Дополнительная общеразвивающая программа "Техномир"
календарно-тематическое планирование по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Дополнительное образование школьников является важной частью школьного образования по ряду причин, важнейшими из которых можно отметить ресурс времени. индивидуальность выбора направленности занятий. их интенсивности, а также неформальная обстановка занятий и многое другое. Особенно актуально вышесказанное звучит в отношении дополнительного образования технической направленности, где помимо развития общечеловеческих качеств, формируется и будующий кадровый потенциал экономического развития и роста нашей страны. Дополнительное образование технической направленности позволяет раньше найси способных, заинтересованных и талантливых ребят, помочь им определиться и создать базу для дальнейшего развития и приложения своих знаний и навыков. С этой целью разарботана праграмма "Техномир".
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Техномир" разработана на основе методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и научи Риссийской Федерации и кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО "Академиясоциального управления".
Скачать:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kruzhka_tehnomir_bazovyy_uroven.docx | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Земская гимназия»
Принято на педагогическом совете протокол №_____от «___»____________2019 | «Утверждаю» Директор МАОУ «Земская гимназия» _____________Г.В. Кравченко «__»____________2019 |
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Техномир»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся 11-14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор составитель:
Дмитриев Игорь Дмитриевич
педагог дополнительного
образования
г. Балашиха г 2019
Пояснительная записка
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению данного вопроса важно рассматривать уже в младшем школьном возрасте, т. к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему развивать способности к творчеству.
Одним из таких видов деятельности могут быть занятия по техническому моделированию. Техническое моделирование заключается в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе, путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Цель: Создание условий для формирования у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков, а также для творческой самореализации личности ребёнка.
Цель программы определяет следующие задачи процесса обучения:
Обучающие:
- Обучать первоначальным правилам инженерной графики,
- Обучать навыкам работы с чертёжными инструментами.
- Обучать приемам работы столярными, слесарным инструментом.
- Обучать рациональному использованию материала.
- Способствовать приобретению теоретических знаний в области "Техническое моделирование".
Развивающие:
- Развивать самостоятельность обучающихся в решении творческих задач.
- Развивать эстетический вкус и художественную инициативу.
- Развивать и расширять политехнический кругозор.
- Развивать стремление разбираться в конструкции объектов и желание выполнять модели этих объектов.
- Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, волю и терпение, умение преодолевать трудности;
- Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Принципы реализации программы
-Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;
-Последовательность и системность обучения;
-Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности, через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;
-Принцип доступности;
-Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;
-Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;
-Принцип динамичности;
-Принцип результативности и стимулирования.
Актуальность программы
Программа по техническому моделированию «Техномир» является средством дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. Одной из форм распространения знаний по основам машиностроения у учащихся может являться воспитание у них интереса к техническим специальностям. Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить школьников к конструкторско-технологической деятельности через наблюдение, размышление и представление форм устройств (конструкций) изделий. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Развивать стремление учиться самостоятельно строить модели из различных материалов, учиться пользоваться ручным инструментом, изучать основы машиностроения.
Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Данная программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. У детей повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого занятия моделированием дают представление о судо-, авто- и авиастроительных специальностях используя различные конструкционные материалы. Одним из направлений технического моделирования является конструирование из бумаги. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить интерес к данному виду моделирования у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности. Кроме того, владение такими прикладными компьютерными программами, как Corel и PhotoShop (осваивается самостоятельно), даёт огромное количество вариаций и неограниченные возможности в бумажном моделировании. Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить эту модель.
Особенности возрастной группы детей
Состав первого года формируется из учащихся в возрасте 10-14 лет, занятия проводятся по фронтальной схеме с последующей индивидуализацией обучения, по мере выявления способностей детей. Важно привить интерес к конструированию и технике, заинтересовать ребёнка изготовлением моделей своими руками. В первый год дети развивают моторику, строят общение в своей группе, учатся базовым и основным приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают устройство простых технических объектов.
