«Формирование музыкально-образных представлений обучающихся посредством взаимодействия преподавателя, солиста и концертмейстера»
учебно-методический материал на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема опыта: «Формирование музыкально-образных представлений обучающихся посредством взаимодействия преподавателя, солиста и концертмейстера»
Автор опыта: Листова Анна Сергеевна, концертмейстер высшей квалификационной категории Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Ненецкого автономного округа «Детская школа искусств города Нарьян-Мара»
Раздел I. Информация об опыте.
Условия возникновения, становления опыта. Концертмейстер Листова Анна Сергеевна в течение 23 лет работает в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств города Нарьян-Мара». На сегодняшний день это учебное заведение, наиболее полно воздействующее на развитие творческих способностей детей и формирование социально-культурной сферы в целом. Современная школа воспитывает просвещенного слушателя, зрителя, ценителя искусства, творчески способного, работающего в любой области продуктивно, заинтересованно, с большой эмоциональной самоотдачей.
«ДШИ» составляет в регионе разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства, выполняет одну из основных педагогических функций – воспитание и развитие гармонично развитой личности.
Коллектив преподавателей школы искусств осуществляет профессионально - педагогическую деятельность, реализуя общеобразовательные, общеразвивающие, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства. Обучая детей различным видам искусства, педагоги вносят большой вклад в сохранение и развитие педагогических традиций школы, принимая активное участие в культурной жизни региона.
Контингент обучающихся составляют дети дошкольного и школьного возраста от 5 до 18 лет, принадлежащим к разным социальным слоям населения. Для успешной педагогической деятельности преподавателей в школе созданы специально оборудованные кабинеты, хорошо оснащенные и проветриваемые помещения с современными средствами обучения.
Для реализации опыта концертмейстер активно использует Интернет-ресурсы (материалы Сайта школы, сайта Сети педагогических работников и др.) Представлен дидактический материал (ноты, музыкальные словари и энциклопедии), демонстрационный материал (диски с записями различных известных исполнителей и коллективов). В связи с тем, что работа с различными музыкальными инструментами (балалайка, домра, саксофон, флейта) и коллективами (ансамбли балалаечников, домристов, флейтистов, эстрадный ансамбль саксофонистов, хоры) предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом-концертмейстером, в кабинетах есть настроенный инструмент фортепиано.
Основная идея музыкального воспитания в дополнительном образовании детей состоит в том, чтобы посредством синтетической формы бытования музыкального искусства приобщить подрастающее поколение к музыкальной деятельности, сформировать представление о выразительной интонационной природе музыкального искусства через непосредственное «проживание» музыкальных образов.
Музыкально-познавательная деятельность невозможна без профессиональной помощи музыкальных педагогов и концертмейстеров, а также тесного взаимодействия обучающегося, концертмейстера и преподавателя на протяжении всего периода обучения.
Известный педагог и музыковед А.Д. Алексеев отмечал: «Правдивое воссоздание художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность исполнителя. Игра безжизненная, не согретая теплотой настоящего чувства, не увлекает слушателя. Недостаточно тщательно выучить произведение, нужно сродниться с ним и почувствовать его красоту». В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в Детской школе искусств занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Концертмейстерская деятельность – это плодотворная работа с солистом (обучающимся), в процессе которой происходит формирование и развитие способностей обучающегося, его эмоциональных качеств, художественно-эстетических взглядов.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению образных представлений и эмоциональной отзывчивости на музыку. Диагностика разработана на основе методик А.Н.Зиминой и А.Н.Бурениной «Музыкальная палитра».
Актуальность опыта. Политика государства предполагает, что дополнительное образование вместе с общим образованием должно формировать активное, деятельное и творческое начало в развитии личности, что нашло отражение в Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2014-2017 гг.
В современных условиях Детские школы искусств являются одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. В основу образовательного процесса «ДШИ» положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности обучающегося, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил.
Высшей целью педагогики является воспитание личности, а музыка и музыкальный инструмент лишь средства достижения цели. Музыкальное воспитание является одним из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста с другой.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей.
Профессиональная подготовка кадров для полноценной в творческом отношении деятельности во всех областях музыкального искусства, воспитание не только исполнителей – инструменталистов, но и эстетически развитых и самостоятельно мыслящих музыкантов, ставит в области музыкального образования серьёзные задачи как перед педагогами, так и перед концертмейстерами.
Возрастает требование к профессиональному мастерству, включающему не только высокий уровень владения исполнительскими и педагогическими навыками и приемами, но и психологическую компетентность, что предполагает знание психологических аспектов профессиональной деятельности и умение применять полученные знания на практике.
Работа концертмейстера школы искусств отнюдь не замыкается на непосредственной его обязанности – помощи учащимся довести работу над произведением до концертного исполнения.
В учебной деятельности он удовлетворяет потребности детей в занятиях музыкой, при получении необходимых знаний и навыков создаёт необходимые для учебного процесса условия.
Во внеклассной работе помогает в организации содержательного досуга, где совместно с детьми принимает участие в различных общешкольных и внешкольных мероприятиях.
В воспитательной работе создаёт среду для личностного и творческого развития детей, их профессионального самоопределения.
В методической работе принимает участие в мастер - классах, в написании и реализации проектов, программ, методических разработок и т.д..
Концертмейстерство - самый распространенный вид деятельности музыканта. Ни одно концертное выступление солистов и ансамблей различных отделений школы искусств, равно как и их работа в классе, не обходится без участия в нём концертмейстера.
