.: Просвещение,2011 – (Стандарты второго поколения).
2. Учебник. О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая «Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.»-2-е изд., стереотип,- М.: Дрофа, 2014.
3. Учебник. В.Д.Симоненко «Технология. Обслуживающий труд», М.: Вентана-Граф.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения учебного предмета «Технология» в 6 классе
Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
формирования уважительного отношения к труду;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в 6 классе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в 6 классе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Лист коррекции и внесения изменений
Класс/ предмет | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...