Тезаурус
учебно-методическое пособие

Зарипова Лариса Фаукатовна

Тезаурус современного образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezaurus.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тезаурус

№ п/п

Термин

Определение

1.

Вид профессиональной деятельности

Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования.

Совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда.

2.

Компетентность

Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

Мера соответствий знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом (словарь «Профессиональное образование»).

Готовность специалиста включиться в определенную деятельность .

Углубленное знание предмета или освоенное умение

Особая способность эффективно выполнять конкретные действия в определенной предметной области.

Общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

3.

Компетенция

Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-нибудь полномочий, прав (словарь Ожегова).

Круг вопросов, в которых должностное лицо обладает познаниями, опытом

Личностная составляющая профессионализма

Результат и критерий качества подготовки специалиста

Общая способность, основанная на знаниях, ценностях, склонностях, дающая возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру подходящую для проблемы

Наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере

Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

4.

Междисциплинарный курс

Система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.

5.

Общая компетенция

Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

6.

Образовательная компетенция

Совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности .

7.

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП)

Специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования с учетом типа и вида образовательного учреждения и потребностей обучающихся.

Совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

8.

Оценка результатов обучения

Процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

9.

Практика (производственная)

Вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиях.

Также существует термин «учебная практика», под которым понимают вид учебных занятий, использующийся для освоения начальных профессиональных умений в условиях учебных мастерских, лабораторий, баз и т. п.

10.

Программа профессионального модуля

Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.

11.

Программа учебной дисциплины

Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины.

12.

Профессиональная компетентность

Мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления».

Система из трех компонентов: социальная компетентность (способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию ответственности за результат своего труда, владение приемами профессионального обучения); специальная компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности); индивидуальная компетентность (готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов и профессиональных деформаций).

Совокупность двух компонентов: профессионально-технологической подготовленности, означающей владение технологиями и ключевых компетенций .

13.

Профессиональная подготовка

Организация обучения профессиональных кадров. Различные формы получения профессионального образования.

Ускоренная форма освоения профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.

14.

Профессиональная компетенция

Способность личности успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

15.

Профессиональное образование

Организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности.

Результат этого процесса (подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования).

16.

Профессиональное обучение

Организованный процесс освоения компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.

17.

Профессиональный модуль

Часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.

Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.

18.

Раздел профессионального модуля

Часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций.

Раздел профессионального модуля может состоять:

- из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрированно);

- из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).

19.

Результаты профессионального обучения (подготовки)

Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации.

Социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

20.

Учебная дисциплина

Система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.

21.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезаурус современного воспитательно-образовательного процесса

В пособии приводится современная терминология в области педагогики, психологии, методики воспитательно-образовательного процесса. В помощь инженерно-педагогическим работникам и руководителям профессио...

Использование информационно-поисковых тезаурусов в автоматизированных информационных системах

ИПЯ классификационного типа широко используются в автоматизированных информационно-поисковых системах (ИПС) промышленного назначения, применяемых, например, при поиске аналогов проектируемых деталей с...

Тезаурус

тезаурус...

Положение о проведении городского конкурса по ИКТ и программированию «Тезаурус»

Цель  Конкурса:  вовлечение детей  и подростков в сферу   компьютерных технологий и программирования.Темы, задания, критерии оценки   и   методический мате...

Тезаурус «температура» как семантическое поле

Методическая разработка по теме Тезаурус "Температура" как семантическое поле...

Тезаурус

Литературные термины...