Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах
электронный образовательный ресурс

Ибрагимова Нурания Мансуровна

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы

в начальных классах

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, позволяя ребенку с интересом учиться и находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами, гармонично дополняет их. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Примером может являться использование на уроках татарского языка и литературы мультимедийной интерактивной библиотеки “БАЛА”:

  • мультимедийных приложений к учебникам татарского языка и литературы: http://tatarschool.ru/media/tt4
  • Татарские сказки и произведения татарских писателей в мультимедийной звуковой иллюстрированной форме. Сказка расширяет спектр эмоций ребёнка, формирует систему нравственных ценностей, даёт первые понятия о «добре» и «зле». Сказка для школьника – это первые уроки нравственности, дружбы, взаимопомощи, доброжелательности. Она даёт общие представления о реальности, первоначальные знания о жизни в обществе. Сказка для учителя является эффективным элементом обучения ребенка правильному поведению в различных ситуациях, даёт понимание социально одобряемого поведения. А для родителей совместное чтение помогает укрепить внутрисемейные связи, привить ребенку любовь к чтению. Происходит активация творческого начала, способствует раскрытию внутреннего мира ребёнка. http://balarf.ru/

- Мультфильмы.Мультфильмы также являются пособием в изучении татарского языка и многогранной татарской культуры. На сайте TATARCARTOON.ru можно бесплатно посмотреть и скачать мультфильмы для детей на русском и татарском языках. http://tatarschool.ru/media/tt4

Проект Tamle tel ориентирован на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте сознание детей особенно воспримчиво к новым знаниям. Подача материала в форме игры  способствует увлекательному времяпрепровождению малыша. “Tamle tel” первый татарстанский айпад- проект для детей, который доказывает то, что изучение татарского языка – невероятно увлекательное занятие. https://ruapps.ru/iphone-ipad/obrazovanie/tamle-tel2-bfqsjai.html

"Әйдә! Online. Изучаем татарский" – проект Радио Азатлык, предназначенный для всех, кому интересен татарский язык. 
Этот проект предлагает несколько курсов изучения татарского, от начального уровня ("Разговорный татарский") до более продвинутого ("Фразеологизмы"). Также вы можете читать и слушать произведения татарских и зарубежных авторов в оригинале и с переводом. Курс "Татарский с Азатлык" разработан на основе материалов, подготовленных редакцией Радио Азатлык с более, чем 60-летней историей. 
Фото, видео, аудио материалы и тексты проекта помогут вам расширить запас слов в татарском языке, подскажут, как использовать слова и выражения в повседневной жизни при общении с коллегами, друзьями или на работе. Каждый урок заканчивается тестом, пройдя который вы сможете проверить свои знания. Все материалы можно и нужно скачивать, и перепечатывать. http://www.azatliq.nom.ug/eyde/about

Наиболее интересным является разработка новой медиа среды для младших школьников «Сәлам». Это технология богата различными песнями, аудиофайлами, видео-уроками, что делает занятия татарского языка очень увлекательным. Родители и дети положительно восприняли данный учебно-методический комплект. http://selam.tatar/

Сейчас у каждого педагога имеется свой сайт образовательного характера. В «nsportal.ru» есть наши публикации практических работ с учениками, мероприятия, проведенные в гимназии с педагогами и родителями. https://nsportal.ru/ibragimova-nuraniya-mansurovna

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ibragimova_n.m.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы

в начальных классах

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, позволяя ребенку с интересом учиться и находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами, гармонично дополняет их. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Примером может являться использование на уроках татарского языка и литературы мультимедийной интерактивной библиотеки “БАЛА”:

  • мультимедийных приложений к учебникам татарского языка и литературы: http://tatarschool.ru/media/tt4
  • Татарские сказки и произведения татарских писателей в мультимедийной звуковой иллюстрированной форме. Сказка расширяет спектр эмоций ребёнка, формирует систему нравственных ценностей, даёт первые понятия о «добре» и «зле». Сказка для школьника – это первые уроки нравственности, дружбы, взаимопомощи, доброжелательности. Она даёт общие представления о реальности, первоначальные знания о жизни в обществе. Сказка для учителя является эффективным элементом обучения ребенка правильному поведению в различных ситуациях, даёт понимание социально одобряемого поведения. А для родителей совместное чтение помогает укрепить внутрисемейные связи, привить ребенку любовь к чтению. Происходит активация творческого начала, способствует раскрытию внутреннего мира ребёнка. http://balarf.ru/

- Мультфильмы. Татарские мультфильмы являются современной анимационной формой отражения и развития национальной культуры. Они помогают зрителям глубже понять и прочувствовать татарский язык и самобытную культуру татарского народа за счет визуальных образов, глубокой народной стилистики, песенной и музыкальной культуры, татарского изобразительного искусства и произведений лучших татарских поэтов и писателей. Мультфильмы также являются пособием в изучении татарского языка и многогранной татарской культуры. На сайте TATARCARTOON.ru можно бесплатно посмотреть и скачать мультфильмы для детей на русском и татарском языках. http://tatarschool.ru/media/tt4

      Электронная мультимедийная детская библиотека онлайн «БАЛА» предназначена для изучения татарского языка и татарской литературы в целях повышения качества образования в Татарстане. Для учителей татарского языка мультимедийная иллюстрированная библиотека «БАЛА» является помощником в обучении татарскому языку, изучении татарских сказок и проводником в мир прекрасных мультфильмов на татарском языке. А для родителей совместное чтение, совместный просмотр помогает укрепить внутрисемейные связи. Детская библиотека «БАЛА» является эффективным ресурсом в дистанционном обучении для всех детей-татар в любой точке нашей страны и за рубежом.