На сегодняшний день важной составляющей является востребованность этой специализации в жизни любого музыкального образовательного учреждения.
Ведущая педагогическая идея опыта: создание условий для формирования навыков совместного творческого взаимодействия педагога, обучающегося и концертмейстера через развитие музыкальных способностей; раскрытие творческого потенциала и изучение образно-эмоционального восприятия музыки.
Диапазон опыта: представленный опыт является единой системой «урок-внеурочная деятельность».
Теоретическая база опыта
Под творческим потенциалом мы понимаем системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными, психофизиологическими резервами развития, а именно:
- богатством потребностей и интересов личности, ее направленности на все более полную
самореализацию в различных сферах труда;
- уровнем развития интеллектуальных способностей.
Под музыкальными способностями рассматриваются индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемости в области музыкального искусства.
Главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Применительно к проблеме творческих взаимоотношений при создании общности художественно образа эта цель особенно значима. Здесь на первый план выходит целостный музыкальный организм: преподаватель – солист – концертмейстер.
Понятие «Концертмейстер» состоит из двух слов: концерт и мастер (от немецкого meister). Это пианист, помогающий инструменталистам, вокалистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертной деятельности.
Теоретическая основа педагогического опыта концертмейстера опирается на методику и разработки замечательных пианистов-концертмейстеров М. Бихтера, С. Давыдовой, М. Карандашовой, А. Ерохина, В. Ямпольского, Е. Шендеровича, В. Чачаева. Монографии и методические пособия педагогов содержат описание методов диагностики музыкальных способностей, важные теоретические положения и практические рекомендации. В формировании опыта важную роль сыграли работы музыкантов-теоретиков, педагогов об эмоциональном содержании музыки и ее познании. Это, прежде всего А.Л. Готсдинер, В.И. Петрушин. Общетеоретические основы и принципы художественно-музыкального развития обучающихся, в частности, их эмоциональной сферы, художественного переживания, образного мышления нашли свое отражение в работах Б.В. Астафьева, Ю.Б. Алиева, А.Н. Малюкова.
В практической части опыта используется исполнительско-методическая база ведущих концертмейстеров Н. Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения», А. Люблинского «Теория и практика аккомпанемента», Е. Шендеровича «В концертмейстерском классе». В трудах подробно освещены важные для аккомпаниатора методы и приемы работы, подбор музыкального материала содержится в книге Д. Мура «Певец и аккомпаниатор».
Рассматривая специфические особенности музыкального исполнительства, личности концертмейстера, авторы отводят особую роль интерпретатора музыкального сочинения. Не имея возможности воплощения собственного исполнительского замысла (т.к. доминирующая роль принадлежит солисту), эмоционально образная интерпретация музыкального текста произведения позволяет концертмейстеру перевоплощать всю драматургию музыкальной формы, быть создателем собственной трактовки исполняемого произведения, и в этом концертмейстер выступает как соавтор композитора.
Почти все выдающиеся композиторы занимались аккомпанементом. Существуют яркие примеры сотрудничества Ф. Шуберта с И.М. Фогелем, М.П. Мусоргского с Д.М. Леоновым, С.В. Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, Н.К. Метнера с Э. Шварцкопф. Великие советские пианисты К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, С.Т. Гихтер.
О воспитании творческого начала, о взаимосвязи различных видов искусств пишет в книге «Воспитание ума и сердца» Д.Б. Кабалевский – педагог-композитор. Творчество – это созидание, открытие нового, источник духовных ценностей. Творческое начало присутствует в любом виде деятельности, однако наиболее важное значение оно приобретает в деятельности педагога концертмейстера. Творческая деятельность концертмейстера всегда связана с совместным исполнением музыкальных произведений, а именно, с ансамблевым музицированием.
Слово «музицировать» происходит от нем., musizieren, что означает заниматься музыкой.
Ансамбль – (от франц. Ensemble -вместе, множество) совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками.
Деятельность концертмейстера Листовой А.С. строится на следующих общепедагогических принципах:
- принцип индивидуально подхода к обучению;
- принцип педагогической поддержки – помощь ребенку в саморазвитии, самореализации;
- принцип открытости;
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип опоры на образное восприятие музыки, на конкретно-чувственное освоение
действительности;
- принцип тематических построений занятий;
- принцип доступности, наглядности, постепенности.
Методические принципы строятся на важнейших взаимосвязанных звеньях воспитывающего музыкального обучения. В первую очередь акцентируется развитие слуховой и музыкально-образных сфер, эмоционального и интеллектуального начал, художественно-творческой и двигательно-технических сфер, исполнительского и музыкального - теоретического образования.
Наиболее актуальными в формировании опыта методами обучения автор считает:
- формирование знаний, умений, навыков и применение их в практической деятельности;
- метод стимулирования коллективной творческой деятельности и мотивации к обучению; - метод художественных обобщений, основанный на синтезе музыкального произведения
изобразительного искусства и литературы;
- метод использования современных компьютерных технологий.
Основным исходным положением в системе комплексного обучения инструменталистов является соединение принципов музыкально-эстетического воспитания с исполнительским обучением. Стремление к содержательности, правдивости исполнения, естественному и красивому звучанию инструмента в сочетании с последовательным усвоением исполнительских навыков.
Новизна опыта заключается в комбинировании методик работы с солистами и ансамблевыми коллективами разного состава, направленных на раскрытие творческих возможностей обучающихся в учебно-познавательной деятельности.
