Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование одежды»
рабочая программа по технологии (6 класс)
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование одежды»
(общеинтеллектуальное направление)
для 6 класса
Срок реализации программы – 1 год.
Программа внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование одежды» реализуется по направлению учебного предмета «Технология» и составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы: формирование у учащихся социально значимых, ценностно-смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с технологией изготовления швейных изделий. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению швейных изделий. Социализация личности обучающегося посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.
Задачи, направленные на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов:
- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений при конструировании и моделировании одежды;
- освоение технологических приёмов при изготовлении швейного изделия;
- умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий;
- развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями;
- формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических качеств личности;
- формирование творческой активности, стимулирование воображения;
- развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать план действий;
- развитие умения пользоваться различными источниками информации, в том числе сетью Интернет;
- развитие коммуникативной культуры ребёнка;
- развитие пространственного мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.
Программа «Конструирование и моделирование одежды», рассчитана на 34 часа.
Учебная и методическая литература:
- Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват.организаций / Л.В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. -175 с.
- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования/ В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013
- Моделируем внеурочную деятельность обучающихся в различных условиях организации образовательного процесса: Методические рекомендации/ авторы-составители: Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, Ю.В. Ребикова, Л.Н. Чипышева, В.Л. Приходько, В.П. Голоднова; под ред. М.И. Солодковой, А.В. Кислякова, Ю.Ю. Барановой – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2011
- Максимова С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся: методическое пособие, программа, тематическое планирование/ С.В. Максимова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Внеурочная деятельность)
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения и учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся по учебному предмету «Технология» являются составляющей внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
Текущий контроль в форме индивидуального учебного проекта безотметочно по дихотомической системе (зачет/незачет).
Промежуточная аттестация по курсам внеурочной деятельности образовательных программ проводится по результатам текущего контроля за учебный год по дихотомической системе (освоено/не освоено).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_6_kl.doc | 255 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33
с углубленным изучением английского языка со 2-го класса»»
города Магнитогорска
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к ООП ООО
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование одежды»
(социальное направление)
для 6 класса
срок реализации: 1 год
Составитель:
Баканова Олеся Валерьевна ____
ФИО
учитель технологии_________________
должность
высшая___________________________
категория
г. Магнитогорск
1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Освоение программы «Конструирование и моделирование одежды» обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающие получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающие научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Обучающие получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающие научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Обучающие получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающие научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающие получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
- ориентироваться в традиционных и современных видах декоративно-прикладного искусства России и Уральского региона;
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;
В коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
2.Содержание курса внеурочной деятельности 6 класс (34 часа)
Раздел 1. Введение (7часов)
Теоретические сведения. История костюма. Запуск первого проекта. Техника безопасности при работе с инструментами, используемые в различных разделах программы. Классификация текстильных волокон. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе. Виды приспособлений к современной швейной машине и их использование. Виды и назначение специальных швейных машин. Стежки, строчки и швы. Влажно-тепловая обработка изделия.
Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практические работы. Составление опорного конспекта в тетради. Исследование свойств материалов. Составление коллекции тканей. Изготовление образцов швов.
Раздел 2. Плечевое изделие (16 часов)
Теоретические сведения. Запуск второго проекта. Формирование умения формулировать проблемную ситуацию, выбирать тему проекта, определять цель и задачи проекта, проводить исследование, выдвигать идеи, анализировать их, выбирать лучшую идею, подбирать материалы и инструменты, изготовлять изделие и проводить самооценку. Виды плечевых изделий. Мерки для построения чертежа плечевого изделия. Последовательность расчёта конструкции чертежа. Особенности построения чертежа плечевого изделия. Технологическая последовательность изготовления плечевого изделия. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе.
Практические работы. Снятие мерок для построения чертежа. Расчёт конструкции чертежа.
Построение чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Моделирование чертежа. Выполнение творческого проекта. Изготовление проектного изделия. Подготовка комплекта проектной документации. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.