Проект “Tamle tel” ориентирован на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте сознание детей особенно воспримчиво к новым знаниям. Подача материала в форме игры  способствует увлекательному времяпрепровождению малыша. “Tamle tel” первый татарстанский айпад- проект для детей, который доказывает то, что изучение татарского языка – невероятно увлекательное занятие.

В чем же его уникальность этого электронного пособия?

Во-первых, обучение происходит в игровой форме. Таким образом, ребенок познает мир и самого себя через игры, сквозь свой воображаемый мир. А чем лучше развита фантазия, воображение малыша, тем проще, лучше и успешнее он сможет освоиться в мире взрослых.

Во-вторых, в «Tamle tel» №2 весь материал представлен на татарском, русском и английском языках. Учитывая современные образовательные стандарты и требования для начальной школы, можно быть уверенными, что это пособие будет помощником ребенка как при подготовке к школе, так и в процессе обучения.

Этот выпуск «Tamle tel» называется «Окружающий мир». Здесь ребенок сможет очутиться и в жилой комнате, и на улице, и в лесу, и на дне океана, и даже на небе, чтобы изучить много новых слов о мире вокруг нас. К тому же в этом выпуске мы научимся узнавать и сравнивать формы (круг, треугольник, квадрат), потренируем память, узнаем новые цвета, познакомимся с лесными животными и много другое.

Уникально и то, что текстовой материал сопровождает аудиозвук. Таким образом все задания, слова сможет понять даже малыш, который еще не освоил навыки чтения. А синхронный перевод всех слов в пособии на три языка будет способствовать закреплению полученных знаний.

"Әйдә! Online. Изучаем татарский" – проект Радио Азатлык, предназначенный для всех, кому интересен татарский язык. 
Этот проект предлагает несколько курсов изучения татарского, от начального уровня ("Разговорный татарский") до более продвинутого ("Фразеологизмы"). Также вы можете читать и слушать произведения татарских и зарубежных авторов в оригинале и с переводом. Курс "Татарский с Азатлык" разработан на основе материалов, подготовленных редакцией Радио Азатлык с более, чем 60-летней историей. 
Фото, видео, аудио материалы и тексты проекта помогут вам расширить запас слов в татарском языке, подскажут, как использовать слова и выражения в повседневной жизни при общении с коллегами, друзьями или на работе. Каждый урок заканчивается тестом, пройдя который вы сможете проверить свои знания. Все материалы можно и нужно скачивать, и перепечатывать. http://www.azatliq.nom.ug/eyde/about

Наиболее интересным является разработка новой медиа среды для младших школьников «Сәлам». Это технология богата различными песнями, аудиофайлами, видео-уроками, что делает занятия татарского языка очень увлекательным. Родители и дети положительно восприняли данный учебно-методический комплект. http://selam.tatar/

Использование средств ИКТ на уроках татарского языка и литературы позволяет:

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;

- усовершенствовать контроль качества образования;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия.

      Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации -это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе-направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

       Источником информации может быть отдельный предмет (книга, фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя)

          После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

          Проектные работы могут быть выполнены в различных жанрах, таких как: мультимедийная экскурсия, справочник, путеводитель, видеоматериалы (видеофильм, презентация), учебное пособие или дидактические материалы, компьютерная программа и другие.

Использование в обучении татарского языка и литературы  исследовательского метода позволяет включать учащихся в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений, помимо проведения исследований, имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов и т. п.

Исследовательская работа учащихся занимает на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время достаточно большое количество времени. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету. И с этими иследовательскими работами мы участвуем в различных конференциях.

       Осваиваем новейшие достижения педагогической         науки и практики, используем передовые технологии, осуществляю наиболее результативный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания нового поколения. Сейчас у каждого педагога имеется свой сайт образовательного характера. В «nsportal.ru» есть наши публикации практических работ с учениками, мероприятия, проведенные в гимназии с педагогами и родителями. Одаренные дети наиболее удачные исследовательские работы размещают на сайте школы.

       Особое внимание уделяем использованию ИКТ. Многие обучающиеся овладевают некоторыми компьютерными программами Paint (создают макеты и проекты, используя навыки рисования), PowerPoint , Publisher (создаём буклеты, журналы, поздравительные открытки) и т.д.                                              

Ведется систематическая работа с электронным журналом, электронными дневниками учащихся. Провести мониторинг, распечатать отчет, выдать домашнее задание, оперативно связаться с родителями помогает электронный дневник.
     Данная система ориентирована на решение различных школьных задач:

· отражение ведения учебной части;

· автоматизацию ведения школьного документооборота;

· учет успеваемости и посещения учащихся;

· мониторинг различных показателей;

· контроль за учебным процессом;

· своевременную выдачу домашних заданий;

· своевременную связь с родителями (по желанию)

       Наша  задача, как учителя, состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Однажды открыв для себя увлекательность    в  мир неведомого  школьник уже постоянно стремится к поиску, не считаясь  с трудностями, временными неудачами. Психологическая парадигма «успех рождает успех» является источником внутренних сил ребёнка любого возраста, рождающим энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2016/03/05/stati


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В настоящий момент происходят глубокие из...

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

В своей работе автор статьи изучает электронные и цифровые образовательные ресурсы, определяет их значение и роль для учителя и обучающихся в соответствии с задачами, которые ставит перед государством...