Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
статья по технологии

Арсентьева Наталья Владимировна

В ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков Кировского района Санкт-Петербурга придается большое значение формированию и развитию ИКТ- компетентности обучающихся в процессе как учебной, так и внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арсентьева Н.В., учитель

ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков

Кировского района Санкт-Петербурга

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

В ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков Кировского района Санкт-Петербурга придается большое значение формированию и развитию ИКТ- компетентности обучающихся в процессе как учебной, так и внеурочной деятельности.

Реализация ФГОС в условиях развития информационного общества выдвигает новые требования к современному образовательному процессу и к его субъектам: учителю и ученику. Государство осуществляет социальный заказ для современной российской школы. Один из главных принципов реализации ФГОС – активное внедрение ИКТ в образовательный процесс.

В настоящее время дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества.

ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, ГБОУ СОШ  № 539  разработала содержание и организацию работы по формированию ИКТ- компетентности обучающихся.

В ГБОУ СОШ № 539 созданы условия для формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся. На уровне начального общего образования  проводится работа по диагностике полученных обучающимися навыков использования ИКТ.  Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся).  Педагоги нашей школы в своей работе широко используют  различные ИКТ-инструменты: собственные сайты и страницы педагогов, блоги, интерактивные развивающие игры, учебные  электронные пособия по предметам и др.  

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии подразумевает:

  • использование инструментов коммуникаций и сетей для доступа к информации;
  • умения работы с информацией: обработка информации, получение и поиск информации, оценка информации, а также ее интерпретация;
  • умение строить исследовательскую и проектную деятельность с помощью ИКТ;
  • этика работы в информационно-коммуникативном пространстве.

На уроках технологии и информатики используется дистанционное обучение, как одна из форм образования, развивающаяся  в общем русле научно-технического революции и информатизации общественной жизни. Новый всплеск интереса к дистанционному образованию возник на фоне бурного развития средств телекоммуникационных технологий, возникновения мировой информационной сети Интернет. Педагогический коллектив школы активно включился в работу по дистанционному обучению, используя Интернет - ресурс http://do2.rcokoit.ru/ и др.

Предметная область «Технология» представлена предметом: технология. Учитывая широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса «Технология» с учетом интересов и потребностей обучающихся, материальной базы и возможностей школы, предусмотрено выполнение творческих работ с применением средств информатизации в разных программных средах. Широко используются на уроках технологии программы  компьютерной графики и трехмерного моделирования Blender, GoogleSkechUp, Creo parametrix. Эти приложения развивают пространственное воображение, фантазию и увлекают  интереснейшими практическими заданиями. Их изучение  востребовано и является перспективным направлением развития концепции инженерного образования в России.

 Дополнительные образовательные программы 3-D моделирования и программы компьютерной графики изучаются обучающимися так же во внеурочной деятельности. Ученики школы ежегодно принимают участие в конкурсах Компьютерных работ и становятся победителями и лауреатами.

На уроках технологии обучающиеся активно применяют знания и умения в области информационных технологий. Результатом творческого сотрудничества учителей - предметников и обучающихся стали электронные пособия, выполненные в различных компьютерных средах.

Анализ творческих работ и результаты конкурсов позволяют сделать следующие выводы:

  • творческие проекты имеют глубокое содержание, построены грамотно, логично, раскрывают тему, отражают реализацию поставленных целей;
  • обучающиеся владеют навыками самостоятельной работы, умеют анализировать и систематизировать учебный материал;
  • все работы выполнены с использованием различных компьютерных сред, что позволяет сделать вывод о хорошем уровне владения обучающимися ИКТ;

На уроках технологии ведется  серьезная систематическая работа по освоению школьниками навыков исследования, проектирования собственной деятельности. Основным направления проектной деятельности в старших классах школы является метод проектов, который позволяет организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность школьников с использованием базовых информационных технологий. Проектная деятельность является на сегодняшний день одной из наиболее востребованных педагогических технологий.     

В современных  условиях обойтись без дистанционного взаимодействия невозможно. Это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности обучающихся. В ГБОУ СОШ № 539  учить детей тактичному и грамотному сетевому общению одна из задач учителя технологии. Для повышения эффективности образовательного процесса используются возможности сети Интернет (электронная почта, ICQ, Skуpe, сервисы Google, en.linoit.com  и др.). Обучающиеся принимают активное участие в интернет олимпиадах, квест - проектах, выполняют тестовые задания.

За годы работы накопился огромный материал, который необходимо было систематизировать для наиболее оптимального использования. С этой целью был создан школьный учебно-методический банк данных, в котором размещены лучшие работы учеников. Этот образовательный ресурс доступен в школьной локальной сети каждому учителю и планируется развивать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассматриваются вопросы  эффективного использования информационно – коммукационных технологий при  организации  учебного  процесса....

Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и социализации личности о...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии в школе.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных  мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать люб...

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...