Раздел 3. Поясное изделие (11 часов)
Теоретические сведения. Запуск третьего проекта. Формирование умения формулировать проблемную ситуацию, выбирать тему проекта, определять цель и задачи проекта, проводить исследование, выдвигать идеи, анализировать их, выбирать лучшую идею, подбирать материалы и инструменты, изготовлять изделие и проводить самооценку. Виды поясных изделий. Мерки для построения поясного изделия. Правила копирования выкроек с журнала мод. Особенности моделирование поясного изделия. Технология изготовления поясного швейного изделия. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскладки поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Технология изготовления поясного изделия. Ознакомление обучающихся с возможным содержанием портфолио, составление текста для защиты творческого проекта, представление информации в виде электронной презентации. Формирование умения представлять проект: делать доклад, демонстрировать электронную презентацию и портфолио.
Практические работы. Снятие мерок. Копирования выкроек с журнала мод. Выполнение творческого проекта. Изготовление проектного изделия Подготовка комплекта проектной документации. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта. Создание портфолио.
3.Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
6 класс (34 ч)
№ заня-тия п/п | Тема занятия | Кол-во час. | В том числе | Форма, методы проведения занятия | Характеристика видов деятельности обучающихся | Формы контроля | |||
Теория | Практика | ||||||||
Раздел 1. Введение | |||||||||
1 | Вводное занятие. История костюма | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, практическая работа (в группах) | Ознакомиться с направлением курса, миром моды, ПТБ, со стилями и эпохами костюма. Изучить предметы одежды русского костюма | Текущий контроль. Творческое портфолио обучающихся. | ||
2 | Материаловедение. Классификация текстильных волокон | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Ознакомиться с видами и свойствами натуральных и химических волокон, уходом за изделиями. Составить коллекцию тканей из натуральных и химических волокон | |||
3 | Ручные работы | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Организовывать рабочее место. Выполнять необходимую подготовку и изготавливать образцы. Осуществлять сотрудничество с учителем | |||
4 | Влажно-тепловая обработка | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Ознакомиться с организацией рабочего места для выполнения ВТО, приёмами работы при ВТО. Проводить ВТО | |||
5 | Машиноведе-ние. Современная бытовая швейная машина | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Ознакомиться с организацией рабочего места для выполнения машинных работ, приёмами работы на швейной машине. Осваивать приёмы работы на швейной машине | |||
6-7 | Машиноведе-ние. Машинные швы | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Обобщать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Ознакомиться с классификацией машинных швов, технологией изготовления. Выполнять необходимую подготовку и изготавливать образцы швов | |||
Раздел 2.Плечевое изделие | |||||||||
8 | Конструирова-ние плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Снятие мерок. Запуск первого проекта | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Ознакомиться с видами плечевых изделий, видами силуэтов, мерками для построения плечевого изделия с целькроеным рукавом. Организовывать рабочее место. Снимать мерки с фигуры человека Осуществлять поиск необходимой информации (поиск и анализ проблемы; выбор темы проекта) | |||
9-10 | Конструирова-ние плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Расчёт конструкции и построение чертежа | 2 | 0,5 | 1,5 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Ознакомиться с последовательностью расчёта и построения плечевого изделия. Организовывать рабочее место. Строить чертёж плечевого изделия Собирать, изучать, обрабатывать и анализировать информацию по теме проекта | |||
11-12 | Моделирова-ние плечевого изделия с цельнокроеным рукавом | 2 | 0,5 | 1,5 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Ознакомиться с особенностями моделирования плечевого изделия, последовательностью моделирования. Выполнить моделирование плечевого изделия Осуществлять сотрудничество с учителем. Планировать работу над проектом | |||
13 | Подготовка выкройки к раскрою. | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Ознакомиться с подготовкой выкройки к раскрою, подготовкой ткани к раскрою. Подготовить выкройку к раскрою. Составлять технологическую карту | |||
