«Культурные коды (живописный, музыкальный, образный) как средства само и взаимопонимания»
план-конспект урока по технологии
интегрированный урок живописи, музыке, технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_integrirovannogo_uroka_tehnologiya_muzyka_7_12_2011.docx | 34.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий
интегрированного урока по живописи, музыке и технологии в 6 классе
(подготовлен учителями при поддержке психолого-педагогической службы Павловской гимназии)
Тема: «Культурные коды (живописный, музыкальный, образный) как средства само и взаимопонимания»
Проблемы, над решением которых работаем:
- Нетолерантность ребят к одноклассникам, отсутствие искреннего интереса к другому.
- Категоричность и жесткая оценочность суждений в отношении одноклассников.
- Неумение конструктивно заявлять о себе, добиваться признания.
- Самоутверждение за счет принижения того, кто рядом, а не благодаря своим действиям и качествам.
- Недостаточный навык и ориентированность на слышание себя и другого, на конструктивный диалог.
Цель: Создать возможность переживания каждым учащимся личностного опыта само и взаимопонимания через ситуацию успешности в совместном творчестве.
Задачи:
- Добиться эмоционального сопереживания, побудить к выражению своих переживаний (восприятия музыки) через цвет и образ.
- Создать ситуацию успешности и признанности со стороны одноклассников для каждого ученика.
- Показать учащимся, что мнение, точка зрения, чувства интересны и важны для всех.
- Донести до ребят, что синтез разных средств выразительности создает огромные возможности для полноценного самовыражения, взаимопонимания и диалога (в т.ч. с культурой).
Трудности и подводные камни:
- Деление на группы (хочу - не хочу, девочки - мальчики).
- Нежелание включаться в урок и в общую работу, саботаж.
- Сложность выражения (называния) своих чувств.
- Неумение договариваться в группе, борьба за лидерство.
- Трудности «перевода», перекодирования музыки в цветовую палитру, в образный ряд.
- Непонимание того, чего хотят педагоги, трудности в объяснении задачи и процедур.
Культурный аналог:
Сказка «Волшебник изумрудного города»
Смысловая расшифровка аналога для данного урока:
В сказке прослеживается путь героев к самим себе и друг к другу. В ходе путешествия и выпавших испытаний они претерпевают серьезную личностную трансформацию, проявляют лучшие свои качества, вместе преодолевают трудности, получают признание, находят свое место в жизни. И все это во многом благодаря взаимопомощи и дружбе. Дружба возникает на основе принятия уникальности другого, заинтересованности в нем, формируется и крепнет в борьбе со злом. В нашем случае зло – это равнодушие ребят друг к другу, агрессия, желание выделиться за счет принижения товарища. Преодолевая это «зло» в процессе преодоления сложностей в выполнении творческих заданий, ребята проделывают символический путь, делая реальный шаг навстречу себе и друг другу.
Материально-техническое обеспечение:
- листы писчей бумаги формата А3 на каждого ученика;
- акварельные или гуашевые краски и кисти на группу;
- 3 картины формата А3 с изображением животного необычного цвета (красный конь, голубой кот, зеленая собака), разрезанные на части (типа пазла); количество пазлов каждой картины соответствует числу учеников в группе;
- ножницы, клей, материал для декорирования масок;
- электронное фортепьяно;
- проектор, экран;
- магнитофон.
Организационные решения:
- основной учитель – преподаватель изо Федотова Юлия Владимировна, ассистируют: учитель музыки Мосягина Екатерина Львовна и учитель технологии Голубин Игорь Викторович, присутствует психолог Уварова Татьяна Викторовна.
- работа ведется в 3-х группах.
- на входе ребята получают пазл и собирают картину, тем самым формируют группу.