Раздел II.Технология опыта
Цель: развитие музыкально-образных представлений обучающихся посредством творческого взаимодействия педагога – солиста – концертмейстера.
В ходе формирования опыта решались следующие задачи:
Воспитательные:
- воспитать исполнительскую выразительность и навыки ансамблевого музицирования;
- привить интерес к творчеству;
- расширить кругозор обучающихся по средствам знакомства с музыкальными произведениями
различных стилей и эпох;
- воспитать культуру сценического поведения;
Развивающие:
- развить коммуникативные способности;
- развить навыки исполнения в сотрудничестве с концертмейстером;
Обучающие:
- овладеть умениями и навыками игры на музыкальном инструменте;
- научить грамотному прочтению нотного текста;
- научить доносить до слушателя художественный замысел музыкального произведения;
- сформировать музыкальные навыки: единство метрической и артикуляционной
синхронности и согласованности между исполнителями (обучающимся и
концертмейстером).
Здоровьесберегающие:
- развить позитивное отношение к занятиям;
- развить творческий потенциал как основу дальнейшего становления личности;
- создать атмосферу доверительного общения, сотрудничества.
Мотивационные:
- привить обучающимся желание к концертному выступлению;
- сформировать устойчивый интерес к музыкальному искусству.
В соответствии с поставленной целью и задачами в рамках представленного опыта используются различные формы занятий: индивидуальная, коллективная.
В повседневной деятельности концертмейстера его творческие, педагогические, психологические функции трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Он занимает особое положение в школе искусств: исполнитель и педагог в одном лице. Иногда концертмейстеру приходится брать на себя роль педагога-инструменталиста, помогая обучающимся настраивать инструменты в начале занятий, проучивать текст, следить за интонацией и ритмической точностью, отожествлять штрихи и темпы.
Взаимодействие концертмейстера, педагога, солистов - инструменталистов.
Изучение произведения представляет единый целостный процесс, в котором есть две составляющие, работа в классе и концертное выступление. Рабочий процесс состоит из четырех этапов:
1. Общее ознакомление с намеченным произведением; его стилем; художественными образами. Создание слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста. Педагог при помощи концертмейстера сопровождает свои объяснения «живым» исполнением произведения.
2. Углублённое изучение с педагогом произведения путём отбора и отшлифовки средств выражения; технических и художественных приёмов. Концертмейстер совместно с солистом участвует в образном раскрытии музыкального произведения.
3. Законченное для солиста воплощение поставленной художественной цели, совмещение музыкально-исполнительских действий с концертмейстером.
4. Исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа, где концертмейстер наравне с солистом участвует в развитии музыкального содержания произведения.
Концертное исполнение – итог и кульминационный момент всей проделанной работы.
Работа над музыкальным произведением всегда состоит из двух разделов: технического и художественного.
Назначение технического раздела работы – укреплять и совершенствовать технический аппарат путём развития разнообразных элементов техники обеих рук; путём пополнения своих профессионально-технических навыков.
Назначение художественного раздела работы – опираясь на имеющийся уровень технической подготовки, добиваться качественного воплощения поставленных в музыкальном произведении художественных задач.
Струнно - народные инструменты
Знание истории развития народных инструментов, эволюции народно-инструментального репертуара помогает понять «душу» русской народной музыки. Важным направлением в деятельности школы является приобщение детей к русской национальной культуре. Преподавателям надо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной музыки, воспитывать и обучать их с опорой на народное творчество. Особенно это относится к учащимся струнно-народного отделения, которые осваивают игру именно на русских народных инструментах - домре, балалайке. Дети должны почувствовать уникальность инструментов, ощутить их исконно русские корни. Все это способствует воспитанию чувства гордости за достижения русской культуры, содействует в формировании патриотических чувств, менталитета русского человека.
Концертмейстеру, посвятившему себя работе с народными струнными инструментами (домрой, балалайкой), необходимо иметь представление об основных приёмах звукоизвлечения на инструментах, с которыми приходится играть. Знание особенностей штриховой и звукоизобразительной палитры поможет в аккомпанементе найти им соответствующее звучание, найти динамическое и колористическое соотношение с тембрами данных инструментов. Природа звукообразования фортепиано и домры близка (оба имеют ударное начало). Однако домра – это еще и щипковый инструмент. Это качество необходимо учитывать концертмейстеру при игре с домристами. Стиль исполнения должен как бы напоминать звучание народного оркестра (за исключением произведений старинной музыки). Здесь имеется в виду не воспроизведение тех или иных тембров народного оркестра, а способность создания художественных образов, интересных и красочных эффектов звучания фортепиано, тем самым вызвав у слушателя соответствующие звуковые ассоциации. Очень важна хорошая артикуляция при игре мелких длительностей, особенно при их параллельном звучании с солистом.
Для достижения максимального ансамблевого соотношения необходимо заранее обсудить с педагогом динамику произведения, фразировку, цезуры и обязательно окончания фраз («тремоло» или «удар»). Педаль в аккомпанементе используется очень лаконично: в основном для подчеркивания ритмической основы произведения.
