Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
статья по технологии на тему

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и социализации личности обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»

МБОУ «Родомановская средняя школа»

учитель технологии высшей категории,

Толпинец Светлана Владимировна

«Скажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Вовлеки меня — и я научусь»

                                                                             Китайская пословица.

 Сегодня  много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является основной целью социализации обучающихся. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получения знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную массу информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных  мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников  к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».

Целью моей работы является повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.

Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии уместно применять при изучении отдельных тем и разделов.

Всю работу с   ИКТ  для уроков  можно разделить на 3 блока:

1. Сбор информации  для уроков

2. Применение информации на уроках           

3. Хранение и обработка информации

 

Для использования компьютера в поддержки уроков необходимо

программное обеспечение:             

  • Операционная система Windows,    
  • Пакет Microsoft Office (текстовый редактор Word, презентация PowerPoint),
  • Сайты Интернета.

Компьютерная поддержка уроков технологии применяется для организации и создания  

  1. Презентаций
  2. Инструкционных карт
  3. Тестов, опросников
  4. Построения чертежей
  5. Проектной деятельности
  6. Раздаточного материала

Презентации

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. В комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Возможности Интернета, электронные учебники позволяют подобрать нужную  или помочь учителю смоделировать нужную презентацию.

Проведение уроков с применением ИКТ в кабинете технологии возможно при наличии компьютера с проекционной доской или мультимедийного оборудования.

Я использую презентации тогда, когда возможности урока, кабинета не могут дать полного представления о данной теме.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.  Презентация позволяет мне не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения ( Например:  5 класс  "Горячие напитки"  (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа. Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность — внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.  Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса — они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке.          Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» присутствует при повторении материала о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» — совершается путешествие в музей причесок различных эпох. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» — видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, сказки, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям.  

 Инструкционные карты

Технологическая, инструкционная карта являются основным технологическим документом на уроке при выполнении практической работы. Инструкционные и инструкционно - технологические карты включают в себя графический и текстовый материал, сведения о характере выполняемого задания, требования к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспособлениях, трудовых операциях и их последовательности, а также о приемах организации труда, возможных ошибках и способах их устранения.   Располагая инструкционными и инструкционно - технологическими картами, учащиеся могут проводить производственные работы без вмешательства мастера. Кроме того, такие карты приучают учащихся самостоятельно выполнять работу, выбирая способы действий, определенную последовательность работы, необходимые инструменты, приспособления, оборудование.

 За годы работы в школе я разработала банк собственных технологических, инструкционных карт, которые значительно экономят время на уроке, позволяют ученицам проявлять максимум самостоятельности при выполнении работы, приучают к технологической грамотности: понимать и анализировать технический текст, выполнять работу по описанию. Технологические карты используются при выполнении кулинарных, швейных, конструкторских, проектных работ, работ по рукоделию и т.д. 

Технологические карты по кулинарии содержат рецептуру, технологию приготовления блюда. На практических занятиях это документ коллективной отчетности. На вводном  этапе учащиеся распределяют всю работу по приготовлению. В процессе работы стараются выполнить ее добросовестно, не путаясь, т.к. от работы одного зависит результат работы всей бригады. Учителю карта позволяет точнее производить учет и качество выполненной работы  – оценки на уроке кулинарии  выставляются  не формально, так как часто учителю сложно отследить работу всех учениц одновременно, а фактически. Использование этих карт позволяет не использовать во время выполнения задания сборник рецептур, что сокращает затраты времени на поиск рецептуры.      

Технологическая карта по швейным работам как правило является индивидуальным раздаточным материалом. 

Для уроков, определяющих направление основной практической деятельности учащихся я применяю дифференцированные инструкционные  карты, позволяющие ученице выбрать тот уровень сложности и то изделие, которые соответствуют ее способностям.  Работу по этим картам провожу в форме деловой игры.    

Построение чертежей.

При построении чертежей на уроках я также использую инструкционные карты.