Группы на первый год обучения формируются из воспитанников, прошедших курс первого года обучения (стартовый курс). Кроме того, могут быть зачислены и вновь пришедшие учащиеся, показавшие соответствующие навыки и умения методом тестирования и контрольных заданий. Возрастной состав базового курса первого года обучения 11-14 лет. На втором году занятий продолжается изучение устройства технических объектов, таких как: самолёт, корабль, наземная техника, осваиваются технологии изготовления объёмных моделей и их деталей, а также обучающиеся знакомятся с теорией движения технических объектов: как и почему плавает судно, летают самолёты, ракеты и т. д. Обучающие осваивают технологию сборки сложных моделей-копий с применением специальных навыков и инструментов. При постройке моделей необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному, закреплять полученные навыки работы с чертёжным и мерительным инструментом, использования и обработки материалов применяемых при изготовлении моделей. Развивается техническое мышление, умение и навыки в пользовании различным инструментом и приспособлениями. Ребята строят модели из бумаги и картона из альбомов и по чертежам, принимают участие в конкурсах и выставках.
Воспитанники, занимающиеся в кружке второй год, определяются с выбором конкретной темы моделирования и расширяют свои знания в этой области. Совершенствуют свои умения и навыки в изготовлении моделей самолётов, кораблей и наземной техники сложных конструкций с большим количеством деталей и объёмом работы. Углубляют знания по теории конструкции технических объектов, технологии изготовления моделей из различных вспомогательных материалов, применяемых в моделизме. Главной целью работы учащихся на этом этапе обучения является постройка конкурентно способных моделей для участия в выставках и конкурсах высокого ранга. Обучение и работа проводится по индивидуальным планам работы над конкретной моделью, занятия могут проводиться по учебному плану и совместно с учащимися первого года обучения (базовый курс). Это позволяет ребятам работать в коллективе, помогать, советоваться и делиться опытом изготовления моделей и участия в выставках и конкурсах, подготавливая смену в команде младших школьников. Для учащихся могут проводиться дополнительно индивидуальные занятия.
Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.
Методические пособия и материалы (чертежи и шаблоны, выкройки деталей) для изготовления моделей на первом году обучения разработаны автором программы и адаптированы к требованиям по обучению знаниям и конкретным навыкам работы, заложенным в программе. Для работы на первом и втором году обучения используются чертежи и материалы, как публикуемые в различных технических изданиях, так и разработанные автором программы, с целью усовершенствования кружковцами приобретённых навыков. Для работы в старшей возрастной группе используются чертежи, в основном реальной техники, для изготовления моделей-копий различного класса и масштаба.
На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а также беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине.
Условия реализации программы
Технического моделирования располагается в специализированном кабинете.
Кабинет обеспечен соответствующей мебелью: рабочими столами, стульями, шкафами для моделей, стеллажами и шкафами для строящихся моделей, шкафами для хранения инструмента, верстаками, столом для руководителя. Кабинет оборудуется различными тематическими стендами и наглядными пособиями.
К работе в кружке дети приступают после проведения руководителем соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.
Количество учащихся составляет до 15 человек. Кроме того, проводится индивидуальная форма обучения, обусловленная различным уровнем подготовки учащихся и их индивидуальными особенностями.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).
2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).
Модель выпускника
В результате обучения выпускники должны:
- Овладеть знаниями о материалах, применяемых в моделизме;
- Знать технологию изготовления корпуса и деталей моделей;
- Знать основы технологий и устройств технических объектов;
- Разбираться в классификации моделей
- Ориентироваться в названиях деталей и устройств технических объектов
- Овладеть понятиями и умением пользования инструментами и приспособлениями для ручного труда;
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные в рамках объединения;
- Сотрудничать с другими детьми в объединении, оказывать помощь, проявлять самостоятельность.