В классе народных инструментов концертмейстер следит за балансом звучания, т.к. разные регистры домры нуждаются в опытном сопровождении. Так, к примеру, низкий регистр домры помогает показать всю красоту звучания инструмента солиста. Немаловажным является вопрос об оркестровом звучании фортепиано. Не всегда фортепианная партия бывает удобной, концертмейстер, зная правила оркестровки, грамотно делает переложения неудобных эпизодов в фортепианной фактуре, не нарушая замысла композитора. В этом случае педагог инструменталист (народник) помогает концертмейстеру сделать правильные отправные точки, высказать свои пожелания, если оркестровая фактура сложная и неудобная. Бывают случаи, когда концертмейстер заменяет основного преподавателя по инструменту ввиду различных обстоятельств. В этом случае он проявляет себя как профессиональный, компетентный преподаватель и концертмейстер – «два в одном».
Известный исполнитель и композитор – домрист А. Цыганков всегда подчёркивает особую важность творческого содружества с пианистом, когда слушателя поражает не просто удачный аккомпанемент, а именно совместное творчество двух музыкантов.
Самое главное в деятельности концертмейстера – вовремя уступить и вовремя повести, играть ярко, выразительно, соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика. При народном аккомпанементе особенно необходима тонкая слуховая ориентация пианиста. Для концертмейстера свойственна мобильность и быстрота реакции,способность видеть и слышать все произведение: форму, партитуру, слышать и разграничивать фразировку солиста, уметь сразу охватить характер и настроение произведения, следить не только за своей партией, но и за партией солиста.
Основная задача концертмейстера в классе струнно-народных инструментов заключается в том, чтобы совместно с педагогом помочь ребенку овладеть раскрытием художественного богатства произведения, подготовить его к концертному выступлению.
При работе в классе применяются основные методические приемы:
- анализ музыкального произведения;
- работа над техническими и музыкальными трудностями;
- работа над ансамблевым единством;
- стимулирование обучающегося к творчеству;
- формирование навыков самостоятельной работы.
Для развития у ученика эмоционально-образного восприятия используются наглядно-слуховой, словесный и практический методы.
С помощью аудиозаписей, обогащается восприятие музыки, педагог воссоздает произведение, написанное композитором.
С помощью яркого исполнения и беседы о музыке, о композиторе, педагог прививает ученику интерес, обогащает его внутренний мир.
При практическом методе игра на инструменте будет основополагающей составляющей всего учебного процесса.
Репертуар балалаечников велик и разнообразен, благодаря своим большим техническим и выразительным возможностям, на инструменте прекрасно звучат не только русские народные песни, танцевальная музыка, но и произведения композиторов – классиков. Народно-песенная основа инструментальной музыки, простота содержания и музыкальной формы как нельзя лучше отвечают формированию художественно-эстетических вкусов обучающихся. Эта музыка программна и имеет жанровую основу, тем самым вызывает определенные ассоциации, облегчает процесс вслушивания в развитие музыкального образа.
Многие музыкальные произведения строятся по принципу возрастания темпа к концу, и в этом важная роль отводится концертмейстеру. Здесь главное – задать правильный темп, а также уметь поддержать это нарастание, чтобы ученик шел за концертмейстером. Звук балалайки тихий по своей природе, но достаточно звонкий, как и у домры. В ансамбле с этими инструментами очень важна дифференциация звучания – должны быть яркими бас и верхние голоса. Это требует особого чуткого прикосновения к клавишам.
Очень часто в обработках народных мелодий в партии фортепиано встречается неудобная фактура (баянная, гитарная). Концертмейстер должен приспособить фактуру, сделать ее удобной для исполнения.
Вся работа, которая велась учеником над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет меру выученности материала, степень одаренности ребенка, его психологическую устойчивость.
Концертное выступление – это итог всей проделанной работы педагога-инструменталиста, ученика и концертмейстера. В период обучения учащимся приходится часто выступать перед аудиторией на зачетах, академических, классных концертах. Поэтому одним из самых существенных моментов является его поведение на эстраде, сценическое самочувствие.
Одной из совместных педагогических задач педагога-инструменталиста и концертмейстера является достижение обучающимся психоэмоционального баланса, его позитивного настроя на успешное выступление (физического и психологического состояния ученика в момент выступления). Ведь сцена – это всегда стресс, педагоги имеют прямое отношение к тому, будет ли ученик испытывать страх, или это будет творческое волнение. В целях стрессоустойчивости применяются различные приемы: исполнение произведения перед родителями; перед воображаемой комиссией; снимать видео запись с последующим анализом своей игры. Это вырабатывает концентрацию внимания во время исполнения на сцене. Педагогами всегда должно поощряться состояние уверенности ученика, что ведет к воспитанию волевых качеств.
На сцене от профессиональных качеств концертмейстера зависит превращение ученика в исполнителя, артиста. Ведь в некоторых ситуациях он выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, способен найти точную, яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Поэтому важно воспитывать в сознании обучающихся чувство радости и одухотворенности от общения с публикой.
Струнно-смычковые инструменты
Обучение исполнению на струнно-смычковых инструментах состоит в том, чтобы приобщить воспитанников к лучшим образцам классической и современной музыки, развить музыкальный слух и образное представление, сформировать навыки совместного творческого взаимодействия.
. К основным требованиям работы концертмейстера в скрипичном классе относятся: артистизм, владение навыками игры в ансамбле, музыкальность, гибкость, знание основ скрипичного искусства, понимание специфики струнных инструментов.
Творческое взаимодействие в классе струнно-смычковых инструментов имеет три основных составляющих компонента:
- работа педагога-инструменталиста, обучающегося и концертмейстера на уроке;
- работа концертмейстера с обучающимися;
- самостоятельная работа концертмейстера.