14 | Раскрой плечевого изделия | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Ознакомиться с подготовкой ткани к раскрою. Выполнить раскрой плечевого изделия. Решать творческую задачу: самостоятельно осуществлять замысел при изготовлении проектного изделия | |||
15 | Подготовка деталей кроя к обработке | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа) | Ознакомиться со способами подготовки деталей кроя к обработке. Выполнить подготовку деталей кроя к обработке. Овладевать методами эстетического оформления изделий | Текущий контроль. Защита проекта. Творческое портфолио обучающихся. | ||
16 | Подготовка изделия к примерке. | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Подготовить изделие к первой примерки | |||
17 | Проведение примерки. Исправление недочётов | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Ознакомиться с правилами проведения примерки и исправление недочётов Участвовать в обсуждении проблемы с учителем и сверстниками. Подготовить изделие к первой примерки, устранить недочёты. Вносить коррективы в процесс деятельности | |||
18 | Обработка изделия после примерки | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Систематизировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Выполнить стачивание боковых и плечевых срезов. Выполнить самоконтроль и самооценку своей работы | |||
19 | Обработка застёжки | 1 | 0,3 | 0,7 | Ознакомиться с видами застёжек, технологической последовательностью обработки застёжки изделия. Выполнить обработку застёжки изделия. Готовить документацию к защите | ||||
20-21 | Обработка горловины изделия | 2 | 0,5 | 1,5 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа | Изучить способы и технологическую последовательность обработки горловины Выполнить обработку горловины | |||
22 | Обработка нижнего среза. Влажно- тепловая обработка изделия | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа. | Изучить варианты и технологическую последовательность обработки нижнего среза. Особенности ВТО изделия. Выполнить обработку нижнего среза изделия. ВТО изделия. | |||
23 | Защита проекта по теме «Изготовление плечевого изделия с цельнокроеным рукавом» | 1 | 1 | Индивидуальная и коллективная практическая работа. | Защищать проект. Участвовать в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта Оценивать результат своей деятельности. Определять перспективы для своего дальнейшего личностного развития и организации проектной деятельности | ||||
Раздел 3. Поясное изделие | |||||||||
24 | Виды брюк. Снятие мерок для построения брюк. Запуск второго проекта | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, практическая работа. | Решать творческую задачу: запуск второго проекта, что делать, как делать. Планировать работу. Воплощать замысел. Изучить виды конструкций поясных изделий, виды брюк, мерки для построения чертежа брюк. Осуществлять сотрудничество. Оценивать результат своей деятельности. Снять мерки для построения брюк | Текущий контроль. Защита проекта. Творческое портфолио обучающихся. | ||
25 | Правила копирования выкроек с журналов мод Технология изготовления поясного изделия | 1 | 0,3 | 0,7 | Объяснение, упражнения, индивидуальная практическая работа. | Открывать новые знания и умения Освоить правила копирования выкроек с журналов мод. Ознакомиться с технологией изготовления поясного изделия. Осуществлять поиск необходимой информации для второго проекта, используя различные справочные источники, в том числе сеть Интернет. Осуществлять самоконтроль и самооценку этой работы. Выполнить копирование выкроек с журналов мод | |||
26 | Раскрой поясного изделия | 1 | 0,3 | 0,7 | Индивидуальная практическая работа. | Овладевать методами учебно-исследовательской и проектной деятельности. Выполнить подготовку ткани к раскрою и раскрой поясного изделия | |||
27 | Подготовка деталей кроя к обработке. | 1 | 0,3 | 0,7 | Индивидуальная практическая работа. | Составлять технологическую карту. Решать творческую задачу: самостоятельно осуществить замысел при изготовлении проектного изделия. Вносить коррективы в процесс деятельности. Выполнить самоконтроль и самооценку своей работы. Овладевать методами эстетического оформления изделий | |||
28 | Подготовка изделия к примерке | 1 | 0,3 | 0,7 | Индивидуальная практическая работа). | Высказывать мнение о достижениях, успехах и трудностях, недостатках и их причинах. Определять перспективы для своего дальнейшего личностного развития и организации проектной деятельности. Готовить документацию к защите | |||
