программа кружка "История костюма" 5-7 классы.
рабочая программа по технологии (7 класс)
Идея программы "История костюма" состоит в том , что содержательно объединяются области истории России и развития модной индустрии, художественный аспект моделирования одежды и технические знания технологий моделирования одежды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoriya_kostyuma_kostyuma_abramova_tv.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
____________________________________________________________________________________________________________________ 143405, г. Красногорск, ул. Игната Титова, д. 10, тел: 74952528544,e-mail: mboucosh19@yandex.ru
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №19 _____________ Зеленина С.В. Приказ № от « » 2018г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
История костюма
Направленность – техническая
Базовый уровень
Возраст учащихся 5-6-7классы
Срок реализации 3 года
Составитель: Абрамова Т.В.
педагог технологии
г. Красногорск
2018 г
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Идея программы «История костюма» состоит в том, что содержательно объединяются области истории развития России и развития модной индустрии, художественный аспект моделирования одежды и технические знания технологий моделирования одежды.
Актуальность программы обусловлена интересом учащихся к истории России и к истории развития советской модной индустрии, потребностью детей к творческой деятельности в сфере моделирования одежды с применением технологий ее конструирования.
Содержание программы состоит из 3 разделов, включающих занятия по теории и практике.
Принципы организации учебного процесса - занятия по программе спланированы в соответствии с возрастными потребностями учащихся 11-13 лет.
Принципы организации учебного процесса следующие:
- систематичность и последовательность изложения учебного материала,
- доступность и научность с исследованием закономерностей развития модной индустрии,
- индивидуальный подход к каждому учащемуся,
- постепенный переход от простого к сложному.
- наглядность в обучении конструированию и моделированию одежды.
Направленность, профиль программы – техническая и художественная.
Цель – освоение технологий моделирования, конструирования, изготовления одежды через изучение истории развития костюма.
Задачи
- личностные – формирование гражданской позиции при изучении истории России в контексте развития модной индустрии нашей страны.
- метапредметные – развитие мотивации детей к творчеству через умения применять технологии моделирования, конструирования и изготовления одежды.
- образовательные - развитие познавательной деятельности через развитие умений и навыков применения различных технологий моделирования, конструирования и изготовления одежды.
Отличительные особенности программы - основные идеи, отличающие программу от других, состоят в том, что содержательно объединяются области истории развития России и развития модной индустрии, художественный аспект моделирования одежды и технические знания технологий моделирования одежды.
Занятия в объединении не только формируют трудовые навыки и умения, но и имеют тесную связь с другими предметами. Из опыта проведения занятий, в объединении на уровне современных требований, обучающиеся раньше изучают элементы предметов черчения (масштаб, чертежные линии и обозначения), химии (фактура материалов), истории России, чем это предусмотрено школьной программой. Также укрепляется связь с занятиями математики, русского языка, литературы, ИЗО.
Адресат программы – учащиеся 11-13 лет, у которых учитываются мелкая моторика, умение принимать самостоятельные решения при создании изделия, применение знаний и навыков конструирования одежды.
Набор обучающихся в объединение «История костюма» свободный, без конкурсов и тестирования.
1-й год обучения – набор формируется из детей 11лет, ранее не обучавшихся в объединениях данного профиля;
2-й год обучения – набор формируется из школьников 12 лет прошедших начальное обучение техническому моделированию или имеющие требуемые навыки;
1-й год обучения – набор формируется из обучающихся 13 лет, успешно освоивших программу 2-го года и имеющих интерес к техническому моделированию и осознанное желание продолжить активное творчество. Желающие участвовать в коллективном творчестве единомышленников.
Объем и срок освоения программы - общее кол-во часов, запланированных на весь период обучения, определяется содержанием и прогнозируемыми результатами и соответствует базовому уровню (3 года), 144 часов в год.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – состав группы объединения одновозрастной, постоянный, также программа предусматривает индивидуализацию обучения, которое осуществляется в соответствии составленными индивидуальными планами одновозрастных категорий учащихся. В индивидуальный план включаются занятия, пропущенные по болезни или иным причинам.
Индивидуальный план
№ | Тема | Задание | дата | проверка | результат |
1 | Исторические сведения о происхождении одежды | 1.Изучить рекомендованную литературу. 2.Составить таблицу по периодам раздела «О происхождении одежды» | 27.09.2018 | 29.09.2018 | Задание выполнено |
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – программа рассчитана на 3 года обучения, переход на следующий год обучения осуществляется по мере освоения программы предыдущего года обучения, и в то же время предусматривает возврат к темам предыдущих годов для повторения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут между занятиями (144 часа в год).
Год обучения | Количество часов | Количество об-ся в группе | Возраст об-ся (лет) | ||||||
в год | в неделю | ||||||||
I | 144 | 4 | 15 | 11 (5 классы) | |||||
II | 144 | 4 | 15 | 12(6 классы) | |||||
III | 144 | 4 | 15 | 13(7 классы) |
Планируемые результат:
1 год обучения
А) требования к знаниям и умения
- Правила техники безопасности при работе с тканью, электрическим утюгом и при работе на швейной машине
- Виды тканей, названия тканей, структуру материалов.
- Расчеты и построения различных силуэтов.