Вначале работы над музыкальным произведением с первых уроков совмещается метод исполнительского показа педагогом партии солиста с собственной партией аккомпанемента. Выявляя реакцию ученика на прослушанное произведение, педагог дополняет музыку ярким и образным словесным пояснением, нередко прибегая к доступным ребенку жизненным и художественным ассоциациям. Сложность игры на скрипке в том, что это инструмент с нефиксированным интонационным строем, и помощь рояля очень велика. Педагог и концертмейстер должны всегда грамотно выстраивать цель урока, ставить доступные и выполнимые задачи.
Вместе с учеником учим текст, трудные места, выстраиваем агогику, а если это и разбор текста, то делаем акцент на ритмическую чёткость и интонационную точность. В младших классах пропеваем голосом, стучим ритм, играем пиццикато, затем смычком. С обучающимися в старших классах работаем над стилистикой и художественным образом. Чтобы понять музыкальное произведение, правильно его воспринять и хорошо исполнить, нужно поинтересоваться тем временем, в котором жил данный композитор, его взглядами были на жизнь, отношение к природе, искусству. Это помогает глубже чувствовать, понимать и исполнить произведение.
Исправлять скрипичные ошибки – это работа педагога. Концертмейстер вполне может подсказать направление смычка, исправлять ритмические ошибки, рассказать об эпохе, дать обзорное представление о композиторе. Занимаясь в ансамбле, важно всё, вплоть до внешних атрибутов: одновременный поклон до и после выступления. Задача концертмейстера с первых лет заключается в отработке совместного начала произведения при отсутствии вступления.
Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому обучающемуся, занятия строятся по-разному: в зависимости от музыкальных способностей, от степени его одаренности.
Концертмейстер ответственен за образ, темп, движение, агогику. Работая в классе, педагог и концертмейстер находят время прочитать с листа новые произведения, обсудить предстоящие концертные номера, заняться поиском актуального репертуара, в том числе и современного, а также поиском ярких нотных переложений, что можно и отнести к методам инновационной деятельности концертмейстера и педагога.
Индивидуальная работа пианиста-концертмейстера за инструментом очень важна: наедине с собой можно продумать исполнительский план, оттачивать детали, выигрываться в текст, пропевая партии ансамбля. Концертмейстеру приходится всегда совершенствовать свой исполнительский уровень, быть в форме, работать над техникой, прикосновением, искусством построения музыкальной фразы.
Для развития эмоционально-образного восприятия обучающихся, при работе в классе совместно с концертмейстером прослушиваем изучаемое произведение в аудио или видеозаписи, что значительно обогащает восприятие музыки. Обязательно проводится анализ музыкальных произведений, который углубляет эмоциональное восприятие обучающихся.
Разнообразие скрипичных штрихов требует различного сопровождения, как бы подражая звуку. Скрипке всегда есть чему поучиться у рояля – точности звуковой атаки, определённости штриха (т.к. рояль имеет ударное начало звука), длительной протяжённости звучания.
Концертмейстер в своей работе спокоен за солиста или ансамбль, но всегда готов к любому ходу событий, помогать выходить из сложных ситуаций на сцене. С годами развивается концертмейстерская интуиция, нарабатываются знания и умения: практика чтения с листа, транспонирование, теории. На уроке он и исполнитель, и педагог. Большое значение для эффективности работы имеет характер общения концертмейстера и педагога, т.к. от этого зависит музыкальное продвижение ученика и воспитание его как человека. Основной принцип- заинтересованность концертмейстера, которую чувствует ребенок.
Педагогическая сторона концертмейстерской работы – развитие художественного вкуса, формирование исполнительских навыков у обучающихся. Работая с детским контингентом, приходится разучивать с солистами новый учебный репертуар.
Основные формы работы концертмейстера над произведением:
- чтение с листа, эскизное проигрывание;
- прослушивание аудио записи совместно с учащимися и педагогом;
- репетиция с солистом-инструменталистом;
- подготовка к концертному выступлению.
При эскизном проигрывании главное – сохранять ритмический рисунок и линию баса, а прослушивание видеозаписи изучаемого музыкального материала будет являться важным этапом в профессиональном подходе изучения произведения.
В современных условиях возможности Интернета велики, поэтому произведения прослушиваем в исполнении ведущих исполнителей скрипичной школы, в разных интерпретациях. Работаем с нотным текстом, затем обсуждаем, намечаем варианты трактовок. Задача концертмейстера в работе с солистом – набраться терпения, проучивать партию, вместе выстраивать фразы, динамический план. Часто на видео записываем свои исполнения и совместно с педагогом их анализируем.
Конкурсная деятельность занимает особое место в музыкальной педагогике и является одним из видов мотивационной деятельности. Она является значимым результатом всего творческого процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка, оказывает огромное влияние на развитие исполнительского мастерства. Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как обучающихся, так и для педагога и концертмейстера. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме, применить на практике все свои умения и навыки. Положительный результат и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования.
Конкурсное выступление – это кульминационный момент свей проделанной ранее работы педагога-концертмейстера – ученика. Очень важно воссоздать в ансамбле единый художественный образ, синхронизировать исполнение обеих партий на единой темповой и ритмической основе, сбалансировать звучность; совместная обработка всех деталей музыкального текста, ответственность за себя и за партнера в равной степени. Важно отметить: достижение всех поставленных перед концертмейстером целей и задач возможно при тесном взаимодействии с педагогом, при абсолютном профессиональном и взаимном доверии. Поэтому те педагоги, которые умеют грамотно и корректно донести информацию, и концертмейстеры, умеющие правильно понять и принять пожелания педагога, имеют творчески отлаженный и успешный союз.