Ход урока:
№ | Этапы по аналогу | Смысловая канва по аналогу | Психологическая динамика | Содержание | Формы | Время | Примечания | |
Эли попадает в волшебную страну. | Ураган, разрушает привычную жизнь и уносит Эли в волшебную страну, где она, сама не ведая, уничтожает злую волшебницу. Отправившись в путь домой Эли встречает необычных персонажей, которые становятся не только спутниками, но и друзьями. Неожиданная ситуация объединяет героев. У каждого свои «комплексы», преодолеть которые они могут только вместе. | Все вроде привычно, но есть моменты необычности – гости, 3 учителя вместо одного +психолог. Необычность нарастает, когда ребята видят картины, распределяются по группам волею случая и пытаются расшифровать символику цвета. Зло – равнодушие и неприятие сверстниками. Нежелание объединяться с не очень тебе симпатичными одноклассниками – одна его часть. Вторая – неумение договариваться в группе. |
| Фронтально По группам фронтально По группам | 1 мин. 2 мин. 3 мин. 2-3 мин. 4 мин. | Каждый учащийся получает пазл от одной из трех картин. Учащиеся собирают пазлы и объединяются соответственно в три группы. К каждой группе присоединяются педагоги, ведущие урок и при необходимости помогают организовать обсуждение. (3 мин. звучит музыка, 1 мин. дается на выбор фрагмента) | ||
Элли и ее друзья идут в изумрудный город, преодолевая препятствия | В борьбе с трудностями по дороге к цели персонажи проявляют свои лучшие качества, помогают и поддерживают товарищей. | Во время групповой работы учащиеся шаг за шагом учатся лучше видеть и слышать друг друга, настраиваются на волну взаимопонимания. |
| По группам | 10 минут | 3 мин. учащиеся слушают музыку, 5 мин. раскрашивают лист, 2 мин. дается на обсуждение | ||
Герои получают задания по борьбе со злом и проходят через серьезные испытания | Зло оказывается не столько страшным, сколько смешным, хотя испытания и опасности героев встречают совершенно серьезные. Случайно обнаруженное творческое решение – вода, спасает ситуацию. Вода как основа жизни, живой источник радости неприемлема для зла. | В групповой работе сочетается отношение как к ценности к вкладу каждого и вместе с тем востребовано умение договориться, создать коллективный продукт. Живая вода сотрудничества и взаимопомощи может победить равнодушие друг к другу и желание выпятить себя. Интерес к работе товарищей рождает интерес к ним и желание что то делать вместе |
| По группам | 10 минут | Группа сама решает, в какой последовательности работает – либо сначала каждый делает маску и лишь после этого готовится «объединяющая» презентация, либо сначала группа обсуждает свою презентацию, а потом уже каждый участник группы изготавливает маску, которая будет соответствовать презентации. Педагоги работают в группах с учащимися, помогая (при необходимости)организовать конструктивный диалог. | ||
Радость победы, возвращение в разноцветный изумрудный город, исполнение желаний | Осознание того, что им – совсем не волшебникам удалось одолеть злую и могущественную волшебницу вселяет в героев чувство гордости, веру в себя и в лучшее. | Эмоциональный подъем, предъявление совместно полученных результатов, получение высокой оценки со стороны одноклассников и педагогов. |
| фронтально | 6 минут | Если две группы выбрали один и тот же фрагмент, то педагог проигрывает музыку по-разному в соответствии с изготовленными масками и обязательно задает вопросы: одинаково ли звучала музыка? Если по-разному, то почему? | ||
Герои понимают, что у них «все было» изначально. Элли возвращается домой. | Герои открывают для самих себя и для окружающих свои возможности творить добрые дела. | Ребята «открывают» много интересного в себя, друг друге и в культуре. |
| по группам | 4 мин. 1 мин. |
Анализ урока
Урок проводился в 6 классе. Класс выбран неслучайно, т.к. существуют следующие проблемы:
- Нетолерантность ребят к одноклассникам, отсутствие искреннего интереса к другому.
- Категоричность и жесткая оценочность суждений в отношении одноклассников.
- Неумение конструктивно заявлять о себе, добиваться признания.
- Самоутверждение за счет принижения того, кто рядом, а не благодаря своим действиям и качествам.
- Недостаточный навык и ориентированность на слышание себя и другого, на конструктивный диалог.
Нами была поставлена цель- создать возможность переживания каждым учащимся личностного опыта само и взаимопонимания через ситуацию успешности в совместном творчестве, которая была достигнута .