- Должны уметь работать с чертежом и эскизами реальных технических объектов;
- Уметь выбирать технологию изготовления, обусловленную спецификой конкретных деталей и модели в целом;
- Изготавливать корпус и детали моделей из различных материалов;
- Окрашивать модель и детали различными способами;
Учебный план
1-й год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы конструирования | ||||
1.1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
1.2. | Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом. | 6 | 2 | 4 | |
2. | Постройка моделей | ||||
2.1. | Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам. | 94 | 14 | 80 | |
2.2. | Постройка действующих моделей. | 54 | 14 | 40 | |
2.3 | Соревнования среди действующих моделей. | 18 | 2 | 16 | |
2.2. | Подготовка моделей к выставкам и конкурсам | 8 | 2 | 6 | |
3. | Занятия на расширение кругозора | 8 | 8 | - | |
4. | Выставки организация и проведение. Участие в конкурсах и выставках на уровне МОУ, района | 24 | 8 | 16 | |
5. | Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год | 2 | 2 | - | |
ИТОГО: | 216 | 54 | 162 |
Ожидаемый результат работы за год
Год обучения | Результаты обучения: |
1-й год | Учащиеся должны знать: - Основные свойства материалов для моделирования; - Простейшие правила организации рабочего места; - Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона; - Названия основных деталей и частей техники. Учащиеся должны уметь: - Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона; - Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов; - Работать простейшими ручным инструментом; - Окрашивать детали модели и модель кистью. |
2-й год обучения (базовый уровень)
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
2. | Постройка моделей | ||||
2.1. | Постройка сложных объёмных моделей с самостоятельно разработанными элементами по чертежам и эскизам | 180 | 20 | 160 | |
2.2. | Организация выставки. | 6 | 2 | 4 | |
2.3. | Подготовка моделей к выставкам и конкурсам | 10 | 4 | 6 | |
3. | Выставки. Участие в выставках и конкурсах на уровне города, области, России | 16 | 2 | 14 | |
3.1. | Построение сложных действующих, управляемых моделей различной техники. | 110 | 15 | 95 | |
3.2. | Экскурсии на производство. | 10 | 10 | ||
3.3. | Соревнования по действующим моделям | 24 | 8 | 16 | |
4. | Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год | 2 | 2 | - | |
ИТОГО: | 360 | 55 | 305 |
Ожидаемый результат работы за год
Год обучения | Результаты обучения: |
3-й год | Учащиеся должны знать: - Материалы, применяемые в моделизме; - Технологии изготовления корпуса и деталей моделей; - Основы технологии и устройства технических объектов; - Классификацию моделей и правила проведения выставок и конкурсов; - Названия деталей и устройств технических объектов Учащиеся должны уметь: - Работать с чертежом и эскизами реальных технических объектов; - Выбрать технологию изготовления, обусловленную спецификой конкретных деталей и модели в целом; - Изготавливать корпус и детали моделей из различных материалов; - Окрашивать модель и детали различными способами; - Пользоваться различным инструментом и приспособлениями в работе над моделями. |
Содержание деятельности
1-й год обучения (базовый уровень)
1.Основы конструирования
1.1.Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в кабинете. Анализ работ выполненных летом. Знакомство с планом работы, распределение подобранных к изготовлению моделей с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединение.
1.2. Первоначальные графические знания и умения.
Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью угольника и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.
Практическая работа.
Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.
2.Постройка моделей
2.1.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам из альбомов.
Разметка деталей модели по шаблону, как по готовому, так по собственному замыслу. Построение моделей из альбомов для начинающих моделистов.
Практическая работа.
Изготовление из плотной бумаги и картона отдельных деталей модели и её сборка. Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги таких как: конус, цилиндр, купол. Построение выкроек деталей. Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.
2.2.Подготовка модели к выставкам и конкурсам.
Ознакомление с правилами проведения конкурсов и выставок. Подготовка презентации модели.
Практическая работа.
Изготовление подставки. Составление презентации модели (домашнее задание с родителями)
3.Занятие по расширению кругозора.
Занятия по расширению кругозора проводятся в течение всего учебного года, для углубления знаний в устройстве технических объектов, способов постройки моделей, истории судо – авиа – и автостроения.
- Классификация моделей судов, самолётов, наземной техники.
- Теоретический чертёж.
- Технология изготовления моделей.
- Основные механизмы и узлы техники.
- Правила проведения выставок и конкурсов.
- Выставки и конкурсы (видеофильм, показ слайдов, фотографий)
4.Выставки
Участие в выставках и конкурсах на уровне МОУ.
5.Заключительное занятие, организация выставки в ЦВР "Пашинский"
Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
2-й год обучения (базовый уровень)
1.Введение
Вводное (организационное)занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединение "Техномир". Знакомство с планом работы, распределение подобранных к изготовлению моделей с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в кружке.
