Развитие пространственно-образного мышления у обучающихся. Подготовка к работе по 3D – моделированию.
учебно-методический материал по технологии
Добрый день. Тема моего выступления «Развитие пространственно-образного мышления у обучающихся, подготовка к работе по 3D – моделированию».
В 2017 году я пришел работать в школу и столкнулся с необходимостью проводить с детьми уроки по 3D моделированию, в рамка уроков технологии, при полном отсутствии технических средств. Все мы понимаем, что для большинства школ покупка 3D-принтера и сопутствующих к нему товаров большая финансовая проблема. Но это не отменяет того, что школьников необходимо готовить по данному направлению.
Изучив ситуацию, мною были выделены несколько реальных проблем:
Во-первых, как уже было сказано, полное отсутствие материально-технической базы для проведения уроков по 3D моделированию.
Во-вторых, многие школьники, при всей своей компьютерной грамотности и образованности, которая, честно говоря, заканчивается на умении устанавливать компьютерные программы и играть в игры, не в состоянии самостоятельно освоить простейшие программы по 3D моделированию. (Tinker CAD, Leopoly, BlocksCAD, SketchUp, 3D max studio).
В-третьих, школьники просто не готовы понимать ту информацию, которую дает учитель. У них нет развитого пространственно-образного мышления.
В голову пришла неожиданная мысль, у старших и моего поколения как-то же сформировалось это самое пространственно-образное мышление, хоть и не было уроков 3D-моделирования. Рассуждая, пришел к выводу – мощными факторами развития был школьный предмет «Черчение».
По поводу «Черчения». В советской системе было последовательно. Сначала уроки «Изобразительного искусства», за ними в старших класса «Черчение». То есть, ученик постепенно переходил от двухмерной модели (умение рисовать) к трехмерной модели (составление чертежей). После удаления из школьной учебной программы обязательных часов «Черчения» прервалась эта последовательность.
В поисках решения проблемы переработал много литературы, пока не прочитал, об использовании приемов бумагопластики.
Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.
Все просто - из самого доступного для школьника материала (бумаги), без каких-либо специальных средств, он учится создавать объемные фигуры.
Разделы бумагопластики:
- Оригами (с японского буквально: "сложенная бумага") — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
- Киригами (с японского буквально: "резать бумагу") – техника основанная на разрезании, вырезании, сгибании и скручивании листа бумаги различных фигур и образов.
- Квиллинг — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
- Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции.
- Айрис фолдинг — можно перевести как «радужное складывание». Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали.
- Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности. Аппликация - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк), высушенных листьев. Близко к другому средству изображения - коллажу.
Для нас наибольший интерес представляет техники оригами и киригами. Из всех вышеуказанных техник, именно они позволяют создавать объемные бумажные изделия.
Простой пусть - распечатывать готовые модели из бумаги и просто их склеивать. Это даст возможность для создания предпосылок к развитию пространсвтенно - образного мышления у учеников начальных классов. Существуют ресурсы которые дают возможность сохранить и распечатать уже готовые варианты изделий.
- CreativePark.canon
- PePaKuRa designer
Следующая ступень - самостоятельное создание объемных моделей из бумаги, не прибегая к готовым вариантам. Это может быть как простейшие изделия, такие как шляпа-цилиндр, или футбольный мяч, так и сложные варианты изделий, например, модель танка, самолета, корабля и т.д.
Отдельно хотелось бы остановится на оригами, как способе формирования пространственно-образного мышления. Суть в том, что ребенок учится при помощи листа бумаги создавать формы, которые ему необходимы. Если в случае с склеиванием все просто, можно пользоваться ножницами и клеем, то в оригами нельзя рвать лист, только складывать, раздувать и выворачивать. Творчесво оригами заставляет сначало провести детальное планирование всех стадий выполнения работы, и только после этого приступать к работе.
Для начального этапа занятий рекомендуем использовать бесплатный ресурс:
- Paper Folding 3D.
Данная программа позволяет не только рассмотреть каждый последующий шаг, но и повернуть изделие в 3D модели, для полного понимания процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_prostranstvenno-obraznogo_myshleniya_u_obuchayushchihsya_i_podgotovka_k.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы: отсутствие материально-технической базы для проведения уроков по 3 D моделированию ; слабая компьютерная грамотность учеников ; о тсутствие у учеников базовых знаний.
Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.
Виды бумагопластики : Оригами Киригами Квилинг Торцевание на бумаге Айрис фолдинг Аппликация
CreativePark.canon
PePaKuRa designer
Paper Folding 3D
Paper Folding 3D
Paper Folding 3D
Бумагопластика дает возможность: заниматься 3D моделированием без серьезных затрат на оборудование и материалы ; формировать базу пространственно-образного мышления ; создавать «ситуацию успеха» для ученика любого уровня подготовки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие комбинаторно-логического мышления обучающихся при подготовке к ЕГЭ.
Система работы с выпускниками 10-11 классов с сюжетными и комбинаторными задачами по особому алгоритму направлена на формирование интегрированного вида мышления, позволяющего научиться восприним...
Работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления, в рамках подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления. Деятельность ...
Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"
В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...
Развитие творческого и интелектуального потенциала обучающихся во внеклассной работе по физике
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной сторон...
Доклад на тему: "Развитие словесно-логического мышления у обучающихся начальных классов коррекционной школы" - выступление на научно-практическом семинаре
Доклад на тему: "Развитие словесно-логического мышления у обучающихся начальных классов коррекционной школы" - выступление на научно-практическом семинаре...
Развитие наглядно – образного мышления у обучающихся с нарушениями зрения.
Слабовидение – это тяжёлое расстройство зрения, определяемое количественными и качественными показателями. При глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воо...
Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления неслышащих обучающихся на уроках русского языка как инструмент успешного освоения АООП ООО»
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы, а также для учителей коррекционных школ, обучающих детей с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи. Она призвана по...