 Тестирование, опросники

 

Для проверки знаний учащихся можно использовать различные формы и методы контроля знаний: 

Тестовые задания :

  • открытые (с вариантам ответов)
  • закрытые (без вариантов ответов),
  • на совмещение  вариантов ответов,
  • на составление последовательности,
  • смешанные,   проверочные и контрольные работы, срезы знаний, 
  • деловые игры в виде загадок  кроссворды, загадки, шарады и.т.д. 
  • уроки – опросы в виде презентации,  тестовые системы  - MyTest-X

 

С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

  Проектная деятельность

 

Для обеспечения этих уроков, развития мотивации к проектной деятельности на своих уроках я  применяю: 

1. Компьютерную презентацию о самом творческом проекте.  

2. Банки идей. Каждую тему по выполнению проектной работы начинаю с показа презентации изделий данной тематики. Такие банки расширяют кругозор, позволяют быстрее сориентироваться в выборе темы проекта.

3.  Банк проектных рефератов, выполненных ученицами школы.

Проектный метод мы ввели в программу 12 лет назад.  Часть проектных работ хранится в электронном виде. Остальные лучшие в проектных рефератах в специальных папках «Проекты».  «Экзаменационные проекты» хранятся в кабинете и используются в качестве наглядных, дидактических пособий на уроках по проектному методу. 

Для подготовки к презентации проекта учащимся раздаются карточки - краткий план защиты проекта 

 

 Раздаточный материал к урокам

Т.к. учебниками по технологии ученицы пользуются только на уроках, то от хорошего ведения конспектов  во многом зависит усвоение материала. Но на запись всего необходимого теоретического материала даже в сжатом виде иногда уходит довольно  много времени. Поэтому на уроках часто использую заготовки, которые ученицы просто вклеивают в конспекты: например: устройство швейной машины, машинные швы, разделка говяжьей туши и.т.д. 

Обратная связь

 

Я рассказала о применении ИКТ учителем. Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск учащимися дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Например: кто придумал «сендвич», откуда  произошла столовая салфетка, фартук в женской одежде, какая польза от каши, история халата, какой должна быть школьная юбка, пословицы и поговорки о рачительности и экономии и т.д. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем. При выполнении проектов учащиеся самостоятельно находят, сортируют и анализируют нужную информацию.

 Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Кроме урочной деятельности применение ИКТ активно применяется во внеклассной деятельности: при проведении предметных недель, выставок, конкурсов, где применение проекторов,  мультимедийного оборудования усиливает эффект занимательности, способствует популяризации предмета.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание здоровью детей. Обязательно включаются в ход урока физические и динамические паузы, зарядка для глаз, смена поз.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером  предлагаю самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:

  • В составлении кроссворда, ребуса по теме;
  • В изготовлении учебного пособия;
  • В подготовке различных творческих сообщений;
  • В изготовлении презентаций и др.

.        Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск  информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.  

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. В функции учителя компьютер представляет собой:

·        источник учебной информации;

·        наглядное пособие;

·        средство диагностики и контроля.

2. В функции рабочего инструмента:

·        средство подготовки текстов, их хранение;

·        графический редактор;

·        средство подготовки выступлений.

Итак, использование  ИКТ на уроках технологии дает возможность:

  • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.
  • осуществлять социализацию обучающихся (подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества);
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения  с индивидуальной скоростью усвоения материала
  • осуществлять  управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала
  • развивать межпредметные  связи с другими предметами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и социализации личности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка через использование информационно-коммуникационных технологий.

Формирование универсальных учебных действийна уроках английского языка через использованиеинформационно-коммуникационных технологий...

Формирование ключевых компетенций у обучающихся через применение информационно - коммуникационных технологий на уроках географии

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным ...

«Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры».

     Сегодня  много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задач...

« Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках физической культуры через использование информационно-коммуникационных технологий"

Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках физической культуры через использование информационно-коммуникационных технологий...