2.1.Постройка объёмных моделей.
Построение моделей из альбомов, по самостоятельно построенным выкройкам по чертежам и эскизам. Технологии изготовления корпуса моделей, надстроек и деталировки из бумаги и картона. Использование других материалов (рейки, фанера, проволока, нитки и др.) для улучшения внешнего вида модели.
Практическая работа.
Построение выкроек деталей. Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.
2.2.Подготовка моделей к выставкам и конкурсам.
Ознакомление с правилами проведения выставок и конкурсов. Составление презентации модели (домашнее задание с родителями)
Практическая работа.
Составление паспорта модели.
3.Участие в выставках и конкурсах на уровне города, области, России.
4.Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год и за весь период обучения.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1-й год обучения (базовый уровень)
Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются | Форма контроля | Методы контроля |
Знания | |||
Начало года Текущий(по мере изучения материала) | 1.Технологии, применяемые при изготовлении корпусов и деталей моделей. 2.Устройство технических объектов | Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией. Знание названий и назначение деталей технических объектов. | Наблюдение Опрос |
Умение | |||
Начало года Середина года Текущий (по мере готовности моделей) Коней года | 1. Изготовление корпуса модели 2.Изготовление деталей модели. 3.Окраска. 4.Подготовка модели к выставкам и конкурсам. Составление паспорта модели | Умения в постройке корпуса модели: работа с теоретическим чертежом, чертёжным инструментом, точность разметки и изготовления деталей модели. Умения работы с чертежом и эскизами деталей насыщения: правильность и точность. Умения в окраске корпуса и деталей кистью. Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам. | Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение. |
Навыки | |||
Текущий Постоянный Постоянный Итоговый (в конце года) | 1.Работа с ручным инструментом 2.Качество изготовления деталей и модели в целом 3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль. 4.Участие в выставках и конкурсах. | Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе. Навыки качественного изготовления деталей и модели. Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе. Результативность участия в выставках и конкурсах. | Наблюдение. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение. Протоколы выставок, дипломы, грамоты |
2-й год обучения (базовый уровень)
Сроки | Какие знания, умения и навыки контролируются | Форма контроля | Методы контроля |
Знания | |||
Начало года Текущий (по мере усложнения материала) | 1.Теоретические 2.Устройство технических объектов | Теоретический чертёж. Основы теории судо-, авто, авиастроения, технология изготовления моделей. Знание названий и назначение деталей технических объектов. | Наблюдение, опрос Опрос, использования терминов в работе. |
Умение | |||
Постоянный Текущий (по мере готовности моделей) Итоговый (в конце года) | 1.Качественное изготовление моделей. 2.Окраска. 3.Подготовка к выставкам и конкурсам моделей. | Умения изготовлении корпуса и деталей модели, работа с чертежами. Окраска моделей кистью. Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам. | Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение, Контроль за работой. Наблюдение. |
Навыки | |||
Постоянный Постоянный Итоговый (в конце года) | 1.Работа с ручным инструментом 2.Самостоятельность в работе. Самоконтроль 3.Участие в выставках и конкурсах | Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе. Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, Творческий подход к работе. Результативность участия в выставках и конкурсах. | Наблюдение. Наблюдение. Протоколы выставок, дипломы, грамоты. |
Список литературы
Литература для педагога
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»
2.Конституция РФ.
3.Конвенция ООН о правах ребёнка.
4.Концептуальные основы воспитания подрастающего поколения
5.Программа развития воспитания в системе образования в России
6.Программа «Стабилизации и развития образования»
7.Федеральная программа образования на 5 лет.
8.Устав МАОУ "Земская гимназия"
9.Андрианов П. М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986.
10.Архипова Н. А. Методические рекомендации. – М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.
11.Боровков Ю. А. Технический справочник учителя труда. – М.: «Просвещение», 1971.
12.Вяткин Г. П. Машиностроительное черчение. – М.: «Просвещение», 1977.
13.Журавлёва А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982.
14.Заворотов В. А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988.
15.Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981.
Литература для обучающихся
1.Загайкевич Д. Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.
2.Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.
3.Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.
4.Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.
5.Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...