В ходе урока мы столкнулись с теми трудностями, которые были обозначены как «подводные камни»
Проводим анализ каждого этапа урока
№ | Этапы по аналогу | Содержание | Формы | Примечания | |
1 | Эли попадает в волшебную страну. | На экране картины М.Шагала – синий скрипач, зеленая корова и др. Звучит музыка еврейских местечек в оркестровой обработке. Объединение по 3-м группам в соответствии с картинами. Каждая группа получает задание: обсудить, что означает их картина (синий заяц, красный конь…). Почему животное на картине именно такого цвета? Какое это может иметь значение? Как группа к этому относится? Группа должна прийти к общему мнению, которое озвучивает спикер. Цветовая палитра – код, с помощью которого мы выражаем и передаем другим свои чувства и переживания. Как еще мы можем это делать? Учащимся предлагается прослушать три музыкальных фрагмента. Каждая группа договаривается и выбирает один фрагмент для последующей работы над ним. | Фронтально По группам Фронтально По группам | При разделении на группы, учащиеся высказывали нежелание работать с некоторыми одноклассниками. Во время обсуждения возникали разногласия в видении произведений, долго не могли прийти к единому мнению Прослушав музыкальное произведение, учащиеся быстро определились с выбором муз. Фрагмента. | |
2 | Элли и ее друзья идут в изумрудный город, преодолевая препятствия | В борьбе с трудностями по дороге к цели персонажи проявляют свои лучшие качества, помогают и поддерживают товарищей. Во время групповой работы учащиеся шаг за шагом учатся лучше видеть и слышать друг друга, настраиваются на волну взаимопонимания. Каждый учащийся отражает на листе А3 с помощью красок свое цветовое восприятие выбранного группой музыкального фрагмента. Затем группа обсуждает, что получилось, есть ли что-то общее в изображениях. | По группам | Не все учащиеся сразу поняли задание, возникли трудности с определением и подбором цветовой гаммы и техникой передачи изображения. | |
Герои получают задания по борьбе со злом и проходят через серьезные испытания | Зло оказывается не столько страшным, сколько смешным, хотя испытания и опасности героев встречают совершенно серьезные. Случайно обнаруженное творческое решение – вода, спасает ситуацию. Вода как основа жизни, живой источник радости неприемлема для зла. В групповой работе сочетается отношение как к ценности к вкладу каждого и вместе с тем востребовано умение договориться, создать коллективный продукт. Живая вода сотрудничества и взаимопомощи может победить равнодушие друг к другу и желание выпятить себя. Интерес к работе товарищей рождает интерес к ним и желание что то делать вместе Учащиеся получают задание сделать маски из раскрашенных ими листов. Для этого каждому учащемуся необходимо внимательно присмотреться к своей работе, к работе одногруппников. Маски группы должны отражать выбранный музыкальный фрагмент. По окончании работы над масками каждая группа должна подготовить презентацию своих масок и выступить перед классом. | По группам | На этом этапе урока учащиеся быстрее пришли к единому мнению, им не хотелось заканчивать работу и переходить к следующему этапу. | ||
Радость победы, возвращение в разноцветный изумрудный город, исполнение желаний | Осознание того, что им – совсем не волшебникам удалось одолеть злую и могущественную волшебницу вселяет в героев чувство гордости, веру в себя и в лучшее. Эмоциональный подъем, предъявление совместно полученных результатов, получение высокой оценки со стороны одноклассников и педагогов. Презентации. Ребята выступают, класс отгадывает, какой музыкальный фрагмент выбрала каждая группа. Звучат музыкальные фрагменты. | фронтально | Дети с интересом прослушали музыкальные фрагменты и продемонстрировали свои работы. Обсуждение выступлений прошло в оживленной форме. | ||
Герои понимают, что у них «все было» изначально. Элли возвращается домой. | Герои открывают для самих себя и для окружающих свои возможности творить добрые дела. Ребята «открывают» много интересного в себя, друг друге и в культуре. Рефлексия с учащимися. Главная мысль, впечатление, вывод от урока. Необходимо «подтолкнуть» учащихся сделать выводы друг про друга, про «живой звук», «музыкальный цвет». Выбор спикера. Главное открытие каждой группы – что вы сегодня открыли на уроке? Озвучивает спикер от группы. Заключительное слово педагогов. | по группам | Учащиеся пришли к выводу , что договариваться и работать в группе им было не всегда легко и комфортно. Но в результате сотворческой деятельности, они смогли достичь интересных результатов. |
Цели и задачи, поставленные на уроке были достигнуты, трудности преодолены, мы считаем что урок удался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ» на занятиях по хореографии
Наибольшую сложность для педагога дополнительного образования представляет работа с начинающими детьми младшего возраста, которые быстро устают, допускают ошибки при исп...
Рабочая программа по историко-культурному краеведению «Живописное наследие Воронежского края» 10-11 класс
Рабочая программа по историко-культурному краеведению "Живописное наследие Воронежского края". 10-11 класс...
«Формирование музыкально-образных представлений обучающихся посредством взаимодействия преподавателя, солиста и концертмейстера»
Целостное описание педагогического опыта...
Материалы для проведения внеклассного мероприятия «Хранитель культурного кода», посвященного творческой и научной деятельности Д.С.Лихачева
Мероприятие проводится в форме спортивной версии игры «Что? Где? Когда?». Используемые в программе вопросы являются авторской разработкой. В ходе подготовки вопросов были использованы материалы ...
Метод ассоциативных сопоставлений в развитии музыкально-образного мышления
для работы молодому учителю...
Родной язык. Урок-исследование «Лексические средства языкового выражения в прозе К.Д. Воробьева как отражение культурного кода родного языка»
урок родного языка, на котором исследуется самобытность лексики произведений К.Д.воробьева, своеобразие художественного текста с точки зрения использования средств языкового выражения....
В поисках культурного кода России.
quot;В поисках культурного кода России"- тематическая смена в летнем детском городском лагере. При подготовке к одному из мероприятий о российских городах, мы с ребятами придумали кроссвор...