Профессиональная деятельность концертмейстера всегда связана с совместным исполнением музыкальных произведений с инструменталистом или группой музыкантов. Коллективные формы музицирования в детской школе искусств имеют большое значение в плане общего музыкального развития, раскрытия творческих способностей детей, играют значительную роль в подготовке обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности.
В данном случае это ансамбли балалаечников, домристов младших и старших классов; ансамбль скрипачей; ансамбль флейтистов; эстрадный ансамбль саксофонистов.
Основные задачи:
- ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;
- развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями
других участников ансамбля;
- повышение требований в отношении музыкально- исполнительских навыков, выражения
общей художественной идеи.
Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. Это есть огромный стимул для дальнейшего становления, обучающегося как личности-музыканта, духовно и интеллектуально развитой, для которой искусство, музыка будет являться необходимой жизненной потребностью.
Особенностью обобщения педагогического опыта концертмейстера Листовой А.С. «Формирование музыкально-образных представлений обучающихся посредством взаимодействия преподавателя, солиста и концертмейстера» является возможность его дополнения и обогащения. В частности в области совершенствования методов и приемов для дальнейшего становления ребенка как личности-музыканта, духовно и интеллектуально развитой, для которой искусство, музыка будет являться необходимой жизненной потребностью.
Раздел III. Результативность опыта
В итоге целенаправленной работы по определению образных представлений и эмоциональной отзывчивости на музыку учащиеся показывают высокие результаты. Качество знаний имеет положительную динамику.
При оценке уровня сформированности музыкально-образных представлений и эмоциональной отзывчивости на музыку использовались методики А.Н.Зиминой и А.Н.Бурениной «Музыкальная палитра». Результаты диагностики среди обучающихся на разных музыкальных инструментах в количестве 10 человек показали следующее распределение по уровням сформированности образных представлений и эмоциональной отзывчивости. Сравнительный анализ проводился в 2013, 2014, 2015 годах.
В ходе диагностики была выявлена положительная динамика формирования музыкально-образных представлений, определилась необходимость развития музыкально- образных представлений у учащихся. Восприятие музыкального образа зависит от развития музыкальных и творческих способностей учащихся.
Критерием результативности опыта концертмейстера является развитие творческих способностей и музыкально-образного восприятия учащихся, качество исполнительского мастерства
Это подтверждают результаты:
- конкурсная деятельность сольно и в составе ансамблей;
- активная концертная и деятельность.
Добиваясь высокого профессионального мастерства, концертмейстер Листова А.С. ведет подготовку своих учащихся к конкурсам различного уровня: Окружным, Региональным, Областным, Всероссийским и Международным.
Банина Наталья (домра) многократно являлась лауреатом конкурсов различного уровня, в 2012г. поступила в Архангельский музыкальный колледж, 2015г. в Российскую Академию музыки им. Гнесиных г. Москва.
Латкин Григорий (саксофон) и Ладес Анастасия (домра) также являлись победителями и призерами различных конкурсов, в 2015г. стали обучаться в Архангельском музыкальном колледже.
Худякова Евгения в 2010 году Управлением образования за профессиональные успехи и отличную учебу награждена экскурсионной поездкой в г. Санкт - Петербург, а в 2015 году включена в банк данных «Одаренные дети» Ненецкого автономного округа в номинации «Творчество».
Аксенов Сергей, Фишер Даниил, Шубин Иван, Акимова Полина в 2015 году включена в банк данных «Одаренные дети» Ненецкого автономного округа в номинации «Творчество».
Результаты выездных конкурсов Всероссийского, Международного уровней.
Сольные выступления.
№ | Дата | Название конкурса | Обучающийся, результат |
1. | 20-19.05. 2008 г | г. Туапсе Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах «Орлята России» | Банина Наталья – лауреат II степени Грамота «Лучшего концертмейстера конкурса» |
2. | 04-08.11.2008 г. | г. Санкт-Петербург III Международный конкурс исполнителей инструментальной музыки «Серебряный камертон» | Худякова Евгения – лауреат I степени |
3. | 27-31.01. 2010 г | г. Великий Устюг Всероссийский конкурс - фестиваль «В гостях у сказки» | Худякова Евгения – лауреат I степени |
4. | 15-20.02. 2011 г | г. Архангельск. XIII Областной открытый конкурс исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств | Банина Наталья- Гран - При Худякова Евгения- Лауреат II степени Грамота «Лучшего концертмейстера конкурса» |
5. | 16-21.11. 2011 г | г.Санкт - Петербург XII Международный конкурс – фестиваль «Праздник детства» | Фишер Даниил- Лауреат III степени Худякова Евгения – лауреат II степени |
6. | 25-28 марта 2014 г. | г. Архангельск. XIV Областной открытый конкурс исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств | Аксенов Сергей- диплом I степени Овчинникова Лиза- диплом II степени |
7. | 05 -08.02.2015 г | г. Великий Устюг. Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «В гостях у сказки» | Фишер Даниил – лауреат II степени Аксенов Сергей- победитель Ладес Настя- лауреат III степени Грамота «Лучшего концертмейстера конкурса» |
Результаты конкурсов регионального уровня.