29 | Проведения примерки и исправление недочётов | 1 | 0,3 | 0,7 | Ознакомиться с правилами проведения примерки и исправление недочётов поясного изделия. Участвовать в обсуждении проблемы с учителем и сверстниками. Подготовить изделие к первой примерки, устранить недочёты. Вносить коррективы в процесс деятельности | ||||
30 | Обработка изделия после примерки | 1 | 0,3 | 0,7 | Систематизировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Выполнить стачивание боковых и шаговых срезов, среднего шва. Выполнить самоконтроль и самооценку своей работы | ||||
31 | Обработка верхнего среза поясного изделия | 1 | 0,3 | 0,7 | Изучить способы и технологическую последовательность обработки верхнего среза поясного изделия Выполнить обработку верхнего среза поясного изделия. | ||||
32 | Обработка нижнего среза поясного изделия. ВТО изделия | 1 | 0,3 | 0,7 | Индивидуальная практическая работа. | Изучить варианты и технологическую последовательность обработки нижнего среза. Особенности ВТО изделия. Выполнить обработку нижнего среза изделия. ВТО изделия. | |||
33 | Защита проекта | 1 | - | 1 | Индивидуальная и коллективная практическая работа. | Знакомятся с возможным содержанием портфолио. Составлять текст доклада для процедуры защиты творческого проекта. Представлять информацию в виде электронной презентации. Защищать проект. Участвовать в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта | |||
34 | Подведение итогов | 1 | - | 1 | Выставка. | Организовывать выставку творческих работ. Представлять портфолио работ. Осуществлять самооценку своей работы. | Текущий контроль. Участие в выставке. Творческое портфолио обучающихся | ||
Всего | 34 | 8,7 | 25,3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Оценочные материалы
по курсу внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование одежды»
(общеинтеллектуальное направление)
для 6 класса
Выполнение индивидуального учебного проекта для обучающихся 5 классов является компонентом текущего контроля и промежуточной аттестации в рамках внеурочной деятельности, свидетельствует об уровне достижения обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов. Оценивание по курсу внеурочной деятельности проводится по дихотомической системе (освоено/не освоено). Учебный проект представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении определенного периода по личностно окрашенной теме, в ходе реализации которой обучающийся-автор проекта получает в качестве результата продукт воплощенного замысла, результат решения какой-либо проблемы и опыт применения универсальных учебных действий. Обучающимися могут быть представлены творческие проекты.
Целью выполнения ИУП является формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации обучающегося в современном обществе, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего конечного продукта, востребованного обществом. Для обучающихся: возможность реализовать способности и готовность к освоению содержания образования в самостоятельной форме. Для педагогов: создание условий для формирования и развития УУД обучающихся, творческих способностей и логического мышления.
Задачами выполнения проекта являются:
- развивать умения планирования (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
- подходящую информацию из различных источников, определять критерии отбора правильно её использовать);
- развивать умения анализировать, креативность и критическое мышление;
- формировать и развить навыки публичного выступления;
- формировать позитивное отношение к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
В процессе работы над проектом обучающийся под руководством наставника планирует свою деятельность по этапам: организационный (подготовительный), деятельностный (выполнение проекта, основной), защита и оценивание проекта (заключительный).
Основные характеристики творческого проекта
Тип проекта | Отличительные особенности | Форма защиты | Проектный продукт |
Творческий | Решение практических задач, создание общественно значимого продукта | Конференция, демонстрация продукта, испытание, выставка достижений | Атлас, видеофильм, выставка, газета, журнал, игра, карта, коллекция, компьютерная анимация, сценарий, статья, сказка, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, праздник, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, учебное пособие, чертеж, экскурсия и другое |
Требования к оформлению проекта
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5; размер полей: верхнее – 2см., нижнее -1,5 см., левое – 3 см., правое – 2 см. Выравнивание текста по ширине.