- Технологическую последовательность изготовления поясной одежды и головных уборов.
2 год обучения
- Правила техники безопасности при работе с тканью, электрическим утюгом и при работе на швейной машине
- Виды тканей, названия тканей, структуру материалов.
- Расчеты и построения различных силуэтов.
- Технологическую последовательность изготовления плечевых изделий с цельновыкроенным рукавом.
- Общие сведения о конструировании одежды.
- Условные обозначения мерок.
3 год обучения
- Правила техники безопасности при работе с тканью, электрическим утюгом и при работе на швейной машине
- Виды тканей, названия тканей, структуру материалов.
- Расчеты и построения различных силуэтов.
- Технологическую последовательность изготовления плечевых изделий с втачным рукавом.
- Общие сведения о конструировании одежды.
- Условные обозначения мерок.
- Составлять поузловую обработку изделий на инструкционных картах.
Б) компетенции и личностные качества, гражданственность, работа в коллективе, взаимопомощь.
В) личностные, метапредметные и предметные результаты развитие мотивации детей к творчеству через умения применять технологии моделирования, конструирования и изготовления одежды. Развитие познавательной деятельности через развитие умений и навыков применения различных технологий моделирования, конструирования и изготовления одежды, в соответствии с возрастной группой.
Формы аттестации - творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, перечень готовых работ, фото, отзывы детей и родителей, свидетельство, сертификат, статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, олимпиада, открытое занятие.
Материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе: в кабинете технологии имеется 15 рабочих столов, 15 швейных машин, 2 оверлока, раскройный стол, зеркало для примерки, две гладильные доски, 2 утюга, 15 ножниц, наборы игл, тренировочная ткань.
Информационное обеспечение – интернет источники.
2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год обучения
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | контроль | ||
всего | теоретич. | практич. | ||||
1 | Раздел 1. Создание изделий из текстильных материалов | Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности | 4 | 1 | 3 | Обсуждение качества выполненной работы, самооценка |
2 | История костюма | 10 | 4 | 6 | ||
3 | Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения | 10 | 4 | 6 | ||
4 | Швейная машина | 10 | 4 | 6 | ||
5 | Конструирование и моделирование швейных изделий | 10 | 4 | 6 | ||
6 | Технология изготовления швейных изделий | 20 | 8 | 12 | ||
7 | Раздел 2. Рукоделие. Художественные ремесла. 8 ч. | Декоративно-прикладное искусство | 4 | 1 | 3 | |
8 | Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно- прикладного искусства | 4 | 1 | 3 | ||
9 | Лоскутное шитьё | 6 | 2 | 4 | ||
10 | Творческий проект «Исторический костюм» | 20 | 6 | 14 | ||
11 | Изготовление костюма | 44 | 1 | 43 | ||
12 | Заключительное занятие | 2 | - | 2 | ||
| Всего: | 144 | 36 | 108 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 год обучения
| Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности. | Вводное занятий запись учащихся, постановка целей и задач, составление расписания, обсуждение и составление плана работы на год. ПТБ. Правила поведения в кабинете. Практическая работа Введение. Ознакомление с оборудования кабинета, ПТБ |
История костюма | Изучение истории костюма и моды как компонентов повседневности. История моды, понятие «мода» глубже, чем история костюма, отражение социально–психологических процессов и представлений о нормах и правилах. Практическая работа История костюма, выбор костюма, выбор материала, составление эскиза. | |
Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения | Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент Практическая работа Свойства текстильных материалов-изучение свойств лабораторным путем по признакам. | |
Швейная машина | Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад Практическая работа Швейная машина- изучение деталей швейной машины, заправка нитей. Машинные швы. | |
Конструирование и моделирование швейных изделий | Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкройки фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами Практическая работа Конструирование и моделирование швейных изделий-построение чертежа, снятие мерок, подготовка выкроек к раскрою, раскрой. | |
Технология изготовления Швейных изделий | Правила безопасной работы с портновскими булавками. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок. Требования к выполнению машинных работ. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука. Обработка накладных карманов. Практическая работа Технология изготовления швейных изделий-ВТО, поузловая обработка изделия. | |
Декоративно-прикладное искусство | Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Практическая работа Декоративно-прикладное искусство-тренировочные упражнения вышивания, кружевоплетения, изготовление сувениров. | |
Основы композиции и Законы восприятия цвета при создании предметов декоративно- прикладного искусства | Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Практическая работа Основы композиции и Законы восприятия цвета – выполнение эскизов в разных видах композиции . | |
Лоскутное шитьё | Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия Практическая работа Лоскутное шитьё-тренировочные упражнения разных схем лоскутной техники. | |
Изготовление изделия «Исторический костюм» | Практическая работа: Изготовление изделия «Исторический костюм» Выбор исторического костюма, составить перечень деталей, эскиз костюма, выбрать ткани, отделочные материалы, изготовить выкройку, составить технологическую последовательность изделие, пооперационное изготовление. | |
Изготовление костюма | Практическая работа Изготовление изделия «Исторический костюм» Изготовление костюма, поузловая обработка изделия, ВТО. Примерка ,исправление дефектов. | |
Заключительное занятие | Практическая работа Выставка, дефиле. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...