Сольные выступления.
№ | Дата | Название конкурса | Обучающийся, результат |
1. | 17-18.03.2008 | Окружной конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XII Областного конкурса исполнителей на народных инструментах | Банина Наталья- Лауреат I степени Худякова Евгения – лауреат II степени |
2. | 18-19.01.2011 г. | Окружной конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XIII Областного конкурса исполнителей на народных инструментах | Банина Наталья Гран -При Фишер Даниил Лауреат I степени Худякова Евгения – победитель |
3. | 19.01.2013 г. | Региональный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «В гостях у сказки» | Фишер Даниил – лауреат Iстепени Овчинникова Лиза – лауреат II степени |
4. | 26-27.04.2013 г. | Окружной эстрадно-джазовый конкурс | Овчинникова Лиза – лауреат II степени Ладес Настя – дипломант |
5. | июнь 2013 г. | Региональный конкурс «Молодые дарования НАО» в рамках Всероссийского конкурса «Молодые дарования России» | Худякова Евгения – победитель в номинации «Музыкальное искусство». |
6. | 17-18.01.2014 г. | Региональный конкурс-фестиваль детского творчества «В гостях у сказки» | Акимова Полина – диплом участника конкурса-фестиваля |
7. | 05-06.02.2014 г. | Региональный конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XIV Областного открытого конкурса исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств | Аксенов Сергей – Гран -При Овчинникова Лиза- Лауреат I степени Ладес Настя- Лауреат I степени |
8. | 21-22.01.2015 г. | Региональный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «В гостях у сказки» | Акимова Полина –лауреат 3 степени, Худякова Евгения- Гран-при |
9. | 04-05.03.2015г. | Региональный эстрадно-джазовый конкурс | Худякова Евгения – лауреат Iстепени, Латкин Григорий- лауреат II степени |
10. | март 2015г. | Региональный фестиваль самодеятельного молодежного творчества «Молодежная весна» | Худякова Евгения – диплом лауреата II степени |
11. | 17-18.04.2015 г. | Региональный фестиваль инструментального, вокального и художественного творчества «Живые, пойте о нас», посвященный 70-летию Победы | Акимова Полина – диплом фестиваля |
12. | 2015 г. | Окружной молодежный фестиваль современного искусства «Кадушка | Худякова Евгения – диплом фестиваля |
Результаты конкурсов регионального уровня.
Выступления в составе ансамблей.
№ | Дата | Название конкурса | Обучающийся, результат |
1. | 4.03.2013 г. | Окружной эстрадно-джазовый конкурс | Латкин Григорий и Овчинников Тимофей в составе ансамбля саксофонистов – лауреат I степени |
2. | 17-18.01.2014 г. | Окружной конкурс на струнно-народных инструментах . | Ансамбль домристов младших классов- лауреат I степени |
3. | 21-22.01.2015 г. | Региональный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «В гостях у сказки» | ансамбль Худякова Евгения - Ладес Анастасия – лауреат 1 степени |
4. | 17-18.04.2015 г. | Региональный фестиваль инструментального, вокального и художественного творчества «Живые, пойте о нас», посвященный 70-летию Победы | ансамбль Худякова Евгения Ладес Анастасия – диплом фестиваля |
Результаты дистанционных конкурсов Всероссийского, Международного уровней.
№ | Дата | Название конкурса | Обучающийся, результат |
1. | январь-февраль 2014 г | V Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» | Жуков Сергей – победитель – III место |
2. | 31.03.2014 г. | Международный детский и юношеский интернет- конкурс «Зимняя карусель» | Жуков Сергей – дипломант I степени |
3. | 30.11.2014 г. | VIII Международный интернет-конкурс «Души прекрасные порывы» | Худякова Евгения – победитель |
4. | 20.02.2015 г. | Ежегодный Международный фестиваль-конкурс «Хрустальное сердце мира» | Акимова Полина - дипломант I степени |
5. | 23.03.2015 г. | Всероссийский постоянно действующий конкурс для детей «Детства волшебное царство» | Худякова Евгения – победитель I степени |
6. | 30.03.2015 г. | Всероссийский постоянно действующий конкурс для детей «Детства волшебное царство» | ансамбль Худякова Евгения – Ладес Анастасия победитель III степени |
7. | март 2015 г. | XIII Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» | ансамбль Худякова Евгения – Ладес Анастасия победители I степени |
8. | 14.05.2015 г. | Международный интернет-конкурс «Озорная весна» | ансамбль Худякова Евгения – Ладес Анастасия лауреат II степени |
Библиографический список
1. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей / Б.В. Асафьев. – М.:
Просвещение, 1973. – 154 с.
2. Кононенко, В.А. Овладение профессией «Концертмейстер» на современном этапе:
проблемы и перспективы / В.А. Кононенко. – М.: Музыка, 2004. – 207 с.
3. Кононенко В.А. Как научить понимать музыку (в помощь педагогу дополнительного
музыкального образования): Актуальные проблемы художественного образования /
В.А. Кононенко. – М.: Музыка, 2005 – 122 с.
4. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность. Музыка
в школе / Е.И. Кубанцева. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
5. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Методологические основы / Е.И.
Кубанцева. – Л.: Музыка, 1972. – 186 с.
6. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство, педагогика, исполнительство,
психология / Е.А. Островская. – М.: Музыка, 2009. – 97 с.
7. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога / Е.М.