Проект должен содержать: титульный лист, содержание, введение (с обоснованием актуальности), основную часть (теоретическая и практическая части), заключение (выводы), список литературы, приложение.
Титульный лист должен содержать наименование образовательной организации, название проекта, Ф.И.О. исполнителя проекта и его руководителя/наставника, год и место написания проекта (Приложение №1).Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы, точка в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставится. Все разделы плана (названия глав, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объем текста проекта, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 6 машинописных страниц, но не более 12 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено неограниченное количество стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.
Введение включает в себя:
Анализ ситуации и обоснование актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым или предстоит сделать автору в данных условиях, почему выполнение именно этого проекта своевременно для автора проекта или других людей.
На основании анализа формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия формулируется проблема («дерево» проблем) на решение которой направлено выполнение проекта.
Формулируется цель проекта - заранее спрогнозированный результат, который можно измерить.
Определяются задачи по достижению цели проекта.
Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный или практический. Таблицы, схемы, иллюстрации оформляются в приложении к проекту.
Заключение. Делается вывод, достигнута ли автором цель проекта. Если цель не достигнута, указываются причины. Указывается результат - эффект проекта, экономический или социальный.
Список использованной в проекте литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, в алфавитном порядке. В тексте работы должна быть ссылка на источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы)
Процедура защиты ИУП представляет собой выступление обучающегося (до 10 минут): представление презентационых материалов, презентация проекта.
Содержание и композиция защиты проекта - инициативное и творческое право его автора, однако в выступлении обязательно должны быть представлены следующие аспекты:
- обоснование выбранной темы - актуальность ее и формулировка проблемы;
- определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;
- краткое содержание (обзор) выполненной работы над проектом, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;
- представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);
- выводы, рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
- обязательная рефлексия: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества деятельности при выполнении проекта.
В защите проекта возможно, использовать различного рода дополнительную печатную рекламно-пояснительную продукцию (программа, аннотация, рекомендательные и пояснительные записки и т.д.).
После завершения своего выступления обучающиеся, представлявшие проекты, должны ответить на вопросы экспертов/членов комиссии.
Для оценивания проекта обучающегося педагог руководствуется интегральным (уровневым) подходом. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх критериев, представленных в таблице №1. Выделены три уровня сформированности навыков проектной деятельности: недопустимый, базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что - только с помощью руководителя/наставника проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Содержательное описание каждого критерия
Таблица №1
Критерий | Содержание критерия | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый (1 балл) | Повышенный (2-3 балла) | ||
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем | Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Сформированность предметных знаний и способов действий | Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Сформированность регулятивных действий | Умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Сформированность коммуникативных действий | Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Уровень достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения определяется в соответствии с критериями
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем | |
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации | Баллы |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 1 |
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий 1.2. Постановка проблемы | Баллы |
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный | 1 |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза, но план действий по доказательству/опровержению гипотезы неполный | 2 |
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза, дан подробный план действий по ее доказательству/опровержению | 3 |
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта | Баллы |
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений | 1 |
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания | 2 |
Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города | 3 |
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы | Баллы |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Произведен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы | 3 |
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | Баллы |
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта | Баллы |
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которым он может быть востребован, указан неявно | 1 |
Проектный продукт полезен, круг лиц, которым он может быть востребован, указал. Названы потенциальные потребители и области использования продукта | 2 |
Продукт полезен. Указал круг лиц, которым он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению | 3 |
2. Сформированность предметных знаний и способов действий | |
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта | Баллы |
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты | 1 |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но недостаточны | 2 |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | 3 |
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта | Баллы |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал ее знание в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий 2.3. Качество проектного продукта | Баллы |
Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, заявленные темы) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, отвечает заявленным целям) | 3 |
Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств | Баллы |
Средства наглядности, в т.ч. технические средства, используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну проекта | 1 |
Средства наглядности, в т.ч. технические средства, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада | 2 |
Средства наглядности, в т.ч. технические средства, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованны | 3 |
3. Сформированность регулятивных действий | |
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части | Баллы |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилам, придать ей должную структуру | 1 |
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения | Баллы |
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения | 1 |
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно | 2 |
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, учащийся самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности | 3 |
Критерий 3.3. сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада | Баллы |
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно. Дано сравнение ожидаемого и полученного результата | 1 |
Тема и содержание раскрыты. Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы | 3 |
Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 10 минут) и степень воздействия на аудиторию | Баллы |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | 1 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента | 2 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент | 3 |
4. Сформированность коммуникативных действий | |
Критерий 4.1. Четкость, точность, убедительность, лаконичность | Баллы |
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте, заметна культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы | 1 |
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте, заметна культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы отсутствуют | 2 |
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте, наблюдается правильность речи, точность устной и письменной речи, ее четкость, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы отсутствуют | 3 |
Критерий 4.2. Умение отвечать на вопросы и защищать свою точку зрения | Баллы |
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защитить свою точку зрения | 1 |
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения | 2 |
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения | 3 |
Шкала оценивания проектов
Количество баллов | Уровень |
48-30 | повышенный |
29-19 | базовый |
18-0 | недостаточный |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Методические материалы
по курсу внеурочной деятельности курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование одежды»
(общеинтеллектуальное направление)
для 6 класса
Перечень учебной и справочной литературы
Обязательная:
- Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват.организаций / Л.В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. -175 с.
- Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС /И.В. Комарова.-СПб.:КАРО, 2015
- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. М.: Вентана Граф, 2015
Дополнительная:
1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся в различных условиях организации образовательного процесса: Методические рекомендации/ авторы-составители: Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, Ю.В. Ребикова, Л.Н. Чипышева, В.Л. Приходько, В.П. Голоднова; под ред. М.И. Солодковой, А.В. Кислякова, Ю.Ю. Барановой – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2011
2. Максимова С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся: методическое пособие, программа, тематическое планирование/ С.В. Максимова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Внеурочная деятельность)
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Электронные образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Декоративно-прикладное искусство Руси http://www.youtube.com/watch?v=j8VDpyb1huM
| CD «Детская энциклопедия» CD «Волшебные превращения» | Российское образование. Федеральный портал Федеральный портал по дополнительному образованию детей Единое окно доступа к образовательным ресурсам Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Социальная сеть работников образования Сеть творческих учителей Страна Мастеров Рукоделие |
Перечень методических и дидактических материалов:
- методическая разработка по разделу «Плечевое изделие с цельнокроеным рукавом»;
- методическая разработка по разделу « Поясное изделии»;
- инструкционно-технологические карты по всем разделам;
- набор демонстрационных материалов, коллекций;
- набор материалов (ткани, нитки).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Лист коррекции
Занятия, которые требуют коррекции | Занятия, содержащие коррекцию | Согласование с заместителем директора по_____ | ||||
Дата | № занятия | Тема занятия | Причины коррекции | Дата | Форма коррекции | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История в 3D моделировании" 2016-2017 год
Программа для учащихся 5-6 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО - конструирование» для учащихся 2-4 классов
Самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);Создавать модели при помощи специальных элементов по ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Образовательная роботехника и моделирование"1
Программа курса внеурочной деятельности «Образовательная робототехники» построена на применении конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3. В процессе работы ученики приобретают опыт решен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Образовательная робототехника и моделирование»2
Основная цель курса – изучение основ алгоритмизации и программирования. Поэтому, в отличие от традиционных курсов, в данных внеурочных занятиях меньше внимания отводится технической составляющей...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс «Изучение и моделирование правильных усеченных фигур»
Работа с графической информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Программа по внеурочной деятельности «Компьютерное черчение в 7 классе. Знакомство с професс...