Шендерович. – М.: Музыка, 1996. – 89 с.
Приложение 1
Диагностика эмоционально-образных представлений и эмоциональной отзывчивости на музыку.
«Музыкальная палитра»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку.
Стимулирующий материал: аудиозапись незнакомых ребенку музыкальных фрагментов (полное предложение). Всего предъявляется 4 серии фрагментов:
1-я серия составляется в соответствии со средним уровнем сложности в определении эмоционально-смысловой рефлексии;
2-я серия соответствует слабому уровню эмоциональной отзывчивости и предъявляется только в том случае, если ребенок не сумел справиться с 1-й серией;
3-я серия соответствует хорошему уровню и состоит из фрагментов, требующих чутких реакций на тонкие нюансы переживаний;
4-я серия – высокий уровень эмоциональной отзывчивости: музыкальные фрагменты осложнены модуляциями или отклонениями, а также фактурными, регистровыми, другими контрастными сопоставлениями музыкального языка.
Перечень музыкальных произведений:
Серия 1
1) В. Котельников. «Колыбельная»
2) А. Хачатурян. «Андантино»
3) С. Прокофьев. «Сказочка»
4) Р. Шуман. «Хорал»
5) Р. Шуман. «Шахерезада»
6) Г. Свиридов. «Колыбельная песенка»
7) К. Тушинок. «Я играю блюз»
8) А. Гречанинов. «Марш»
9) К. Тушинок. «Великан»
10) К. Тушинок. «Силачи»
11) К. Тушинок. «Менуэт слонов»
Серия 2
1) Г. Свиридов. «Грустная песенка»
2) А. Гречанинов. «Недовольство»
3) Ю. Штуко. «Ночное шествие»
4) С. Прокофьев. «Раскаяние»
5) А. Хачатурян. «Лядо серьезно заболел»
6) Р. Шуман. «Первая утрата»
7) С. Прокофьев. «Траурное шествие»
8) С. Майкапар. «Похоронный марш»
Серия 3
1) Г. Свиридов. «Дождик»
2) К. Тушинок. «Цветной дождь»
3) С. Прокофьев. «Пятнашки»
4) Г. Свиридов. «Попрыгунья»
5) Г. Свиридов. «Парень с гармошкой»
6) Р. Шуман. «Солдатский марш»
7) С. Прокофьев «Марш»
8) Р. Шуман «Охотничья песенка»
9) К. Тушинок. «Фанфары»
Серия 4
1) С. Майкапар. «Тревожная минута»
2) К. Тушинок. «Сердитый медвежонок»
3) Г. Свиридов. «Упрямец»
4) А. Хачатурян. «Сегодня запрещено гулять»
5) А. Хачатурян, «Две смешные тетеньки поссорились»
6) Г. Свиридов. «Колдун»
Педагог. Давай поиграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, что ты представляешь во время ее звучания?
1-й вариант задания: подбери слова, подходящие для твоего переживания музыки.
2-й вариант задания: какие образы-картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки?
3-й вариант задания: двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось увидеть себя во время звучания музыки.
Для пробного варианта тестирования необходимо предложить следующий ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например из «Детского альбома» П.И. Чайковского:
1) «Утреннее размышление» – спокойно, умиротворенно;
2) «Сладкая греза» – нежно, ласково, мягко, чутко;
3) «Баба Яга» – тревожно, сердито, враждебно;
4) «Болезнь куклы» – жалобно, огорченно, скорбно;
5) «Игра в лошадки» – проворно, игриво, задорно.
Критерии оценки
2 балла (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок самостоятельно может выразить словами свои переживания.
1 балл (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов одно, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента.
В соответствии с пробным вариантом предъявления фрагментов, это будет:
1) задорно, тревожно, тоскливо, спокойно, решительно;
2) гордо, весело, нежно, тяжело, сердито;
3) озорно, сердито, вяло, мягко, шутливо;
4) жалобно, решительно, празднично, гневно;
5) тяжело, устало, ласково, игриво, умиротворенно.
Таким образом, полученные результаты отзывчивости на музыку мы сочли возможным распределить по следующим уровням:
0-2 балла – низкий уровень;
3-6 баллов – средний уровень;
7-9 баллов – высокий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активной жизненной позиции обучающихся посредством проектной технологии в общеобразовательном учреждении
Статья об использовании проектной технологии в школе....
презентация "Формирование у детей представлений об окружающем посредствам проектной деятельности"
Формирование у детей представлений об окружающем посредством проектной деятельности и экспедиций....
Открытый урок "Взаимодействие преподавателя и концертмейстера по предмету "Основы хорового дирижирования"
В конспекте содержится информация: цели и задачи урока, вступительное слово концертмейстера, конспект урока (в виде таблицы), анализ урока....
Методическая разработка на тему «Формирование нравственно-эстетического вкуса обучающихся посредством работы с природным материалом»
Разработка была удостоена звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направле...
Выступление на тему: "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся посредством изучения курса "Азбука пешехода""
В выступлениии раскрывается роль изучения курса "Азбука пешехода" в формировании у обучающихся навыков безопасного поведения на дороге....
Возможности использования корнесловно - смыслового метода в формировании ценностно – смысловых представлений обучающихся.
Статья ст. преподавателя кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО Бояровой Е.С....
Потенциал внеурочной деятельности для формирования универсальных учебных действий обучающихся посредством иностранного языка
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможость научиться. Например, результативно действовать в новых...